Консультация для педагогов на тему: "Самоанализ профессиональной деятельности"
консультация по теме

Финкельштейн Татьяна Яковлена
Консультация для педагогов на тему: "Самоанализ профессиональной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Самоанализ профессиональной деятельности

Слайд 2. Самоанализ представляет собой изучение педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности.

Слайд 3. Самоанализ деятельности обладает рядом функций:

  • диагностической,
  • познавательной,
  • преобразующей,
  • самообразовательной.

Слайд 4. Целью представления аттестуемым самоанализа является подтверждение педагогическим работником достигнутого уровня квалификации, выражающегося:

Слайд 5.

  • в освоении им новейших достижений педагогической науки и практики,

   в профильной области знаний;

  • в умении творчески решать педагогические (управленческие) задачи;
  • в умении осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания (управления);
  • в умении самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять современные педагогические (управленческие) технологии и их элементы;
  • в умении создавать условия для реализации личностных возможностей обучающихся (воспитанников, педагогических работников),
  • в умении применять на практике исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания,
  • в умении планировать и организовывать самообразование обучающихся (педагогических работников) и собственное самообразование.

Самоанализ призван дать полное представление о работе педагога и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы.

Слайд 6. При подготовке самоанализа следует помнить: самоанализ — это нестатистический отчет! Предмет самоанализа – не данные статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующие деятельность педагога. Содержание самоанализа – это не представление имеющихся данных за определенный период, а анализ и интерпретация собственной деятельности.

Слайд 7. Типичные ошибки, которые может допустить педагог при подготовке и написании самоанализа деятельности:

  1. Педагог пишет только о том, что им сделано за отчетный период. Для самоанализа первостепенно важно не то, что сделано педагогом за определенный период времени, а то, какая задача им решается, почему именно эта задача является для него актуальной, что делается педагогом для решения этой задачи и каков результат его деятельности. То есть сначала формулируется проблема, а только потом говорится о шагах, способствующих ее решению.
  2. Избыток фактов и цифр. Зачастую в самоанализе педагог указывает огромное количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации и никак не участвуют ни в оценке ситуации, ни в планируемых педагогом видах деятельности. Для самоанализа важно, прежде всего, то, для чего педагогом применялись те или иные методы, приемы и технологии, почему именно их использовал педагог в своей деятельности, как их использование повлияло на конечный результат.
  3. Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности. Среди педагогов (особенно среди аттестующихся на высшую квалификационную категорию) бытует мнение, что у них не должно быть никаких трудностей, иначе о каком соответствии той или иной категории может идти речь. При подготовке самоанализа следует помнить, что практика становится источником профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога. Педагогическая рефлексия в деятельность – это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Умение видеть существующие в профессиональной деятельности проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации характерны только для сложившегося педагога-профессионала. С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью.

Слайд 8. Помните: написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития. Объем самоанализа как правило составляет 7 печатных страниц и позволять педагогу раскрыть основное его содержание и структуру.

Подготовила:

Зам.зав. по ВМР МКДОУ детского сада «Березка»

Финкельштейн Т.Я.

Приложение 1

Вопросы для самоанализа педагога:

  1. Насколько цель вашей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности образовательного учреждения, где Вы работаете?
  2. Какие важные проблемы Вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? В каком виде представлены результаты разрешения проблем.
  3. Какова Ваша роль в реализации программы развития образовательного учреждения, где Вы работаете?
  4. Каким образом Вы учитываете образовательные потребности детей в своей профессиональной деятельности? Насколько цели, задачи и деятельность согласуются с учетом индивидуальных потребностей обучаемых?
  5. Что Вами делается для эффективного использования времени детей и Вас самого как педагога на уроке (занятии) и вне его? Какие технологии и приемы обучения Вы используете в своей педагогической деятельности? Насколько они соотносятся с потребностями обучаемых?
  6. Как организуется взаимодействие с детьми на занятиях и вне занятий? Как организовано сотрудничество обучаемых (воспитанников)  на уроке (занятии)?
  7. Считаете ли Вы высоким уровень познавательного интереса обучаемых на Ваших уроках (занятиях)? Что предпринимается для развития интереса к изучаемому предмету?
  8. Каким образом обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей отдельных учащихся (воспитанников)с отличающимися возможностями или склонностями?
  9. Какова динамика успеваемости обучаемых по преподаваемому Вами предмету?
  10. Какие методы оценки деятельности обучаемых (воспитанников) Вы используете? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в результате оценки? Каково участие обучаемых в оценке их учебной деятельности?
  11. Оцените уровень психологической атмосферы в классе (группе): какие меры Вами предпринимаются по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости.
  12. Каким образом Вы взаимодействуете с родителями? Как сообщается информация об учебных достижениях? Как Вами учитываются мнения родителей и их запросы относительно успеваемости и прогресса ребенка?
  13. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с коллегами?
  14. Как Вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место здесь занимает самообразование?
  15. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности?

Приложение 2.

Вопросы для самоанализа руководителя образовательного учреждения

  1. Каковы основные характеристики Вашего образовательного учреждения? Кратко опишите его характерные черты. Опишите особые обстоятельства, способствующие или препятствующие улучшению характеристик образовательного учреждения, например:
  • проблемы набора и сохранения состава персонала;
  • мобильность учащихся (воспитанников);
  • важные события в истории образовательного учреждения.

Приведите любые дополнительные характеристики образовательного учреждения, на которые Вы хотели бы обратить особое внимание эксперта.

  1. Кратко сформулируйте особые цели и опишите отличительные черты Вашего образовательного учреждения, например:
  • планируете ли перевод школы в более высокий статус (лицей, гимназия); если Ваша школа уже является таковой - опишите основные изменения, произошедшие вследствие этого;
  • существуют ли какие - либо особые группы, дополнительные услуги или расширенные сферы деятельности;
  • имеется ли важное сотрудничество с другими учреждениями или организациями (например, совместные мероприятия в рамках учебного плана, федеральные и региональные мероприятия).
  1. Что, по Вашему мнению, является ключевыми приоритетами развития Вашего образовательного учреждения? Каким образом они отражены в программе развития Вашего образовательного учреждения?
  2. Определите факторы, положительно и отрицательно влияющие на сохранение и укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни в Вашем образовательном учреждении?
  • Как организуется работа по сохранению и укреплению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни?
  • Ваша роль в развитии и внедрении здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий?
  1. Какова тенденция изменения уровня воспитанности учащихся (воспитанников) за последние 3 года?
  • Какова эффективность созданной в образовательном учреждении системы воспитательной работы?
  • Каково влияние системы самоуправления на уровень воспитательной работы?
  1. Соответствуют ли достигнутые успехи в образовательном процессе поставленным целям?
  2. Каково влияние методической работы на достижение конечных результатов образовательных учреждений?
  3. Оцените уровень морально-психологической атмосферы в Вашем коллективе.
  4. Обеспечила ли система  управления образовательного учреждения достижение запланированных результатов?
  5. Раскройте сущность и содержание экономической мобильности образовательных учреждений.

Приложение 3

Итоги самоанализа профессиональной деятельности

ФИО аттестуемого  работника       _________________________

Дата проведения аттестационного  испытания     _____________

Члены экспертной группы:____________________________________  _______________________________________________________________

                                            Оценочный лист:

Максимальный балл

Критерий

Баллы

оценки эксперта

5 баллов

Наличие системы в педагогической (образовательной, воспитательной) деятельности аттестуемого работника

10 баллов

Умение выявить проблему  в педагогической (образовательной, воспитательной) деятельности  и  причины ее возникновения,  определить пути решения проблемы и реализовать их для получения конкретного результата

5 баллов

Умение устанавливать причинно-следственные связи в рамках педагогической деятельности

5 баллов

Умение осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания

5 баллов

Умение определить уровень эффективности действий при решении проблемы и достижения поставленной цели

5 баллов

Умение критически и объективно оценивать полученные результаты деятельности

5 баллов

Ответы на вопросы подтверждают технологичность, упорядоченность движения педагога к заранее избранному им  педагогическому результату, дают развернутое представление о цели педагогической деятельности.

5 баллов

Культура представления.

ИТОГО:  45 б.

Подписи членов экспертной группы:___________________________________

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 Рекомендуемый рейтинг соответствия:

38-45 баллов - соответствует ВКК        

30-37баллов - соответствует I КК