Консультация для педагогов на тему: "Самоанализ профессиональной деятельности"
консультация по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Самоанализ профессиональной деятельности
Слайд 2. Самоанализ представляет собой изучение педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности.
Слайд 3. Самоанализ деятельности обладает рядом функций:
- диагностической,
- познавательной,
- преобразующей,
- самообразовательной.
Слайд 4. Целью представления аттестуемым самоанализа является подтверждение педагогическим работником достигнутого уровня квалификации, выражающегося:
Слайд 5.
- в освоении им новейших достижений педагогической науки и практики,
в профильной области знаний;
- в умении творчески решать педагогические (управленческие) задачи;
- в умении осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания (управления);
- в умении самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять современные педагогические (управленческие) технологии и их элементы;
- в умении создавать условия для реализации личностных возможностей обучающихся (воспитанников, педагогических работников),
- в умении применять на практике исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания,
- в умении планировать и организовывать самообразование обучающихся (педагогических работников) и собственное самообразование.
Самоанализ призван дать полное представление о работе педагога и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы.
Слайд 6. При подготовке самоанализа следует помнить: самоанализ — это нестатистический отчет! Предмет самоанализа – не данные статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующие деятельность педагога. Содержание самоанализа – это не представление имеющихся данных за определенный период, а анализ и интерпретация собственной деятельности.
Слайд 7. Типичные ошибки, которые может допустить педагог при подготовке и написании самоанализа деятельности:
- Педагог пишет только о том, что им сделано за отчетный период. Для самоанализа первостепенно важно не то, что сделано педагогом за определенный период времени, а то, какая задача им решается, почему именно эта задача является для него актуальной, что делается педагогом для решения этой задачи и каков результат его деятельности. То есть сначала формулируется проблема, а только потом говорится о шагах, способствующих ее решению.
- Избыток фактов и цифр. Зачастую в самоанализе педагог указывает огромное количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации и никак не участвуют ни в оценке ситуации, ни в планируемых педагогом видах деятельности. Для самоанализа важно, прежде всего, то, для чего педагогом применялись те или иные методы, приемы и технологии, почему именно их использовал педагог в своей деятельности, как их использование повлияло на конечный результат.
- Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности. Среди педагогов (особенно среди аттестующихся на высшую квалификационную категорию) бытует мнение, что у них не должно быть никаких трудностей, иначе о каком соответствии той или иной категории может идти речь. При подготовке самоанализа следует помнить, что практика становится источником профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога. Педагогическая рефлексия в деятельность – это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Умение видеть существующие в профессиональной деятельности проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации характерны только для сложившегося педагога-профессионала. С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью.
Слайд 8. Помните: написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития. Объем самоанализа как правило составляет 7 печатных страниц и позволять педагогу раскрыть основное его содержание и структуру.
Подготовила:
Зам.зав. по ВМР МКДОУ детского сада «Березка»
Финкельштейн Т.Я.
Приложение 1
Вопросы для самоанализа педагога:
- Насколько цель вашей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности образовательного учреждения, где Вы работаете?
- Какие важные проблемы Вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? В каком виде представлены результаты разрешения проблем.
- Какова Ваша роль в реализации программы развития образовательного учреждения, где Вы работаете?
- Каким образом Вы учитываете образовательные потребности детей в своей профессиональной деятельности? Насколько цели, задачи и деятельность согласуются с учетом индивидуальных потребностей обучаемых?
- Что Вами делается для эффективного использования времени детей и Вас самого как педагога на уроке (занятии) и вне его? Какие технологии и приемы обучения Вы используете в своей педагогической деятельности? Насколько они соотносятся с потребностями обучаемых?
- Как организуется взаимодействие с детьми на занятиях и вне занятий? Как организовано сотрудничество обучаемых (воспитанников) на уроке (занятии)?
- Считаете ли Вы высоким уровень познавательного интереса обучаемых на Ваших уроках (занятиях)? Что предпринимается для развития интереса к изучаемому предмету?
- Каким образом обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей отдельных учащихся (воспитанников)с отличающимися возможностями или склонностями?
- Какова динамика успеваемости обучаемых по преподаваемому Вами предмету?
- Какие методы оценки деятельности обучаемых (воспитанников) Вы используете? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в результате оценки? Каково участие обучаемых в оценке их учебной деятельности?
- Оцените уровень психологической атмосферы в классе (группе): какие меры Вами предпринимаются по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости.
- Каким образом Вы взаимодействуете с родителями? Как сообщается информация об учебных достижениях? Как Вами учитываются мнения родителей и их запросы относительно успеваемости и прогресса ребенка?
- Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с коллегами?
- Как Вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место здесь занимает самообразование?
- С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности?
Приложение 2.
Вопросы для самоанализа руководителя образовательного учреждения
- Каковы основные характеристики Вашего образовательного учреждения? Кратко опишите его характерные черты. Опишите особые обстоятельства, способствующие или препятствующие улучшению характеристик образовательного учреждения, например:
- проблемы набора и сохранения состава персонала;
- мобильность учащихся (воспитанников);
- важные события в истории образовательного учреждения.
Приведите любые дополнительные характеристики образовательного учреждения, на которые Вы хотели бы обратить особое внимание эксперта.
- Кратко сформулируйте особые цели и опишите отличительные черты Вашего образовательного учреждения, например:
- планируете ли перевод школы в более высокий статус (лицей, гимназия); если Ваша школа уже является таковой - опишите основные изменения, произошедшие вследствие этого;
- существуют ли какие - либо особые группы, дополнительные услуги или расширенные сферы деятельности;
- имеется ли важное сотрудничество с другими учреждениями или организациями (например, совместные мероприятия в рамках учебного плана, федеральные и региональные мероприятия).
- Что, по Вашему мнению, является ключевыми приоритетами развития Вашего образовательного учреждения? Каким образом они отражены в программе развития Вашего образовательного учреждения?
- Определите факторы, положительно и отрицательно влияющие на сохранение и укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни в Вашем образовательном учреждении?
- Как организуется работа по сохранению и укреплению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни?
- Ваша роль в развитии и внедрении здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий?
- Какова тенденция изменения уровня воспитанности учащихся (воспитанников) за последние 3 года?
- Какова эффективность созданной в образовательном учреждении системы воспитательной работы?
- Каково влияние системы самоуправления на уровень воспитательной работы?
- Соответствуют ли достигнутые успехи в образовательном процессе поставленным целям?
- Каково влияние методической работы на достижение конечных результатов образовательных учреждений?
- Оцените уровень морально-психологической атмосферы в Вашем коллективе.
- Обеспечила ли система управления образовательного учреждения достижение запланированных результатов?
- Раскройте сущность и содержание экономической мобильности образовательных учреждений.
Приложение 3
Итоги самоанализа профессиональной деятельности
ФИО аттестуемого работника _________________________
Дата проведения аттестационного испытания _____________
Члены экспертной группы:____________________________________ _______________________________________________________________
Оценочный лист:
Максимальный балл | Критерий | Баллы оценки эксперта |
5 баллов | Наличие системы в педагогической (образовательной, воспитательной) деятельности аттестуемого работника | |
10 баллов | Умение выявить проблему в педагогической (образовательной, воспитательной) деятельности и причины ее возникновения, определить пути решения проблемы и реализовать их для получения конкретного результата | |
5 баллов | Умение устанавливать причинно-следственные связи в рамках педагогической деятельности | |
5 баллов | Умение осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания | |
5 баллов | Умение определить уровень эффективности действий при решении проблемы и достижения поставленной цели | |
5 баллов | Умение критически и объективно оценивать полученные результаты деятельности | |
5 баллов | Ответы на вопросы подтверждают технологичность, упорядоченность движения педагога к заранее избранному им педагогическому результату, дают развернутое представление о цели педагогической деятельности. | |
5 баллов | Культура представления. | |
ИТОГО: 45 б. |
Подписи членов экспертной группы:___________________________________
____________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Рекомендуемый рейтинг соответствия:
38-45 баллов - соответствует ВКК
30-37баллов - соответствует I КК