«Информационно - коммуникационное пространство как инновационная составляющая дошкольного образовательного учреждения».
статья на тему

Кливиткина Вера Николаевна

Имеющийся в настоящее время отечественный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса,  управленческих функций, взаимодействия с родителями и общественностью.  В данной работе раскрывается актуальность создания информационно-коммуникационного пространства в ДОУ,  использование ИКТ  в контрольно-управленческой и методической работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx40.66 КБ

Предварительный просмотр:

 «Информационно - коммуникационное  пространство как инновационная составляющая дошкольного образовательного учреждения».

Кливиткина В.Н.,

заместитель заведующей по ВМР

Детский сад № 8 «Светлячок»

Введение

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно владеющий информационно - коммуникационной культурой, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

   Применение во всех видах деятельности человека информационно-коммуникационных технологий привело к возникновению глобального мирового информационного пространства, на вхождение в которое ориентировано и развитие системы образования современной России.  В информационном письме Минобразования говорится, что научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования.[4] Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.

Информатизация дошкольного  образования  – это процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий  во все направления работы дошкольного учреждения. Информационно-коммуникационные технологии уже сейчас активно внедряются в  систему дошкольного образования, что требует  ФЗ - № 273 РФ «Об образовании в Российской Федерации» [1] и ФГОС дошкольного образования. [2] ИКТ используются в работе с детьми и родителями, в методической работе и управлении дошкольным учреждением. И информатизация дошкольного образования — процесс объективный и неизбежный.

Актуальность создания информационно-коммуникационного пространства в ДОУ.

        Имеющийся в настоящее время отечественный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса,  управленческих функций, взаимодействия с родителями и общественностью. Как показывает практика, без  информационно - коммуникационных технологий уже невозможно представить современное дошкольное учреждение, главной целью внедрения которых является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники воспитательно-образовательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

      Использование информационных - коммуникационных технологий в дошкольном образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, повысить его эффективность, обеспечить открытость работы ДОУ для родителей и  для вышестоящих организаций и институтов гражданского общества, повысить уровень безопасности детей, упростить оформление документов для родителей. И, конечно, использование ИКТ облегчит  труд работников ДОУ, помогая выполнять воспитательно-образовательную, контрольно-управленческую, информационную, коммуникационную, охранную и PR-функцию.

       Качественная реализации воспитательно-образовательной деятельности происходит за счёт использования Интернет-ресурсов, медиатеки, электронных библиотек, радио, телевидения, аудио систем. Для  эффективности и облегчения методической работы с педагогическим коллективом, проведения отчётности используются шаблоны и конструкторы методических  и отчётных форм, используется хранение документов (конспектов, сценариев, методических рекомендаций, материалов Педагогических советов и т.п.) на электронных носителях, используется мультимедийное оборудование для показа презентаций.

   Для обеспечения открытости работы ДОУ для контролирующих органов и родителей  служит официальный сайт. Электронный документооборот упрощает оформления документов, реализация постановлений и приказов вышестоящих организаций. Электронная почта обеспечивает коммуникацию и переписку. А наличие систем видео-наблюдения и защиты повышает уровень безопасности детского сада. Использование компьютеров, различного программного обеспечения, материалов Интернет-ресурсов расширяет возможности  для самореализации  и  самообразования для каждого руководителя и педагога  ДОУ.

     Создание модели информационно-коммуникационного образовательного пространства детского сада требует развития персональных компетенций руководителей и педагогов в области компьютерных технологий,  умения использовать  технические возможности компьютера, владения программным обеспечением, четкого  выполнения санитарных норм и правил использования компьютеров, владения методикой работы с  дошкольниками с использованием информационных технологий.

Информационно-коммуникационное пространство ДОУ должно стать инструментом для обработки информации, мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей,  дошкольников и общественности.

Использование информационно-коммуникационного пространства ДОУ в контрольно-управленческой и  

методической работе.

       Одно из главных условий создания информационно - коммуникационного пространства  ДОУ –  должны работать руководители и педагоги, владеющие ИКТ - технологиями. В своем учреждении я являюсь консультантом по ИКТ, организатором информационной образовательной среды. Но, как бы ни были хороши и качественны информационные ресурсы, они эффективны только в руках владеющего современными образовательными технологиями педагога.

     Была поставлена цель: Совершенствование единой информационной образовательной среды с целью обеспечения согласованного доступа к информации всех участников воспитательно-образовательного процесса;

максимальное использование ресурсов информационно-коммуникационных технологий в контрольно-управленческой и методической работе.  Достигнуть этой цели было возможно через решение следующих задач:

- изучить   специальную литературу по использованию ИКТ, овладеть  разными компьютерными  программами;

- внедрить использование ИКТ  в контрольно-управленческую и  методическую  работу;

- разработать рекомендации по использованию ИКТ - технологий в ДОУ.

Я ознакомилась с методической литературой по использованию ИКТ, самостоятельно и с помощью видеоуроков в сети Интернет  расширила свои возможности по использованию разных компьютерных программ.

     Приобретенные знания, умения  и навыки я активно применяю    в методической, контрольно - управленческой деятельности, в работе педагогами,  родителями и общественностью. Широкое применение мною ИКТ в системе методической работы способствовало   увеличению информационные потоки с использованием сети Интернет, осуществлению быстрой обратной связи с коллегами (электронная почта, электронные доски объявлений), получению  объективной картины уровня профессионального мастерства педагогов (компьютерные тесты,   диагностические комплексы).

          Я использую компьютер в качестве незаменимого помощника в делопроизводстве по  созданию различных баз данных. Компьютер необходим при оформлении  обобщения опыта работы педагогов, при подготовке к аттестации, при проведении родительских собраний, консультаций, Педагогических советов, при  оформлении документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволяет мне не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.  Применение различных компьютерных программ помогает мне  в разработке и создании электронного продукта: коллажи, пригласительные для родителей, поздравления  для  детей, информация и памятки для родителей и т.д.   Этот же электронный продукт демонстрируется, презентуется мною на методических объединениях, родительских собраниях, различных конкурсах, Педагогических советах.

           Использование Интернета помогает  обеспечить информационное, коммуникационное  и научно-методическое сопровождения управления ДОУ и образовательного процесса в дошкольном учреждении. Материалы и информация многочисленных Интернет-сайтов помогает в подборе иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек.

           Я  уже давно создала свою страничку на профессиональном сайте  «Социальная сеть работников  образования», где в открытом доступе я разместила  свои материалы. Это позволило мне  продемонстрировать свой опыт, познакомиться с   наработками других педагогов, обеспечивает сетевое общение и обмен опытом. Для ведения обстоятельных обсуждений педагогических тем с коллегами и консультации со специалистами я пользуюсь форумами в сетевых педагогических сообществах. Мне интересны сетевые технологии общения. Многие педагогические журналы имеют электронную версию в сети Интернет, скачав их, я создаю  медиатеку статей по направлениям методической и образовательной работы.

        Для более оперативного взаимодействия ДОУ имеет доступ к сети Интернет. Электронная почта позволяет мобильно реагировать на информацию, повысила оперативность при работе с входящей документацией, при выполнении приказов, распоряжений, отчетов и других документов, обеспечивает электронную связь между  дошкольными учреждениями, с Комитетом по образованию, с другими общественными институтами и  организациями.

      Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» [ст. № 29 ФЗ - № 273 «Об образовании в Российской Федерации»]  

         Наличие   официального сайта  детского сада (http://egords8.edumsko.ru/) обеспечивает открытость  деятельности ДОУ для контролирующих организаций, родителей, общественности. После назначения меня мотератором официального сайта, я самостоятельно с помощью видеуроков для модераторов научилась оформлять сайт, размещать нормативные документы, статьи,  фотографии и видеосюжеты, делать ссылки на другие сайты и др.  В данное время сайт полностью оформлен, имеет своих подписчиков, осуществляет рассылку новостей. В Общероссийском рейтинге школьных сайтов принята наша заявка на участие. Родители воспитанников имеют возможность  на сайте  познакомится с нормативной базой ДОУ, с коллективом, с материально-техническими условиями, образовательной программой, быть в курсе событий, о которых сообщается в ленте новостей. Сайт детского сада выполняет  также и PR-функцию.

      Презентации - современный интерактивный способ представления и хранения информации. Программа доступна для освоения и дальнейшей работы с ней. Она даёт возможность постоянно дополнять и обновлять информацию, экономит пространство при архивации и хранении практических материалов, а также позволяет создавать и архивировать практические материалы и документы на электронных носителях. Наряду с этим появляется возможность разнообразить и сделать наиболее интересными и эффективными  формы методической работы.

      Используя в процессе подготовки и проведения семинаров, консультаций демонстрационно - энциклопедическические программы и  презентации, они позволяют подготовить выступление на наглядной основе, создать конспекты сообщений и материалов для раздачи слушателям. Мультимедийное сопровождение  я использую при проведении Педагогических советов, семинаров, выступлений на совещаниях руководителей и районных методических объединений. Быструю и качественную подготовку демонстрационных материалов для организации и проведения мероприятий обеспечивают  современные компьютерные разработки, позволяющие  соединить в пределах одной программы тексты, графику, звук, анимацию, фотоизображения, большие объемы  видеоматериалов. Показ презентаций способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным, позволяет слушателям при желании конспектировать услышанное. (Приложение 1)        

        Созданные мною презентации выполняют функции демонстрационного материала, заменяют множество картинок, плакатов и аудиозаписей. Мультимедийные презентации помогают мне   создавать, визуализировать и сохранять экспозиции из детских рисунков и поделок. Ведь нет ничего проще, чем сфотографировать понравившиеся детские работы и составить из них электронную выставку на сайте детского сада.

     Для повышения квалификации я использую дистанционное обучение – вебинары. Данный формат позволяет мне участвовать в интерактивных презентациях, совещаниях, тренингах, лекциях и опросах удаленно, не покидая рабочего места или дома. По окончании  вебсеминара выдается электронный сертификат, который потом можно распечатать.

        Создание модели информационно - коммуникационного  пространства детского сада требует  развития персональных компетенций педагогов в области компьютерных технологий,     освоения  работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения образовательной работы с детьми на качественно новом уровне.

        Поэтому, одним из направлений моей методической работы - научить коллег оценивать уровень интеграции своей педагогической деятельности в информационную образовательную среду, анализировать возможности информационно-коммуникационной среды  своего учреждения, выбирать и использовать инструменты ИКТ, электронные образовательные ресурсы

 в соответствии с задачами своей профессиональной педагогической деятельности.

         Для  повышения информационно - коммуникационной культуры у педагогических работников, для освоения педагогами компьютерных программ  я организовала обучающие занятия. Я познакомила  с  функциями и основными инструментами ИКТ - технологий, с соответствующими санитарными правилами и нормами (СанПиН), предъявляемыми при использовании в работе с детьми ИКТ-технологий, требованиями, которые предъявляются к профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В  соответствии  с данными требованиями педагоги дошкольного образования   должны  « владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста» [3].

        В помощь педагогам  предоставила список профессиональных педагогических Интернет-сайтов,  Интернет-форумов,  материалы которых можно использовать для самообразования по различным направлениям педагогический работы, для разработки конспектов проведения непосредственно образовательной деятельности по разным образовательным областям, для подготовки консультаций,  родительских собраний и др. Разработала рекомендации по использованию ИКТ в работе с детьми.  Провела семинар по созданию и  использованию мультимедийных презентаций в образовательном процессе. Воспитатели оценили преимущество использования ИКТ-технологий в ДОУ.

      Внедрения ИКТ-технологий  в практику работы дошкольного учреждения в целом, и в частности в практику методической работы, оказало эффективное влияние на  формирование информационно-образовательной среды и как следствие совершенствование методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности как руководителя так и  педагогического состава. Это будет способствовать не только самосовершенствованию педагога, но и позволит повысить качество образовательного процесса в целом.  

       

Заключение.

      Создание информационно-коммуникационной среды ДОУ дало результаты. Использование ИКТ-технологий  способствовало  повышению качества контрольно-управленческих  функций, методической работы с  педагогами, информационной открытости деятельности детского сада. Педагоги ДОУ умеют создавать графические и текстовые документы, владеют навыками поиска информации в Интернете. Конечно, еще не все овладели программой Power Point для создания мультимедийных презентаций; научились разрабатывать занятия с использованием информационных технологий; овладели  способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями. Многие изъявили желание пройти обучение на курсах повышения квалификации по вопросам использованию ИКТ-технологий  в работе педагога дошкольного учреждения.

             Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Не стоит опасаться предстоящих изменений, важно помнить, что компьютер придуман для людей, а не наоборот. В этом - залог его дружественности, полезности и безусловной эффективности. Чудеса творят не компьютеры, а педагоги!

Литература.

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ  от 29 декабря 2012г. «Об образовании в

      Российской       Федерации».

  1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

     (утверждён  приказом  Министерства образования и науки  РФ

      №   1155 от 17 октября  2013г.)

  1. «Профессиональный стандарт «Педагог»

     (утверждён  приказом Министерства труда и социальной защиты РФ

     от   18 октября 2013 г. № 544н )

  1. Информационное письмо Министерства образования РФ от 25 мая 2001 г. № 753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России».
  2. Исса  О. Ф. Использование сайта в работе методического центра/ О. Ф. Исса, А. В. Минина. - : Положение об официальном сайте лаборатории дошкольного образования методического центра ЮОУО департамента образования г. Москвы // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2012. - № 5. - С.14-20.
  3. Краснобоярова, О. А.  Внедрение ИКТ в образовательный процесс ДОУ: / Краснобоярова О. А. // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - N 9. - С.114-119.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения

Процесс модернизации образования неразрывно связан с его информатизацией. Информационная копетентность педагога ДОУ является компонентом его общей педагогической культуры, показателем профессиональног...

«Развитие инновационного потенциала дошкольного образовательного учреждения – основа повышения качества дошкольного образования»

Человек, который почувствовал ветер перемен,должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу.М. ДзедунНа современном этапе, в связи с введением в действие Федерального государственного образо...

Проект Мотивация педагогов для участия в инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения

ПроектМотивация педагогов для участия в инновационной деятельности  дошкольного образовательного учреждения...

Использование здоровьесберегающей педагогики в инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения

Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование ...

Статья "Использование информационно - коммуникационных технологий педагогами в дошкольном образовательном учреждении".

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГАМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...

Развитие инновационного потенциала дошкольного образовательного учреждения- основа повышения качества дошкольного образования

Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждениях инновационной деятельности, направленной на проектирование...