Сообщение на тему " ФГОС дошкольного образования".
статья на тему

Кливиткина Вера Николаевна

Сообщение на Педагогическом совете на тему "ФГОС дошкольного образования".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx29.92 КБ
Файл pedsovet.pptx1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Сообщение

«ФГОС дошкольного образования».

(с показом презентации)

             Сегодня в обществе идет становление новой системы  дошкольного образования. Основополагающими документами  нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются:

•       Конституция Российской Федерации;

•      Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ   «Об образовании в Российской Федерации»

•      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17 октября 2013 г. N 1155)

•      «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности»  (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);

•      Санитарно-эпидемиологические требования к  устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

       И  мы должны понимать, что стандарт дошкольного образования — это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства.

   Что означает понятие «стандарт».

     (англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов»

     «Стандарт – комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования (к продукции), устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей; гарантии – условия и механизмы, обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и их всестороннюю охрану».

      Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование.

      ФГОС - система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

    ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня  ДОУ, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

Задачи ФГОС дошкольного образования.

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
  • формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

      Стандарт является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования.   Основная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается самостоятельно дошкольным образовательным учреждением на основе ФГОС и с учетом примерных основных и вариативных образовательных программ.

     Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе: к структуре основных образовательных программ; к условиям их реализации;   к результатам их освоения.

        Необходимо отметить, что образовательную деятельность мы осуществляем на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду в  различных видах деятельности и охватываем структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей, т.е. образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

      Естественно, конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах деятельности.

         Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования является: «возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)».

Рассмотрим задачи   каждой образовательной области.

 Социально-коммуникативное развитие

   Основная цель -  позитивная социализация детей дошкольного возраста,  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства

Основные задачи:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

    Основная цель – развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей,  включая сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие

Основные задачи:

  • развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве,
  • формирование представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие

     Основная цель – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Основные задачи:

  • овладение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов  различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие.

Основные задачи:

  • развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

 Физическое развитие.

Основная цель: гармоничное физическое развитие; формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой; формирование основ здорового образа жизни.

 Основные задачи

  • приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

           В соответствии с ФГОС дошкольного образования мы ставим во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. При организации работы с детьми используем следующие виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, двигательную, познавательно-исследовательскую, изобразительную, самообслуживание и элементарный бытовой труд, музыкальную, конструирование  и  восприятие художественной литературы и фольклора.

          ФГОС дошкольного образования – это стандарт условий, а не стандарт результата. Он требует создания в детских садах определённых условий: психолого-педагогических, кадровых, материально-технических, финансовых и касающихся развивающей предметно-пространственной среды. Чтобы создать эти условия, потребуется много времени.

       И основная задача – создавать эти условия, при которых  дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования.

     Одно из главных условий перехода на стандарт – это кадровое обеспечение. Воспитатель должен иметь  педагогическое образование, обладать широким спектром психологических знаний, основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития ребёнка.

     Учитывая     специфику дошкольного возраста, мы должны знать, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. И надо отметить,  что наиболее значимое отличие дошкольного образования от начального общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. И развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Еще стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального общего образования  тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

     ФГОС предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Они представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

   Целевые ориентиры выступают основами преемственности дошкольного и начального общего образования. Целевые ориентиры предполагают формирование у детей предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ФГОС дошкольного образования» В ногу со временем: изучаем проект ФГОС ДО ! Заместитель заведующей по ВМР Кливиткина В.Н. Детский сад № 8 «Светлячок»

Слайд 2

Основополагающие документы: Конституция Российской Федерации; • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17 октября 2013 г. N 1155) • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013); • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

Слайд 3

Понятие ФГОС (англ . standart – норма, образец ) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов» « Стандарт – комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования (к продукции), устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей; гарантии – условия и механизмы, обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и их всестороннюю охрану» Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование. ФГОС - система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

Слайд 4

Цели ФГОС ДО обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения ; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Слайд 5

Задачи ФГОС ДО охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей; обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

Слайд 6

Основная образовательная программа разрабатывается самостоятельно ДОУ на основе ФГОС и с учётом комплексных и вариативных программ. Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе: к структуре основных образовательных программ; к условиям их реализации; к результатам их освоения.

Слайд 7

Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие

Слайд 8

Социально-коммуникативное развитие Основные задачи: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Слайд 9

Познавательное развитие Основные задачи: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме , темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); формирование представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Слайд 10

Речевое развитие Основные задачи: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как п редпосылки обучения грамоте.

Слайд 11

Художественно-эстетическое развитие Основные задачи: развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания п роизведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Слайд 12

Основные задачи приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Физическое развитие

Слайд 13

Игровая Коммуникативная Двигательная Познавательно-исследовательская Изобразительная Самообслуживание и элементарный бытовой труд Музыкальная Конструирование Восприятие художественной литературы и фольклора. Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО:

Слайд 14

ФГОС дошкольного образования – это стандарт условий, а не стандарт результата. Он требует создания в детских садах определённых условий: психолого-педагогических, кадровых, материально-технических, финансовых и касающихся развивающей предметно-пространственной среды.

Слайд 15

ФГОС предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, в частности, целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте на этапе завершения дошкольного образования Целевые ориентиры выступают основами преемственности дошкольного и начального общего образования.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика SWOT-анализа на педагогическом совете по теме: ФГОС дошкольного образования

SWOT- анализ – метод маркетингового анализа в виде процедур сбора данных и установления соответствия между внутренними сильными  и слабыми свойствами организации, благоприятными  и неблагопр...

Методика SWOT-анализа на педагогическом совете по теме: ФГОС дошкольного образования

SWOT- анализ – метод маркетингового анализа в видепроцедур сбора данных и установления соответствия между внутренними сильными  и слабыми свойствами организации, благоприятными  и неблагопри...

Презентация (ознакомительный материал) на тему: ФГОС дошкольного образования

ознакомительный материал для родителей (законных представителей) воспитанников...

Выступление на городском семинаре по теме: "ФГОС дошкольного образования"

Выступление из опыта работы на городском семинаре "Школа молодого педагога"....

Семинар – практикум Тема: «ФГОС дошкольного образования в условиях современной социокультурной ситуации»

Перемены… Наверно большинство из нас боится перемен. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень непрерывного образования. Конечно, многие не готовы менять что-то в...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЧАС ТЕМА: «ФГОС дошкольного образования: основные компетенции педагогического работника дошкольного учреждения»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЧАСТЕМА: «ФГОС дошкольного образования: основные компетенции педагогического работника дошкольного учреждения» Дата проведения:  _______________________Цель: Со...


 

Комментарии

Интересный материал. Подробно и понятно рассказано о содержании ФГОС ДО. Спасибо за презентацию.