Педаогический совет "Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ"
учебно-методический материал на тему

Цель: повысить уровень физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx39.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 31 г. Лениногорска»

МО «ЛМР» РТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

«СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОУ»

Подготовила  

старший воспитатель

Султанова Миляуша Марсельевна

Лениногорск, 2015 год

Цель: повысить уровень физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

Задачи: проанализировать работу педагогов по сохранению и укреплению здоровья дошкольников; стимулировать творческую профессиональную активность педагогов по решению данной проблемы; пополнить банк идей новыми инициативами педагогов по оздоровительной работе с детьми, взаимодействию с семьей.

Форма проведения: деловая дискуссия.

Повестка педагогического совета:

  1. Вступительное слово по теме педагогического совета старшего воспитателя ДОУ.
  2. Проведение старшим воспитателем продуктивной рефлексивно-ролевой игры «Что поможет ребенку в нашем детском саду быть здоровым?».
  3. Физминутка.
  4. Анализ заболеваемости детей по возрастным группам. Выступление ст. медсестры.
  5. Сообщение воспитателя по физвоспитанию «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников».
  6. Анализ выдвинутых педагогами идей. Разработка «Программы действий» педагогического коллектива ДОУ по сохранению здоровья дошкольников.
  7. Сообщение музыкального руководителя детского сада «Музыкотерапия в детском саду».

Сеанс релаксации под музыку. Психогимнастика «Веселый пирог».

  1. Презентация газеты для педагогов «Я здоровым быть могу - сам себе я помогу».
  2. Выработка совместного проекта решения с указанием сроков и ответственных.

                  Ход педсовета

1. Вступительное слово «Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ». (Султанова М.М.)

Здоровый малыш - это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества. Чтобы помочь родителям сохранить здоровье своего ребенка, детский сад должен вести физкультурно-оздоровительную работу.

Каждое образовательное учреждение несет ответственность за здоровье детей. Большую часть времени дошкольники проводят именно в детском саду, под присмотром педагогического и медицинского персонала. Коллектив должен активно проводить профилактическую работу по сохранению и укреплению здоровья каждого ребенка, решать  задачи психофизического развития ребенка, подготовки его к школе, широко используя здоровьесберегающие технологии.

Эффективность оздоровительной работы напрямую зависит от организации образовательного процесса, чтобы обучение, развитие и воспитание детей не наносило ущерба их здоровью.

  Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической стороны, так и психической.

 По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% - от окружающей среды, на 16 – 20% - от наследственности и на 10 – 15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.

Слайд № 3

 Прекрасно сказал об этом Вальтер Шененберг: "Здоровье – это та вершина, которую каждый должен одолеть сам".  К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение.

- А по вашему мнению, что такое здоровье?  (педагоги предлагают свои варианты ответов)

Слайд № 4

 Ученые предлагают следующую формулировку:

 Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.

 Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.

 Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.

 Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.

 Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

 Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.

 - Прочитайте ещё раз определения, что такое здоровье. И выберите ту формулировку, которая наиболее близка нам и соответствует теме сегодняшнего педсовета.

Правильно организованная воспитательно-образовательная работа в ДОУ нередко в большей степени, чем медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает полноценное здоровье, предупреждает развитие заболеваний ребенка на самых ранних стадиях.

 Начинать необходимо с выявления тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр.

 Давайте сейчас попробуем определить: «Что поможет ребенку в нашем детском саду быть здоровым?».

2.  Проведение продуктивной рефлексивно-ролевой игры «Что поможет ребенку в нашем детском саду быть здоровым?».

(Старший воспитатель.)

Педагогам предлагают разделиться на 4 групп, выбрав для своего стола соответствующую табличку: «Воспитатели», «Родители», «Администрация» (заведующая ДОУ, старший воспитатель, медицинский персонал, заместитель заведующей по хозчасти), «Специалисты» (музыкальные руководители, инструктор по физвоспитанию). Каждая группа определяет со своей точки зрения причины заболевания дошкольников и предлагает любые, даже самые неожиданные и смелые, идеи для их решения. Все идеи заносятся в протокол.

№ п/п

Группа

Примерные идеи

1

Воспитатели

  1. «Начни с себя!» - педагогам надо научить заботиться о своем здоровье.
  2. Самообразование воспитателей по вопросам использования технологий здоровьесбережения. Проведение семинаров, консультаций специалистов по этому вопросу.
  3. Следует проанализировать эффективность используемых педагогических приемов воздействия на здоровье детей.
  1. Недостаток мебели в групповых комнатах, соответствующих росту детей.
  2. Проводить беседы с родителями о пользе здорового образа жизни. Организовать клуб «Здоровая семья».

2

Родители

  1. Надо найти способ «оторвать» детей от телевизора и компьютера.
  2. Надо найти время для занятий спортом с детьми. Например, по дороге из детского сада пробежаться, сделать на свежем воздухе несколько физических упражнений.
  3. Принцип «Начни с себя» эффективен для всех.
  4. Надо чаще брать пример со своих детей. Они ежедневно укрепляют свое здоровье в детском саду.
  5. Беседы с педагогами о здоровом образе жизни приносят пользу

3

Администрация

  1. Необходимо организовать обучение педагогов методам и технологиям, сохраняющим здоровье детей.
  2. Провести беседы, консультации с родителями о необходимости соблюдения режима дня дома, правильном питании детей (с показом видеоматериалов).
  1. Увеличить двигательную активность детей в течение дня с целью профилактики гиподинамии, нарушений осанки.
  2. Рекомендовать педагогам учитывать все индивидуальные психофизические особенности своих воспитанников

4

Специалисты

  1. Систематически использовать технологии здоровьесбережения на занятиях.
  2. Приобрести спортивную форму и обувь для всех детей.
  3. Регулярно проветривать и увлажнять помещения, особенно в зимнее время.
  4. Приобрести или сделать с помощью родителей пособия и игры для проведения оздоровительных игр.
  5. Проведение музыкотерапии в течение дня для детей и сотрудников

Для того чтобы проанализировать данные идеи, выбираются эксперты - представители каждой группы. Пока идеи ими обсуждаются, проводятся следующие этапы педсовета.

Слайд № 5

По мнению ученых, причинами катастрофического состояния здоровья детей следующие:

 - Раннее начало систематического обучения без учета ведущего вида деятельности;

 - Недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;

-  Перенасыщение учебного процесса;

- Стрессовые последствия авторитарной педагогики;

-  Несоответствие некоторых программ и методик обучения возрастным особенностям детей;

- Несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;

-  Недостатки в системе физического воспитания.

3. Физминутка «На зарядку дружно встали» (В. И. Ковалько).

Мы опять сидеть устали,

На зарядку дружно встали.

Руки в бок, посмотрим вправо.

Поворот налево плавный.

Поднимаем мы колени,

Занимаемся без лени.

Поднимаем их повыше.

Может быть, коснемся крыши?

Наклоняемся до пола.

Прогибаемся поглубже.

Вправо-влево три наклона

Повторяем снова дружно.

От души мы потянулись        

(Потягивания - руки вверх и в стороны)

И на место вновь вернулись.        

Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе необходимо оборудовать физкультурные уголки: в них должно быть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

 Необходимо организовать  работу валеологического характера, которые помогут ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.

 В "уголках здоровья" разместить материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя будут получать элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

 Инструктором по физической культуре должны проводится физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Во время физкультурных занятий детей необходимо знакомить с комплексом упражнений, целью которого является профилактика простудных заболеваний, плоскостопия и нарушений осанки. Педагогу по физкультуре на занятиях активней использовать музыкальное сопровождение, игровые и проблемные методы обучения.

 Формирование двигательных навыков и умений способствует и организация двигательной активности детей на прогулке.

 Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей можно использовать  различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и самомассажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включать мероприятий на расслабление: минутки радости, минутки музыко - и смехотерапии, сказкотерапии.

 Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей необходимо использовать как традиционные, так и более активно нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала "Здоровье", тематические выставки, библиотека здоровья, оформить информационные уголки здоровья "Вот я – болеть не буду", "Как я расту", проводить консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители в нашем детском саду родители постоянные участники всех спортивных конкурсов, выставок проводимых в ДОУ.

 Совместные занятия воспитателей и родителей создают возможность выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания образа жизни ребенка.

Слайд 6-19

4. Анализ заболеваемости детей по возрастным группам.

(Выступление ст. медсестры)

Название группы

Группы здоровья,

Кол-во человек

Простудные заболевания

I

II

III

IV

Кол-во случаев

Заболевания

2014 г.

2015 г.

2014 г.

2015 г.

2014 г.

2015 г.

2014 г.

2015 г.

2014 г.

2015 г.

2014 г.

2015 г.

I младшая №1, №2

13

4

23

15

1

9

9 - ОРВИ

II младшая

8

4

16

16

1

9

6

9-ОРВИ

6-ОРВИ

II младшая (татарская)

-

8

-

11

1

3

6

3-ОРВИ

1-тонзилит;

1-в\оспа;

4-ОРВИ

Средняя

11

4

13

20

1

-

6

-

1-о.бронхит;

1-о. тонзилит;

4-ОРВИ

Старшая

10

7

15

16

-

1

-

1

3

8

3-ОРВИ

1-пневмония;

1-в\оспа;

1-микроспория;

5-ОРВИ

Подготовительная

8

3

15

22

1

3

1-ОРВИ

3-ОРВИ

Всего

50

30

82

100

2

3

-

1

16

38

16-ОРВИ

31-ОРВИ;

2-о.тонзилит;

2-в\оспа;

1-о.бронхит;1-пневмония;1-микроспория

5.        Сообщение «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников». (Инструктор по физвоспитанию.)

6.        Анализ выдвинутых педагогами идей. Разработка «Программы действий» педколлектива ДОУ по сохранению здоровья дошкольников.

Эксперты, проанализировав идеи педагогов, выделили основные проблемы и сформулировали задачи для дальнейшей работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ:

•        Обеспечить условия, предотвращающие появление у детей переутомления, гиподинамии, стрессов.

•        Организовать деятельность педагогов по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни.

•        Повышать квалификацию коллектива по вопросам активного внедрения в педагогическую практику здоровьесберегающих технологий.

•        Создать условия для укрепления здоровья сотрудников ДОУ.

•        Регулярно проводить диагностику состояния здоровья детей.

•        Разработать новые формы взаимодействия с родителями по формированию здорового образа жизни в семье, профилактике вредных привычек.

В соответствии с выводами составляется примерная «Программа действий», группами (кроме группы «родителей») заполняется таблица:

Задачи  ДОУ

Что уже выполняется

Трудности в выполнении

Что еще можно выполнить

1

2

3

4

1. Создание условий в ДОУ для физкультурно-оздоровительной работы. Оснащение помещений ДОУ мебелью, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям

2. Самообразование педагогов по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников

3. Организация двигательного режима в ДОУ - важнейшего оздоровительного и профилактического фактора общего режима дня

4. Внедрение наиболее эффективных здоровьесбере- гающих технологий в педагогический процесс

5. Взаимодействие ДОУ с родителями по оздоровительной работе в семье

6. Организация кружковой работы по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни

7.        Сообщение «Музыкотерапия в детском саду». (Музыкальный руководитель детского сада.)

Сеанс релаксации под музыку.

Психогимнастика «Веселый пирог»

Воспитатели выполняют движения руками по показу музыкального руководителя.

Если стало почему-то

Очень грустно вдруг кому-то

И не знаешь, как же быть,

Чтоб его развеселить?

Ты возьми стакан смешинок,

Звонкий хохот из корзинок,

Рассыпного смеха ложку

И хихиканья немножко.

Все веселкой размешай,

В тонкий юмор раскатай,

Обваляй все в прибаутках,

Запекай в горячих шутках.

Кто попробует кусочек,

Непременно захохочет!

Слайд 4.

8.        Презентация газеты для педагогов «Я здоровым быть могу - сам себе я помогу». (Приложение 1)

9.        Выработка совместного проекта решения с указанием сроков и ответственных.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Газета для педагогов «Я здоровым быть могу - сам себе я помогу»

Содержание.

1. Здоровье педагога.

2.Советы педагогам.

3.Упражнения для снятия стресса.

4.Самомассаж на работе - снимаем усталость и напряжение.

5.Пословицы о здоровье.

6.О здоровье с юмором.

Слайд 20

1. Здоровье педагога.

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда

                                                          Конфуций

Проблема здоровья воспитателя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса. Статистические данные показывают, что ежегодно возрастают заболевания нервной системы, костно-мышечной, сердечно-сосудистые заболевания.

Слайд 21

По показателям 54 % педагогов имеют нарушения массы тела, 70 % - нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:

•        после 10 лет работы более 35 % педагогов;

•        после 15 лет стажа - 40 %;

•        после 20 лет - более 50 % педагогов.

Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония).

Слайд 22

К основным профессиональным заболеваниям педагогов от-носятся:

•        миопия (близорукость);

•        ларингит;

•        синдром хронической усталости;

•        гиподинамия;

•        остеохондроз.

Причинами заболеваний являются:

•        отсутствие стабильного режима труда и отдыха;

•        сниженная двигательная активность; эмоциональное перенапряжение;

•        большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;

•        отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;

•        использование авторитарного стиля руководства.

2. Советы педагогам.

-        Смейтесь хотя бы 10 минут в день, тогда ваш сон станет спокойным, бодрствование - рассудительным и энергичным, а риск инфаркта снизится на 50 %.

-        Ежедневно съедайте 30 граммов рыбы - это снижает уровень холестерина в крови и способствует профилактике болезней сердца и кровеносных сосудов.

-        Не подавляйте в себе негативные эмоции, вы рискуете приобрести невроз или какую-нибудь болезнь.

-        Больше ходите пешком.

-        Если любите петь, то делайте это каждый день.

-        Бойтесь попасть в плен к врачам.

- Живите делами сегодняшнего дня по принципу «здесь и сейчас», не сожалейте о прошлом и не беспокойтесь о том, что будет завтра.

- Думайте больше о светлых и радостных сторонах жизни, ибо «наша жизнь есть то, что мы о ней думаем».

-        Не держите злобу на своих оппонентов. «Ни минуты не думать о людях, которых мы не любим».

-        Считайте свои удачи, а не несчастья.

-        Старайтесь приносить радость другим, так как, делая добро окружающим, вы делаете его прежде всего самому себе.

-        Активно ищите способы превращения минусов в плюсы.

-        Отдыхайте до того, как пришло чувство усталости.

-        Умейте расслабляться и сбрасывать лишнее напряжение.

-        Не задерживайте внимание на недостатках других.

-        Профилактикой от стресса является чувство юмора.

-        Помните: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.

3. Упражнения для снятия стресса.

1.        Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.

2.        Крепко зажмурьтесь, напрягая веки на 10 секунд, затем расслабьте, тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

3.        Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.

4.        Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

5.        Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьте. Повторите быстрее.

6.        Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте. Повторите быстрее.

7.        Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте их. Повторите быстрее.

4. Самомассаж на работе, снимаем стресс и напряжение.

На работе мы постоянно испытываем дефицит времени и находимся  в напряжении. Как быстро освободиться от накопившейся усталости, зарядиться энергией на работе? Вам поможет знание простейших упражнений для самомассажа.

1.        Быстро потрите обе ладони - 5 секунд.

2.        Теперь быстро потрите разогретыми руками щеки вверх- вниз - 5 секунд.

3.        Часто постучите барабанной дробью по макушке головы - 5 секунд.

4.        Сожмите руки в расслабленный кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья - 3 раза.

5.        Найдите на шее пульсацию сонной артерии, осторожно нажмите на артерию, сосчитайте до 5. Освободите. Дышите глубже. Снова нажмите и перейдите на другую сторону.

6.        Большим пальцем нащупайте впадину в основании черепа. Нажмите, сосчитав до 3, отпустите. Повторите 3 раза.

7.        Массаж рефлекторных зон ног:

-        сожмите кончик большого пальца, затем подушечку большого пальца. Если заметите болезненную точку, разотрите ее до исчезновения боли;

-        плотно захватите большим и указательным пальцами рук ахиллово сухожилие, сдавите его, отпустите. Повторите 3 раза на каждой ноге;

-        быстро потрите верх ступни рукой (или, что более удобно, пяткой другой ноги).

8.        Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха (если у Вас нет варикозного расширения вен).

Если Вы чувствуете, что по телу разлилась приятная тепло - цель достигнута: всего за одну минуту Вы включили основные системы организма на полные обороты.

5. Пословицы о здоровье.

•        Больной - лечись, а здоровый - болезни берегись.

•        Больной себе поможет - врач скорее вылечит.

•        Больному и золотая кровать не поможет.

•        Двигайся больше - проживешь дольше.

•        Держи голову в холоде, живот - в голоде, а ноги - в тепле.

•        Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово.

•        Здоровье дороже золота.

•        Здоровье и счастье не живут друг без друга.

•        Беспричинная усталость - предвестник болезни.

•        Бог дал жизнь, Бог даст и здоровье.

•        Здоровье не купишь - его разум дарит.

6. О здоровье с юмором.

•        Здоровье - это единственное благо, которое каждый отнимает у себя сам.

•        Как правило, здоровый образ жизни обретается вместе с болезнями.

•        Что бы ни наболело у начальника, принимать таблетки придется подчиненным.

•        Если каждую нервную клетку оценить в доллар, то меня только что лишили состояния!

•        Пациент так быстро пошел на поправку, что стало больно смотреть на врача.

РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:

  1. Создание условий в ДОУ для физкультурно-оздоровительной работы.

Ответственный: Заведующий, педагоги            Срок: в течение года

  1. Самообразование педагогов по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников.                Ответственный: Педагоги ДОУ                 Срок: в течение года         
  2. Организация двигательного режима в ДОУ для профилактики гиподинамии у детей.

        Ответственный: Педагоги ДОУ                 Срок: в течение года                         

  1. Внедрение наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс.        

        Ответственный: Старший воспитатель, педагоги ДОУ           Срок: в течение года         

  1.  Взаимодействие ДОУ с родителями по оздоровительной работе в семье        .

           Ответственный: Заведующий ДОУ, педагоги ДОУ                 Срок: в течение года         

  1. Организация кружковой работы по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни.        

            Ответственный: Педагоги ДОУ                 Срок: в течение года