Семинар для педагогов "Организация работы в ДОУ по защите прав ребенка и по формированию правовой культуры родителей"
методическая разработка на тему

Михеева Елена Михайловна

Изложен опыт построения системы работы в ДОУ по формированию правовой культуры дошкольников и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов

"Организация работы в ДОУ по защите прав ребенка и по формированию правовой культуры родителей"

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия, запугивания, небрежного отношения, приводятся страшные факты жестоко обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытываем мы – работники ДОУ, по роду деятельности мы несем ответственность за своих воспитанников.

В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, нарушение прав детей связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры родителей. Дети, да и многие взрослые не знают своих прав и обязанностей.  

СТАТИСТИКА - Что знают родители о правах своего ребенка?

Дети часто не знают своих прав. Но знают ли родители о правах своих детей? Вот результаты любопытного социологического исследования, проведенного в 1998 году в Институте молодежи. Вопросы задавались 157 респондентам (преобладающий возраст 40-45 лет).

На вопрос "Есть ли в вашей семье Семейный кодекс?" 92% респондентов дали отрицательный ответ.

На вопрос "Где ваш ребенок может узнать о своих правах?" 65% родителей полагают, что только в школе. Чуть больше трети - дома. Специальную литературу в качестве источника информации используют только 5% родителей. Более половины родителей не уверены, что их ребенок обладает необходимой информацией.

Почти каждый четвертый родитель уверен, что его ребенок ущемлен в каких-либо правах. В основном это, по их мнению, право на образование, на достаток, на отдых и на труд. Кроме того, - право на выражение собственного мнения.

Почти в каждой третьей семье ребенок подвергается физическим наказаниям, но матери признаются в этом гораздо охотнее, чем отцы. Более половины наказуемых - дети 6-9 лет.

Только один респондент ответил, что никогда не признает перед ребенком свою неправоту. Отрадно, что 71% родителей утверждают, что всегда признают свою неправоту.

Большинство родителей считают, что правоспособность ребенка (наравне со взрослым) начинается в 18 лет.

Абсолютное большинство опрошенных испытывают дефицит правовой информации в СМИ.

Другой не менее интересный опрос проведен среди первоклашек. Оказалось, первоклассники располагают очень даже внятными представлениями о праве. Практически все дети сумели продолжить предложение "Я имею право...". Большинство, правда, ответило "гулять куда хочу". Мальчики хотят обладать следующими правами: "на машину, на паяльник, ходить в спортивный зал" - это из предметного мира, а кроме того, хотели бы получить право "отменить школу, прогуливать, болтать на уроках, баловаться" и т.д.

Девочки несравненно законопослушнее. И взрослее. Их волнует "право на личную жизнь" и "право одной ходить в школу".

И мальчики, и девочки пожелали обладать "правом смотреть телевизор сколько захочется".

"Обидными, злыми словами меня называют..." - так начиналось другое предложение. Выяснилось, главные обзыватели - одноклассники, на втором месте - братья и сестры. Когда ругают родители, большинство детей не понимают, в чем именно они провинились. Вероятно, предполагают авторы опроса, родители так выражают недовольство собственной жизнью.

Учителя чаще ругают мальчиков, чем девочек. Но вместе с тем их и хвалят больше, в то время как успехи девочек считаются вполне естественными и не заслуживающими особой похвалы.

Наша страна встала  на путь становления правого государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря знанию своих прав человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.

        

Сегодняшнее время ставит конкретные задачи перед сотрудниками ДОУ, которые обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей, и, конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя с правами человека.

На основании поставленных задач, в нашем ДОУ была создана система работы по защите прав ребенка и по формированию правовой культуры.

- разработана система планирования;

- обеспечено научно- методическое сопровождение по данной проблеме;

- определено содержание работы;

- созданы формы её организации на уровне  всех субъектов (участников) воспитательно-образовательного процесса: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.

Решение задач, связанных с защитой прав детей, достаточно сложный процесс, требующий специальной работы с воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

Воспитатель должен понимать, что проведение с родителями разъяснительной, просветительской , профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой в его работе с детьми, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Первым шагом в работе было проведено анкетирование педагогов по вопросам актуальности данной проблемы. Анализ анкет показал, что педагоги нуждаются в повышении уровня знаний  нормативно-правовой документации. С данной целью был проведен семинар « Конвенция ООН о правах ребенка. Нормативно-законодательные акты Российской Федерации».

( смотри приложение1)

Далее  каждым педагогом был проведен самоанализ готовности педагога к доверительному деловому контакту с родителями.

( смотри приложение2 )

А так же эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения воспитателем семейной микросреды. Для этого используют традиционные методы:

  • Наблюдение (обращение родителей с детьми во время утреннего прихода в детский сад и ухода домой; употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов;  эмоциональная окраска общения: сила голоса родителей; реакция родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы; ласковое поглаживание или жесткие толчки)
  • опросы  ( беседы, анкетирование, интервью, тестирование, проективные методики)
  • изучение продуктов детской деятельности (рисунки детей на темы: «Моя семья», «Мой самый любимый человек», «Самый добрый человек»; игровые взаимодействия детей)

                                 ( смотри приложение 3)

Следующим шагом является установление доверительного контакта с родителями. Это происходит при транслировании положительного образа их ребенка. В повседневном общении с ребенком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредотачиваясь лишь на негативных проявлениях. Это может усиливаться тревожными ожиданиями родителя в отношении поведения ребенка в детском саду. Поэтому демонстрация воспитателем доброжелательного отношения ко всем без исключения детям, умение похвалить в присутствии родителя каждого ребенка, показать и рассказать чему научился ребенок за прошедший день, способность почувствовать и по возможности снять тревожность родителей, являются важнейшими основаниями в построении доверительных отношений между воспитателем и родителем.

 Именно такая работа является лучшим отражением гуманного и доброжелательного общения воспитателя с ребенком.  Каковы же характерные черты подобного стиля общения воспитателя с детьми?

•Определенная личностная позиция педагога, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

•Признание в качестве основной цели взаимодействия с детьми обеспечение чувства психологической защищенности.

•Индивидуальный подход, т.е. координация требований с имеющимися у ребенка способностями.

•Признание и принятие личности ребенка, умение "встать на его точку зрения", не игнорировать свойственные ему чувства и эмоции.

•Создание ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.

С педагогами ДОУ проводятся тренинговые занятия, которые направлены на формирование модели положительного, личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста. Вот одно из них.

ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНИНГА (смотри приложение 4)

После таких тренингов педагогами в детском саду были разработаны правила для воспитателей.

(смотри приложение 5)

 Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего сам должен быть для родителя образцом уважительного и доброжелательного поведения с ребенком.

Родитель видящий такое отношение к детям каждый день, скорее всего, задумается над необходимостью применения тех или иных агрессивных способов воспитательного воздействия на собственного ребенка.

"Проблемные" родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:

•неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;

•присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;

•безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;

•статус беженцев, вынужденных переселенцев;

•низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;

•нежеланный ребенок;

•умственные или физические недостатки ребенка;

•"трудный" ребенок.

В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.

Перечислим основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога.

(Приложение 6)

Наличие какого-либо одного признак! не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в то, числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, он должны обратить на себя внимание педагога.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Защита прав и достоинства ребенка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия "жестокое обращение" и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

•  обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст. 6);

•  защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

•  обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

•  признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);

•  защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

•  защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

•  меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

•  за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136);

•  за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).

Семейный кодекс РФ гарантирует:

•  право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

•  право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);

•  лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);

•  немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).

Закон РФ "Об образовании" утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью обучающегося или воспитанника (ст. 56).


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточка 1

Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Конвенции ООН о правах ребенка?

Задание. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства-участники Конвенции?

1) Право на жизнь, право на гражданство, право на образование;

2) право на жизнь, право на семейные связи, право на образование;

3) право на жизнь, право свободно выражать свои мысли, право на отдых и досуг;

4) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

Карточка 2

Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Семейного кодекса РФ?

Задание 1. Кто несет основную ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?

1) Органы управления Российской Федерации;

2) органы местного самоуправления;

3) образовательное учреждение;

4) родители и другие лица, воспитывающие ребенка. 

 

Задание 2. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка?

1) Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;

2) ребенок и родители или другие лица, замещающие родителей;

З) родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;

4) родители и органы местного управления образованием.

Задание З. Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им?

1) Да, если они получены с согласия родителей;

2) да, если они получены не в результате правонарушения;

З) нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители;

4) нет, ребенок не должен работать. 

Карточка 3

Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Закона РФ "Об образовании"?

Задание 1. Кто несет ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся в общеобразовательном учреждении?

1) Лица, совершившие или допустившие нарушения;

2) органы местного самоуправления;

З) местные органы управления образованием;

4) образовательное учреждение.

Задание 2. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения воспитанников в образовательном учреждении?

1) Учредитель;

2) органы управления образовательным учреждением;

З) должностные лица образовательного учреждения;

4) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.

Задание З. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы воспитанников и дело дойдет до судебного разбирательства?

1) Заведующая как представитель образовательного учреждения;

2) заведующая как должностное лицо этого учреждения;

3) работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;

4) учредитель образовательного учреждения. 

Задание 4. Дает ли право закон РФ "Об образовании" участвовать в управлении образовательным учреждением родителям (законным представителям) обучающихся?

1) Да, только через родительские комитеты;

2) да, закон предоставляет им такое право, не указывая на форму этого участия;

3) да, только через Совет образовательного учреждения;

4) нет.

Задание 5. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?

1) Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;

2) правильно организовывать режим питания, занятий воспитанников;

3) направлять ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;

4) создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников. 

Карточка 4

Задание. Вам стало известно, что соседи по подъезду жестоко обращаются со своим ребенком. Какие действия Вам следует совершить?

1) Побеседовать с родителями ребенка и указать на неправомерность их действий;

2) сообщить в образовательное учреждение, где обучается ребенок;

3) позвонить в органы опеки и попечительства и сообщить координаты семьи, где нарушаются права ребенка.

Карточка 5

Задание. Между супругами при разводе возник имущественный спор. В ходе судебного разбирательства в юридической процедуре необходимо участвовать их шестилетнему ребенку. Имеет ли право представлять интересы ребенка только кто-нибудь из родителей?

1) Да, поскольку родители являются защитниками прав и законных интересов детей;

2) да, если назначенный родитель проживает совместно с ребенком;

3) нет, органы опеки обязаны назначить ребенку представителя для защиты его прав;

4) нет, ребенок имеет право на собственное мнение.


Ответы к заданиям

Карточка 1

Задание.

Правильный ответ - 4. Конвенция признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других.

"Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состоя ния здоровья..." (Конвенция о правах ребенка, ч. 1, СТ. 2).

Карточка 2

Задание 1.

Правильный ответ - 4.

"Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей" (Семейный кодекс РФ, с. 63, п. 1).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть при влечены к различным видам юридической ответственности.

Задание 2.

Правuльный ответ - 2.

"Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей" (Семейный кодекс РФ, с. 65, п. 2).

Задание З.

Правuльный ответ - 2.

"Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им" (Семейный кодекс РФ, с. 60, п. З).

Под доходами подразумевается не только имущество, полученное в дар или в порядке наследования, но и заработок.

Карточка 3

Задание 1.

Правильный ответ - 4.

3акон РФ "Об образовании" ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся возлагает на образовательное учреждение (ст. 32, п. 4). Речь идет об ответственности образовательного учреждения как юридического лица.

Задание 2.

Правильный ответ - 3.

"Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха воспитанников несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения" (закон РФ "Об образовании", сто 51, п. 7).

Должностное лицо - служащий государственного учреждения, уполномоченный принимать важные решения и осуществлять юридически значимые действия. В дошкольном образовательном учреждении под должностным лицом подразумевается заведующая ДОУ.

Задание З.

Правильный ответ –  1

В соответствии с законом РФ "Об образовании" ответственность за нарушение прав и свобод воспитанников должно нести образовательное учреждение. Представлять его должен руководитель этого учреждения или иное уполномоченное должностное лицо. Постановление суда будет обращено к образовательному учреждению, а не к конкретным должностным лицам, несущим ответственность за деятельность образовательного учреждения, и не к лицам, непосредственно нарушившим права и свободы воспитанников. Руководитель же образовательного учреждения по результатам решения суда должен принять меры по устранению отмеченных судом нарушений и возмещению ущерба, причиненного образовательному учреждению действиями его работников.

Задание 4.

Правильный ответ - 2.

"Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право... защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением" (закон РФ "Об образовании", сто 52, п. 1).

Закон не указывает на какие-либо ограничения в выборе органов управления образовательным учреждением, в котором родители (законные представители) могли бы участвовать. Они имеют право избирать и быть избранными в представительные или иные органы самоуправления образовательного учреждения в соответствии с установленным в уставе порядком.

Задание 5.

Правильный ответ - 4.

"Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Учебная нагрузка, режим занятий, организация питания определяется УСТАВОМ образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения" (закон РФ "Об образовании", СТ. 51, п. 1).

 

Карточка 4

Правильный ответ - 3

"Должностные лица организаций и иные граждане, которым стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка" (Семейный кодекс, СТ.56, п. 3).

 

Карточка 5

Правильный ответ – 3

"Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей" (Семейный кодекс, ст. 64, п. 2).


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

САМОАНАЛИЗ

Как оценить готовность воспитателя к работе с родителями?

Педагог формулирует и записывает свои личные цели, отражающие его взаимодействие с родителями.

Возможные варианты ответов:

  1. «Хочу, чтобы родители понимали, что я тут делаю с их детьми».
  2. «Хочу, чтобы улучшились отношения детей моей группы и их родителями»
  3. «Хочу, чтобы мне помогли – тяжело тащить все на себе».
  4. «Хочу помогать родителям в решении их проблем с детьми».
  5. «Хочу, чтобы начальство от меня отстало».

Наиболее оптимальной (ориентированной на интересы ребенка) является позиция воспитателя, содержащаяся во втором ответе. Остальные позиции не отражают установки на сотрудничество.

АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. 

Оцените интенсивность Вашего общения с родителями (здесь и далее ответы подчеркните):

- общаемся постоянно;

- общаемся эпизодически, нерегулярно;

- почти не общаемся.

Назовите мотивы Вашего обращения к родителям:

- изучение особенностей семейного воспитания;

- необходимость согласования с родителями воспитательных воздействий или решение образовательных задач;

- установление доверительных партнерских отношений;

- организационные вопросы (оплата за посещение детского сада, подготовка утренников и т.п.).

Какие качества педагога способствуют установлению контакта с родителями?

Каким, на Ваш взгляд, должно быть сотрудничество родителей и воспитателей: 

- родители должны в точности следовать советам воспитателей;

- желательно, чтобы родители и воспитатель учитывали точки зрения друг друга;

- родители могут и должны воспитывать своего ребенка так, как они считают нужным.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ШКАЛА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ, ВАЖНЫХ В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ.

Перечень качеств и умений

Степень выраженности отметить знаком «+» в соответствующей графе

Очень высокая

Высокая

Достаточно высокая

Слабая

Отсутствует

1. Гуманность, доброжелательность, отзывчивость

2. Педагогический такт

3. Склонность к эмпатии

4. Психологическая наблюдательность.

5. Общительность, открытость.

6. Стрессоустойчивость, выдержка.

7. Инициативность, оптимизм.

8. Рефлексивность

9. Социально-психологическая готовность к сотрудничеству с родителями

10. Умение легко и быстро устанавливать контакт с детьми

11. Умение располагать к себе людей, вызывать понимание и сопереживание

12. умение понять конкретного родителя

13. Умение создавать атмосферу доверительности и взаимопонимания в общении с родителями

14. Умение проявлять гибкость в общении

15. Умение убеждать

16. Умение слушать родителей

17. Умение осуществлять индивидуальный подход

18. Умение саморегуляции своих эмоциональных состояний, поведения.

19. Владение речью.

20. Умение верно оценить свое общение с родителями, наметить пути преодоления трудностей и непонимания во взаимодействии с семьей.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Изучение семейной атмосферы (проективная методика)

ФИ ребенка ___________________________________

Возраст ___________________

•  У тебя два билета в цирк. Кого бы из своей семьи ты взял(а) с собой на представление?

•  Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться дома. Кто это?

•  Дома ты строишь из конструктора дом. У тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?

•  Ты потерял(а) что-то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этой непрятности?

•  У тебя болит зуб, и ты должен(на) пойти к зубному врачу.

С кем ты пойдешь к врачу?

Данный вопросник поможет определить, с кем из членов семьи у ребенка наиболее положительные взаимоотношения, и с кем отношения складываются не очень благоприятно. Эти результаты могут быть хорошим поводом к размышлению и исправлению негативных причин. Для выявления особенностей внутрисемейных отношений можно также использовать диагностику по тесту "Рисунок семьи", анализ структуры рисунка по Г.Т. Хоме-наускасу.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(проводит психолог).

Примерные вопросы.

 

Как бы Вы продолжили следующие высказывания?

•  "Наказание ребенка взрослым происходит, потому что..."

•  И мне приходится наказывать ребенка когда он:

•  Как наказывали Вас Ваши родители?

•  Как Вы наказываете Вашего ребенка?

•  Что Вас раздражает в ребенке?

•  Что Вас раздражает в супруге?

•  Что Вас раздражает (раздражало) в Ваших родителях?

•  Что Вас раздражает в себе?

•  Считаете ли Вы себя компетентным в вопросах воспитания?

•  Кто, по - Вашему, более ответствен за воспитание ребенка - родители или дошкольное образовательное учреждение?

•  Какой источник информации Вы считаете наиболее компетентным в вопросах воспитания?


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРАВИЛА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Самое главное в воспитании детей - любовь, терпение и личный пример.

•  Создайте в душе идеал, высокую мечту и стремитесь к ней. Помните, что совершенству нет предела.

•  Растите профессионально, будьте в курсе последних достижений педагогической науки.

•  Будьте всегда в равновесии, сдерживайте отрицательные эмоции.

•  Выходите из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором. Ищите выход из конфликта, а не виноватых; находите ошибки и причины недоразумений не в других, а в себе.

•  Прощайте, сочувствуйте, сопереживайте, будьте великодушны и снисходительны.

•  Живите легко, просто и радостно. Учите, улыбаясь. Радость по силе равна любви, а уныние и отрицание погубят все, за что бы человек ни взялся.

•  Будьте всегда доброжелательны.

•  Всюду наводите порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и красоты в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.

•  Будьте доброй и честной. Помните, что добро всегда вернется многократно увеличенным.

Воспитывая детей, стремитесь.

•  Любить ребенка таким, каков он есть.

•  Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинство и ответственность за себя и свои поступки.

•  Хвалить, поощрять, ободрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.

•  Верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что заложено в нем, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.

•  Раскрыть душу ребенка прежде, чем его ум.

•  Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. "Ты все можешь" - главная формула образования.

•  Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям, воспитывать желание помочь.

•  Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

•  Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.

В детском саду нельзя:

•  кричать на детей;

•  наказывать;

•  выставлять проступки ребенка на всеобщее обозрение;

•  упрекать ребенка;

•  читать нотации;

•  унижать ребенка;

•  приходить к детям с плохим настроением;

•  распространять конфиденциальную информацию (сведения о здоровье, психологическом состоянии, семейных обстоятельствах);

•  обсуждать с родителями поведение не их ребенка.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Тренинговое занятие "Общение между нами и детьми"

ЦЕЛИ:

1  Овладение навыками общения с ребенком.

2  Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на выявление позитивных средств общения с ребенком.

Поприветствуйте своего соседа открытой, доброй улыбкой. Скажите несколько приятных слов. Улыбнулись? Значит, вы готовы к занятию.

Что вы чувствовали, когда улыбались другому человеку? Трудно ли улыбаться всем? Что вы испытываете, когда вам улыбаются?

Упражнение 1. Возвращение в свое детство. Сядьте удобно, закройте глаза, припомните какой-либо момент своего общения со взрослым (воспитателем) в детском возрасте, проанализируйте свои ощущения (с позиции себя-ребенка и с позиции себя-воспитателя). Какие чувства вызывает у вас это воспоминание?

Упражнение 2. Дошкольник в эпитетах.

Дайте характеристику дошкольнику одним эпитетом (обозначить самое значимое). Эпитеты не должны повторяться.

Упражнение 3. Радость общения с ребенком. Закончите фразы:

•  мне нравится общаться с детьми, потому что...

•  длительное общение с детьми меня раздражает, потому
что...

Проигрывая ситуации, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и способах нейтрализации негатива по отношению к детям.

Упражнение 4. Если я сейчас...

Нарисуйте свой собственный образ в ситуациях:

•  если я сейчас воспитатель, то...

•  если я сейчас ребенок, то...

Можно рисовать все что хочется - тот образ, в котором вы себя представляете в этих ситуациях. Это может быть пейзаж, натюрморт, какой-нибудь ребус, что-то из мира фантастики, какая-нибудь абстракция. Это может быть что угодно - то, с чем вы себя связываете, ассоциируете, сравниваете.

Упражнение 5. Мое настроение сегодня.

Выразите свое настроение, используя для этого цветовую палитру. Объясните, почему вы выбрали именно этот цвет, что он для вас значит.

Упражнение 6. Активное слушание детей.

В анализе предложенных ситуаций поупражняйтесь в способах децентрации личности педагога в процессе общения с дошкольником. Представьте себе, что вы в возрасте от 3 до 7 лет. У вас возникла проблема, что вы чувствуете в этот момент.

•  Ребенку сделали укол, он плачет: "Доктор плохой!"

•  Старший сын - маме: "Ты всегда ее (младшую сестру)
защищаешь, говоришь, что она маленькая, а меня никогда не жалеешь".

•  Ребенок роняет чашку, та разбивается: "Ой, моя чашка!"

•  Мама укладывает дочку спать. Маленькая Маша просит
маму посидеть с ней.

•  Мама сидит на скамейке в парке, к ней в слезах подбегает
ее малыш: "Он отнял мою машину!"


 ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Признаки жестокого обращения и насилия

•  Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.

•  Ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет. Он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе ведет себя.

•  Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.

•  У ребенка могут быть проблемы с обучением из-за слабой концентрации внимания, несобранности, усталости, недосыпания.

•  Ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений.

•  Ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны.

•  Для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления мочеполовых органов.

Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому взрослому.

•  У ребенка реакция испуга или отвращения на физический контакт с определенным взрослым.

•  Судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара).

•  Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых

взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех.

•  Он демонстрирует не соответствующее возрасту "взрослое"

поведение, рационален, интересуется вопросами секса.

•  Рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми.

•  У ребенка проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Еще раз подчеркнем: каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или насилию (в том числе и сексуальному). Но если они проявляются в том или ином сочетании, воспитателю следует обратить на это внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Работа с родителями по защите прав ребенка в семье»

Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.В ДОУ нужно вести правовое просвещение родителей, выявлять группы семей р...

Нормативно-правовые документы по защите прав ребенка

В статье перечислены основные нормативно-правовые документы по защите прав ребенка....

"Нормативно правовые документы по защите прав ребенка" Памятка для родителей ноябрь 2019 год

Правовая защита ребенка "устами" нормативных документов РФ....

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ.

Проведенные в 1990-е годы реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие и привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государственной ...

НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА

НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ  ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА...