Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
консультация на тему

Агапова Ольга Игоревна

Консультация для воспитателей с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Комментарии к презентации32.04 КБ
Файл Презентация1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

в соответствии с ФГОС ДО.

СЛАЙД

Чтобы успешно провести занятие, воспитателю необходимо к нему тщательно подготовиться.

Сейчас слово «занятие» заменили такими определениями как «непосредственно образовательная деятельность» - НОД, «организованная образовательная деятельность» - ООД, «образовательная ситуация» - ОС.

СЛАЙД

Так что же такое НОД?

НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детейнепосредственным окружением ОУ, текущей темой и др., которая соединяет обучающую функцию и совместную деятельность, но процесс обучения остается.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но между тем им необходимо учитывать разницу между «старым» обучением и «новым». НОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач. То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности - главный залог развивающего эффекта.

СЛАЙД (3 штуки)

Классификация НОД:

     

Основание классификации

Название

1. Дидактическая задача

·        Занятия усвоения новых знаний и умений

·        Занятия закрепления ранее приобретённых знаний

·        Занятия творческого применения знаний и умений

·        Комбинированные занятия (одновременно решаются несколько дидактических задач)

2. Содержание знаний

·        Однотемные (Классические занятия по разделам обучения)

.   Комбинированные (сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой, например, после рисования идет подвижная игра)

·        Комплексные (реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, но при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой, например,беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме)

·        Интегрированные (соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, например, рассматривание такого понятия как«настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).

3. Форма организации

·        Традиционные

·        Нетрадиционные (занятия - соревнования, занятия - театрализованные, занятия – консультации, занятия – сюжетно-ролевые игры, занятия –взаимообучения, занятия – аукционы, занятия – сомнения, занятия – путешествия, занятия – концерты, занятия – игры: следствие ведут знатоки, поле чудес, Что? Где? Когда?, КВН и т.д.)

 

- Каждый из этих типов занятий будет отличаться структурой основной части.

 

СЛАЙД

Как определяется структура НОД?

Структура НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.

 Структура НОД в соответствии с ФГОС ДО основана на совместной деятельности и строится:

  • на субъектной (партнёрской, равноправной) позиции взрослого и ребёнка;
  • на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми;
  •  на продуктивном взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками;
  • на партнёрской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.) .

СЛАЙД

Этапы реализации НОД  (структура).

НОД имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом НОД выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно:

  • Начало (мотивационный этап, водная часть)
  •  ход занятия (содержательный этап, процесс)
  • Окончание (рефлексия)

Мотивационный этап - вводная часть:  предполагает организацию детей, переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты;

На основе объяснения и показа способов действий у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.

Содержательный этап - основная часть: (практическая деятельность) направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач, на этом этапе осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение, создание условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата);

  Обращения ко всем детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи как следствие нечеткого объяснения педагога. Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминает, внимательны, умеют анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения такому ребенку бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса. Педагог дает возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительно положения.

Рефлексивный этап - заключительная часть: рефлексия, подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности.

 В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции, а в средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей, в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. Эффективность рефлексивной части - это отношение детей к НОД и мотивация их на перспективу НОД.

   Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи. В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной.

 После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

СЛАЙД

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов:

  • Планирование НОД,
  • Подготовка оборудования,
  • Подготовка детей к занятию.

      Планирование НОД:

  • Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия
  • Составить план – конспект, который включает в себя:

-Программное содержание (образовательные задачи)

-оборудование

-предварительную работу с детьми

-ход занятия и методические приёмы

Методической литературой пользуемся, но не механически переписываем её, а применяем с учётом особенностей детей.

        Подготовка оборудования:

  • Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно,  хватает ли дидактического материала и т.д. К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее)
  • При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.

       Подготовка детей к занятиям

  • Создавать интерес к предстоящей работе
  • Предупреждать детей о начале НОД заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие
  • Организовать работу дежурных по подготовке к НОД.

СЛАЙД

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса, прежде всего, следует обратить внимание на:

  1. соблюдение гигиенических условий (помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям).
  2. Длительность НОД должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно.
  3. Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Объяснение не должно занимать более 3–5 мин.
  4. В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия.
  5. В ходе занятия педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка.
  6. В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.
  7. Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка.

СЛАЙД

Организация работы при проведении НОД:

  1. Организационный момент - сообщение темы занятия, создание положительного настроя на обучение, пробуждение интереса (Мотивация).
  2. Изучение нового материала начинают с повторения материала, который позволяет ввести новые знания в систему ранее усвоенных.  Повторение чаще организуют в форме игровых упражнений, решения задач («Найди ошибку Незнайки», «Кого больше?») и занимает от 1 до 5 минут.

Изучение нового материала включает в себя три вида работ:

  • Педагог показывает и объясняет новые задания, демонстрирует образец. (Дети наблюдают за действиями педагога, слушают его указания, пояснения, отвечают на вопросы);
  • Выполнение индивидуальных заданий несколькими детьми (не более 2-3 детей) под непосредственным контролем воспитателя (остальные наблюдают за действиями товарища, слушают его, вносят исправления, дополняют, отвечают на вопросы);
  • Самостоятельная работа с раздаточным материалом, овладения новыми умениями и навыками.
  1. Проведение физминутки.
  2. Для закрепления знаний в конце занятия также проводят игровые упражнения и дидактические игры. Широко используются комбинированные упражнения, позволяющие одновременно решать 2-3 задачи. При этом может идти работа над материалом разных разделов программы.

СЛАЙД

Какая должна быть форма общения педагога с детьми при проведении НОД? 

Это - партнерские отношения: взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе, в круге. В ходе проведения НОД разрешено свободное размещение детей и их свободное перемещение в процессе деятельности, а также свободное общение детей (рабочий гул).

Организация НОД в партнерской форме требует от взрослого стиля поведения, который может быть выражен девизом: «Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А.Короткова:

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  •  свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  • открытый временной конец деятельность (каждый работает в своем темпе)

СЛАЙД

В проявление личностных качеств педагога,  следует отметить:

  1. Речь педагога (темп, дикция, эмоциональность, образность, интонационная выразительность)
  2. Педагогическую культуру
  3. Такт
  4. Позицию по отношению к детям
  5. Стиль педагогического руководства
  6.  Внешний вид

Таким образом,  правильно организованная НОД это:

Мотивация.

Субъект-субъект, сотрудничество.

Интеграция.

Проектная деятельность.

Партнерство.

Комплексный подход к обучению.

Самостоятельно-поисковая деятельность.

Разнообразие видов деятельности.

Совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Взаимодействие с семьями детей.

Учет интересов детей.

Эмоциональная насыщенность, интерес к тому, что делают дети.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребенка детский сад № 49

Колпинского района Санкт-Петербурга

Консультация для воспитателей

На тему: «Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми

дошкольного возраста

в соответствии с ФГОС ДО»

Подготовила и провела:

Старший воспитатель

Агапова О.И.

2016


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Подготовила: Старший воспитатель Агапова О.И .

Слайд 2

Чтобы успешно провести НОД , воспитателю необходимо к нему тщательно подготовиться .

Слайд 3

Что такое НОД? - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей , которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач, возрастом детей , непосредственным окружением ОУ , текущей темой и др., которая соединяет обучающую функцию и совместную деятельность , но процесс обучения остается.

Слайд 4

Классификация НОД: По дидактической задаче: Занятия усвоения новых знаний и умений Занятия закрепления, ранее приобретённых знаний Занятия творческого применения знаний и умений Комбинированные занятия

Слайд 5

Классификация НОД: По содержанию: Однотемные Комбинированные Комплексные Интегрированные

Слайд 6

Классификация НОД: По форме организации: Традиционные Нетрадиционные

Слайд 7

Структура НОД в соответствии с ФГОС ДО основана на совместной деятельности и строится: на субъектной (партнёрской, равноправной) позиции взрослого и ребёнка; на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми ; на продуктивном взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками; на партнёрской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.) .

Слайд 8

Этапы реализации НОД (структура).

Слайд 9

Этапы подготовки к НОД:

Слайд 10

При организации учебного процесса следует обратить внимание на: Соблюдение гигиенических требований. Длительность НОД. Активизация детей во время объяснения. Активное участие детей в работе с учетом индивидуальных особенностей. Сообщение нового материала в строгой логической последовательности с опорой на опыт детей. Предупреждение утомления

Слайд 11

Организация работы при проведении НОД :

Слайд 12

Форма общения педагога с детьми при проведении НОД Партнерские отношения

Слайд 13

Л ичностные качества педагога Речь педагога (темп, дикция, эмоциональность, образность, интонационная выразительность) Педагогическую культуру Такт Позицию по отношению к детям Стиль педагогического руководства Внешний вид

Слайд 14

Правильно организованная НОД это: Мотивация. Субъект-субъект, сотрудничество. Интеграция. Проектная деятельность. Партнерство. Комплексный подход к обучению.

Слайд 15

Правильно организованная НОД это: Самостоятельно-поисковая деятельность. Разнообразие видов деятельности . Совместная деятельность воспитателя и ребенка. Взаимодействие с семьями детей. Учет интересов детей. Эмоциональная насыщенность, интерес к тому, что делают дети .

Слайд 17

Задание для воспитателей Разработайте план - конспект НОД в соответствии с вашим возрастом и презентуйте его вашим коллегам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста ОВЗ с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Системы «ТИСА»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста ОВЗ с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Системы «ТИСА»...

" Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

    В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и ...

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО...

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках....

Организация и проведение непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возраста Тема: «Путешествие на поезде».

Организация и проведение непосредственной образовательной деятельности с детьми  раннего возрастаТема: «Путешествие на поезде»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов на тему: «Организация и проведение организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный ...