Нетрадиционные методы работы с родителями
статья на тему

Петрова Евстолия Анатольевна

Доклад из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_metody_raboty_s_roditelyami.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные методы работы с родителями

(Выступление из опыта работы)

Автор: Петрова Е.А.

Воспитатель МКДОУ

д\с «Березка»

п. Лиственичный

2013г.

В последнее время общество испытывает постоянно растущую потребность в консультативной направляющей работе с родителями. Чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей, родители должны сами  осознавать возможность и необходимость своего внутреннего роста, с чего и начинается настоящее воспитание родителей. «Воспитание родителей» - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателя собственных детей, родительских функций»

Все взаимодействие с родителями в детском саду осуществляется по нескольким направлениям:

  • Профилактическая, разъяснительная работа со всеми категориями родителей по вопросам здоровья детей, формирования личности и индивидуальная воспитательная работа.
  • Выявление проблемных семей, имеющих различные проблемы. Коррекционная работа с ними.
  • Защита прав ребенка.

Исследования показали, что родители, воспитывая своих детей, все более нуждаются в помощи специалистов.

Вся работа воспитателя подразделена на:

1.Ежедневное общение с родителями детей. К числу недостатков можно отнести стихийность этих контактов. Для того, чтобы избежать этих ошибок, перед воспитателем стоят следующие задачи:

  • Сбалансировать частоту общения с родителями всей группы
  • Планировать частоту содержания общения, его цель, ожидаемые результаты
  • Беседовать только на тему воспитания, развития и здоровья
  • Работать над формированием стиля общения.

Ежедневное общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в д\с и поддержания контакта в семье.

2. Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с воспитателем об индивидуальном развитии своего ребенка. Чтобы процесс перестал быть стихийным, воспитатель может составить график бесед. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно

составленной программы. Все темы бесед отражены в планах и опираются на материалы наблюдений, диагностики, программного материала.

В еженедельные встречи входят нетрадиционные формы взаимодействия с родителями: традиция «любимый гость», «театральная пятница», математическая игротека, домашняя библиотека, консультационный центр.

3. Ежемесячные формы общения с родителями:

  • Праздники
  • КВН
  • Педагогическая гостиная
  • Родительские клубы
  • Семейные досуги
  • Походы

Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определенный результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Не отказались педагоги и от консультаций, они востребованы родителями, вопрос состоит только в выборе наиболее актуальных тем и приглашении специалистов из консультационных центров, известных педагогов, врачей, работников социальных служб.

Новыми формами взаимодействия являются:

  • Вернисажи
  • Театральная пятница
  • Математическая игротека
  • Совместное оформление коллекций
  • Составление альбомов
  • Совместное оформление букваря
  • Выполнение домашнего поручения

Информационно-аналитические:

  • Анкетирование
  • Опрос
  • Почтовый ящик

В каждой группе педагоги оформляют мобильные информационные стенды, где размещают информацию о жизни группы, успехи детей. Там же помещаются фотографии, сочинения детей, продукты творчества. Такие стенды могут носить и информационный характер.

Наглядно-информационные:

  • Выпуск газет
  • Паспорт здоровья
  • Открытые занятия
  • Мини библиотеки
  • Информационные стенды
  • Дни открытых дверей

Познавательные:

  • Практикумы
  • Нетрадиционные родительские собрания
  • Усные журналы
  • Экскурсии
  • Проекты

Досуговые:

  • Праздники
  • Совместные досуги
  • Участие в конкурсах, выставках

Такие формы наиболее интересны родителям, потому что позволяют родителям без назиданий познакомиться с психолого-педагогической литературой по воспитанию детей, с данными диагностик, погрузить родителей в среду педагогического общения, дать образцы установок на стиль общения с детьми, повысить авторитет родителей, увеличить время для совместных игр и дел, создать единое образовательное сообщество.

Одной из самых эффективных познавательных форм работы с родителями остается родительское собрание. Однако опыт показывает, что непосредственное проведение встречи в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно.

Родительские собрания нетрадиционных форм

«Педагогическая лаборатория» рекомендуется проводить в начале и в конце года. На них обсуждаются участие родителей в различных мероприятиях. Родителей знакомят с мероприятиями запланированными на год, слушают предложения родителей. В конце года подводят итоги, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция» советы помещают на стенд «Копилка семейных советов»

«Семинар-практикум» на собрании могут выступать не только воспитатели, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, можно вносить элементы тренинга.

«Душевный разговор» собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы. В конце занятия родители самостоятельно приходят к решению проблемы.

«Мастер- класс» родители показывают свои достижения в области воспитания.

«Ток – шоу» Форма подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения.

Заключение. Полагаем, что сегодня можно говорить о положительных результатах взаимодействия педагогического коллектива и семей воспитанников: детский сад имеет достаточно высокий рейтинг среди родителей и других дошкольных образовательных учреждений, родители поддерживают педагогов и откликаются на наши предложения и начинания.

Коллектив детского сада сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования; представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменение социального состава родителей (одиночки, семейные пары, безработные, очень обеспеченные и т.д.), их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого специалисты должны менять формы и направления работы детского сада с семьей.

Все это вместе, на наш взгляд, способствует вовлечению родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованности и активному участию в воспитательно-образовательном процессе и созданию условий для нормального личностного развития ребенка в семье и детском саду.

Список литературы:

  1. Арнаутова Е.П.Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М. 1994г.
  2. Доронова Т.Н. дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. М. 2001г.
  3. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие, -2-е изд. –М.: Айрис – пресс, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект на тему "нетрадиционные методы работы с родителями"

проект в старшей группе д сада на тему "Нетрадиционные методы работы с родителями"...

Мастер - класс для воспитателей детских садов «Нетрадиционные методы работы с родителями».

Задача: Познакомить воспитателей с одним из нетрадиционных методов работы с родителями....

Нетрадиционные методы работы с родителями

В презентации можно увидеть как мы работаем со своими родителями. Наши родители очень довольны!...

Нетрадиционные методы работы с родителями.

Презентация на тему "Нетрадиционные методы работы с родителями "....

презентация"Нетрадиционные методы работы с родителями"

Главная идея взаимодействия педагога с родителями- это сотрудничество ! Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Акт...