Консультация-тренинг "Культура речи"
консультация на тему

Шумилина Надежда Николаевна

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Для воспитателя детского сада, равно как и для других специалистов, владение образцовой речью – это показатель его профессиональной подготовленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koksultatsiya-trening_kultura_rechi.rar784.96 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Кизильский детский сад № 3»

Консультация-тренинг «Культура речи»

2017г

Согласно требованиям современных ФГОС педагоги ДОУ должны создавать условия для речевого развития воспитанников, которое включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи и пр.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

В исследованиях Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина и других основоположников методики развития  речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.

Такие исследователи, как А. И. Максаков, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно".

Таким образом, качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Для воспитателя детского сада, равно как и для других специалистов, владение образцовой речью – это показатель его профессиональной подготовленности.

Культурой речи называют ее правильность, т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традициям  для литературного языка.

Пожалуй, перед каждым педагогом в той или иной ситуации возникают сомнения: как сказать правильно, избежать ошибки в словосочетании, произношении, как точнее выразить мысль? Такие вопросы чаще всего появляются при письменном изложении выступления на педсовете, педагогических чтениях и др. В этом случае мы  проявляем довольно высокую взыскательность к слову. Почему?

Когда мы письменно оформляем свою мысль, то хотим, чтобы она звучала аргументировано, доходчиво и потому заранее сознательно подыскиваем нужные слова, обдумываем построение фразы, порядок слов и т. д. В общем, работаем над точным выражением мысли.

Что касается устной речи в быту, в разговоре с коллегами, воспитанниками и их родителями, то подобная работа над словом почти исключена. Ведь разговорная речь должна литься свободно, плавно, без неоправданных логических пауз. Нужные и точные слова должны сами собой всплывать из тайников нашей памяти и выстраиваться в правильные фразы. Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и речевая культура, или ее дефицит.

Вы согласитесь со мной в том, что мы все, без исключения, делаем ошибки?

Слайд 4 Недостатки речи педагогов

  • нечёткая  артикуляция  звуков в процессе речи
  • побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся
  •  произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
  • неправильное ударение в словах;
  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
  • ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
  • использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
  • частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
  • засоренность речи словами – паразитами
  • копирование речи малышей, «сюсюканье»;
  • использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.

К сожалению, на практике бывает, что в речи педагогов встречаются следующие недостатки:

  • нечёткое  артикулирование  звуков в процессе речи; "Шогрите?" вместо "Что говорите?" «У мня» вместо «У меня»,

Слайд 5  Говори правильно 

  • побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»); счастье (вместо щастье) 

Слайды 6-7-8

  •  произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;

 яканьем (вясна вместо весна), «моёй» и «твоёй» « Ишшо" вместо "еще", айда, вчерась (вчера), легчи (лечь), ихный (их), земляница (земляника), братан (брат),  шуряк (шурин),  дарма (даром), завсегда (всегда), откуль (откуда), 

  • Рассмотрим некоторые правила литературного произношения слов.
  • В повседневной  речи  людей часто встречаются ошибки, возникающие под воздействием народных говоров.  Влияние диалектов  объясняет различного рода ошибки в произношении, связанные с заменой или вставкой звуков
  • :ко[л]идор – коридор,
  •  лабо[л]атория – лаборатория,
  • [л]егулярный — регулярный,
  • тра[н]вай – трамвай,
  •  ко[н]форт – комфорт,
  • пи(н)жан - пиджак
  •  
  •    В просторечии получило распространение южнорусское произношение ударного гласного[о] вместо [а] в глагольных формах
  •  запл[о]чено,  - заплачено
  • перепл[о]тим, - переплатим
  •  пл[о]тим,  - платим,
  • од[о]лживать, - одалживать
  •  присв[о]ивать. -  присваивать ,.
  •      Одновременно наблюдается и обратное : ударный гласный [а] произносится  вместо [о]:
  • отср[а]чивать(отсрочивать),
  • приур[а]чивать (приурочивать),
  •  подыт[а]живать (подытоживать),
  •  уполном[а]чивать (уполномочивать).
  • Обезб(а)ливать (обезболивать)

Слайд 9-10

  • неправильное ударение в словах;) (приложение №3)
  • (воспитателиставят ударение на листочках  – потом проверяем на слайде)
  •  Поставь правильно ударение

♦ каталог

♦ красивее

♦ щавель

♦ квартал

♦ ходатайство, ходатайствовать

♦ обеспечение

♦ донельзя

♦ торты

♦ черпать, исчерпать, исчерпав

♦ баловать, избаловать, баловаться, балованный, избалованный

♦ договор

♦ жалюзи

♦ звонит, звонишь, созвонимся, позвонишь, позвоним

♦ свёкла

♦ долбит

♦ сливовый

♦ Иконопись

♦ банты, банта, бантов

♦ принята

♦ облегчить

♦ кухонный

♦ деньгами

♦ украинский
♦ бармен
♦ мастерски

  • ТОП — самые популярные ошибки
  •  каталОг
  • Ударение в слове каталОг ставится на букву О в последнем слоге.
  • Неправильно: катАлог.
  •  красИвее
  • Ударение в слове красИвее падает на букву И.
  • Неправильно: красивЕе.
  •  щавЕль
  • Ударение в слове щавЕль ставится на букву Е.
  • Неправильно: щАвель.
  •  квартАл
  • Очень популярная ошибка. Правильно ставить ударение в слове следует на А в последнем слоге — квартАл.
  • Неправильно: квАртал.
  •  ходАтайство, ходАтайствовать
  • Типичная ошибка работников судебной системы и правоохранительных органов.
  • Ударение здесь ставится на букву А во втором слоге.
  • Неправильно: ходатАйство, ходатАйствовать.
  •  обеспЕчЕние
  • Примечательно, но с 2009 года ошибиться при постановке ударения в слове обеспЕчЕние стало весьма затруднительно. В 2009 году Министерство образования приняло оба варианта как правильные.
  • Однако, я рекомендую вам использовать в речи вариант обеспЕчение, так как ранее именно он считался правильным.
  •  донЕльзя
  • Довольно неочевидный вариант, отсюда и множество ошибок в произношении.
  • Ударение в слове донЕльзя ставится на букву Е и никак иначе.
  • Неправильно: дОнельзя.
  •  тОрты
  • Говоря об этом кондитерском изделии во множественном числе, необходимо ставить ударение на букву О в первом слоге — тОрты.
  • Неправильно: тортЫ
  •  чЕрпать, исчЕрпать, исчЕрпав
  • В этих словах ударение падает на букву Е.
  • Неправильно: черпАть, исчерпАть, исчерпАв
  •  баловАть, избаловАть, баловАться, балОванный, избалОванный
  • Как видите, в глаголах ударение ставится на букву А в последнем слоге, а в прилагательных — на О.
  • Неправильно: бАловать, избАловать, бАловаться, бАлованный, избАлованный
  •  договОр
  • Классика жанра, знаменитое ударение на слово договОр. Незнание этого правила особенно подводит деловых людей во время бизнесс-переговоров.
  • Ударение в слове договОр ставится на букву О в последнем слове.
  • Неправильно: дОговор.
  •  жалюзИ
  • Ппроисхождение слова жалюзи — французское, а поэтому произносится оно с ударением на букву «И». Также необходимо отметить, что слово жалюзи имеет средний род и согласно орфографическому словарю С.И. Ожегова не склоняется.
  • Неправильно: жАлюзи
  •  звонИт, звонИшь, созвонИмся, позвонИшь, позвонИм
  • Ударение в слове звонИт и производных от него ставится на букву И в последнем слоге. Постарайтесь запомнить это и не допускать такой неприятной ошибки. Удивительно, но мало кто знает, как правильно ставится ударение в данном случае. Это слово стало своеобразной «лакмусовой бумажкой» для определения грамотности речи.
  • Для этого слова есть простое мнемоническое правило.
  • ЗвОнит — говОрит
  • ЗвонИть — говорИть
  • Запомните его и будет проще.
  • Неправильно: звОнит.

  • Где-то читала, что в словах «звонИт», «позвонИшь» и т.п., не должно быть«вОни» — запомнилось надолго!
  •  свЁкла
  • Простейший для запоминания вариант. Ударение всегда падает на Ё.
  • Неправильно: свеклА.
  •  долбИт
  • Ударение на И в последнем слоге
  • Неправильно: дОлбит.
  •  слИвовый
  • Ударение в этом слове ставится на И в первом слоге — слИвовый..
  • Неправильно: сливОвый.
  •  Иконопись
  • Ударение в слове, означающее процесс писания икон ставится на первую буквуИ.
  • Неправильно: икОнопись.
  •  бАнты, бАнта, бАнтов
  • В названии красивого украшения школьниц нужно делать ударение на А в первом слоге.
  • Неправильно: бантЫ.
  •  принятА
  • В слове принятА ударение ставится на букву А в последнем слове.
  • Неправильно: прИнята, принЯта.
  •  облегчИть
  • Нужно облегчить ваши страдания в поиске правильного ударения, в этом слове оно ставится на И в последнем слоге.
  • Неправильно: облЕгчить.
  •  кУхонный
  • Неожиданно, правда? В слове кУхонный правильно ставить ударение именно на букву У в первом слоге и никак иначе.
  • Неправильно: кухОнный.
  •  деньгАми
  • Запомните, делать акцент на первый слог признак плохого тона. Ударение в слове деньгами ставится только на второй слово – деньгАми и никак иначе. Все остальное является устаревшей интерпретацией данного слова.
    Неправильно: дЕньгами
  •  украИнский
    В данном слове ударение ставится на второй слог – украИнский.
    Неправильно: укрАинский
  •  бАрмен
    Большинство современных словарей рекомендуют ставить ударение на первый слог — бАрмен.
    Именно это вариант сегодня признан правильным. Тем не менее, в некоторых словарях еще присутствует ударение на «е», а сами филологи не пришли к окончательному мнению.
  •  мастерскИ
    Ударение в слове ставится на последнюю гласную — мастерскИ.
    Слово относится к сложным случаям, а потому правильное произношение нужно запомнить.
     
  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
  • ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;

Слайд 11 (приложение №4)

  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

Тавтология (от греч. tauto — то же самое, logos — слово) — это повторение сказанного близкими по смыслу, часто однокоренными словами

  • в мае месяце
  • пять рублей денег
  • свободная вакансия
  • экономить каждую минуту времени коррективы и поправки
  •  рассказать рассказ и спросить вопрос
  • истинная правда
  • целиком и полностью
  • проливной ливень
  • рассказчик рассказывал
  • народная демократия
  • спускаться вниз
  • подниматься вверх
  • полное право
  • лично я
  • моя автобиография
  • объединенный союз

Слайд 12

  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами; C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\i_47.png

Слайд 13-14-15-16

  • использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;

     Многочисленные отклонения от литературной нормы в современном русском языке происходят под влиянием просторечия.  Основной причиной возникновения этих отклонений является недостаточное знание норм литературного языка и владение русским языком. Часто в речи на разных уровнях можно услышать слова, произнесённые с ошибками, в основе которых  вставка в состав слова лишних звуков :

 буду[ю]щий,

 заклейм[л]ённый,

 интриган[т],

инци[н]дент,

 преце[н]дент,

 конста[н]тировать,

 компроме[н]тировать,

компе[н]тентный,

 юрис[т]консульт,

я[в]ства.

      Про(м)блема

Правильно: будущий,заклеймённый,интриган,инцидент, прецедент, констатировать, компрометировать, компетентный, юрисконсульт, яства.

Нередко нарушение  нормы произношения происходит под воздействием  соседних звуков:

 мукулатура ( макулатура),

кружовник ( крыжовник),  

полувер ( пуловер),

  • тубаретка ( табуретка).
  •     Зачастую в устной речи  наблюдаются как незакономерные вставки в слова лишних гласных и согласных:
  • пирож[е]ное (пирожное),
  •  пел[е]мени (пельмени),
  •  руб[е]ль (рубль),
  • пер[е]спектива (перспектива),
  • по[д]скользнуться (поскользнуться),
  •  по[д]черк (почерк),
  • про[д]чий (прочий),  
  • так и пропуск  звуков:
  •  компосировать (компостировать),
  • тролебус ( троллейбус),  
  • индивидум (иддивидуум),
  •  протьвень, протвень (противень).
  •      Распространены случаи неправильного произношения слова, то есть так, как его удобнее и проще выговорить. Это явление называется  «опрощение»:
  •  Азейбаржан (Азейбарджан),
  • грейпфрукт (грейпфрут),
  •  друшлаг (дуршлаг),
  •  скурпулёзный (скрупулёзный).

Ошибки в речи возникают при неправильном соединении слов в словосочетания. В процессе речи мы подбираем слова по их лексическому значению, по смыслу. Если этим пренебрегать, происходит нарушение лексической сочетаемости.

(раздать воспитателям неправильный вариант – они пишут правильный, проверяем на слайде)

Слайд 17

Примеры лексической сочетаемости слов:

неправильно  

играть значение

не имеет роли

быть в поле внимания

оказать заботу

повысить кругозор

оказать впечатление

поднять тост, выпить тост     \

иметь угрозу

дать поддержку

постигать навыки

оплатить штраф

заплатить расходы

заплатить проезд

повысить подготовку

повысить выпуск продукции

причинить удовольствие

одержать первенство

наращивать мастерство

предпринимать усилия

пристально слушать

правильно

иметь значение

не играет роли

быть в поле зрения

проявить заботу

расширить кругозор

произвести впечатление

произнести тост, провозгласить тост

таить угрозу

оказать поддержку

приобретать навыки

заплатить штраф

оплатить расходы

оплатить проезд

улучшить подготовку

увеличить выпуск продукции

причинить горе, доставить удовольствие

одержать победу, завоевать первенство

повышать мастерство

прилагать усилия, предпринимать попытки

внимательно слушать

 Употребление паронимов

Говорящий стремится передать свою мысль точно, подбирая подходящие по смыслу слова. Лексические нормы русского языка требуют употреблять слово только в свойственном ему значении, закреплённом в словаре.

    Нарушение лексической нормы часто происходит при употреблении паронимов. Ошибки заключаются в неразличении в речи слов-паронимов. Паронимы - это слова, имеющие сходство в морфологическом составе и в звучании, но не совпадающие по значению: безответный – безответственный, гарантированный – гарантийный.

    Не ошибитесь в употреблении паронимов: (текст на слайде 18)

http://cdn01.ru/files/users/images/51/fa/51fa24e9b7bdf2a968b246e79bc6ed6e.jpg

  • частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);

  • засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать, значит. Как бы  Е-мое», «блин», «трындец», «типа»и т.д.);

Слова-паразиты не несут никакой информации и никак не влияют на содержательность речи. Это бессмысленные слова. Их характерные особенности: частота и немотивированность употребления.

                                     Когда и кто употребляет слова-паразиты?

     Чаще всего как слова-связки, когда не знают, что сказать далее, не могут подобрать нужные слова. В основном, это люди с неразвитой речью. Они используют случайные, бессмысленные слова и заполняют ими пустоту в речи. Речевой контакт есть, а смысла речи и информационного обмена нет.

Нередко люди пользуются ими, заполняя паузу, при обдумывании ответа на заданный вопрос.

Злоупотребляют словами-паразитами люди, не подготовленные к речи. Комментируют или обсуждают события в той области, где они не являются специалистами, проявляя свою некомпетентность. Конечно же, испытывают затруднения в речи, недостаток слов, фраз, терминов. На помощь приходят слова-паразиты. Для деловых и публичных людей это недопустимо.

Некоторые люди с богатым словарным запасом вводят слова – паразиты для придания речи сочности, колорита. Однако знают меру и не злоупотребляют этим.

       Чемпионом среди слов-паразитов является как бы.

Сам человек, употребляющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э.Мошковской:

Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.

слайд 19

Значения и примеры употребления слов-паразитов

Короче

Резкость, желание быстрее закончить речь

Короче, дело было так...

Как бы

Неуверенность в том, что говорит; приблизительность суждения

Я вчера как бы ждал тебя...; Мы уже как бы видели этот фильм...

Евпат-коловрат

Удивление, возмущение, радость, огорчение

Евпат-коловрат, у меня «5»!

Хорошо сидим, печки-лавочки!

Типа

1. Желание выделиться

2. Заменитель паузы

Ты, типа, кто такой! Типа, ситуация такая...

Чё

Вопрос-недоумение

Ну и чё?!

Щас (и последняя модификация Интернета — щаз-з)

Нежелание что-либо делать

Ну как же, щас... размечтался! Пойти на занятие! Шаз-з!

Это

Пауза во время говорения или употребления каких-то слов

Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений...

Факт

Уверенность в своих словах

Так всё и было, факт.

Реально

Одобрение, уверенность

Клёвый был фильм,

реально!

Жесть, жестяк

Одобрение, положительная реакция

- Хорошо получилось, жесть.

- Да, жестяк всё!

Ёлки-палки, ёлы-палы

Удивление, возмущение, радость, огорчение

Ёлки-палки, сколько можно вам говорить одно и то же?!

Понимаешь, понимаешь ли

Обращение к собеседнику при желании подтвердить свои слова

Я, понимаешь, иду, слышу крики, обернулся, понимаешь, а там...

Вообще, ваще!

1. Лёгкое возмущение

2. Итог речи

- Идёшь в школу? - Ну ты, ваще!

Вообще, я сначала хотел…

В принципе

Желание отбросить лишние слова для объяснений

В принципе, у тебя тут «3», на «4» не хватило...

Собственно говоря

Желание избежать употребления лишних слов для объяснения

Собственно говоря, ты не совсем прав!

Как его, ну как его, как это

Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить

Динозавры... как его... в процессе эволюции... как это ... вымерли.

Избавляемся от слов паразитов

Читайте хорошую литературу.  Желательно классическую.

Пересказывайте прочитанный текст.

Учите стихи.

Говорите медленно, думайте над словами.

Составляйте речь из простых коротких предложений.

Общайтесь с людьми, имеющими богатый словарный запас и правильную речь.

Записывайте интересные фразы, вставляйте их в свою речь.

Работайте с различными словарями: толковым, орфоэпическим, фразеологическим, словарями ударений и синонимов и др.

Тренируйтесь в проговаривании скороговорок.

Используйте пословицы и поговорки.

Изучайте речевой этикет.

  • копирование речи малышей, «сюсюканье»;
  • использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.

         

Слайд20

 «Проверь себя»

Слайд 21

  • 1.• Когда говорить КЛАСТЬ, а когда ПОЛОЖИТЬ? А когда можно сказать "ложить"?
  • • Глагола "ложить" - НЕ СУЩЕСТВУЕТ!
  • • Глагол КЛАСТЬ всегда употребляется БЕЗ ПРИСТАВКИ.
  • • Всегда надо говорить КЛАСТЬ. Кладу, кладёшь, кладут.
  • • Глагол ПОЛОЖИТЬ всегда употребляется С ПРИСТАВКОЙ.
  • • Положу, положил, положит и пр.
  • • Глагол НАДЕТЬ нужно употреблять, когда мы что-то НА себя (или на кого-то)НАДЕВАЕМ. Надеваем одежду.
  • • Катя надела (на себя) свои любимые гольфы. Папа надел красивую шляпу.
  • • Глагол ОДЕТЬ употребляется, когда мы рассказываем, что ОДЕЛИ кого-то ВО что-то.
  • • Дизайнер одел свою модель
  • Чтобы не запутаться в употреблении этих слов, запомните такое выражение: одеть Надежду, надеть одежду.

Слад 22

 Определите род существительных.

ж\р

м\р

Ср\р

мозоль

Шампунь

какао

вуаль

тюль

пальто

антресоль

кофе

повидло

плацкарта

гель

жюри

манжета

толь

кашпо

бандероль

рельс

кашне

салями

рояль

шоссе

канифоль

пенальти

манго

кенгуру

кино

пони

аэрозоль

полироль

Слайд 23

  • Грамматическая правильность.

Проспрягать глаголы: бежать, хотеть.

  • Образовать форму повелительного наклонения глаголов:

Ехать – поезжай(те); бежать – беги(те); махать – маши(те), махай(те); сесть – сядь(те); лечь – ляг(те).

Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:

Я встала, сняв ребенка с (колени).

В саду много (яблони), (вишни), (смородина).

Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).

Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли

Слайд 25

Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:

(раздать предложения и вставить буквы, проверить правильность написания на слайде)

  • К завтраку был… подан.... кофе с молоком. Покупатель попросил дать ему 
    примерить прав.. туфл… . Крыша сарая была покрыта тол… . Читатен... зал... библиотеки хорошо проветривается. В магазине 
    продается яблочн… повидл… . На лицо женщины был… накинут… траурн… вуаль.
    Стрелочник вовремя заметил, что лопнул… лев… рельс... . Кому приятно, 
    чтобы ему наступили на любим… мозоль? В табел… отмечается выполненная 
    членами бригады работа. Лесовоз проезжал по широкой просек... .

К завтраку был… подан.... кофе с молоком. Покупатель попросил дать ему 
примерить правУЮ  туфлЮ . Крыша сарая была покрыта толЕМ . ЧитаЛЬНЫЙ зал... библиотеки хорошо проветривается. В магазине 
продается яблочнОЕ повидлО. На лицо женщины былА накинутА траурнАЯ  вуаль.
Стрелочник вовремя заметил, что лопнул… левЫЙ рельс... . Кому приятно, 
чтобы ему наступили на любимУЮ мозоль? В табелЕ отмечается выполненная 
членами бригады работа. Лесовоз проезжал по широкой просекЕ .

Слайд 26

Поставьте правильно ударение:

Свёкла

Мусоропровод

Шасси

Торты

Банты

Звонит

Шарфы

Маляр

Столяр

Каталог

Творог

Документ

Искра

Начать

Жалюзи

Щавель

Кухонный

Новорождённый

Феномен

Договор

Ходатайство.

 

В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

Вот – ведро, вот – мусор, вот –
Длинный мусоропровОд.

 Для приземленья попроси
Пилота выпустить шассИ.

Долго ели  тОрты —
Не налезли шОрты!

Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник бАнты.
Без талантов если ты,
Повяжи себе бантЫ.

ЗвониИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.

Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!

Красит стены нам малЯр.
Полки делает столЯр.

Мой сосед-незнайка стонет –
Телефон его не звОнит.
Аппарат-хитрец молчит,
Ждёт, когда кто позвонИт.

 Не говори катАлог,
а только каталОг.
А твОрог? Можно твОрог,
а можно и творОг

Он мне звонИт и говорИт:
"Ах, у меня ужасный вид!
Довел сестренку я до слёз, -
она  расквасила мне нос!"

Он – начальник
И в момент
Нам подпишет докумЕнт.

Отлетела от костра
И погасла быстро –
Коль неверно, то искрА,
Если верно – Искра!

Прежде чем дела кончать,
Нужно их сперва начАть

СвЁкла плакать начала,
До корней промокла.
Я, ребята, не свеклА,
Я, ребята, свЁкла

Солнце. Жарко. Привези
Нам для окон жалюзИ.

 Сперва –
Их на кусочки режьте.
А следом –
Открывайте рты –
И с наслажденьем
ТОрты ешьте!
Ошибкой будет
Есть тортЫ!

Срубили ель, сорвали щавеЕль.

Стол,
Нами купленный
И в кухню
Занесённый, –
Зовётся
КУхонный,
А вовсе не
КухОнный!

Ты нам шторы не вози,
Мы повесим жалюзИ.

ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он  Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.

Фёкла красная, как свЁкла!

Я взял муку и взял творОг –
Испек рассыпчатый пирог.

Я ужасно утомлённый –
Брат не спит новорождЁнный.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.

Исправь ошибку в предложении.

Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.

Коля является ведущим лидером нашей группы.

Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.

Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

Все дети своевременно выполнили заданное задание.

Было установлено, что существующие расценки завышены

Перед своей смертью он написал завещание

С этой целью фирма использует имеющиеся подсобные помещения

Новый фильм обречен на успех у самых широких кругов публики.

Наш герой не растерялся и тут же нанес молниеносный визит послу, чтобы предупредить это скоропостижное решение.

Примеры неправильного употребления паронимов

Доверчивый тон разговора, мягкие манеры подкупали.
(Правильно: 
Доверительный тон разговора,  мягкие манеры подкупали.)

Вдох облегчения.
(Правильно: 
Вздох облегчения.)

У нас уже годовалый опыт работы. 
(Правильно: У нас уже 
годовой опыт работы.) 

 Документы на присвоение звания были предоставлены ранее» (вместо представлены)
Он полный невежа в вопросах искусства.(невежа)
У нас много артистичных династий.
(Правильно: У нас много артистических династий.) 

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

  • Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
  • Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
  • Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
  • Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
  • Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
  • Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
  • Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

    

Требования, предъявляемые к речи педагога:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
  • строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;
  • использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);
  • в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
  • связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;
  • использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

Спасибо всем за нашу встречу,

За семинар «Культура речи!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...