«Мы берем лучшее из прошлого и работаем на будущее»
статья на тему

Андреева Марина Николаевна

Цель статьи заключается в том, чтобы дать по возможности простые и понятные ответы  на часто задаваемые вопросы, связанные с реализацией ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы берем лучшее из прошлого и работаем на будущее»

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.

        Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

         В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно - правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и приказ Минобрнауки  России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОО.

Теперь образование в ДОО рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. Внедрение ФГОС ДО оказало значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОО.

- Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.

- Во-вторых, это повлекло за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что  положительным образом сказываетсяся на его развитии и на его результатах.

Тема стандартов стала самой обсуждаемой среди педагогов  ДОО  в течение трех последних лет.

Цель статьи заключается в том, чтобы дать по возможности простые и понятные ответы  на часто задаваемые вопросы, связанные с реализацией ФГОС ДО.

МДОБУ № 4 «Лукоморье» с нового учебного года работает по  образовательной программе, основанной на принципах ФГОС ДО.

Новая образовательная программа  нацелена, прежде всего, на всестороннее развитие ребенка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.

Цель работы ДОО заключается в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Наше внимание  направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Все дети обладают индивидуальными особенностями, которые нам следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Индивидуальные особенности, которые мы  выявляем  в работе с детьми и на которые следует реагировать: семейная культурная среда, возраст, уровень развития, пол, стиль учения, способности (потребности/сильные стороны), характер и темперамент, интересы, и самосознание. Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяют  лучше понять и принять каждого ребенка, а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, мы помогаем детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения.

Дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. При организации жизни и деятельности детей, с точки зрения обеспечения их комфортности, мы  учитываем разнообразные потребности ребенка: в признании (в первую очередь, детским сообществом), в общении, в познании, в движении, в проявлении активности и самостоятельности. Это, в свою очередь, требует исключения учебного принципа организации образовательного процесса жизнедеятельности ребенка, введения запрета на занятия-уроки по школьному типу, ибо дошкольник – человек играющий, и обучение входит в его жизнь через ворота детской игры. Кроме того, дошкольник – почемучка, дошкольник – деятель. Поэтому основные ценности воспитания ребенка – поощрение детской игры, исследовательской и творческой активности детей, детских вопросов.

В соответствии ФГОС ДО  образовательная деятельность реализуется педагогами через  организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и др.)  или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами  самостоятельно в зависимости от возраста  детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.  Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью. Между взрослыми и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. 

Требования к результатам освоения программы: основной результат – это социализация детей, личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения. Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров.

В настоящее время ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности не только у взрослых, но и детей. Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. В нашем детском саду реализуется парциальная образовательная программа «Мир глазами детей» по приобщению к истокам русской народной культуры, которая  углубляет содержание образовательной области социально-коммуникативного развития детей. В рамках программы  представлен алгоритм технологии ознакомления детей с народной культурой,  тематическое планирование. Данная программа позволяет формировать опыт социальных навыков поведения воспитанников в процессе приобщения  к  народной культуре, к культуре своей семьи, формировать  представления о родственных связях.

Внимание к стандарту будет, более пристальным, потому что дошкольное детство – это тот период жизни ребёнка, когда семья проявляет к нему максимальный интерес. Задача ДОО на данном этапе -  «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы ДОО и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Цель  воспитателя – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОО, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОО и семьи.

Анализируя факторы успешного применения стандартов нового поколения в нашем ДОО, мы уверены, что решение проблем, связанных с реализацией ФГОС ДО, возможно только в одном случае: если все участники образовательного процесса – администрация, педагоги, родительская общественность – осознают необходимость совместных усилий по достижению качественно новых результатов образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего»....

"Мы берем лучшее из прошлого и работаем на будущее"

Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образ...

Сценарий выпускного "Назад, в прошлое, вперед в прекрасное будущее"

Трогательный, нежный рассказ о жизни детей в детском саду,  планах на будущее....

Консультации для родителей.«Кто не знает своего прошлого-тот не имеет будущего»."Знакомство детей с русской народной игрушкой".

laquo;Кто не знает своего прошлого — тот не имеет будущего»    Знакомство детей с русской народной игрушкой....

Педагогический проект «Пока мы помним прошлое, у нас есть будущее»

Проект, приуроченный к 9 мая. Включает в себя приложения - сценарий мероприятия с родителями, беседы с детьми....

Проект по краеведению: "Сохраняя прошлое - мы думаем о будущем"

Проект по краеведению: "Сохраняя прошлое - мы думаем о будущем"...

Народный праздник-дорожка от прошлого ,через настоящее ,в будущее

Использование народных праздников в детском саду благоприятно влияет на нравственно- патриотическое воспитание детей....