Статья на тему "Нестандартный педагог в условиях стандарта"
статья на тему

Лягушина Татьяна Анатольевна

Рассуждение о деятельности педагога в рамках требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_t.a.lyagushina.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Т.А.Лягушина методист

ИМЦ Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Нестандартный педагог в условиях стандарта

В стремительно меняющемся мире, мы педагоги меняемся не так быстро, как нам бы этого хотелось. От чего это зависит? Проработав много лет в дошкольном образовании, педагог становится шаблонным, стандартным.

Стандарт - нечто шаблонное, трафаретное, не заключающее в себе ничего оригинального, творческого.

Пример: Действовать по стандарту. (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка).

Стандарт - то, что не заключает в себе ничего оригинального, своеобразного, шаблон, трафарет. (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка).

Как видно из некоторых определений стандарта – это нечто среднее, не заключающее в себе ничего оригинального, своеобразного.

В дошкольном образовании в 2014 году появился Федеральный государственный образовательный стандарт, и определение его отличается от простого понятия «стандарта».

«Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию» (Письмо Минобрнауки России от 28 февраля  2014г. N08-249).

С появлением Стандарта дошкольного образования изменилось многое в жизни дошкольных организаций, в том числе и отношение педагогов дошкольного образования к своей профессиональной деятельности.

В толковом словаре С.И. Ожегова и Т.Ф. Ефремовой значение слова «педагог» раскрывается как «…тот, кто профессионально занимается воспитательной и преподавательской работой. Тот, кто имеет способности учить, воспитывать и проявляет это в своей деятельности».

Так каким же должен быть педагогов дошкольного образования – стандартным или нестандартным?

Принципы, лежащие в основе Стандарта, ориентируют педагога на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, на уважение личности ребенка.

Так ли это ново? Мы хорошо помним, что в Концепции дошкольного воспитания от 16.06.1989 г. № 7/1 обозначались ключевые позиции обновления дошкольного образования. И одна из них - «Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми». В 1989 году прозвучали призывы перехода от учебно-дисциплинарной модели к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми. Но вот уже более 20 лет многие воспитатели детских садов используют в своей работе именно дисциплинарную модель взаимодействия с дошкольниками. Их не смущает, что цель данной модели - вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание. Принцип - «Делай как я!». Способ общения с детьми: наставления, наказания, нотации, окрик. Тактика: диктат и опека. Задачи педагога - реализовать программу. Педагогический процесс - ребенок - объект приложения сил воспитательной системы. Фронтальные формы работы с детьми – основные. И, как результат работы, взаимное отчуждение взрослых и детей. Дети теряют инициативу.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия требует обратного: воспитатель должен содействовать становлению ребенка как личности. Принцип в его работе должен быть «Не рядом и не над, а вместе!». Способ общения - умение стать на позицию ребенка. Тактика в работе - сотрудничество. Педагог должен исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Ребенок – полноценный партнер в условиях сотрудничества. Исключительное значение должно придаваться игре, позволяющей ребенку проявлять активность, наиболее полно реализовать себя. И тогда результатом работы воспитателя будет расширение «степеней свободы» развивающегося ребенка: его способностей, прав, перспектив, благоприятная социализация в обществе. А это и является целью Стандарта дошкольного образования. Педагог, в этом случае, должен стать творцом, созидателем, партнером, креативным и свободным от шаблонов, то есть нестандарным.

Из практики общения с воспитателями и проведенными опросами, в настоящее время более 65 % педагогов - дошкольников так и не перестроились на личностно-ориентированную модель общения с детьми.

И, если большинство педагогов работают по принципу «Делай как я!», не значит ли, что это некая норма взаимодействия, некий стандарт поведения? Так каким же быть педагогу сегодня, в условиях Стандарта? Стандартным или нестандартным?

Это каждый должен решить для себя сам. Кто он: некий «стандарт», который не заключает в себе ничего оригинального, своеобразного, шаблон, трафарет или же творческая личность, свободная от шаблонов, способная воспитать успешного выпускника детского сада, адаптированного к дальнейшей жизни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение введения ФГОС в практику работы дошкольного образовательного учреждения как средство повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики,...

Модернизация работы дошкольных педагогов в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

В районной газете г.Беслана была выпущена статья, посвященная теме "Модернизация работы дошкольных педагогов в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного о...

Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»

Данная методическая разработка предназначена для проведения мероприятий с педагогами (педагогический совет, занятия по психологическому просвещен...

«Профессиональный стандарт как основа оценки деятельности и профессионального развития педагогов в условиях дошкольной образовательной организации»

Педагог- ключевая фигура в реформе образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится ...

Статья. Оценивание качества образования в условиях реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования

В статье представлены  итоги изучения  основ по проблеме управления качеством образования на основе мониторинга образовательного процесса. Определены показатели и критерии качества образован...

Статья «Требования к педагогу в соответствии с профессиональным стандартом педагога»

В жизнь системы образования страны прочно вошёл Федеральный образовательный стандарт. ФГОС устанавливает ряд требований к условиям реализации основной программы ДОО: психолого-педагогические, кадровые...

Организация самообразования педагогов в условиях реализации профессионального стандарта педагога

Организация методической работы по самообразованию педагогов, перечень испоьзуемых методик для определения потребности в самообразовании, алгоритм деятельности педагога по организации самообразования....