Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ
статья (подготовительная группа) на тему

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Одним из аспектов этого вопроса- поиск действенных путей сотрудничества, необходимых как педагогам, так и родителям . Для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитие их способностей, формирование ценностных жизненных ориентиров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_evgenii_isaakovny.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование партнерских отношений педагогов и родителей

 в условиях сотрудничества в  ДОУ

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Одним из аспектов этого вопроса- поиск действенных путей сотрудничества, необходимых как педагогам, так и родителям . Для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитие их способностей, формирование ценностных жизненных ориентиров.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Основной целью педагогической концепции диалога нашего детского сада и семьи является создание единого пространства семья — детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

Для достижения данной цели наш коллектив поставил перед собой задачи:

  • изучение семьи и ее индивидуальных особенностей;
  • формирование потребности в субъектной позиции родителей в развитие детей;
  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
  • объединение усилий для развития и воспитания детей;
    создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Каждый педагог нашего ДОУ работает таким образом, чтобы родитель смог:

  • преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
  • достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
  • узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
  • быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

Взаимодействие педагогов с родителями детей раннего возраста в период адаптации

Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях ДОУ имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего детства. Родителям необходимо показать уникальность и значение правильного воспитания ребенка с первых лет жизни. Успешный контакт родителей и педагогов приобретает еще большее значение в период адаптации ребенка к детскому саду, поскольку для малыша период отрыва от семьи очень тяжелый и болезненный процесс.

Исходя из выше сказанного, было решено разработать проект по теме адаптации ребенка раннего возраста.

Цель проекта:

1. создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

2. родители – активные участники воспитательно - образовательного процесса.

Задачи проекта:

1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт.

2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.

3. Закладывать основы доброжелательного отношения друг к другу.

4. Создать систему взаимодействия с родителями.

5. Организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что в проекте будут принимать участие 20 детей в возрасте от 1,5 до 2,5 лет, родители, 2 воспитателя, психолог, медсестра. За период в 6 месяцев будет создана и реализована система мероприятий взаимодействия специалистов ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ, облегчение привыкания к новым условиям, снижению заболеваемости детей.

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Способы участия в проекте субъектов образовательного процесса:

  • Посещение адаптационной группы
  • Индивидуальная работа
  • Взаимодействие с родителями.

Предпроектный этап:

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Создание развивающей среды.

3. Знакомство с семьями воспитанников.

Этапы проектной деятельности:

1. Знакомство родителей с режимом дня пребывания детей в детском саду

2. Посещение адаптационной группы.

3. Организация комфортного пребывания детей в группе, создание благоприятного эмоционального фона при помощи психогимнастики, адаптационных игр, песочной и арттерапии терапии.

4. Индивидуальные беседы воспитателя с родителями

5. Школа для молодых родителей.

При формировании новой группы воспитатели познакомились со всеми родителями. После знакомства с воспитателями была организована экскурсия по детскому саду, знакомство с родительским уголком и группой. В заключение первой встречи родители заполнили анкеты. С момента знакомства и в дальнейшем одной из основных задач воспитателя является располагающее отношение к родителям. Если они с самого начала сотрудничества с детским садом будут видеть в воспитателе друга, союзника, помощника, то совместная деятельность будет успешна.

В конце первого адаптационного месяца состоялось родительское собрание на тему «Давайте познакомимся». Задачами которого являлось знакомство родителей друг с другом, создание дружного родительского коллектива, а также подведение итога адаптации, ознакомление родителей с особенностями раннего возраста. По результатам диагностики можно сделать вывод: при надлежащей подготовке и с учетом возрастных особенностей детей совместные мероприятия необходимы для успешной адаптации как детей, так и родителей.

Данные диагностики позволяют судить о правильно построенной работе по организации и проведению адаптации детей и родителей к условиям детского сада.

 Система работы по построению партнерских отношений между родителями и педагогами в воспитательно-образовательном процессе

Содержание работы по взаимодействию с родителями реализуется через разнообразные формы.

Для дифференцированной организации форм работы необходимо выявить степень участия родителей в воспитательном процессе. Для разделения родителей на было проведено тестирование родителей детей .По результатам тестирования родители поделились на три группы. Первую группу отличает высокий уровень эмоционально-нравственной культуры, проявляющийся в общении родителей с детьми; серьезное отношение к воспитанию детей. Это 30% родителей. Вторая группа - со средним уровнем образованности и культуры. Это 50%. В третью группу можно отнести родителей, отличающихся низким уровнем психолого-педагогической осведомленности, что составило 20 %.

Исходя из этого, мы попытались определить наиболее эффективные и интересные формы работы для активизации родителей.

Изучив теоретический аспект, выяснили, что существуют следующие нетрадиционные формы работы с родителями:

1. Информационно-аналитические;

2. Познавательные;

3. Досуговые;

4. Наглядно-информационные.

Информационно-аналитические формы общения с родителями помогли выявить интересы, запросы родителей. Использовались социологические опросы, анкеты, тестирование, а также «Почта доверия», «Волшебный сундучок предложений». Кроме анкетирования, мне в нашей работе с родителями помогает «Почта доверия». Это почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях или заседаниях родительского комитета либо в виде консультаций как в письменной, так и в устной индивидуальной формах. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна.

Сегодня одним из актуальных вопросов в сфере образования остается информационно – коммуникативные технологии, которые так активно внедряются и развиваются в жизнедеятельности современного человека.

Родительские собрания с использованием презентаций, фотографий, видеофильмов о жизни детей в группе становятся более яркими и интересными для родителей. Поэтому в ходе проведения родительских собраний я стараюсь как можно чаще использовать такие презентации и видеоролики. Такие собрания становятся намного результативнее и способны не только сделать родителей активными участниками образовательного и воспитательного процессов, но и сэкономить время обеих сторон.

Досуговая форма использовалась для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду.  Применяемая форма работы позволила создать теплую дружественную обстановку. Родители вместе с детьми пели, танцевали, играли в подвижные игры и даже создали совместно с детьми ежика из пластилина и семечек. Восторженные лица родителей и счастливые малыши лучшее доказательство тому, что решение о проведении мероприятия было верным. Такие праздники вносят приятное оживление, создают атмосферу задушевности, заряжают всех хорошим настроением, а в нашем случае существенно облегчает процесс адаптации детей и родителей к детскому саду.

Одной из результативных форм являются выставки совместного творчества. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвуют в выставках. Например, у нас в саду проходят выставки из природного материала «Дары осени», «Рождественское чудо».

Выпуск стенгазет «Моя семья», «Здоровье малышей», фотогазеты «Моя мамочка», «Мой папа - самый сильный».

Родители охотно участвуют в акциях «Помоги птицам зимой» (делают кормушки и вместе с детьми их развешивают, «Укрась участок», «Наряди елочку»).

Родители принимают активное участие в благоустройстве территории детского сада Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, с формами и методами работы с дошкольниками. Это могут быть информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек и др.».

Подводя итоги хочу ещё раз подчеркнуть, что семья и детский сад – два важных социальных института социализации ребёнка. Родитель-главный участник воспитательного процесса ребёнка, без него воспитание будет считаться не полноценным. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения не традиционных форм взаимодействия с ними, родители стали с большим пониманием относиться к работе воспитателя, прислушиваться, участвовать в жизни детского сада.

Список использованных источников

1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации"  

2..ФГОС дошкольного образования. Приказ МО и Н РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 год №1155 г. Москва

3..Богомолова З.А. Формирование партнёрских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ// Дошкольная педагогика. – 2010г.

3.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М. : ТЦ Сфера, 2002г.

4.Майор А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечение родителей в жизнь детского сада.- М.: ТЦ Сфера, 2011г.

 5.Прохорова С.Ю., Нигматулина Н.В., Евстигнеева В.И. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду

6.Вместе с семьей. Пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей М.  «Просвещение» 2005г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование партнерских отношений между педагогами и воспитанниками в процессе игровой деятельности

Выступление на педагогическом совете детского сада воспитателя средней группы...

Формирование поликультурной компетентности педагогов и родителей в условиях ДОУ (из опыта работы).

Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном воспитани...

Консультация для педагогов "Коллекционирование в формировании партнерских отношений детей и взрослых"

Консультация для педагогов "Коллекционирование в формировании партнёрских отношений детей и взрослых"...

Установление партнерских отношений педагогов и родителей с целью формирования психофизического здоровья дошкольников.

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия психофизического развития ребенка, для вхождения маленького человека в большой мир....

Доклад. Различные форы работы с родителями. "Установление партнерских отношений педагогов с родителями"

Доклад на  педагогическом совете .Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детского сада, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Все начиналось с мысли о том, ч...

Консультация для педагогов Тема: «Формирование партнерских отношений «Детский сад – семья»»

АктуальностьВ соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаи...