Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    Воспитание у детей культурно – гигиенических навыков.

    Павлова Татьяна Ивановна

    Свою работу по воспитанию культурно – гигиенических навыков детей раннего дошкольного возраста я направляю на достижение охраны здоровья детей и раннего дошкольного возраста я направляю на достижения охраны здоровья детей формирование основы культуры здоровья через решение разных задач.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    vospitanie_u_detey_kulturno_-_gigienicheskikh_navykov.docx21.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воспитание у детей культурно – гигиенических навыков.

        Свою работу по воспитанию культурно – гигиенических навыков детей раннего дошкольного возраста я направляю на достижение охраны здоровья детей и раннего дошкольного возраста я направляю на достижения охраны здоровья детей формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

    - сохранение и укрепление психического и эмоционального благополучия детей в период адаптации;

    - накопление и обогащение двигательного опыта детей;

    - воспитание культурно - гигиенических навыков.

    Известно что, навык переходит в привычку.

    «Привычки бывают добрые и вредные и легче предупредить появление вредных привычек, чем отучить».                            

                                                                                                               К.Д. Ушинский.

    Самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. В нашей группе созданы все условия для успешного формирования культурно –гигиенических навыков. К ним относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня  и руководство взрослых. Усвоение культурно – гигиенических навыков происходит в играх, досугах, труде, в быту. В процессе обучения я широко использую наглядные пособия. Малыш лучше поймет и осмыслит гигиенически навыки, если мое объяснение и рассказ будут подкреплены и показом картинок, символов, фотографий, иллюстраций и словесным сопровождением: чтение потешек, стишков. Чтобы ребенок освоил тот или иной навык, я стараюсь в игровой форме объяснить это малышу. Например, можно продемонстрировать освоение детьми навыка «мытье рук». В умывальную комнату приношу зайчика, мишку. Процесс умывания происходит на эмоциональном подъеме, так как ребята с удовольствием откликаются на мою игру с дразнилкой и загадкой - добавлялкой.

    Заморашка (дразнилка)

    Заморашка рук не мыл,

    Месяц в баню не ходил

    Столько грязи,

    Столько ссадин!

    Мы на шее лук посадим,

    Репу на ладошках,

    На щеках – картошку,

    На носу морковь взойдет! –

    Будет целый огород!

                                Загадки – добавлялки.

    Руки мыть пошла Людмила,

    Ей понадобилось… (мыло).

    Так же для закрепления навыка умывания провожу игры.

    Например: «Водичка, Водичка, умой мое личико».

    Цель этой игры – приучить детей к чистоте и опрятности, вызвать у ребенка стремление самостоятельно следить за чистотой своего тела.

     Обучение навыкам культурно есть требует значительно большего труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий – осуществляемых в определенной последовательности: правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой, задвигать стульчик, благодарить. Упражнение ребенка в совершении одних и тех же действий под контролем взрослого приводит к постепенному формированию требуемых навыков. Исходя из личного опыта,  я с уверенностью могу сказать, что отсутствие контроля может привести к появлению у детей неверных навыков: неправильно держать ложку, забывать пользоваться салфеткой и благодарить.

     Для закрепления правильного употребления слова «спасибо» я проводила дидактические игры «Кормление куклы Тани». В тех случаях, когда дети забывали говорить «спасибо» спрашивала: - «Ксюшенька, что сегодня кукла Таня сказала, когда мы ее покормили»? - «Спасибо»- отвечала Ксюша. И ты скажи «спасибо» Ты то же покушала».

    В игре  «Принимайся за обед» закрепляем назначение мебели, название посуды для столовой, формируем заботливое и внимательное отношение к сверстникам по игре.

            Большое влияние на формирование культурно – гигиенических навыков

    оказывают художественные произведения:

    «Мойдодыр»  К. Чуковского.

    «Маша-растеряша» Е. Благиной.

    «Я одеться сам могу» В. Зайцева.

    «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского.

            А еще, работая по данной теме, я люблю, опираясь на фольклор, использовать дразнилки, зазывалки, колыбельные, пестушки.

    Малоежка (дразнилка).  

    Хлеб не ест

    Не смотрит во щи,

    Потому такой и тощий.

    Вышел на тропинку -

    Сбила с ног пылинка,

    По панели зашагал,

    Дунул ветер – он упал.

            Трудовые навыки, особенно в области самообслуживания у малышей лучше усваиваться в играх с куклами. Например: «Оденем куклу после сна, «Оденем куклу на прогулку».

    Раз- два – три – четыре – пять.

    Собираемся гулять

    Завязали Катеньке

    Шарфик полосатенький.

    Катя саночки берет

    И на горочку идет.

    Цель этих игр: научить на практике повторять действия взрослых. Закрепить навыки одевания и раздевания, их последовательность, а также умение называть предметы одежды.

    Как в повседневной жизни, так и на занятиях, я осуществляю воспитательные задачи.

    Очень сложно было научить детей правилам культурного поведения. Многие ребята не здоровались и не прощались, были неприветливы, недружелюбны.

    В своей работе я использовала некоторые приемы, которые мне очень помогли. Личный  пример. Не дожидаясь, пока малыш поздоровается, первый здоровалась сама, находила, о чем спросить, о чем поговорить, или подбирала стихи. Обращалась к игровым приемам: в гости приходили Петрушка и Лунтик, использовала этюды «Здравствуй», «Солнышко проснулось».

    Если мы вовремя начнем прививать нашим детям правила культуры поведения нам не стыдно будет за них в более старшем возрасте. А соблюдение правил личной гигиены, утренняя гимнастика и закаливание будут хорошей основой для полноценного здоровья.

            Единственная красота, которую я знаю - это здоровье.

                        (Генрих Гейне)

            Терпеливое показывание и помощь, дружеское напоминание, внушение и требование – это верный путь, идя по которому только вместе с родителями мы можем воспитать в ребенке необходимые для здоровья и обязательные для каждого культурного человека привычки чистоты, опрятности и поведения.