Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    Воспитание у детей культурно – гигиенических навыков.

    Павлова Татьяна Ивановна

    Свою работу по воспитанию культурно – гигиенических навыков детей раннего дошкольного возраста я направляю на достижение охраны здоровья детей и раннего дошкольного возраста я направляю на достижения охраны здоровья детей формирование основы культуры здоровья через решение разных задач.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    vospitanie_u_detey_kulturno_-_gigienicheskikh_navykov.docx21.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воспитание у детей культурно – гигиенических навыков.

        Свою работу по воспитанию культурно – гигиенических навыков детей раннего дошкольного возраста я направляю на достижение охраны здоровья детей и раннего дошкольного возраста я направляю на достижения охраны здоровья детей формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

    - сохранение и укрепление психического и эмоционального благополучия детей в период адаптации;

    - накопление и обогащение двигательного опыта детей;

    - воспитание культурно - гигиенических навыков.

    Известно что, навык переходит в привычку.

    «Привычки бывают добрые и вредные и легче предупредить появление вредных привычек, чем отучить».                            

                                                                                                               К.Д. Ушинский.

    Самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. В нашей группе созданы все условия для успешного формирования культурно –гигиенических навыков. К ним относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня  и руководство взрослых. Усвоение культурно – гигиенических навыков происходит в играх, досугах, труде, в быту. В процессе обучения я широко использую наглядные пособия. Малыш лучше поймет и осмыслит гигиенически навыки, если мое объяснение и рассказ будут подкреплены и показом картинок, символов, фотографий, иллюстраций и словесным сопровождением: чтение потешек, стишков. Чтобы ребенок освоил тот или иной навык, я стараюсь в игровой форме объяснить это малышу. Например, можно продемонстрировать освоение детьми навыка «мытье рук». В умывальную комнату приношу зайчика, мишку. Процесс умывания происходит на эмоциональном подъеме, так как ребята с удовольствием откликаются на мою игру с дразнилкой и загадкой - добавлялкой.

    Заморашка (дразнилка)

    Заморашка рук не мыл,

    Месяц в баню не ходил

    Столько грязи,

    Столько ссадин!

    Мы на шее лук посадим,

    Репу на ладошках,

    На щеках – картошку,

    На носу морковь взойдет! –

    Будет целый огород!

                                Загадки – добавлялки.

    Руки мыть пошла Людмила,

    Ей понадобилось… (мыло).

    Так же для закрепления навыка умывания провожу игры.

    Например: «Водичка, Водичка, умой мое личико».

    Цель этой игры – приучить детей к чистоте и опрятности, вызвать у ребенка стремление самостоятельно следить за чистотой своего тела.

     Обучение навыкам культурно есть требует значительно большего труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий – осуществляемых в определенной последовательности: правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой, задвигать стульчик, благодарить. Упражнение ребенка в совершении одних и тех же действий под контролем взрослого приводит к постепенному формированию требуемых навыков. Исходя из личного опыта,  я с уверенностью могу сказать, что отсутствие контроля может привести к появлению у детей неверных навыков: неправильно держать ложку, забывать пользоваться салфеткой и благодарить.

     Для закрепления правильного употребления слова «спасибо» я проводила дидактические игры «Кормление куклы Тани». В тех случаях, когда дети забывали говорить «спасибо» спрашивала: - «Ксюшенька, что сегодня кукла Таня сказала, когда мы ее покормили»? - «Спасибо»- отвечала Ксюша. И ты скажи «спасибо» Ты то же покушала».

    В игре  «Принимайся за обед» закрепляем назначение мебели, название посуды для столовой, формируем заботливое и внимательное отношение к сверстникам по игре.

            Большое влияние на формирование культурно – гигиенических навыков

    оказывают художественные произведения:

    «Мойдодыр»  К. Чуковского.

    «Маша-растеряша» Е. Благиной.

    «Я одеться сам могу» В. Зайцева.

    «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского.

            А еще, работая по данной теме, я люблю, опираясь на фольклор, использовать дразнилки, зазывалки, колыбельные, пестушки.

    Малоежка (дразнилка).  

    Хлеб не ест

    Не смотрит во щи,

    Потому такой и тощий.

    Вышел на тропинку -

    Сбила с ног пылинка,

    По панели зашагал,

    Дунул ветер – он упал.

            Трудовые навыки, особенно в области самообслуживания у малышей лучше усваиваться в играх с куклами. Например: «Оденем куклу после сна, «Оденем куклу на прогулку».

    Раз- два – три – четыре – пять.

    Собираемся гулять

    Завязали Катеньке

    Шарфик полосатенький.

    Катя саночки берет

    И на горочку идет.

    Цель этих игр: научить на практике повторять действия взрослых. Закрепить навыки одевания и раздевания, их последовательность, а также умение называть предметы одежды.

    Как в повседневной жизни, так и на занятиях, я осуществляю воспитательные задачи.

    Очень сложно было научить детей правилам культурного поведения. Многие ребята не здоровались и не прощались, были неприветливы, недружелюбны.

    В своей работе я использовала некоторые приемы, которые мне очень помогли. Личный  пример. Не дожидаясь, пока малыш поздоровается, первый здоровалась сама, находила, о чем спросить, о чем поговорить, или подбирала стихи. Обращалась к игровым приемам: в гости приходили Петрушка и Лунтик, использовала этюды «Здравствуй», «Солнышко проснулось».

    Если мы вовремя начнем прививать нашим детям правила культуры поведения нам не стыдно будет за них в более старшем возрасте. А соблюдение правил личной гигиены, утренняя гимнастика и закаливание будут хорошей основой для полноценного здоровья.

            Единственная красота, которую я знаю - это здоровье.

                        (Генрих Гейне)

            Терпеливое показывание и помощь, дружеское напоминание, внушение и требование – это верный путь, идя по которому только вместе с родителями мы можем воспитать в ребенке необходимые для здоровья и обязательные для каждого культурного человека привычки чистоты, опрятности и поведения.  


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация "Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков"

    Для закрепления навыков чистоплотности необходимо, чтобы был личный пример взрослых. Приобретенные КГН с детства - становятся потребностью к чистоте....

    ДОСУГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПО ВОСПИТАНИЮ У НИХ КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.

    Задачи воспитания: продолжать прививать культурно-гигиенические навыки детям, открывать для них правила гигиены. Закрепить знания индивидуальности гигиены человека. Развивать чувство коллективизма, от...

    ДОСУГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПО ВОСПИТАНИЮ У НИХ КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.

    Задачи воспитания: продолжать прививать культурно-гигиенические навыки детям, открывать для них правила гигиены. Закрепить знания индивидуальности гигиены человека. Развивать чувство коллективизма, от...

    ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.

    Цель: Приучать детей следить за своим внешним видом. Правильно пользоваться мылом, водой и полотенцем, упражнять в выделении и обозначении словом цвета, формы, аромата мыла, формировать умение сосредо...

    Познание.Привитие детям культурно гигиенических навыков "Здоровые зубки"

    Познание. Привитие детям культурно гигиенических навыков "Здоровые зубки"...

    Проект для первой младшей группы детского сада «Привитие детям культурно – гигиенических навыков».

    Проект для первой младшей группы детского сада«Привитие детям культурно – гигиенических навыков»....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей культурно-гигиеническим навыкам. Тема: "Чисто жить - здоровым быть"

    - учить детей принимать предложенный образ и соответственно себя вести;- продолжать формировать у детей представление о личной гигиене, её влиянии на здоровье;- дать детям информацию о микробах,...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей культурно-гигиеническим навыкам. Тема: Здоровье впорядке - спасибо зарядке.

    - дать детям представления о том, что упражнения по сложности выполнения бывают разными. В начале надо выполнять упражнения полегче, а затем приступать к более сложным;- формировать желание выпо...

    Консультация для родителей «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»

    Консультация для родителей «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»...