"Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания или здоровые привычки"
методическая разработка на тему

Павлова Татьяна Ивановна

 

 "Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания или здоровые привычки"



    Свою работу по воспитанию культурно – гигиенических навыков детей раннего дошкольного возраста я направляю на достижение охраны здоровья детей и раннего дошкольного возраста я направляю на достижения охраны здоровья детей формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление психического и эмоционального благополучия детей в период адаптации;
- накопление и обогащение двигательного опыта детей;
- воспитание культурно - гигиенических навыков.
Известно что, навык переходит в привычку.
«Привычки бывают добрые и вредные и легче предупредить появление вредных привычек, чем отучить».                            
                                                                                                           К.Д. Ушинский.
Самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. В нашей группе созданы все условия для успешного формирования культурно –гигиенических навыков. К ним относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня  и руководство взрослых. Усвоение культурно – гигиенических навыков происходит в играх, досугах, труде, в быту. В процессе обучения я широко использую наглядные пособия. Малыш лучше поймет и осмыслит гигиенически навыки, если мое объяснение и рассказ будут подкреплены и показом картинок, символов, фотографий, иллюстраций и словесным сопровождением: чтение потешек, стишков. Чтобы ребенок освоил тот или иной навык, я стараюсь в игровой форме объяснить это малышу. Например, можно продемонстрировать освоение детьми навыка «мытье рук». В умывальную комнату приношу зайчика, мишку. Процесс умывания происходит на эмоциональном подъеме, так как ребята с удовольствием откликаются на мою игру с дразнилкой и загадкой - добавлялкой.
Заморашка (дразнилка)
Заморашка рук не мыл,
Месяц в баню не ходил
Столько грязи,
Столько ссадин!
Мы на шее лук посадим,
Репу на ладошках,
На щеках – картошку,
На носу морковь взойдет! –
Будет целый огород!
                            Загадки – добавлялки.
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось… (мыло).
Так же для закрепления навыка умывания провожу игры.
Например: «Водичка, Водичка, умой мое личико».
Цель этой игры – приучить детей к чистоте и опрятности, вызвать у ребенка стремление самостоятельно следить за чистотой своего тела.
 Обучение навыкам культурно есть требует значительно большего труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий – осуществляемых в определенной последовательности: правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой, задвигать стульчик, благодарить. Упражнение ребенка в совершении одних и тех же действий под контролем взрослого приводит к постепенному формированию требуемых навыков. Исходя из личного опыта,  я с уверенностью могу сказать, что отсутствие контроля может привести к появлению у детей неверных навыков: неправильно держать ложку, забывать пользоваться салфеткой и благодарить.
 Для закрепления правильного употребления слова «спасибо» я проводила дидактические игры «Кормление куклы Тани». В тех случаях, когда дети забывали говорить «спасибо» спрашивала: - «Ксюшенька, что сегодня кукла Таня сказала, когда мы ее покормили»? - «Спасибо»- отвечала Ксюша. И ты скажи «спасибо» Ты то же покушала».
В игре  «Принимайся за обед» закрепляем назначение мебели, название посуды для столовой, формируем заботливое и внимательное отношение к сверстникам по игре.
        Большое влияние на формирование культурно – гигиенических навыков
оказывают художественные произведения:
«Мойдодыр»  К. Чуковского.
«Маша-растеряша» Е. Благиной.
«Я одеться сам могу» В. Зайцева.
«Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского.
        А еще, работая по данной теме, я люблю, опираясь на фольклор, использовать дразнилки, зазывалки, колыбельные, пестушки.
Малоежка (дразнилка).  
Хлеб не ест
Не смотрит во щи,
Потому такой и тощий.
Вышел на тропинку -
Сбила с ног пылинка,
По панели зашагал,
Дунул ветер – он упал.
        Трудовые навыки, особенно в области самообслуживания у малышей лучше усваиваться в играх с куклами. Например: «Оденем куклу после сна, «Оденем куклу на прогулку».
Раз- два – три – четыре – пять.
Собираемся гулять
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.
Катя саночки берет
И на горочку идет.
Цель этих игр: научить на практике повторять действия взрослых. Закрепить навыки одевания и раздевания, их последовательность, а также умение называть предметы одежды.
Как в повседневной жизни, так и на занятиях, я осуществляю воспитательные задачи.
Очень сложно было научить детей правилам культурного поведения. Многие ребята не здоровались и не прощались, были неприветливы, недружелюбны.
В своей работе я использовала некоторые приемы, которые мне очень помогли. Личный  пример. Не дожидаясь, пока малыш поздоровается, первый здоровалась сама, находила, о чем спросить, о чем поговорить, или подбирала стихи. Обращалась к игровым приемам: в гости приходили Петрушка и Лунтик, использовала этюды «Здравствуй», «Солнышко проснулось».
Если мы вовремя начнем прививать нашим детям правила культуры поведения нам не стыдно будет за них в более старшем возрасте. А соблюдение правил личной гигиены, утренняя гимнастика и закаливание будут хорошей основой для полноценного здоровья.
        Единственная красота, которую я знаю - это здоровье.
                    (Генрих Гейне)
        Терпеливое показывание и помощь, дружеское напоминание, внушение и требование – это верный путь, идя по которому только вместе с родителями мы можем воспитать в ребенке необходимые для здоровья и обязательные для каждого культурного человека привычки чистоты, опрятности и поведения.  
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_u_detey_kulturno_-_gigienicheskikh_navykov.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание у детей культурно – гигиенических навыков.

    Свою работу по воспитанию культурно – гигиенических навыков детей раннего дошкольного возраста я направляю на достижение охраны здоровья детей и раннего дошкольного возраста я направляю на достижения охраны здоровья детей формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

- сохранение и укрепление психического и эмоционального благополучия детей в период адаптации;

- накопление и обогащение двигательного опыта детей;

- воспитание культурно - гигиенических навыков.

Известно что, навык переходит в привычку.

«Привычки бывают добрые и вредные и легче предупредить появление вредных привычек, чем отучить».                            

                                                                                                           К.Д. Ушинский.

Самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. В нашей группе созданы все условия для успешного формирования культурно –гигиенических навыков. К ним относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня  и руководство взрослых. Усвоение культурно – гигиенических навыков происходит в играх, досугах, труде, в быту. В процессе обучения я широко использую наглядные пособия. Малыш лучше поймет и осмыслит гигиенически навыки, если мое объяснение и рассказ будут подкреплены и показом картинок, символов, фотографий, иллюстраций и словесным сопровождением: чтение потешек, стишков. Чтобы ребенок освоил тот или иной навык, я стараюсь в игровой форме объяснить это малышу. Например, можно продемонстрировать освоение детьми навыка «мытье рук». В умывальную комнату приношу зайчика, мишку. Процесс умывания происходит на эмоциональном подъеме, так как ребята с удовольствием откликаются на мою игру с дразнилкой и загадкой - добавлялкой.

Заморашка (дразнилка)

Заморашка рук не мыл,

Месяц в баню не ходил

Столько грязи,

Столько ссадин!

Мы на шее лук посадим,

Репу на ладошках,

На щеках – картошку,

На носу морковь взойдет! –

Будет целый огород!

                            Загадки – добавлялки.

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось… (мыло).

Так же для закрепления навыка умывания провожу игры.

Например: «Водичка, Водичка, умой мое личико».

Цель этой игры – приучить детей к чистоте и опрятности, вызвать у ребенка стремление самостоятельно следить за чистотой своего тела.

 Обучение навыкам культурно есть требует значительно большего труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий – осуществляемых в определенной последовательности: правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой, задвигать стульчик, благодарить. Упражнение ребенка в совершении одних и тех же действий под контролем взрослого приводит к постепенному формированию требуемых навыков. Исходя из личного опыта,  я с уверенностью могу сказать, что отсутствие контроля может привести к появлению у детей неверных навыков: неправильно держать ложку, забывать пользоваться салфеткой и благодарить.

 Для закрепления правильного употребления слова «спасибо» я проводила дидактические игры «Кормление куклы Тани». В тех случаях, когда дети забывали говорить «спасибо» спрашивала: - «Ксюшенька, что сегодня кукла Таня сказала, когда мы ее покормили»? - «Спасибо»- отвечала Ксюша. И ты скажи «спасибо» Ты то же покушала».

В игре  «Принимайся за обед» закрепляем назначение мебели, название посуды для столовой, формируем заботливое и внимательное отношение к сверстникам по игре.

        Большое влияние на формирование культурно – гигиенических навыков

оказывают художественные произведения:

«Мойдодыр»  К. Чуковского.

«Маша-растеряша» Е. Благиной.

«Я одеться сам могу» В. Зайцева.

«Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского.

        А еще, работая по данной теме, я люблю, опираясь на фольклор, использовать дразнилки, зазывалки, колыбельные, пестушки.

Малоежка (дразнилка).  

Хлеб не ест

Не смотрит во щи,

Потому такой и тощий.

Вышел на тропинку -

Сбила с ног пылинка,

По панели зашагал,

Дунул ветер – он упал.

        Трудовые навыки, особенно в области самообслуживания у малышей лучше усваиваться в играх с куклами. Например: «Оденем куклу после сна, «Оденем куклу на прогулку».

Раз- два – три – четыре – пять.

Собираемся гулять

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

Катя саночки берет

И на горочку идет.

Цель этих игр: научить на практике повторять действия взрослых. Закрепить навыки одевания и раздевания, их последовательность, а также умение называть предметы одежды.

Как в повседневной жизни, так и на занятиях, я осуществляю воспитательные задачи.

Очень сложно было научить детей правилам культурного поведения. Многие ребята не здоровались и не прощались, были неприветливы, недружелюбны.

В своей работе я использовала некоторые приемы, которые мне очень помогли. Личный  пример. Не дожидаясь, пока малыш поздоровается, первый здоровалась сама, находила, о чем спросить, о чем поговорить, или подбирала стихи. Обращалась к игровым приемам: в гости приходили Петрушка и Лунтик, использовала этюды «Здравствуй», «Солнышко проснулось».

Если мы вовремя начнем прививать нашим детям правила культуры поведения нам не стыдно будет за них в более старшем возрасте. А соблюдение правил личной гигиены, утренняя гимнастика и закаливание будут хорошей основой для полноценного здоровья.

        Единственная красота, которую я знаю - это здоровье.

                    (Генрих Гейне)

        Терпеливое показывание и помощь, дружеское напоминание, внушение и требование – это верный путь, идя по которому только вместе с родителями мы можем воспитать в ребенке необходимые для здоровья и обязательные для каждого культурного человека привычки чистоты, опрятности и поведения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Привитие культурно-гигиенических навыков и самообслуживание детей дошкольного возраста

Навык - это частично автоматизированное действие. Он формируется в результате многократных повторений. Навык, ставший потребностью - это привычка. Навык - позволяет ребенку делать все ловко и быстро. ...

Мастер-класс для родителей «Я сам» на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания как основа здорового образа жизни ребенка с ЗПР».

С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, одевание и раздевание, прием пищи, пользование туалетом и пр....

« ПРИВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ИЛИ ЗДОРОВЫЕ ПРИВЫЧКИ».

В режимных моментах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета....

"Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания или здоровые привычки"

quot;Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания или здоровые привычки"    Свою работу по воспитанию культурно – гигиенических навыков детей раннего...

Из опыта работы по привитию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у де...

Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста.

Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста.в...

Консультация для воспитателей «ПРИВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ИЛИ ЗДОРОВЫЕ ПРИВЫЧКИ»

Специалисты в области детской психологии едины во мнении: ребенок должен     обучаться  здоровым привычкам как можно раньше. Привычка - это  действие или система действий...