доклад «Организация работы в ДОУ по формированию у дошкольников основ безопасного поведения»
методическая разработка по теме

Бирюкова Наталья Валерьевна

В докладе раскрыта актуальность, основные понятия ОБЖ как предмета в дошкольном образовании и выстроена "историческая лента" развития и становления ОБЖ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_biryukova.docx24.9 КБ
Файл doklad_teoriya.pptx1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Н.В.Бирюкова, заместитель заведующего ВМР

МБДОУ»Детский сад общеразвивающего вида № 40»

доклад «Организация работы  в ДОУ

по формированию у дошкольников основ безопасного поведения»

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады, что здесь собрались заинтересованные люди, которые хотят больше узнать, как формировать у наших детей основы безопасного поведения.

Н. А. Островский писал: "Самое дорогое у человека-это жизнь". А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он только делает первые шаги в сложном мире и от того, донесём ли мы, взрослые, до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.

В нашей стране ситуация с детским травматизмом была и остается  очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше чем во Франции и в Германии, и в 3 раза больше, чем в Италии.

 Цифры впечатляют. Можно ли изменить ситуацию? Без сомнения! Ведь именно в детстве человек получает основную базу знаний.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека  нашло отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского, В.И.Вернадского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.

Обратимся к истории дошкольного образования (история становления ОБЖ).

  • с середины XIX века в классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиена труда, привития навыков санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения. К.Д.Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни».
  • в 1917 году в Бюллетене №2 школьно-санитарного отдела при Наркомпросе было заявлено: «Охрана жизни и здоровья детей всех возрастов является совершенно новым явлением нашей русской жизни». Именно в этот период вводится новый предмет – школьная гигиена, основной задачей которого было ознакомить учащихся с основами “несчастных случаев” и правилами оказания первой помощи.
  • в конце 20-30-х годов в работах по трудовому воспитанию О.Дегтяренко, Н.Ковальковской, Э.Краснопольского и др. отмечалось, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами.
  • с 30-х годов XX века подробно разработаны в дошкольной педагогике вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма (В.М.Федянская, Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко и др.).
  • в 1960-1980-е годы о профилактике несчастий с дошкольниками как дома, в детском саду, так и на улице говорили в основном медицинские работники. Но, как отмечают исследователи, решение этого вопроса оказалось не под силу специалистам в области классической медицины, ибо они не знакомы со спецификой учебного процесса в дошкольном учреждении (Л.Г.Качан).
  • начиная с 1990 г. в детских садах стали реализоваться различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей («Программа воспитания и обучения в детском саду», Программа «Детство», «Радуга» и др.). Однако анализ показал, что  предусмотренная в  них содержательная сторона представлений детей о правилах безопасного поведения не была систематизированы. Кроме того, основной объем информации сообщается детям в старшем дошкольном возрасте.
  • в 1997 году была опубликована программа Р.Б.Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», в которой раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению.
  • в 2000 г. Н.Мельникова, Л.Захарова, Р.Шакурова разработали план-программу «Один дома», по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.

В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л.Григорович, С.Мартынов, К.Белая и др.).

Таким образом, трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты дошкольников от опасностей. Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности; это воздействия, способные вызывать негативные нарушения в самочувствии и здоровье людей; это свойство элементов системы «человек – среда обитания», способное причинять ущерб людям, природной среде и материальным ресурсам.

Признаками, определяющими опасность, являются:

  • угроза жизни;
  • возможность нанесения ущерба здоровью;
  • нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Изучив литературу, можно выделить ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: опасности дома, опасности на дороге и улице, опасности на природе и опасности в общении с незнакомыми людьми.

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать: при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах:

 Безопасности формула есть:

 Надо видеть, предвидеть, учесть.

 По возможности – все избежать,

 А где надо – на помощь позвать.

На взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Воспитание у дошкольников основ безопасного поведения осуществляется несколькими путями:

1.        Прежде всего - через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными социальными и природными ситуациями.

2.        Второй путь – познание действительности через разные источники информации: рассказы взрослых, чтение художественной литературы, средства массовой информации (печатные издания, радио, телевидение, интернет).

3.        И конечно – через специально организованную  работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения знаний и умений.

Понимая серьёзность проблемы безопасной жизнедеятельности, мы ставим целью работы создание условий, обеспечивающих единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка.

Указанная цель реализуется нами в следующих задачах:

  • сформировать у детей основные понятия об опасностях;
  • выработать умение прогнозировать опасности и их последствия в процессе жизнедеятельности;
  • учить правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.

Критерием эффективности такой организованной работы является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами, в различных жизненных ситуациях,  соблюдая  меры предосторожности.

Анализ литературы показывает, что большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности. Педагогический коллектив нашего ДОУ присоединяется к этому мнению и представляет свой опыт работы по данному направлению.

  • доклад «Реализация содержания тематической недели по безопасности жизнедеятельности» (воспитатель А.А.Фадюнина)
  • обобщение опыта работы «Общая забота: взаимодействие с социумом по формированию у дошкольников представлений о безопасности» (воспитатель А.П.Видищева)
  • экскурсия на выставку творческих работ «Мой друг – светофор, демонстрация «Методической копилки» (воспитатель Е.Н.Симашко)
  • серия музыкально-театрализованных представлений (режиссер-постановщик Т.И.Сухих, музыкальный руководитель)
  • интерактивная игра для педагогов «Будь готов! (заместитель заведующего по ВМР Н.В.Бирюкова)
  • рефлексивный диалог «Три настроения» (заместитель заведующего по ВМР Н.В.Бирюкова)

Заключение

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности.

Дошкольный возраст – период активного  накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность нас, взрослых.

 Благодарим за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация работы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 40» г.Усолье -Сибирское

Слайд 2

" Самое дорогое у человека - это жизнь» Н . А. Островский Идеи обеспечения безопасности жизнедеятельности человека М.Ломоносов В.Вернадский И.Сеченов А.Адлер З.Фрейд М.Маслоу

Слайд 3

середина XIX века - воспитание здорового образа жизни, гигиена труда, привитие навыков санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения История становления ОБЖ в дошкольной педагогике с 30-х годов XX века - подробно разработаны в дошкольной педагогике вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма ( В.М.Федянская , Э.Я.Степаненкова , М.Ф.Филенко и др.) 1917 г. – введение нового предмета «школьная гигиена» конец 20-30-х г.г . - работы О.Дегтяренко , Н.Ковальковской , Э.Краснопольского о необходимости ознакомления дошкольников с некоторыми вопросами техники безопасности в быту 1960-1980-е г.г . - профилактика несчастий с дошкольниками медицинскими работниками

Слайд 4

• с 1990 г. - реализация различных комплексных и парциальных программы развития, воспитания и образования детей («Программа воспитания и обучения в детском саду», Программа «Детство», «Радуга» и др .), предусматривающих организацию работы по формированию представлений детей о правилах безопасного поведения 1997 г. - публикация программы Р.Б.Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» 2000 г. - разработка плана-программы Н.Мельниковой , Л.Захаровой , Р.Шакуровой « Один дома » в настоящее время - различные исследования в области обучени я детей безопасному поведению ( Л.Григорович , С.Мартынов , К.Белая и др .)

Слайд 5

Понятие «опасность» - воздействия , способные вызывать негативные нарушения в самочувствии и здоровье людей опасности дома опасности на дороге и улице опасности на природе опасности в общении с незнакомыми людьми

Слайд 6

Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности – все избежать, А где надо – на помощь позвать. непосредственное восприятие окружающего мира познание действительности через разные источники информации специально организованная работа

Слайд 7

Цель: создание условий, обеспечивающих единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка. Цели и задачи работы по формированию у дошкольников представлений о безопасности Задачи: сформировать у детей основные понятия об опасностях; выработать умение прогнозировать опасности и их последствия в процессе жизнедеятельности; учить правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях. Критерий эффективности - умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами, в различных жизненных ситуациях, соблюдая меры предосторожности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия формирования у дошкольников основ безопасности поведения в быту.

Формирование у дошкольников основ безопасности в быту - актуальная задача современного времени. Однако анализ состояния дошкольного образования показывает, что в содержании образования есть ряд недост...

Методическая разработка: "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире.  Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДО...

Индивидуальный план самообразования по теме «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах» на 2020-2025 уч.год

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя по теме "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах"...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА...

Проект по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность, на тему: «Страна безопасности»

Проект «Страна безопасности»Актуальность проектаМожет возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за рук...

Сообщение на педсовете из опыта работы "Формы и методы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения".

Проблема защиты от опасностей возникла с самого начала появления человека на земле. Человечество всегда должно быть на чеку, оценить и предотвратить опасность для жизни и здоровья своего и своих близк...