Влияние физических упражнений на улучшение здоровья детей VII-VIII вида (из опыта работы в детском доме)
статья (подготовительная группа) по теме

Варакина Наталья Сергеевна

В работе описаны методы, приемы и направления, используемые в практической каждодневной работе воспитателя коррекционного образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние физических упражнений на улучшение здоровья детей VII-VIII вида (из опыта работы в детском доме)

   Старший дошкольный и младший школьный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека.  Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармонического, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, его нормального формирования и развития.

   Для детей с задержкой психического и физического развития большое значение имеют физические танцевально-ритмические упражнения, которые способствуют общему разностороннему развитию, преодолению у них отклонений в психическом и физическом развитии.

   Все возможности физической культуры направлены на закаливание, повышение жизнеспособности, сопротивляемости детского организма неблагоприятным факторам окружающей среды, на укрепление костной и мышечной систем, а также суставно-связочного аппарата, на совершенствование функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной и нервной.

   Целью моих занятий является: содействие всестороннему развитию личности ребенка средствами физических упражнений.

   Задачи:

1.Совершенствование психомоторных способностей: формирование мышечной силы, гибкости, выносливости, координационных способностей, развитие мелкой моторики.

2. Развитие творческих и созидательных способностей детей: мышления, воображения, находчивости и познавательной активности, развитие инициативы, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

    Работая в детском доме, я убедилась, что физическое воспитание положительно влияет на детей с задержкой психического развития.

   Всестороннее обследование двигательной сферы наших воспитанников позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития.

   К ним относятся:

 - гипер или гиподинамия;

 - мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;

 - нарушение моторики (общей, ручной);

 - инфантильность;

 - нарушение ориентировки в пространстве;

 - нарушение осанки, плоскостопие;

 - замедленные процессы освоения нового.

   Это связано с тем, что дети с задержкой в развитии отягощены еще и различными заболеваниями. В результате этого у большинства детей нарушены функции:

 - центральной нервной системы;

 - опорно-двигательного аппарата;

 - органов дыхания и кровообращения;

 - органов зрения;

 - обмена веществ и др.

   Дети, имеющие отклонения в развитии здоровья, заслуживают пристального внимания воспитателя.

   Дети, попадающие в коррекционный детский дом, в основном из неблагополучных семей: дома им не уделялось должного внимания, было плохое питание и антисанитарные условия проживания. Многие дети в детском доме имеют II, III и даже IV группу здоровья, то есть здоровье у детей очень слабое и часто не соответствует возрасту.

   В нашем образовательном учреждении отведено определенное место всем формам физкультурных занятий в режиме дня: утренняя гимнастика, прогулки, досуги, физкультминутки, подвижные игры с воспитателем в группе и на открытом воздухе. Они связаны между собой, дополняют друг друга и проводятся в обязательном порядке со всеми детьми.

   Основу коррекционно-оздоровительной работы по двигательному режиму составляют специально организованный формы двигательной деятельности.

                        Система работы по физическому воспитанию

                          детей с психофизическими отклонениями

                                                        в развитии

                       

                     1.блок:                                     2.блок                                 3. блок

коррекционно-                      коррекционно-                оздоровительно-

развивающий                         факультативный             профилактический

                 

                 коррекционное                                                                      лечебно-

                 физкультурное                         аэробика                     корректирующая

                        занятие                                                                            гимнастика

                 

                 утренняя                                                                

            стимулирующая                               танцы                           психогимнастика

             коррекционная                          

                гимнастика

               

                  тренирующая                           спортивные            

                       дорожка                             праздники и                             массаж

                                                                      развлечения

              физкультурная                                                                            фито-  и

                 минутка                                                                              физиотерапия

              подвижные игры                                                                гигиена режима

                    пальчиковая                                                                       закаливание

                    гимнастика

   Работая с детьми в детском доме, я поняла, что большое место в обучении детей занимают игровые приемы.

   Игровая деятельность для детей с задержкой психического развития – это необходимое условие для развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. В результате использования игр, мы не только лечим детей, но и способствуем их всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию.

   В своей работе я стараюсь использовать разные направления физического воспитания:

 - рифмованные фразы с движениями (используются во время физминуток, прогулок);

 - общеразвивающие упражнения с предметами (во время утренней гимнастики);

 - эстафеты (данный вид упражнений применяется о время прогулок с двумя-тремя группами);

 - подвижные игры (используются во время прогулок);

 - танцевально-ритмические упражнения (осуществляются во время утренней зарядки, после дневного сна);

 - игры малой подвижности (проводятся перед сном);

 - дыхательная гимнастика (проводится после прогулки, подвижных игр)