Сообщение "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_vkgn_ml.dosh_.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Воспитание культурно - гигиенических навыков и привычек является одной из основных, значимых задач воспитательного процесса наряду с организацией режима дня, питания и закаливания. Все эти навыки в совокупности необходимы для укрепления здоровья ребенка и его разностороннего развития.

Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно – гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня.

Культурно–гигиенические навыки также лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя.

Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик или шарфик – свое лицо.

Культурно-гигиенические навыки совпадают еще с одной линией психического развития – развитием воли, самостоятельности.

Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление быть самостоятельным. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше, он все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать отрицательное  влияние на развитие личности ребенка.

Формируя у детей навыки самообслуживания, важно в первую очередь научить их не только самостоятельно есть, и умываться, но делать это правильно, аккуратно, самим достигать нужного результата.
Основным методическим приемом формирования навыков личной гигиены является показ и подробное объяснение действий, и их последовательности. Решающее значение при этом имеет практическое участие ребенка в выполнении данного действия, иначе никакое овладение навыками личной гигиены невозможно.

Обучая детей нужно учитывать их опыт. Также важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки. 

Формирование  навыков умывания  происходит постепенно. В основном все дети овладели навыками умывания. Некоторым детям, например Макару, Матвею приходится напоминать завернуть рукава, перед тем как мыть руки, а Вике и Егору помочь расправить полотенце после умывания.

По окончании умывания обращаем внимание детей на их внешний вид, отмечаем, что они стали чистые, аккуратные, что на них приятно смотреть. Закрепляем у детей привычку садиться за стол только с чистыми руками,  хвалим тех, кто делает это без напоминания.

Культурно-гигиенические навыки формируем  у детей и в процессе еды. Повседневные упражнения, поощрение самостоятельности позволяют научить ребенка к четырем годам, есть опрятнее.  
 При подготовке к обеду или завтраку  обращаем внимание малышей на то, как чисто на столах, на красоту правильного сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик,  Максиму напоминаем, что есть, следует аккуратно, наклоняясь над тарелкой. Вновь пришедшим девочкам Вике и Ангелине показываем, как пользоваться  вилкой, салфеткой. Если ребенок забыл какое-либо требование, подходим к малышу, напоминаем, как себя вести во время еды, сколько брать пищи. Это делаем  незаметно, не привлекая внимания других детей. Ставим в пример ребят, которые аккуратно выполняют все требования.
Сформировать у малышей навыки личной гигиены удается благодаря четкой организации воспитательной работы в группе, при условии единства требований со стороны обоих педагогов и младшего воспитателя, наблюдений и контроля за действиями детей.
Во второй младшей группе по-прежнему серьезное внимание уделяется воспитанию у детей вежливого, уважительного отношения к старшим. При регулярном педагогическом руководстве правильные действия закрепляются, становятся привычными и легко выполняются в обычных условиях.

К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, обязательная образовательная деятельность и игры).

Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, мы четко определяем место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате имеется достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию. Красиво оформлено панно для расчёсок.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены мы сочетаем словесный и наглядный способы, используем специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки: «Чистота всего полезней»,  «Дети играют», «Дорогие гости», «Новенькая» и т. п. Большое влияние на формирование навыков оказывают , художественные произведения, фольклор, уточняющие представления детей о том, например, как надо умываться, сидеть за столом, помогать друг другу. Мы обращаем внимание детей на иллюстрации из детских книг.

С целью ознакомления и укрепления правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности  были проведены развлечение: «Дорожка здоровья»,  игры-драматизации: «Угощение», «Маша обедает», и беседы:  «Друзья Мойдодыра», «Почему болят зубы», «За столом», «Как правильно пользоваться посудой», «Путешествия по организму человека».

Рассказывая об устройстве и работе организма, обращали внимание детей на его сложность и хрупкость, а также необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Важно, чтобы правило личной гигиены выступало не как требование взрослых, а, как правило, самого ребенка, приносящее большую пользу его организму, помогающие сохранить и укрепить здоровье.

Для достижения положительных результатов используем сюжетно-ролевые игры, которые проводятся ежедневно. В игры включаем элементы гигиенических знаний.

 Например: «Дочки-матери».  Во время этой  игры  дети учатся называть чайные и столовые принадлежности, накрывать на стол, учатся правильно вести себя за столом, пользоваться приборами, салфетками, обязательно мыть руки перед едой, учатся последовательно раздеваться и одеваться. Для закрепления навыков личной гигиены создаем  различные игровые ситуации. 

 Например: в гости  к малышам приходил Хрюша – Грязнуля. Он бегал по группе, хватал грязными руками игрушки, разбрасывал их. Дети подходили к нему и просили посмотреть на себя. Ребята с удовольствием ему рассказывали, что за игрушки грязными руками браться нельзя. Руки, волосы, лицо и одежду нужно всегда содержать в чистоте, а если будешь таким грязным, то будешь часто болеть, некрасиво быть неряхой. Дети с удовольствием помогали Хрюше – Грязнуле привести себя в порядок и потом с ним играли.

Гигиенические знания закрепляем в организованной образовательной деятельности. Для этого используем дидактические игры, такие как: «Искупаем куклу Катю». Здесь мы помогаем запоминать и употреблять в речи названия мыльных принадлежностей, последовательность действий с ними, «Оденем куклу Машу на прогулку», во время этой игры привлекали детей называть элементы одежды, последовательность одевания.

Закрепляем  навыки пользования носовым платком, при чихании и кашле рот учим прикрывать носовым платком, если кто-нибудь находится рядом отворачиваться, проводим различные дидактические игры такие как: «Маша простудилась», «Зайка  заболел» и др. Такие игровые ситуации помогают  закрепить умения детей пользоваться носовым платком, аккуратно его хранить.

  Упражнение «Причешем кукол». Рассказываем детям, что куклы собрались на праздник, а как им причесаться? Девочки с удовольствием обыгрывают ситуацию, а заодно просят поправить  и им причёски. В процессе игр воспитываем у детей навыки пользования своей расчёской, а также ухода за ней.

Для того чтобы научить убирать игрушки на место обыгрываем  упражнения «Покажем куклам, какой у нас порядок», «Где живут машинки?» и т.д.

Также нами  используются дидактические упражнения: «Что изменилось» (с дидактическими картинами); упражнение с дидактическими пособиями (шнуровки, застёжки, пуговицы); упражнения «Что за чем?» (связанные с закреплением знаний детей об алгоритме умывания, одевания), дидактические игры «Чистоплотные дети», «Что нужно кукле», «Что ты можешь о них сказать», «Умывалочка», «Почистим зубки», «Фонтанчик», «Угостим кукол чаем», «Кукла Маша идет на прогулку», «Мыльные перчатки», «Делаем прическу» и т.д.

Наряду с этим применяются приёмы: чтение художественных произведений (К.И.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая»), составлена и постоянно используется картотека художественно – словесного материала, в которую входят потешки о гигиене, для одевания, при умывании, пальчиковые игры на тему «Одежда и обувь»;

 Благодаря проделанной работе, дети научились самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расчёской, своевременно пользоваться носовым платком. Во время еды у детей сформировались определённые навыки. Дети стали самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности. В итоге, дети стали более опрятными, научились следить за своим внешним видом, замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. А самое главное они с удовольствием приходят в группу, играют, общаются.  

С детьми, которые показывают наиболее низкие показатели владения навыками самообслуживания, мы проводим дидактические упражнения индивидуально, или в малых группах детей одинакового уровня развития.

В начале учебного  года разработан проект на тему «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».

Проведен семинар-практикум на тему «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей при организации приема пищи».  Вниманию педагогам были представлены: сообщение «Средства формирования навыков самообслуживания в детском саду», консультация «Сервировка стола в детском саду», был показан мастер-класс по складыванию салфеток для обеденного стола.  

На совете педагогов подробно раскрывалась тема «Воспитание культурно-гигиенических навыков дошкольников» по возрастным группам.

Прослушали сообщение: «Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».

Сообщение: «Игра в воспитании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» получило много положительных откликов ,  педагоги отметили важность проведения игр в воспитании гигиенических навыков.

Интерес у педагогов вызвало сообщение «Использование проектной деятельности в формировании культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников» был раскрыт опыт педагога.

 Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении и дома, являясь частью общего воспитания, строится с учетом формирования условных рефлексов у ребенка, постоянного, постепенного и поэтапного повторения тех или иных действий. Не меньшее значение имеет и подражание ребенка взрослым. Ребёнок очень наблюдателен, многое подмечает в поведении взрослых, он начинает подражать их привычкам и манерам. Трудно убедить малыша, что нужно аккуратно складывать свои вещи, чистить обувь, если окружающие не всегда так поступают. Взрослый должен требовать от ребёнка выполнения того, что он сам повседневно делает. Правильные воспитательные воздействия будут эффективны лишь в том случае, если дома и в дошкольном учреждении взрослые подкрепляют их своим поведением.

Понимая, что достичь успеха можно только в том случае, если воспитателей  поддержат родители. Беседуя с родителями мы советуем создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д., объясняем,  что семья – первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки. Чтобы помочь родителям подготовили и провели в начале учебного года родительское собрание, на котором отметили актуальность данной темы. При подготовке к собранию было проведено анкетирование родителей, результаты анкетирования использовались в ходе проведения собрания. 

Организовали ряд консультации: «Культурно – гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка», «Гигиеническое воспитание дошкольников», «Роль игры в формировании культурно – гигиенических навыков» и т.д.). Вниманию родителей представлены папки – передвижки « Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников», «Гигиенические требования к детской одежде», «Культурно – гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка», памятки и советы: «Почему болят зубки», «Этикет в общении», «Правила поведения за столом», «Правила личной гигиены».

Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.  Важно соблюдать принципы систематичности, постепенности и последовательности формирования культурно-гигиенических навыков с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл мероприятий по формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему «Учимся одеваться и раздеваться»

Цикл мероприятий по  формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Учимся одеваться и  раздеваться» включает в себя:1....

Авторская программа "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста" (3–4 года) по ФГОС -воспитателя II младшей группы Мишиной Т.А.. ________________________________________

Пояснительная запискаКультурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не тольк...

Родительское собрание в форме мастер-класса во второй младшей группе «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.»

Родительское собрание в форме мастер-класса во второй младшей группе «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.»...

Статья "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя первой младшей группы)».

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиен...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ С СОПРОВОДИТЕЛЬНЫМ ТЕКСТОМ. Родительское собрание во II младшей группе «Привитие и воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Сопроводительный текст к презентации На сегодняшнем родительском собрании мы с вами поговорим о формировании культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраст...

План по самообразованию Тема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр»

План по самообразованиюТема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр» Актуальность: Д...