Значение физического воспитания для гармоничного развития личности и укрепления здоровья детей.
консультация (подготовительная группа) на тему

«Значение физического воспитания для гармоничного развития личности»

 

 

I.                   Введение

  1. Актуальность темы
  2. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста
  3. Физическая готовность – первый ориентир в формировании физической культуры личности дошкольника
  4. Физическое развитие детей. Цель, задачи, средства, методы
  5. Принципы физического воспитания
  6. Целостность учебно-воспитательного процесса
  7. Значение физического воспитания

 

II.                Практическая часть

  1. Организационные формы работы
  2. Система физического воспитания ГБОУ № 21 25 компенсирующего вида
  3. Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы в ГБОУ №2125 компенсирующего вида
  4. Работа в подготовительной группе с ОНР

III.             Заключение. Выводы

IV.             Список литературы

Приложение 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_fizicheskogo_vospitaniya.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования «Московский Городской Педагогический Университет»

Институт дополнительного образования

Содержание и методика подготовки детей к школе

Реферат

Тема: «Значение физического воспитания для

   гармоничного развития личности и укрепления

   здоровья детей»

Выполнила: Воспитатель ГБОУ № 2125 компенсирующего вида

                         Столярова Елена Алексеевна

Москва, декабрь 2012 года

«Значение физического воспитания для гармоничного развития личности»

  1. Введение
  1. Актуальность темы
  2. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста
  3. Физическая готовность – первый ориентир в формировании физической культуры личности дошкольника
  4. Физическое развитие детей. Цель, задачи, средства, методы
  5. Принципы физического воспитания
  6. Целостность учебно-воспитательного процесса
  7. Значение физического воспитания

  1. Практическая часть
  1. Организационные формы работы
  2. Система физического воспитания ГБОУ № 21 25 компенсирующего вида
  3. Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы в ГБОУ №2125 компенсирующего вида
  4. Работа в подготовительной группе с ОНР
  1. Заключение. Выводы
  2. Список литературы

Приложение

I. Введение.

1. Актуальность темы

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Большинство детей дошкольного возраста имеют разные нарушения в психофизическом развитии.

Здоровье, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Здоровьетворящее образование – это инструмент достижения высокого качества жизни. Основным результатом здоровьесберегающего образования должно стать обретение состояния гармонии, душевного равновесия и жизненных сил.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического здоровья, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к проявлению двигательной активности и физической культуры, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Наиболее ценным в этом плане представляется индивидуально-личностный аспект развития двигательной активности у дошкольников средствами физического воспитания. Исследованиями доказана значительная роль движения для жизнедеятельности детского организма, совершенствования основных его функций. Чем активнее вовлечен ребенок в мир движений, тем богаче его физическое и умственное развитие, тем крепче его здоровье. Именно движения являются главным средством укрепления здоровья каждого ребенка, а также средством социальной и физической его адаптации.

Актуальность на научно-теоретическом уровне определяется тем, что в современном образовании дошкольников ярко проявляются противоречия между наличием научных разработок, ориентированных на развитие физического воспитания и потерями в состоянии здоровья дошкольников. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз. Становится очевидным, что сегодня необходим научный взгляд на деятельность образовательных учреждений не только с точки зрения решения задач обучения, воспитания, развития, но и  целенаправленного воспитания здорового поколения.

2. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста.

Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него не устойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому, крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоничное развитие личности.

Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно владеющего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, успешно преодолевающего встречающиеся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам.

Физическое воспитание – одна из важнейших воспитательных задач, решаемых дошкольным учреждением. Именно от того, насколько хорошо развит ребенок в физическом плане, зависит успешность его интеллектуального и духовного развития.

3. Физическая подготовленность – первый ориентир в формировании физической культуры личности дошкольника. Высокому уровню ее достижения способствует индивидуальный подход к детям в процессе формирования двигательных навыков. Опытным  путем доказано, что использование современных технологий, требующих от ребенка дополнительного интеллектуального и волевого напряжения, анализа и самоанализа собственных действий, а также поисковая деятельность, «мягкое консультирование», идущее от запросов ребенка совершенствуют физическую подготовленность детей. Второй ориентир формирования физической культуры личности дошкольника – формирование знаний в области физической культуры. Усвоение физкультурных знаний происходит на основе личных наблюдений, анализа собственного поведения, словесной информации взрослого или сказочного героя. Наличие специальных знаний, а также связанных с ними идей и понятий способствует образованию в сознании дошкольника ориентировочной основы действий, образца поведения. В результате освоения физкультурных знаний у детей формируется правильное отношение к своему здоровью, развиваются умения и навыки, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой, - дети начинают понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни и здоровья, осознавать вклад каждой системы организма в выживание и здоровье. Третий ориентир – эмоционально-ценностное отношение детей к занятиям физической культурой. Он тесно связан с активизацией эмоций дошкольника, развитием его высших психических функций (мышления, памяти, внимания, воображения и др.), созданием условий для проявления рефлексивного компонента самосознания.  

Самореализация дошкольника в двигательной деятельности представлена педагогической технологией, способствующей развитию творческого воображения ребенка средствами физической культуры. Концептуальные положения технологии следующие: творческое начало в ребенке может развиваться только в творческой деятельности; наиболее общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала дошкольника являются познавательные потребности, составляющие психологическую основу доминантности познавательной мотивации; формирование творческого потенциала ребенка осуществляется в условиях развития направленности творческого потенциала ребенка осуществляется в условиях развития направленности творческого воображения; стрежнем детского творчества выступает детское экспериментирование, в котором наиболее мощно проявляется собственная активность ребенка, направленная на получение новых знаний, новых продуктов творчества. Основным условием развития творчества дошкольника в технологии выступает двигательная деятельность детей, которая строится на экспериментировании дошкольника со способами выполнения движений. Процесс создания нового движения определяется интеллектуальной активностью ребенка, эмоциональным отношением к объекту, наличием знаний и характерных мыслительных способов (анализа, сравнения). В результате их взаимодействия появляется продукт, который обладает субъективной новизной. Создание ситуации творческого поиска помогает детям переосмыслить двигательный материал, выработать стратегию поведения, открыть для себя его личностную ценность.  

Целостность образовательного процесса обеспечивает программа физического воспитания, имеющая оздоровительную и образовательную ценность, способствующая личностному росту детей. Ее содержание составляют задачи физического воспитания, концентрирующие внимание педагога на новых возможностях изучаемого материала, соотнесенных с деятельностью личностных структур сознания ребенка (самопознание, самостоятельность, рефлексия); перечень умений, характеризующий ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности; основы физкультурных знаний, в которых дети обнаруживают умение осмыслить явление при помощи собственных размышлений, сомнений, саморегулировать свое поведение; базовые двигательные навыки, совершенствующими физический потенциал личности; гигиенические умения и навыки, помогающие ребенку самоорганизовать здоровый образ жизни; примерный физкультурно-оздоровительный режим, в котором представлены мероприятия, способствующие решению задач физического и личностного развития дошкольников. Результатом предлагаемой программы является переход педагогов на более качественный уровень работы, синтезирующий работу разных специалистов.

4. Физическое развитие детей

Цель: формирование основ здорового образа жизни, направленность на укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Задачи физического развития

Оздоровительные:

- Охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма.

- Всестороннее физическое совершенствование функций организма.

- Повышение работоспособности и закаливания.

Образовательные:

- Формирование двигательных умений и навыков

- Развитие физических качеств.

- Овладение ребенком элементарных знаний о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные:

- Формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями

- Разностороннее гармоничное развитие ребенка (умственное, нравственное, эстетическое).

Средства физического развития

Физические упражнения

Эколого-природные факторы

Психологические факторы

Методы физического воспитания

Наглядные:

- Наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитаций, зрительные ориентиры).

- Наглядно-слуховые приемы (музыка, песни).

- Тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя)

Словесные:

- Объяснения, пояснения, указания.

- Подача команд, распоряжений, сигналов.

- Вопросы к детям.

- Образный сюжетный рассказ, беседа.

- Словесная инструкция.

Практические:

- Повторение упражнений без изменений и с изменениями.

- Проведение упражнений в игровой форме.

- Проведение упражнений в соревновательной форме.

5. Принципы физического воспитания, в соответствии с которыми складываются закономерности , правила и требования, предъявляемые к воспитателю, определяют его деятельность по всесторонней физической подготовке ребенка к будущей жизни, раскрытию у него жизненно важных сил, гармоническому развитию. В физическом воспитании наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности, доступности и т.д.) имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания. Перечислим основные из этих принципов:

  1. всестороннее и гармоническое развитие личности;
  2. связь физической культуры с жизнью;
  3. оздоровительная направленность физического воспитания;
  4. непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;
  5. постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;
  6. цикличное построение занятий;
  7. возрастная адекватность направлений физического воспитания.

Общепедагогические принципы:

Принцип осознанности и активности направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм. Он был разработан П.Ф. Лесгафтом, который противопоставлял осознанность механическому заучиванию движений.

Осознание техники движения, последовательности его выполнения, мышечного напряжения, собственного тела способствует формированию у ребенка телесной рефлексии. Осознавая оздоровительное воздействие физических упражнений на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать двигательные задачи. Он осваивает пространственную терминологию, осознанно выбирает рациональный способ двигательного действия; придумывает комбинации движений, их варианты, организовывает знакомые игры и придумывает свои.

П.Ф. Лесгафт писал, что необходимо научить ребенка выполнять всякую работу по слову, приучать к общей самостоятельности в действиях и волевым проявлениям.

Принцип активности предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип систематичности и последовательности обязателен для всех форм физического воспитания: формирования двигательных навыков, закаливания, режима. Систематичность проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность физического воспитания на протяжении всего дошкольного возраста обеспечивают принцип систематичности. Во всех возрастных группах должна соблюдаться четкая последовательность физкультурных занятий с обязательным чередованием нагрузок и отдыха, а также последовательность, преемственность, взаимосвязь в содержании самих занятий.

Ежедневные, систематически проводимые формы организации двигательной деятельности в сочетании с закаливающими мероприятиями приучают ребенка постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим, тогда как прекращение систематических занятий снижает функциональные возможности его организма и уровень физической подготовленности. Усвоение движений, формирование двигательных навыков требуют их повторяемости.

Принцип повторения двигательных навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений образуются двигательные навыки, вырабатываются динамические стереотипы. Система повторения физических упражнений строится на усвоении нового и повторении в разнообразных вариантах разученных движений. Характер вариативности упражнений может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах физкультурных занятий.

Включение вариантных изменений в стереотипы выполнения движений предполагает соблюдение принципа постепенности. И.П. Павлов писал, что в педагогике постепенность и тренировка являются основным физиологическим правилом.

Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для создания двигательного образования ребенка. Она предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

Принцип наглядности – предназначен для связи чувствительного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в движении. В практике физического воспитания используется непосредственная и опосредованная наглядность. Непосредственная наглядность выражается в показе педагогом разучиваемого двигательного действия. Опосредованная наглядность представлена демонстрацией пособий, кино- и видеофильмов, графиков, фотографий и т.д., обеспечивающих представление о выполняемом действии.

Наглядность облегчает выполнение двигательных заданий, развивает интерес к физическим упражнениям, ускоряет формирование двигательных умений и навыков, развивает двигательные способности. При разучивании новых движений принцип наглядности осуществляется путем безукоризненного, красивого, четкого показа (непосредственной зрительной наглядности). Это обеспечивает точное восприятие движения, формирует правильное представление о нем.

Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности физического воспитания. Поскольку физические упражнения воздействуют на жизненно важные функции организма, оказывая оздоровительное воздействие на его органы и системы, завышение нагрузок отрицательно влияет на состояние здоровья ребенка.

Соблюдение принципа доступности в физическом воспитании требует от педагогов определения меры доступного. Она зависит от индивидуальных возможностей ребенка и от объективных трудностей, возникающих при выполнении определенного упражнения.

Соблюдение принципа доступности предполагает, что, мобилизуя умственные и физические способности, ребенок успешно справляется с программным материалом. Данные об индивидуальных возможностях ребенка педагоги получают путем тестирования и диагностирования, изучения результатов медико-педагогического контроля. Педагог подбирает упражнения, которые соответствуют функциональным и приспособительным возможностям детского организма, не нанося ущерба его здоровью. В процессе физического воспитания границы доступного для ребенка материала расширяются. Недоступное ему на раннем этапе в дальнейшем становится доступным и выполнимым.

По мере развития физических и духовных сил ребенка изменяются педагогические и программные требования, предъявляемые к нему. Стимулируется его дальнейшее развитие. Важную роль в этом играет подбор посильных для ребенка нагрузок, которые постепенно усложняются в различных формах двигательной деятельности, а также при распределении программного материала на занятиях. Использование подготовительных и подводящих упражнений способствует преодолению трудностей при усвоении двигательных навыков.

Реализация принципа доступности требует соблюдения последовательности в создании методических условий. Поскольку двигательные умения и навыки базируются на уже приобретенных умениях, важным условием принципа доступности является преемственность физических упражнений.

Распределение материала, основанного на связи каждого предыдущего занятия с последующим, обеспечивает усвоение программного содержания. Соблюдение преемственности занятий выражено в следующих правилах: от известного к неизвестному или от освоенного к неосвоенному; от простого к сложному, от легкого к трудному. Однако эти правила не всегда универсальны, и трудность физических упражнений требует регулирования координационной сложности и степени физических усилий ребенка. Оптимальное построение системы занятий, заблаговременная и непосредственная подготовка на них к преодолению ребенком очередных трудностей способствует методическому обеспечению в реализации принципа доступности в работе дошкольного учреждения.

Принцип индивидуализации предполагает необходимость учета функциональных возможностей, типологических особенностей малыша. Он позволяет улучшать врожденные задатки, развивать способности, тренировать нервную систему, воспитывать положительные качества и способности ребенка.

Принцип индивидуализации в физическом воспитании осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ребенка, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования двигательных навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам двигательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие.

Принципы, отражающие закономерности физического воспитания

Принцип непрерывности – выражает основные закономерности построения занятий в физическом воспитании. Это один из важнейших принципов, обеспечивающих последовательность и преемственность между занятиями, частоту и суммарную протяженность их во времени. Данный принцип обеспечивает развитие морфофункциональных свойств организма, которые развиваются и совершенствуются, подчиняясь «законам упражнения».

Принцип непрерывности выражает закономерности построения физического воспитания как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.

Тенденция постепенного увеличения нагрузок строится на основе принципа постепенного наращивания развивающее-тренирующих воздействий. Она выражает поступательный характер и гарантирует развивающий эффект системы физических упражнений и обуславливает усиление и обновление воздействий в процессе физического воспитания. Динамичность нагрузок зависит от закономерностей адаптации к ним ребенка. Нормирование нагрузки основывается на принципе адаптивного сбалансирования динамики нагрузок.

Реализация потенциальных двигательных возможностей организма, прогрессивное изменение психофизических качеств происходит волнообразно и обеспечивает развивающее-тренирующее воздействие физических упражнений на ребенка.

Упорядочению процесса физического воспитания способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что обеспечивает повышение тренированности, улучшает физическую подготовленность ребенка.

Формирование двигательных умений и навыков, физическое образование ребенка, его двигательные способности, функциональные возможности организма развиваются в физическом воспитании на основе принципа возрастной адекватности процесса физического воспитания (т.е. учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка).

  1. Целостность учебно-воспитательного процесса

Целостность предполагает, что все аспекты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья обучающихся. Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм, методов. Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.

Целостность подразумевает и то, что процесс формирования культуры здоровья обучающихся охватывает и обучение, и развитие, и воспитание детей, и это, в первую очередь, отражается на функциях управления образования.

Важно обновление содержания образования и использование здоровье сберегающих технологий. Например, музыка несет в себе огромный здоровье сберегающий потенциал, который, к сожалению, не всегда используется в образовании.

Обновление содержания образования – это не только новая информация, которую можно сегодня получить через Интернет или справочники, но и такое содержание, которое нужно критически усвоить и претворить в персональный опыт здоровой жизни.

Также ценны создание здоровье сберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей. Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в детском учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

Как известно, духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Поэтому развитие двигательной активности как фактора укрепления здоровья нужно рассматривать главным образом как социальную защиту интересов развивающейся личности применительно к новым социально-экономическим условиям, когда человек предлагает свои услуги на рынке труда.

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Примет такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.

Для формирования культуры здоровья детей необходимо прежде всего заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического сообщества: от работников министерства образования до учителя, воспитателя, преподавателя в каждом образовательном учреждении.

  1. Значение физического воспитания.

Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания, однако ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни детей.

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, геноцид нации, научный и экономический потенциал общества.

Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.

В детском саду и в семье большое внимание должно уделяться привитию навыков и привычек личной и общественной гигиены (мытье рук, посещение туалета перед занятиями физическими упражнениями, забота о чистоте тела, костюма, обуви, игрушек, помещения и т.д.). От этого во многом зависит здоровье детей.

В процессе физического воспитания имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания. При правильно организованных занятиях физическими упражнениями создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера (организованность, дисциплинированность, самостоятельность, активность), нравственных качеств (честность, справедливость, чувство товарищества, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, бережное отношение к физкультурному инвентарю, ответственное выполнение поручений),  а также для проявления волевых качеств (смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей, уверенность в своих силах, выдержка и др.). Важно уже в дошкольном возрасте формировать у детей понимание роли физического воспитания в подготовке к труду.

Хорошо поставленное физическое воспитание во многом способствует умственному развитию детей, так как обеспечивает оптимальные условия для нормальной деятельности нервной системы и других систем организма, что в свою очередь помогает лучшему восприятию и запоминанию. На занятиях физическими упражнениями у детей развиваются все психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение и др.), а также мыслительные операции (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.). Нужно стремиться, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость. Важно при этом воспитывать положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательное настроение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.

Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. Во время выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, чувствовать, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений, поз, осанки, красоту костюмов, физкультурного инвентаря, окружающей обстановки, воспитывать стремление к эстетически оправданному поведению, непримиримость ко всему грубому в действиях, словах, поступках.

В процессе физического воспитания осуществляется подготовка к труду: у детей укрепляется здоровье, формируются двигательные навыки, развиваются физические качества, необходимые для труда; способность к быстрому овладению двигательными навыками и трудовыми операциями. Кроме того, дети овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения, площадки (участие в устройстве ямы с песком для прыжков, снежных валов, в заливке дорожек для скольжения, катка, в прокладывании лыжни и т.д.), с изготовлением и ремонтом простейшего физкультурного инвентаря (шитье мешочков для метания, приготовление целей для метания и т.д.), с уходом за  ним (дети вытирают пыль с гимнастической стенки, скамейки, мячей, палок, обручей и др.,  очищают лыжи, санки, коньки от снега, велосипеды от пыли и ставят их на место). Дети также принимают участие в непосредственной подготовке к занятиям помещения и площадки (расчищают каток от снега, поливают физкультурную площадку, собирают опавшие листья и т.д.),  расставляют и собирают физкультурный инвентарь на занятиях, выносят на площадку атрибуты для игр. У детей формируются навыки по самообслуживанию (одевание, раздевание костюмов, обуви), а также по оказанию помощи воспитателю в проведении закаливающих процедур. Одновременно на занятиях физическими упражнениями у детей воспитывается уважение к труду.

II. Практическая часть

Я работаю воспитателем в детском саду компенсирующего вида  № 2125 ЮВАО в подготовительной группе с детьми с общим недоразвитием речи. Одной из задач нашего дошкольного учреждения является необходимая коррекция отклонений в развитии ребенка. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемым к детям. Все занятия проходят в тесном взаимодействии со специалистами по физической культуре, музыке. На них закрепляются, обобщаются, систематизируются знания детей полученные за неделю по определенной лексической теме.

Наряду с общей соматической ослабленностью детям с нарушением речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с ОНР отстают от нормального развития сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти рук, обнаруживается замедленность, застревание на одной ноге.

Чтобы помочь детям приобрести определенный уровень физической подготовки в нашем дошкольном учреждении проводится системная физкультурно-оздоровительная работа:

  1. В подготовительных группах утро начинается с оздоровительного бега и двигательной гимнастики на воздухе. Каждый день используем разные виды бега и различные элементы дыхательной гимнастики. Иногда бег заменяется подвижными играми или физическими упражнениями во время утреннего приема детей. Все это позволяет постепенно и не навязчиво приучать ребенка и его родителей приходить в детский сад вовремя.
  2. После оздоровительного бега дети идут в группу, где проводится утренняя коррекционно-оздоровительная гимнастика, которая представляет собой систему физических упражнений для коррекции речи.
  3. Во время занятий для отдыха детей используются различные физкультминутки с пальчиковыми и речевыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика, стимулирующая функции рече-двигательного аппарата. Сюда входят

- пальчиковая гимнастики, включающая в себя активные упражнения и игры для пальцев рук, с использованием мелких пособий: палочек, колечек, цилиндров, маленьких мячей.

- дидактические игры на развитие сенсомоторики.

- элементы логоритмики. Они способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению.

4.   Релаксационные упражнения помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Они позволяют успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение, что является необходимым условием для естественной речи.

5. Для формирования у детей двигательных навыков используется игровая тренировочная дорожка, она обеспечивает ребенку качественное и индивидуальное обучение.

6. Одной из форм обучения детей физическим упражнениям являются занятия. Мы стараемся, чтобы каждое занятие приносило детям радость, давало эмоциональный заряд на весь день, чтобы наши дети чувствовали себя естественно и не были скованными и закомплексованными.

В подготовительной группе вы проводим три физкультурных занятия. Первое занятие проводится на воздухе и два занятия в зале, одно из которых интегрированное физкультурно-речевое. Интегрированные занятия расширяют у детей объем двигательных умений и навыков, улучшается координация движений, ориентировка в пространстве, внимание становится более концентрированным, что подтверждают результаты диагностики.

Занятия в подготовительной группе разнообразны. Одни занятия объединены общим сюжетом. Например: «Цирк», где в ходе занятия дети превращаются в артистов кардебалета, в канатоходцев, в дрессированных лошадей и веселых клоунов. Другие полностью построены на ритмической гимнастике, третьи – на подвижных играх, а четвертые включают в себя игровые упражнения, эстафеты.

Воспитатель по физическому воспитанию должен уметь правильно подобрать подходящее занятие целесообразное для проведения в данный момент и для достижения поставленных задач.

Особенностью наших занятий является использование дыхательной гимнастики. На каждом занятии она присутствует дважды: после выполнения ОРУ или ритмической гимнастики, после подвижной игры или эстафеты.

Во всех физкультурных занятиях мы используем упражнения развивающие детей, а поэтому умение правильно выполнять упражнения дыхательной гимнастики позволяют в течение 1,5 – 2,5 минут восстановить дыхание, отдохнуть всем группам мышц.

Большая работа проводится на прогулке, где воспитатель разучивает подвижные игры, игровые упражнения и занимаются индивидуальной работой с детьми. Для постоянства работы в каждой группе ведется «Тетрадь контрольных занятий и индивидуальных упражнений» с помесячным планом проведения подвижных игр с детьми и записями индивидуальных занятий для закрепления основных упражнений, вызывающих затруднения на физкультурных занятиях.

Огромная работа проводится с детьми после дневного сна. Так проводится «гимнастика пробуждения». Дети, проснувшись, откладывают одеяла и выполняют 2-4 упражнения на дыхание с использованием легкой музыки. Температура в спальне и в группе разная (+17, +18), т.о. мы проводим воздушно-контрастные ванны. После дыхательных упражнений дети выполняют несколько согревающих упражнений на ковре. Это могут быть поочередное растирание ног о ковер, разнообразные прыжки, ходьба по массажной дорожке, массаж рук по адаптированной методике.

Во время вечерней прогулки мы проводим с детьми большую работу по закреплению основных видов движений, обучению их играм, игровым упражнениям. В вечерние отрезки времени проводятся спортивные досуги, встречи команд двух групп, совместные соревнования детей, воспитателей и родителей, проводятся праздники «День здоровья», «Неделя здоровья», музыкальные досуги со сверстниками другой группы.

Активное участие в оздоровительной работе принимает психолог. Раз в неделю 8-10 минут проводится психогимнастика. Она помогает детям предупредить психические расстройства и сохранить эмоциональное благополучие. В нее входят игровые задания, элементы психологических этюдов, выразительной пантомимы, пластические упражнения. Главное научить ребенка радоваться и ценить все что его окружает.

Ежедневно под руководством воспитателя проводится самостоятельная двигательная деятельность, в которой дети учатся находить себе занятия по интересам, самостоятельно организовывать игры, использовать разнообразные спортивные атрибуты. Все это способствует становлению дружеских взаимоотношений во время игр, воспитывает коллективизм.

Два раза в неделю логопед проводит по подгруппам логоритмическую гимнастику, которая необходима для профилактики нарушения речи у детей и развития моторики. В эти занятия входят различные виды упражнений: ОРУ, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж, самомассаж, психотерапия. Детям нравится заниматься на тренажерах, которые помогают укрепить мышечный тонус и повышают выносливость организма. Все эти методы и приемы по физическому воспитанию помогают воспитывать у наших детей силу воли.

Мы считаем, что такой подход к организации физкультурно-оздоровительной работы и приобщению детей к здоровому образу жизни способствует укреплению физического, соматического, психологического здоровья ребенка и снижению роста заболеваемости. Полученные количественные и качественные данные говорят о важности правильно организованной системы работы с детьми, по приобщению их к здоровому образу жизни в дошкольном учреждении и семье.

III. Заключение. Выводы.

Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно выполнять цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Данные выводы подтверждаются показателями состояния здоровья и физического развития детей за два года пребывания детей в нашей группе.

Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело – всё это дает положительный эффект в нашей работе. У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта. Дети показывают высокий и средний уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей ребенка: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей.

Одним из показателей результативности мы рассматриваем подготовку детей к обучению в школе. Анализ успеваемости выпускников детского сада №2125 компенсирующего вида (75% детей учатся на «хорошо» и «отлично») и беседы с учителями школы № 327 подтверждают большой интерес детей к урокам физкультуры, сформированность двигательных умений и навыков.

Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе. Готовность дошкольника к обучению в школе характеризует достигнутый уровень психологического развития накануне поступления в школу. Заметно, что количество детей с высоким и средним уровнями развития остается стабильным. В этом году уже нет детей с низким уровнем развития. В том, что уровень развития детей остается ежегодно стабильным, огромная заслуга учителя логопеда и воспитателей подготовительной логопедической группы с ОНР.

Таким образом, целостная система образования оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образах и педагогических инновациях способствуют гармоничному физическому развитию детей дошкольного учреждения №2125.

  1. Список литературы.

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М. 2004.
  2. Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста. М., 2004.
  3. Оздоровление детей в условиях детского сада. / Под ред. Л.В. Кочетковой. М., 2005.
  4. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. М., 2005.
  5. Баранов В.М. В мире оздоровительной физкультуры. Киев.: Здоровье, 1991.
  6. Безносиков Е.Я. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста. Минск.: Издательство «Четыре четверти», 1998.
  7. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок у школьников. М.: Просвещение, 1991.
  8. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Младший возраст. М.: Владос, 2003.
  9. Железняк Н.Ч. Физкультура для старших дошкольников: играем, тренируемся, развиваемся: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. 2-е издание. – Мозырь.: ИД «Белый ветер» 2009.
  10. Игра дошкольника. С.А. Новоселова. – М.: Просвещение, 1989.
  11. Ковалев В.Д. Спортивные игры. – М.: Просвещение, 1988.
  12. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.
  13. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. – Минск.: Нар.асвета, 1984
  14. Ксенда О.Г. Комплексы развивающих игр для дошкольников. – Мозырь.: ООО ИД «Белый ветер», 2004.
  15. Логвинова Т.Ю. Физкультура, которая лечит. Пособие для педагогов и мед. работников дошкольных учреждений. – Мозырь.: ООО ИД «Белый ветер», 2003.
  16. Мащенко М.В. Физическая культура дошкольника: пособие для педагогов дошк. учреждений, методистов по физ. воспитанию. – Минск.: Ураджай, 2000.
  17. Пензулаев Л.И. Анатомо-физиологические особенности детей. «Воспитание детей в старшей группе детского сада» - М.: Радость, 1984.
  18. Хухлаева В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М.: 1984.
  19. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников.: учебное пособие. – М. : 1996.
  20. Шишкина В.А. Движение +движение. – М. : Просвещение, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему"Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности"

Понятие “психологическое здоровье” введено в оборот лишь недавно и по определению представляет собой состояние душевного комфорта в сложной социальной среде, или коррекцию нарушений психики человека, ...

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями ориентировано на поддержание и укрепление здоровья воспитанников, на всестороннее развитие личности, на решение образовательных, воспитательны...

Опыт работы на тему:"Взаимосвязь экологического образования и физического воспитания в системе работы над гармоничным развитием личности ребёнка старшего дошкольного возраста"

Особенность опыта характеризуется во взаимосвязи двух направлений, двух образовательных областей: познавательного и физического развития детей старшего дошкольного возраста, а также в использовании со...

«Подвижная игра как средство физического, нравственного, духовного здоровья и гармонично-развитой личности»

Подвижная игра – это эмоциональная деятельность детей, котораясвязана с выполнением основных движений. Игра развивает физически,умственно, воспитывает нравственно, развивает все психическиепроце...

Духовно – нравственное воспитание – основа гармоничного развития личности дошкольников

Рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания, знакомство с парциальными программами....

физическое развитие. «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей».

laquo;Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»....