Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях
консультация по теме

Зинова Наталья Анатольевна

Цель внедрения здоровьесберегающих технологий: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного возраста.

Именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОО

Из опыта работы

Исполнитель:

Музыкальный руководитель

 Зинова Н.А.

г. Лангепас

2016

Цель внедрения здоровьесберегающих технологий: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного возраста.

Именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

Для внедрения здоровьесберегающих технологий в музыкально-образовательной деятельности необходимы следующие условия:

1.Обстановка и гигиенические условия в музыкальном зале: температура и свежесть воздуха, освещение должны соответствовать нормам СанПиНа.

2.Продолжительность музыкальных занятий соответствовать возрасту.

3.Однообразность,  как и слишком частые смены одной деятельности другой, способствуют утомлению дошкольников, приводят к утрате внимания, интереса. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов музыкальной деятельности ориентировочно  3-10 минут (в зависимости от возраста детей). Норма видов деятельности – 3-5 видов за занятие, в зависимости от возраста ребенка.

Виды оздоровления:

  • логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем   развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);
  • пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры (развитие мелкой моторики);
  • психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально-личностной).  К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию;  
  • Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
  • Ритмопластика.
  • Физкультминутки.

Ритмопластика развивает и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

Цель: акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.        Мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

           Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена.        Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.

         Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях  ребенок занимается в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Правильно подобранная музыка – успех занятия. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений. Упражнения на ритмопластику мы проводим в основном во время танцев и драматизаций. В дальнейшем используем в праздниках и развлечениях для того, чтобы все дети были задействованы в спектакле.

Во время малоподвижных видов деятельности (пение, слушание музыки) мы используем физкультминутки с применением ИКТ. Они всегда вызывают у детей положительные эмоции, позволяют отдохнуть детям в течение малоподвижных видов деятельности, и в то же время не дают  детям  отвлечь свое внимание от  слушания, разучивания.

Нами собраны видео архивы «Пальчиковые игры для малышей», «Физкультминутки», «Ритмопластика».

Наш опыт работы в детском саду выявил необходимость внедрения современных здоровьесберегающих технологий не только в работу с семьями воспитанников, но и коллегами-педагогами.

Во время образовательной деятельности педагоги испытывают значительную нагрузку на органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища. На пути формирования осознания и выбора методов, форм сохранения здоровья педагогов в образовательном процессе мы выделили форму музыкальной физкультминутки. Ее можно использовать в таких видах деятельности, как педагогический совет, деловая игра, круглый стол, педагогическая конференция семинар, мастер-класс и другие образовательные мероприятия. Задача такой музыкальной двигательной паузы – предупреждение зрительной усталости, снятие напряжения, возникающего из-за вынужденной неподвижности, предупреждение переутомления. Кроме того, двигательная активность способствует улучшению кровоснабжения внутренних органов, работоспособности нервной системы, насыщению мозга кислородом и, как следствие, повышению внимания, умственной активности.

Используя разнообразные физкультминутки, убедились, что они:

несут заряд энергии, сотрудничества,  достижения определенных целей и задач;

  • помогают раскрывать в педагогах скрытый потенциал творчества и инициативы;
  • обеспечивают условия для распространения и обмена педагогического опыта;
  • сохраняет и поддерживает индивидуальность каждого педагога;    
  • помогают оказывать помощь начинающим воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса с использованием физкультминуток;
  • сближает педагогов, объединяя их в едином ритме и направлении работы.
  • Выбор музыкальных физкультминуток должен определяться целями и задачами образовательного мероприятия, особенностями его содержания, контингентом педагогов. На таком образовательном мероприятии  вряд ли удастся педагогу просто отсидеться, выслушивая доклады других. Обязательное условие эффективного проведения таких физкультминуток - положительный эмоциональный фон. Педагоги во время проведения музыкальной физкультминутки испытывают радость после напряжения умственных сил.

Предлагаем один из вариантов музыкальной физкультминутки, которую мы используем во время образовательных мероприятий в ДОО - https://youtu.be/6zc41uZoBY8 

Данная здоровьесберегающая технология может быть использована педагогами ДОО, и других образовательных учреждений.

Использованная литература

  1. Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
  2. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
  3. Арсеневская, О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения-Волгоград: Учитель,2011-204с
  4. Белая, А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999.
  5. Буренина, А. И.Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
  6. Гальцова, Е.А. «Забавные истории обо  всем на свете»
  7. Картушина, М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. (Программа развития.) - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
  8. Кныш, В.А. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников / авт.-сост. В. А. Кныш, И. И. Комар, Е. Б. Лобан, Ю. В. Дудак— Минск: Аверсэв, 2009. — 188 с.
  9. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ
  10.  Видео хостинг Ютуб - https://www.youtube.com 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях

Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях...

Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий: 1.Валеологические песенки-распевки. 2.Дыхательная гимнастик...

"Здоровье сберегающие технологии на музыкальном занятии" Для детей подготовительной группы

« ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ  ТЕХНОЛОГИИ НА  МУЗЫКАЛЬНОМ   ЗАНЯТИИ».« ОХ    и   АХ»...

Методическая разработка " Использование здоровье сберегающих технологий на музыкальных занятиях"

В данной разработке представлена  система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями....

Здоровье сберегающие технологии на музыкальном занятии.

В статье раскрыты здоровьесберегающие технологии и приведены практические примеры использования их на занятиях с детьми....

Применение здоровье сберегающих технологий на музыкальных занятиях

В мастер-классе показаны игры и упражнения, которые можно использовать на музыкальных занятиях...

Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях во второй младшей группе (планирование)

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформироват...