Тренинги для педагогов ДОУ.
методическая разработка

Тренинги для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг психолога для воспитателей: «Формирование команды и преодоление стрессов в педагогическом коллективе»

тренинги психолога педагогами, тренинги психолога доу, тренинг психолога воспитателей, тренинг психолога детском саду, тренинги для педагогов доу от психолога

Время: 1,5 часа.

Введение. 5 мин.

Психолог обращается к участникам: «Сегодня мы с вами собрались, чтобы лучше познакомиться, рассмотреть вопрос «Что же такое стресс, как мы его переживаем, и как с ним бороться ».

Ознакомление участников с основными вопросами занятия. Психолог рассказывает о содержании тренингового занятия, отмечает, почему сегодня необходимо говорить о стрессе и о навыках саморегуляции.

Актуальность темы: Анализ работы ДОУ показывает, что большинство специалистов и работников данной организации работают в довольно неспокойной, эмоционально напряженной атмосфере, требует постоянного внимания и контроля за деятельностью и взаимодействием с людьми. При таких условиях существует множество факторов, которые могут вызвать стресс, это:

профессиональная необходимость частого контакта с родителями воспитанников, умение эффективно взаимодействовать с коллегами по работе, администрацией;

- повышенная ответственность за жизнь детей (ведь за любую травму малыша воспитатель несет моральную и юридическую ответственность)

- негативно сказываются на воспитателях - неопределенность и повседневная рутина, неизбежно снижает эффективность профессиональной деятельности, ухудшается психологическое самочувствие.

- необходимость быть объектом наблюдения и оценки, постоянно подтверждать свою компетентность, проявлять умение принимать правильные и эффективные решения в различных ситуациях.

Все это негативно влияет на деятельность педагога, приводит к апатии, депрессии, пессимизму, болезням, его «профессиональному выгоранию».

Но не следует забывать, что воспитатель, прежде всего - личность со своими чувствами, эмоциями, переживаниями и желаниями и, тем более, что этот человек имеет прямое отношение к обучению и воспитанию дошкольников.

Стресс - это защитная реакция организма, который должен помочь ему преодолеть сложные жизненные ситуации. Разработал теорию стресса канадский психолог Ганс Селье. Ученый говорил, что - стресс является частью жизни каждого человека и его невозможно избежать так же, как потребности пить или спать. Стресс, по мнению канадского психолога, создает «вкус к жизни». Очень важно и его стимулирующее, формирующее влияние в сложных процессах воспитания и обучения и всей нашей жизни. Но стрессовые воздействия не должны превышать адаптационные возможности человека, потому что тогда может ухудшиться самочувствие.

Психическое напряжение, неудачи, страхи, срывы, ощущение опасности является наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они, кроме физиологических изменений, которые приводят к соматическим болезням, дают еще и психические последствия эмоционального перенапряжения - неврозы.

В России по статистическим данным избавляются от стресса следующим образом:

- телевизор

- музыка

- алкоголь

- пища

- лекарственные препараты

- спорт

- секс

- йога, медитация

Эксперимент Селье

Информационное сообщение можно скачать ниже.

Стресс можно ослабить или вообще устранить из нашей жизни посредством изменения своего отношения к реальности, управляя своими мыслями.

1. Упражнение «Ты молодец в том, что ...» 17 мин.

Цель: получить навыки оказания помощи, поддержки человеку в сложной ситуации, осознать наличие этих проявлений из собственного опыта.

Инструкция: Разбейтесь, пожалуйста, на пары. Сейчас одному из вас необходимо сказать фразу, которая начинается словами «Меня не любят за то, что ...». Ваш партнер должен на каждую из них ответить фразой «Все равно, ты молодец потому, что ...». Затем нужно поменяться ролями и повторить упражнение.

Обсуждение. Этим упражнением я хотела бы показать для Вас, самокритичное отношение ВАШЕ к себе, и что на самом деле оно не такое. Ведь главной причиной стрессов является Ваша самооценка к себе. Чем выше порог критики у Вас по собственной личности, тем больше вы склонны к неврозам и проявляете себя как самокритичная личность. Человек должен уметь самостоятельно поддерживать свою мотивацию на должном уровне и побудить себя к деятельности. Большое значение имеет умение одобрять себя, признавать результаты своей деятельности. Самопризнание, самоодобрение-очень полезные методы формирования самоуважения, поскольку вы учитесь замечать что-то положительное в своих действиях и развиваете чувство самоуважения.

Также с помощью этого упражнения Вы учитесь помогать человеку в стрессовой ситуации, отбросив возможно какие-то предубеждения по отношению к нему и принять человека таким как он есть.

Я Вам только рассказала об одном из методов преодоления стрессов - поднятие самооценки.

2. Мозговой штурм.

А сейчас мне было бы интересно спросить Вас, какие Вы знаете методы преодоления стрессов ... Предлагайте все возможные варианты (по кругу). Спасибо

Если у вас состоялась или происходят такие ситуации, то всем хорошо известны, такие успокаивающие действия, как прогулки, бег (пробежка), плавание, спортивные игры. Под действием физической активности «аварийные гормоны» используются, а не причиняют вред организму. Поэтому физическая активность - необходимая и действенная защита против возникновения стресса.

3.Тест «Сила нервной системы» (тест Е. Ильина)

Скачать ниже.

Также действие стресса определяется по типу Вашей нервной системы. Я предлагаю Вам пройти тест, который находится перед Вами. По моей команде я предлагаю вам в первых трех ячейках ставить точечки правой рукой, следующие три левой, но переходить к следующему квадрату можно только по моей команде.

Теперь Вам нужно подсчитать точечки в каждой клеточке, и на обратной стороне листа нарисовать график для правой и левой руки. Полученный график соединить, листья интерпретации также перед Вами. Так Вы можете для себя определить силу вашей нервной системы.

4.Притча

Психолог. Я хотела бы зачитать Вам притчу.

Скачать притчу можно в конце тренинга.

Этой притчей я хотела бы завершить наш тренинг и хотелось бы сказать - мы испытываем стресс в том случае, когда убедили себя в этом. Мы беспомощны только тогда, когда чувствуем себя беспомощными. Мы попадаем в ситуацию, из которой нет выхода, когда мы действительно решили, что выхода нет. Изменяя мысли, ожидания, установки, мы учимся жить без стресса.

Изменяя себя, вы обязательно почувствуете, что изменились люди и события, которые раньше вызывали у Вас стресс.

Подведение итогов

Упражнение «Ящик итогов»

Психолог. И, напоследок, я хотела вас попросить написать мне свои впечатления относительно тренинга на листах, находящихся у вас и передать их мне. Ваши пожелания.

Спасибо!

Советы психолога  по преодолению стресса.

1. Выясните, что именно вас беспокоит и задевает за живое. Расскажите о том, что вас беспокоит, близкому человеку. Это особый психологический прием: проанализировав свою проблему вслух, вы доберетесь до корня своих проблем и найдете выход из ситуации.

2. Спланируйте свой день. Ученые заметили, что для человека, состояние которого приближается к стрессовому, время ускоряет свой бег. Поэтому он испытывает непомерную загруженность и нехватку времени.

3. Научитесь управлять своими эмоциями. Умейте быть ленивым! Недостаток многих педагогов в том, что они развивают бурную деятельность, но забывают отдыхать.

4. Улыбайтесь, даже если вам не очень хочется. Смех положительно влияет на иммунную систему, активизируя Т-лимфоциты крови. В ответ на вашу улыбку, организм будет производить желаемые гормоны радости. Определите негативные факторы, приводящие к возникновению у Вас стресса. Старайтесь избегать их или с помощью позитивного мышления измените свое отношение к ним.

5. Отдыхайте вместе с семьей.

6. Физические упражнения снимают нервное напряжение.

7. Музыка - это тоже психотерапия. Слушайте спокойную музыку.

8. Будьте на дворе, гуляйте, бегайте.

9. Чтобы предотвратить разочарование, неудачи, не надо браться за непосильные задачи.

10. Постоянно концентрируйтесь на светлых сторонах жизни и событиях - это сохранит здоровье и будет способствовать успеху.

11. Не злоупотребляйте кофе, алкоголем.

12. Ешьте мороженое - там есть компонент, который улучшает настроение. И банан - в нем есть серотонин, гормон счастья.

13. Употребляйте витамин Е. Он повышает иммунитет и устойчивость к стрессу. Кстати, этот витамин содержится в картофеле, сое, кукурузе, моркови, ежевике, грецких орехах.

14. Есть много различных систем аутотренинга. К сожалению, на то, чтобы овладеть ими, у нас часто не хватает терпения и времени. А вот усвоить несколько формул самоуспокоения совсем не трудно.

Формулы для самоуспокоения

- Все будет хорошо.

- Проблема решится.

- Это не стоит волнения.

- Я абсолютно спокойна.

- Как я могла волноваться по пустякам.

- Мысли расчетливы. Спокойно обдумываю свои дальнейшие действия.

Заставьте стресс работать на Вас, а не против Вас, овладейте главным умением - превращайте негативные события в позитивные.

На первый взгляд, все это может показаться примитивным. Но почему бы не попробовать потренироваться. Взять себя в руки- значит владеть ситуацией.



Предварительный просмотр:

Тренинг из программы «Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения». Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения

Тренинг № 5. Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения

Цель: Предлагаемые упражнения позволяют прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения, гармонизируют психофизические функции.

Упражнение «Броуновское движение»

Уникальность этого упражнения заключается в том, что в течение короткого отрезка времени действительно можно снять излишнее мышечное напряжение, обрести свободу и раскованность движений. Участники становятся в круг и начинают, вначале медленно, а затем во все убыстряющемся темпе двигаться навстречу друг другу, стараясь избежать столкновения. Дойдя до границы круга, они разворачиваются и выполняют движение по обратной траектории.

Задание имеет несколько уровней сложности: на первом этапе перемещение осуществляется с открытыми глазами лицом друг к другу. Постепенно движение убыстряется и переходит в бег; в работу вовлекаются руки, которые помогают участникам лавировать. На втором этапе упражнения они движутся спиной друг к другу, изредка поворачивая голову для ориентации в пространстве. На третьем — движение по траектории совершается в процессе вращения. На четвертом - все предыдущие задания выполняются с закрытыми глазами.

Для безопасности перемещения руки участников группы чуть выдвинуты вперед на уровне груди, и движение с закрытыми глазами осуществляется в малых группах по 3-5 человек. Выбор характера движения определяет ведущий, наблюдая за эффективностью работы группы и корректируя ошибки каждого из участников. Наработка навыка перемещения в хаотичной, неопределенной, постоянно меняющейся обстановке производится в течение нескольких занятий. Внимание ведущего должно быть сконцентрировано, в первую очередь, на безопасности движения участников группы.

Упражнение «Моечная машина»

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить - обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

Упражнение «Растем»

Участники находятся в круге. Исходное положение — сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность роста до 10—20 стадий. После выполнения упражнения полезно сразу же перейти к упражнению «Потянулись — сломались».

Упражнение «Потянулись – сломались»

Исходное положение - стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.

Инструкция ведущего: Тянемся, тянемся вверх, выше, выше,.. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его!

Медитация

Цель: снятие эмоционального напряжения, умение останавливать поток мыслей; 

Медитация представляет собой состояние, при котором достигается высшая степень концентрации внимания или же, наоборот, полное его рассредоточение.

Использование медитативных техник приводит к формированию внутрипсихических барьеров, которые могут дезактивировать действия отрицательных раздражителей, способствует положительной перестройке и укреплению психических функций, связанных с эмоционально-волевой сферой человека.

С точки зрения психологии ведущим моментом этого состояния является временное выключение комплекса психических процессов, составляющих сущность сознания, памяти. При выполнении медитации соблюдаются следующие правила: уединение; удобная, но не расслабляющая поза.

С участниками группы разбираются варианты медитационных упражнений:

Одно из упражнений (по выбору) или все упражнения по группам проделываются 5-10 минут. После выполнения — обсуждение.

Упражнение «Концентрация на счете»

Инструкция психолога:

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

Упражнение «Концентрация на нейтральном предмете»

В течение нескольких минут сконцентрировать свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены четыре возможности:

Записать 10 наименований предметов, вещей, событий, которые доставляют удовольствие.

Медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной странице и т. д.

Потренировать свою память, вспоминая 20 осуществленных вчера действий.

В течение двух минут запомнить те качества, которые вам больше всего в себе нравятся, и привести примеры каждого из них.

Рефлексия ощущений:

Удалось ли вам длительно сосредоточить свое внимание на каком-либо объекте?

На чем легче удерживать внимание — на предмете или звуке?

От чего это зависит?

Какие свойства внимания необходимы для концентрации?

Упражнение «Сосредоточение на эмоциях и настроении»

Инструкция психолога: Сосредоточьтесь на внутренней речи. Остановите внутреннюю речь.

Сосредоточьтесь на настроении. Оцените свое настроение. Какое оно? Хорошее, плохое, среднее, веселое, грустное, приподнятое?

А теперь сосредоточьтесь на ваших эмоциях, попытайтесь представить себя в радостном, веселом эмоциональном состоянии. Вспомните радостные события вашей жизни.

Выходим из состояния релаксации.

Рефлексия вашего эмоционального состояния.



Предварительный просмотр:

БЛОК 3: Профилактика. Психологическая помощь. Самопомощь.

Тренинг № 1. Психологическая поддержка.

Занятие начинается с выработки правил работы в тренинговой группе:

Психолог: «Сегодняшнее занятие, как и все последующие, будет проходить в виде тренинга. Круг, в котором мы сейчас сидим, это пространство тренинга  - рабочее пространство нашей группы. На основе общения друг с другом в этом пространстве мы будем узнавать себя, исследовать свои желания, потребности, возможности. Чтобы наше общение было эффективным, необходимо следовать нескольким простым правилам взаимодействия.

Правило «Я-высказываний»:

Каждый говорит любую фразу только от своего имени. Для более откровенного общения во время занятий необходимо отказаться от обезличенной речи и заменить высказывания типа «Большинство людей считает….» «Некоторые из нас думают…», на такое «Я думаю…», «Я считаю…».

2.Общение по принципу «здесь и теперь»

Тренинг помогает каждому его участнику увидеть себя со стороны, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого в даны момент, или о том, что происходит  в группе.

Добровольная активность

Все работают только на добровольных началах и проявляют добровольную активность.

Искренность в общении

Во время работы группы участники тренинга говорят только то, что чувствуют и думают по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то они молчат.

Правило «Стоп»

Каждый имеет право остановиться в своих высказываниях. Любой может отказаться отвечать на вопросы, затрагивающие болезненные для него темы.

Конфиденциальность

 Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы.

Недопустимость непосредственных оценок человека

При обсуждении происходящего в группе нельзя оценивать участников и их действия без их согласия

Уважение к говорящему.

Когда высказывается кто-либо из членов группы, все его внимательно слушают, дают человеку возможность сказать то, что он хочет. И лишь после задают свои вопросы, благодарят его или спорят с ним.

Упражнение № 1. Знакомство с группой:

Все образуют круг и по очереди представляются, лучше по именам. Это сразу же устанавливает равный стартовый эмоциональный уровень. (снежный ком, клубочек с нитками, волшебная полочка и т.д.)

Упражнение № 2. Психолого-энергетическая зарядка:

Игра-импульс «Пианино»

Каждый участник игры кладет ладони на колени другим членам группы слева и справа от себя, затем ритмически ударяет по коленям.

Игра «Баржа»

Представьте, что мы в порту работаем грузчиками и нам надо загрузить баржу вещами на букву «Б» (или на любую другую букву). Я гружу ее «булками» (говорит ведущий и кидает мяч кому-нибудь из присутствующих), а чем грузите вы? Тот, кому кинули мяч, говорит, чем грузит баржу он и кидает мяч другому участнику группы». Все повторяется до тех пор, пока ведущий не поймет, что группа готова начать занятие.

Игра «Заряд энергии»

Все участники тренинга берутся за руки и по команде начинают пожимать руку сидящего справа, таким образом энергия от ведущего идет по кругу и возвращается в его левую руку (можно передавать энергию по кругу несколько раз, столько раз, насколько того требует ситуация).

Упражнение № 3. Оказание психологической поддержки в группе:

Цель: научить принимать и оказывать психологическую поддержку в  группе, сформировать позитивную мотивацию  к общению, создать групповую атмосферу, развить внимание к своему собственному состоянию.

«Ладошки»

Все закрывают глаза и кладут руки на колени ладонями кверху, тот, к чьим ладоням прикоснулись, открывает глаза, встает, подходит к любому участнику группы, прикасается к его ладоням, садится на его место и снова закрывает глаза. Тот, кто встал, выбирает другого игрока и т.д. Игра заканчивается по сигналу ведущего. Если ведущий тренинга один, он не закрывает глаза, а следит за ходом игры.

После игры обязательно проводится рефлексия. Вопросы для рефлексии:

Удалось ли в течение игры не открывать глаза, кроме тех случаев, когда это было положено по правилам?

Комфортно ли было длительное время сидеть с закрытыми глазами?

Изменилось ли внутренние ощущения и переживания до и после прикосновения чьих-либо рук?

«Щепка на реке»

«Водящий – щепка закрывает глаза и плывет по течению «реки». «Щепка» сама выбирает направление и скорость движения. Она может плыть совсем не касаясь «берегов» или вдоль одного «берега», или переплывая от одного «берега» к другому. Когда «река» заканчивается, крайний человек аккуратно ставит «щепку» к одному из «берегов». Задача «берегов» – страховать «щепку», чтобы ее не выбросило на «берег».

1-й этап. Группа рассчитывается на «первый», «второй» и встает в две колонны на расстоянии трех метров одна от другой. Колонны – это «берега реки». Те кто образуют «берега» выставляют руки вперед для подстраховки «щепки». Начинает игру ведущий. Затем «щепкой» становится следующий участник.

2-й этап. Затем берега делают по шагу навстречу друг другу и встают настолько плотно, чтобы едва мог пройти человек. В этой части упражнения также по очереди участники становятся «щепками» и закрывают глаза. Но в отличие от первой части упражнения, теперь «щепка» полностью пассивна. Те, кто изображают «берега», передают щепку из рук в руки и так докатывают ее до конца.

После игры обязательно проводится рефлексия. Вопросы для рефлексии:

В какой из «рек» «щепка» чувствовала себя комфортнее: в широком или узком?

Что именно было некомфортно и в какой реке?

«Волшебный стульчик»

Цель - формирование положительного образа другого человек.

«Нужно подойти к человеку, сидящему на волшебном стуле, положить ему руки на плечи и сказать ему что-нибудь хорошее.

Ведущий ставит в центр круга «волшебный» стул и тому, кто на нем сидит, говорят комплименты. По желанию участники группы садятся на стульчик. Если кто-то нарушит правило и скажет что-то плохое о том, кто сидит на волшебном стуле, его наказывают и временно сажают вне общего круга.

«Медитация»

Цель – снятие напряжения, сосредоточение, повышение работоспособности.

«В конце нашего тренинга предлагаю Вам выполнить небольшое упражнение, которое поможет нам расслабиться и восстановить свои физические силы для продолжения рабочего дня».

«Сядьте как можно удобнее, закройте глаза, попробуйте расслабиться (пауза).

Постарайтесь ни о чем не думать, отпустите все свои мысли, глубоко вдохните (пауза).

Почувствуйте свое тело, прислушайтесь к нему, ощутите участки, где скопилось напряжение, попробуйте снять его (пауза).

Сделайте глубокий вдох (пауза).

Постарайтесь полностью расслабиться (пауза).

Включается магнитофонная запись.

Прислушайтесь. Совсем близко слышен шум моря (пауза).

Ваше расслабленное тело лежит на теплом песке, ветерок чуть заметно обдувает Вас.

Теплые, золотистые волны бегут по песку, легкий ветерок нежно подгоняет их, застя бежать все быстрее (пауза).

Волны нежно касаются кончиков ваших пальцев на ногах, чуть покрывают ступни (пауза).

По всему вашему телу распространяется пробуждающее тепло (пауза).

Вы чувствуете, как каждая новая волна пробуждает вас от сна, дарит новые силы.

Ваше тело наливается новой силой, крепнет, делается сильнее.

Вы чувствуете прилив бодрости, ваши мышцы и ваш разум пробуждается ото сна.

Откройте глаза. Потянитесь как можно сильнее (пауза).

Расправьте руки, встаньте, потянитесь еще раз.

Спасибо всем за плодотворную работу!!!

Удачного продолжения рабочего дня!!! 

Тренинг № 2. Познаем себя

Тренинг № 3. Освоение способов саморегуляции эмоционального состояния

Тренинг № 4. Релаксационные упражнения (техника напряжения и расслабления)

Тренинг № 5. Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения

Тренинг №6. Упражнения на развитие позитивного самовосприятия, на осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими.



Предварительный просмотр:

Тренинг для воспитателей: «Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников»

тренинг для воспитателей, тренинг воспитателей детских садов, тренинг для воспитателей детского сада, тренинг воспитатель ребенок

Цель:

актуализация знаний педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения гиперактивных дошкольников;

популяризация опыта через использование практических упражнений;

знакомство педагогов с некоторыми приемами саморегуляции эмоционального состояния детей и взрослых.

Ход проведения тренинга для воспитателей детского сада

Вступительная часть

Просмотр мультфильма «Как Петя Пяточкин слоников считал» (9 мин)

Упражнение «Ваши ожидания» (5 мин)

-  Что вы ожидаете от семинара?

Упражнение «Приветствие» (3 мин).

Цель: создание психологически непринужденной атмосферы; снятие мышечного напряжения.

Задача: по сигналу ведущего педагоги начинают хаотично двигаться и здороваются со всеми, кто встречается на их пути.

Правило: здороваться надо по сигналу ведущего  хлопком.

- Один хлопок - здороваемся за руку друг с другом;

- Два хлопка - здороваемся плечами;

- Три хлопка - здороваемся спинами.

Итог: разнообразие тактильных ощущений даст гиперактивным детям возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Мозговой штурм «Гиперактивность - это ...». (3 мин.)

Задача:  психолог  предлагает   педагогам продолжить   предложение: «Гиперактивность - это ...»

Информационное сообщение (10 мин) 

Диагноз «гиперактивность» устанавливает невролог, невропатолог.

В переводе с латинского языка «активный» означает деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы.

Гиперактивность у детей - это сочетание симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Пределы этого синдрома трудно провести, но обычно он диагностируется у детей, отличающихся импульсивностью и невнимательностью. Такие дети часто отвлекаются, их легко развеселить или огорчить, часто для них характерна агрессивность. В результате этих личных особенностей гиперактивным детям трудно концентрировать внимание на конкретных задачах.

Портрет гиперактивного дошкольника

- Находится в постоянном движении.

- Не может себя контролировать.

- Быстро и много говорит.

- Задает много вопросов, не всегда выслушивает ответы.

- Сон беспокойный.

- Частые кишечные расстройства, аллергии.

- Неуправляемый, не реагирует на запреты и ограничения.

- В каких - либо условиях ведет себя одинаково активно.

- Часто провоцирует конфликты.

- Не контролирует свою агрессию.

 Причины гиперактивности:

- Органические поражения мозга.

- Патология беременности (осложнения во время беременности, диатез).

- Генетический фактор (наследственность, то есть синдром дефицита внимания может иметь семейный характер).

-  Поражение ЦНС.

- Пищевые факторы (питание, которое содержит большое количество углеводов, приводит к ухудшению показателей внимания).

- Социальные факторы (вседозволенность, отсутствие системы воспитательных воздействий на ребенка

Упражнение: «Солнышко и тучка» (5 мин)

Цель: создание положительного группового взаимодействия между участниками, изучение индивидуальных особенностей гиперактивного ребенка.

- Психические отклонения родителей.

- Алкоголизм и курение родителей.

- Нежелательный ребенок.

Материалы: изображение солнышка и тучки на листе бумаги формата А4, фломастеры.

Задача: психолог предлагает участникам вспомнить какого-нибудь гиперактивного ребенка и на изображении солнышка написать достоинства и особенности ребенка, на облаке - отрицательные.

Итог: каких больше качеств-положительных или отрицательных?

Выполнение домашнего задания.

Заранее было предложено воспитателям представить себя гиперактивными детьми и обыграть ситуацию «Один день из жизни гиперактивного ребенка».

Ролевое проигрывание «Мы - гиперактивные дети» (7 мин.)

Цель: дать возможность участникам семинара побыть   в роли гиперактивных детей, почувствовать и понять те проблемы, с которыми они сталкиваются каждый день.

Игра «Рисунок на спине»

Обсуждение.

Просмотр фрагмента передачи «Гиперактивные дети» (5 мин)

Ведущий - врач Е. Комаровский.

Работа над проектом (20 мин.)

Упражнение «Что нужно гиперактивному ребенку»

Цель: формирование целостного взгляда на проблему психологии в педагогическом сопровождении гиперактивных дошкольников.

Два ватмана с изображением двух половинок солнышка, журналы, ножницы, клей, цветная бумага, фломастеры, маркеры.

Аптечка психологической помощи в работе с гиперактивными дошкольниками (3 мин)

-  Пытаться индивидуализировать работу;

- Поощрять хорошее поведение и игнорировать провокационные поступки ребенка;

-   Использовать гибкую систему поощрений и наказаний;

- Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться к воспитателю, просить помощи, если ему сложно, что-то выполнять (можно ввести невербальные сигналы)

- Использовать тактильный контакт.

Заключение

Упражнение «Корзина желаний» (3 мин.)

Цель: изучить запросы педагогов по вопросам педагогического просвещения.

Материалы: бланк с вопросами.

Вопрос: какой психологический семинар вы хотели бы посетить?

-  Продолжить серию семинарских занятий по психолого-педагогическому сопровождению гиперактивных дошкольников;

- Сопровождение вновь прибывших;

- Детские страхи;

Тревожность детей;

Агрессивность детей;

- Никакой;

- Другое;

- Ваши предложения и рекомендации.



Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов ДОУ: «В гармонии с собой»

C:\Users\User\Desktop\668.jpg

Цель: снижение психоэмоционального напряжения, посредством  группового взаимодействия; формирование благоприятного психологического климата в коллективе.

Задачи:

  • Повысить групповую сплоченность;
  • Улучшить эмоциональное состояние педагогов;
  • Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;
  • Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Форма проведения: тренинг.

Категория: педагоги ДО.

Оборудование: ноутбук, аудиозапись релаксационной музыке, клей, цветные квадратики, плюшевое сердце;  цветные карандаши, пластилин, фломастеры, краски, кисточки, баночка для воды, бланки теста, бланки к упражнению «Птица счастья» и «Солнышко» - по количеству участников.

Ход мероприятия:

1.Упражнение: «Имя»

Цель: создание положительного эмоционального фона группы.

Ход упражнения: участники сидят по кругу. По очереди каждый из присутствующих называет свое имя и  прилагательное, на первую букву имени, которое его характеризует.

2.Упражнение: «Приветствие»

Цель: настрой группы на работу.

Ход упражнения: Участники сидят по кругу и передают своему соседу справа плюшевой сердце с фразой: «(имя соседа справа) я очень рада тебя видеть!»

3.Диагностическое упражнение «Цвет настроения»

Цель: определить эмоциональное состояние педагога в начале занятия.

Ход упражнения: Психолог предлагает участникам тренинга выбрать квадратик, того цвета, который похож на его настроение, затем комментирует значение выбранного цвета.

 Значение цвета: 

 Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать.

Жёлтый, оранжевый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Чёрный – уныние, упадок сил, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

4.Коллективный коллаж «Радуга настроения»

Цель: установление контакта между членами группы.

Психолог: А сейчас, я предлагаю вам из своих цветные квадратики наклеить на «Облако», что бы оно стало ярким.

Педагоги крепят свои квадратики к ватману, создавая коллаж «Радуга настроения»

Посмотрите на это облако, какое красочное и яркое оно получилось, каждый квадратик индивидуален, но все вместе они составляют единое целое, так и мы с вами – один большой, дружный коллектив.

5.Тест-опросник: «Ох уж эти нервы» Л. Москвина (приложение 1)

Цель: экспресс-диагностика эмоционального состояния педагога.

6.Упражнение: «Птица счастья»

Цельвнутренняя рефлексия.

Ход мероприятия: педагогам предлагается раскрасить свою птицу счастья любым вариантом: красками, фломастерами, карандашами, пластилином, по звуки релаксационной музыки.

Педагог-психолог: Уважаемы коллеги! Мы все хотим и чтобы в наших семья все было хорошо, чтобы родные и близкие были здоровы и счастливы. Я предлагаю Вам, раскрасить свою птицу счастья. Символ – мира, добра и любви! Ведь с давних времен  люди считали счастье – это красивая птица, которую трудно поймать и приручить. По приданию, птица приносит в дом счастье, ее вешали в центре комнаты и она оберегала домашний очаг.

- Птица счастья готова.

- Представьте, что Вы видите перед собой настоящую птицу счастья. Загадайте желание и верьте, что оно обязательно сбудется!

8.Упражнение «Волшебный мешочек»

Цель: сплочение педагогического коллектива,

Ход упражнения: в руках у психолога мешочек с предметами, он предлагает участникам взять один предмет и ассоциировать его с собой.

Педагог-психолог: У меня в руках волшебный мешочек. В нем – простые, знакомые всем предметы. Но сегодня они помогут нам узнать что –то новое друг о друге. Для этого вам надо опустить руку в мешочек и не спеша почувствовать «свой» предмет. Затем достаньте предмет и продолжите фразу «Никто не знает, что я, как и этот предмет (название предмет)…»

Например: «Никто не знает, что я, как  это перышко легкая и беззаботная» и т.д.

8.Упражнение «Солнышко»

Цель: сплочение группы, формирование положительного отношения друг к другу.

Ход упражнения: педагогам раздаются листы, в центре которых изображено солнце.

Педагог-психолог: Уважаемые коллеги! Нарисуйте солнышко и напишите в центре солнышко свое имя. Передайте лист своему соседу слева. На полученном листе напишите свои пожелания ее владельцу. Вновь передайте открытку – и так до тех пор, пока к вам не вернется ваша открытка с пожеланиями от всех членов группы.

9.Упражнение: «Волшебная шкатулка»

Цель: развитие позитивного самовосприятия.

Ход мероприятия: педагогам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулке с позитивными высказываниями, мудрыми советами.

Варианты пожеланий:

 — Тебе сегодня особенно повезет!

 — Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

 — Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

 — Люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой!

 — Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!

 — Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

 — Сегодня твой день, успехов тебе!

 — Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

 Педагог-психолог: Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.

10.Рефлексия.

Цель: обратная связь.

Психолог: Наш тренинг подошел к концу.

- Ваши ощущения после тренинга?

-Что понравилось? Что не понравилось?

- Удалось ли вам расслабиться?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1.    Притча2.    Понятие «тренинг»3.    Какими бывают тренинги...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Из опыта работы педагога-психолога: Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!»

- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности...

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ "Счастливый педагог - здоровый педагог".

Занятие для педагогов ДОУ для повышения эмоционального состояния....

Тренинг для педагогов «Здоровый педагог — успешный педагог»

Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде....

Тренинг для педагогов "Психологические игры и упражнения с элементами тренинга"

Цель: самораскрытие участников тренинга, создание условий для творческой, профессиональной и личностной индивидуальности....

Тренинг для педагогов «Здоровый педагог — успешный педагог» (совместно с инструктором по физической культуре)

Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в ДОУ. Задачи тренинга: • профилактика синдрома эмоционального выгорания; • снятие психического напряжения и эмоц...