«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Психогимнастика»
материал

Колесник Наталья Николаевна

Психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов), упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) (по книге М.И.Чистяковой «Психогимнастика»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

Психогимнастика»

Психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов), упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) (по книге М.И.Чистяковой «Психогимнастика»).

 Усилия работников ДОУ сегодня полностью нацелены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование его здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

В настоящее время в нашем дошкольном учреждении широко применяются различные виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, коррекционные.

Одним из видов здоровьесберегающих технологий, применяемых мною в работе, является психогимнастика. Психогимнастика для детей представляет собой вид деятельности, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Главной целью психогимнастики можно назвать сохранение детского психического здоровья, а также предотвращение расстройства психики. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Психогимнастику в качестве здоровьесберегающей технологии в работе с детьми я выбрала потому, что в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

Задачи психогимнастики:

  • дети тренируют психомоторные функции;
  • воспитывают в себе высшие эмоции и чувства;
  • избавляются от эмоционального напряжения;
  • в детях развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений.

Психогимнастика – это не физкультура, не механическое повторение физических упражнений. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ. Отсутствие каких-либо внешних атрибутов – еще одно условие. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаются физическими действиями. А с помощью комментариев, к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей. В каждое упражнение я включаю: фантазию, эмоции и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый из этих компонентов.

Игровые психогимнастические упражнения доставляют дошкольникам массу удовольствия: развивают фантазию, поднимают настроение, проявляют детские артистичные способности. Во время занятий с детьми психогимнастикой, я замечаю, что все дети успешны, т.к. правильно все, что они делают, разыгрывая тот или иной образ, при этом каждый делает по-своему, как может. У всех воспитанников возникают мышечные ощущения и эмоции, каждый ребенок может уловить их и научиться произвольно реагировать. Дети не могут полностью осознавать все свои ощущения. Да это и не обязательно. Достаточно сосредоточить внимание хотя бы на одном своем ощущении или сравнить пару ощущений.

Образы-фантазии сначала задаю я, которые затем свободно развиваются воображением каждого ребенка. Очень важна при показе упражнений моя эмоциональность, так как она облегчает детям подражание, эмоционально заряжая, усиливает их ощущения.

Педагогу необходимо творчески подходит к планированию и проведению психогимнастики с детьми: важно ориентироваться на индивидуальные различия детей, прибегать к импровизации, не бояться отойти от плана, если этого требует ситуация. На занятиях я придерживаюсь исключительно партнерской позиции. Дети должны чувствовать себя свободно, не замечать оценочного отношения к ним наставника, тем более негативного. Обстановка раскованности, естественности, спонтанности при добровольной внутренней дисциплине – это идеал, к которому следует стремиться каждому участнику.

Структура психогимнастики:

  • Мимические и пантомимические этюды

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, гнев, интерес, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Здесь мы знакомимся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

  • Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций

Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. На данном этапе отрабатываются детьми модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Происходит закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Осуществляется гармонизация личности ребенка. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

  • Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

  • Психомышечная тренировка

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.

При изображении нежелательных черт характера положительные и отрицательные роли мы разыгрываем с детьми в парах со сменой ролей.

Упражнения, которые я использую на своих занятиях:

  • Дыхательная гимнастика

Упражнение «Мы срываем цветы»:

Дети в группе наклоняются – «срывают» цветы – и вдыхают их запах (глубокий вдох и сильный быстрый выдох). Потом повторяют это действие еще несколько раз.

Упражнение «Пузырик»:

Ребенок делает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2-3 раза.

Упражнения, направленные на развитие координации движений:

Упражнение «Шалтай-Болтай»:

Педагог читает стихотворение о Шалтае-Болтае, а каждый ребенок повторяет движение. Шалтай-Болтай сидел на стене (ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки расслаблены, вдоль туловища) Шалтай-Болтай Свалился во сне (корпус тела наклоняется резко вниз).

Упражнение «Ходьба»:

Педагог читает текст, дети выполняют соответствующие движения.

– Мы проверили осанку (дети становятся прямо, ноги вместе, голова немного поднята).

– И свели лопатки (дети отводят плечи назад).

– Мы ходим на носках (дети идут на носочках).

– Мы идем на пятках (идут на пятках).

– Мы идем как все ребята (шагают маршеобразно).

– И как мишка косолапый (идут размашисто, вразвалку).

Упражнение «Прогулка в лес»:

Педагог читает текст, дети выполняют соответствующие движения.

– Перешагиваем через высокую траву (ходьба с высоким подниманием колен).

– Перепрыгиваем через лужу (прыжки на 2 ногах).

– Посмотрите. Какая красота! Выразим восхищение: О-о-о!

– Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок (легкий выдох с округлением губ, имитация сильного ветра и ветра во время бури).

– Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик нашли (дети наклоняются вниз).

– Теперь пойдем домой. Снова шагаем через высокую траву (ходьба с высоким подниманием колен). Бежим по узкой тропинке (бег на месте). Мы дома.

Упражнения на развитие выразительности мимики и жестикуляции:

Игра «Пиктограмма»:

Ребенок берет одну из пиктограмм и изображает ту эмоцию, которую символизирует пиктограмма. Остальные дети должны угадать, какую эмоцию он показывает. Если ребенок хорошо показал данное эмоциональное состояние, то ему вручается соответствующая пиктограмма. Затем очередь переходит к следующему участнику.

Упражнение «Конфета»:

У ребенка в руках воображаемая коробка с конфетами. Он протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят его, потом разворачивают бумажки и кладут в рот. По лицам детей видно, что угощение вкусное (улыбка).

Игра «Животные»:

Педагог называет животного (заяц, волк, лиса, медведь и др.), а дети изображают его движением, мимикой и жестами.

Упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов:

Игра с песком:

Дети набирают в руку воображаемый песок, сжимают в кулак, «чтобы не высыпалось ни песчинки», затем потихоньку высыпают песок на колени. Стряхивают последние песчинки с кистей, опускают расслабленные руки.

Игра с муравьём:

Дети представляют, что на пальцы ног залез муравей и бегает по ним. Необходимо с силой натянуть носки ног на себя, ноги напряжены (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Затем сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, ноги расслабляются, отдыхают.

Упражнения, направленные на релаксацию:

Упражнение «Колокольчик»:

Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной. «Пробуждение» происходит под звучание колокольчика.

Упражнение «Шум моря»:

Дети ложатся на пол и слушают шум моря. Воспитатель спокойным, негромким голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. В этом сне они видят море с прозрачной голубой водой, через толщу которого можно рассмотреть подводный мир: необыкновенной красоты водоросли, необычных диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных, добродушных дельфинов. Затем пауза. На счет воспитателя (1, 2, 3) дети «просыпаются» и встают.

Регулярное использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий доказывает, что совершеннее становится общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений. Нормализуется речевое дыхание, улучшается ритмико-интонационная сторона речи, повышается речевая и познавательная активность детей. Улучшается психоэмоциональное самочувствие, соматические показатели здоровья дошкольников.

Сохранению и укреплению здоровья должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья. Это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.

Вывод:

Психогимнастика важна особенно в наше время, когда нагрузки на детей растут, а возможности для отдыха и эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше. Она помогает детям проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У ребят вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

Литература:

  1. А. Алябьева Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: Сфера, 2003.
  2. М.И. Чистякова Психогимнастика / под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990.
  3. Л.В. Гаврючина Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие, -М.: Сфера, 2008.
  4. Н.В. Веракса, ТС, Комарова, М. А. Васильева и др., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.