Филимонова Ирина Владимировна

сайт учителя истории

«Святая наука – расслышать друг друга»

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: обществознание

Увлечения: вышиваю бисером

Регион: Ульяновская область

Населенный пункт: р.п.Николаевка, Николаевский район

Место работы: МОУ Николаевская сош

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/filimonova71


О себе

smileyЗдравствуйте! Меня зовут Ирина Владимировна. Работаю учителем истории и обществознания в МОУ Николаевская сош Николаевского района Ульяновской области с 1993 года. С появлением в нашей школе профильного социально-экономического класса начала преподавать экономику и право. wink

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

smiley Достоевский "Преступление и наказание", Толстой "Война и мир", Омар Хайям и, пожалуй, Карнеги.

Мой взгляд на мир

 

Мир не прост, совсем не прост
Нельзя в нем скрыться от бурь и от гроз.
Нельзя в нём скрыться от зимних вьюг
И от разлук, от горьких разлук.
Но кроме бед, непрошеных бед,
Есть в мире звёзды и солнечный свет,
Есть дом родной и тепло огня.

 

Мои достижения


Моё портфолио

 

Характеристика инновационной  технологии «Мастерская»

Я не согласен принять никакой истины иначе, как от свободы и через свободу.Н. Бердяев

Технологию мастерских исповедует группа французских учителей «Французская группа нового воспитания»;  она основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, Л.Толстого, С. Френе, психологии гуманизма   Л.С. Выготского,  Ж. Пиаже,  К. Роджерса.

Методические идеи  французской группы  получили свое развитие в работах педагогов из Санкт-Петербурга.  А именно  в монографии А.А.Окунева «Урок?Мастерская?Или…»(2001)представлена философия «Нового образования», описан опыт реализации технологии мастерских в условиях российской школы.

В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства в керамике ли батике и, др. Передавать способы работы, а не конкретные знания — очень непростая задача для учителя. Тем благодарнее результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию.

Классификационная характеристика.

По уровню применения: локальная  +  частнопредметная.

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно - рефлекторная + интериоризаторская.

По ориентации на личностные структуры: СУД + СУМ.

По характеру содержания:  проникающая,  припоса6ливающаяся.

По типу управления: система малых групп + «репетитор».

По организационным формам:  альтернативная.

По подходу к ребенку: свободного воспитания.

По преобладающему методу:  проблемно - поисковая + диалогическая.

По направлению модернизации: альтернативная.

По категории обучающихся:  продвинутого образования.

Целевые ориентации:

Предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя свое место в мире, понимать других людей, а также закономёрности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.

Проделать путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценён).

Концептуальные соображения:

Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться ребенку, но не навязывать.

Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.

На мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем.

Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.

В отличие от урока, знания на мастерских не даются, а выстраиваются.

Ученик имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.

Творческая деятельность – безоценочная деятельность.

Мастер – для ученика, а не ученик для мастера.

Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Мастер – садовник, выращивающий растения -  ребенка, создающий условия для реализации заложенных в нем природных задатков.

Особенности содержания.

Мастерская как локальная технология охватывает большую, или меньшую часть содержания учебной дисциплины. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути, исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы и т.д. Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе знания  корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения группы объявляется  классу. В этот момент знания еще раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп.

             Педагогическая мастерская – это совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно – творческого. Здесь обучаемый сам выстраивает свои знания, формирует ценности, культуру, открывает новое. Главное условие мастерской – свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества.

Особенности отбора и конструирования учебного содержания для мастерской.
1 Отбор содержания осуществляется не только в соответствии с темой занятия, но и с учетом основной идеи мастерской, соответствующей авторскому замыслу мастера.
2. Логика построения заданий отражает логику развития основной идеи.
3. Неожиданность материала для данного предмета (сказка на математике, рисование на литературе, драматизация на биологии и т.д.).
4. Использование неадаптированных текстов (журнальные, газетные, критические статьи, первоисточники и др.).
5. Избыточность материала (обилие информации создает ощущение незавершенности познания, неисчерпаемости темы).
б. Предъявление материала в своей целостности, а потом переход к деталям, элементам, освещающим тему мастерской.
7. Разнообразие заданий по формам и видам работы (рисование, лепка, составление текстов и др.).
8. Обязательное обращение к личному опыту учащихся, их эмоционально-чувственной сфере.
Особенности организации  деятельности учащихся:
1. Творческая, поисковая, исследовательская деятельность.
2. Групповая форма учебного взаимодействия.
3. Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы.
4. Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным.
5. допустимость Ситуации незавершенности поиска ответов и решений.
 Особенности организации деятельности мастера:

1 Специфика деятельности мастера не в объяснении материала, а в предъявлении заданий,
ориентирующих учащихся на самостоятельную деятельность по построению нового
знания, созданию творческого продукта.
2. Мастер не задает вопросов и сам не торопится отвечать на них.
З. Поддержка, поощрение самостоятельности и инициативы учащихся.
4. Создание доброжелательной атмосферы. Отсутствие отметок и оценочных суждений.
5. Сотворчество мастера и ученика.
6. Организация диалога, в котором каждый ученик имеет право на собственное мнение.
7. Обеспечение сотрудничества учащихся в группе (каждый имеет право высказаться и
должен уметь  слушать   другого).

 Концепция, лежащая в основе технологии, представление учащимся возможности выбора:

Выбор деятельности, материала, способа предъявления результата, участников для общения в паре, малой группе;

Создание условий, обеспечивающих равенство всех участников мастерской, включая учителя-мастера;

Безоценочное  общение (отсутствие соперничества, соревнования, опора на самооценку, самокоррекцию, самовоспитание);

Высокий уровень мотивации, сотрудничество, сотворчество, осознание преобладания процесса познания над результатами творческого поиска.

Мастерская выступает как форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из них определяющим является соответствующее учебное задание , которое направляет познавательную деятельность ребят и вместе с тем предоставляет им возможность выбора пути исследования, средств достижения цели, темпа работы и т.п.

Система заданий – это альтернатива простой передачи информации. При этом учителю не нужно использовать традиционные методы принуждения, следить за каждым шагом ребенка. Как пишет А.А.Окунев, на мастерской знания  «выстраиваются» , но не даются  в готовом виде. В процессе этого выстраивания знаний учениками возможны неточные формулировки, ошибки, но это не считается преступлением. У учеников исчезает страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную мысль, опасение не справиться с заданиями. На основе ошибок, приближенных рассуждений, являющихся ступеньками в познании , формируются строгие научные знания.

Гуманистический потенциал данной технологии обнаруживается, например,  на основе сравнения содержания этапов традиционного урока, изучения нового материала с содержанием этапов мастерской,  конструирования новых знаний.  Ниже сделана попытка такого сравнения.

Этапы

Традиционный урок

Мастерская

1.

Организационный момент и опрос по учебному материалу, который был задан на дом

Выполнение задания, связанного с актуализацией знаний учащихся.

Обогащение знаний с помощью задания, выполненного соседом.

Корректировка и развитие знаний в процессе общения в четверках.

2.

Объяснение учителем нового материала

Выполнение индивидуального задания на обсуждение и фиксацию учащимися их знаний и субъективного опыта в связи с названием новой темы и (или) ее ключевыми  словами  (в объеме всей новой темы или ее отдельного фрагмента).

Выполнение индивидуальных  заданий по сопоставлению проявленных знаниях  и опыта с тем, что представлено в учебниках и других источниках информации. Обсуждение учащимися в четверках  результатов этого сопоставления. При этом все члены группы поочередно представляют товарищам свои результаты и используют такие клише: «Я полагал, что….,но на самом деле…», «Мои представления о … пришлось несколько уточнить, так как…», «С тем, что написано в учебнике нельзя согласиться, поскольку…», « То , что написано по поводу… совпадает с моими представлениями, но …» и др. В беседах происходит уточнение тех или иных моментов содержания темы.

Затем результаты работы каждая группа каким-либо образом предъявляет всему классу.

3.

Закрепление: обычно фронтальный опрос или решение задачи

Выполнение заданий на понимание сущности нового материала и (или) на его применение.

Каждый ученик в четверках получает индивидуальное задание ,  которое возможно, является частью общей работы по новой теме. Он его выполняет и затем объясняет суть и свои действия в четверке. Затем группа каким-либо образом афиширует свою работу.

Возможно, свою «афишу» вывешивает и учитель.

Все ходят, обсуждают, выясняют, корректируют свои работы.

Групповая или фронтальная рефлексия. Возможно выполнение контрольных заданий.

4.

Домашнее задание, обычно безальтернативное: параграфы и задачи

 Предлагается много вариантов домашнего задания, учащиеся выбирают то , что соответствует степени усвоения ими темы, интересам и желаниям.

Этапы  мастерской

Индуктор

Самоконструкция

Социоконструкция

Социализация

Деконструкция

Реконструкция

Разрыв

Рефлексия

Афиширование

Индуктор

Прием, обеспечивающий «наведение на проблему».

Системообразующим  элементом мастерских является проблемная ситуация. Проблемная ситуация характеризует определенное  психическое - вопросное состояние субъекта (ученика), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать,  волновать ум  исследователя,  быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним ;определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологиях мастерских называется индукцией (Индуктор).

Самоконструкция

Диалог ученика c самим собой.

Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Социоконструкция

выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и др.

Важнейшим элементом технологии мастерских является  групповая работа ( малые группы выделяются в классе, образуются из учащихся разных классов, часто возникают стихийно, по инициативе ребят). Мастер может корректировать состав групп, регулирую равновесие психологических качеств детей (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.).Мастер разбивает задание на ряд частных задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем ребята свободны в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание резельтата группой и есть социоконструкция.

Социализация

«обнародование», защита своего мнения;

представление всем участникам мастерской промежуточного, а затем и окончательного результата своей работы.

 Всякое выступление ребенка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно настоять, чтобы  в отчете были задействованы все. Выступать за группу ответственно и почетно. Каждому хочется, чтобы его группа выступила хорошо. Это заражает всех.  Работа в малых группах в отличие от фронтальной работы с классом позволяет использовать уникальные способности ребят, дает им возможность самореализоваться. Она в большей мере, чем индивидуальная и  фронтальная работа с классом, позволяет учесть и включить в работу различные способы познания у каждого из ребят.

Деконструкция

Превращение материала в хаос.

Реконструкция

Поиск и создание новых вариантов ответа, текста, правила, определения

Разрыв

Кульминация творческого процесса, озарения как новое видение предмета, переход к новому осознанию явления

Рефлексия

Самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской

Афиширование

Представление работ на общее обсуждение

Мои публикации:
История
Общепедагогические технологии
Публикации моих учеников:
Литературное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио