Структура рабочей программы воспитателя

6 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Структура рабочей программы воспитателя

Уважаемые коллеги, подскажите структура рабочей программы воспитателя в соответствии с ФГОС ДО. Если есть, то укажите пожалуйста нормативный документ или методические рекомендации, на которые можно ссылаться. 

Подробно примерная структура

Подробно примерная структура описана в статье Бережнова О.А. "Рабочие программы в дошкольной организации" (журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" №9 2015г.) Но, повторяюсь, она примерная. До сих пор нет основной структуры написания.

Спасибо большое.

Спасибо большое.

 Программа по ФГОС

Данная рабочая программа расчитана для детей в возрасте от 4 до 5 лет. Нам ее на курсах повышения квалификации дали как образец.

 

Пояснительная записка

 

Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошколь­ного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психиче­ских и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспи­танникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативны­ми, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

•максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творче­ство в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

 

«Развитие продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, художественный труд»

Содержание направления «Художественно – эстетическое развитие»

нацелено на форми­рование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение по­требности детей дошкольного возраста в самовыражении.

Основными задачами художественно-эстетического развития являются:

-  развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художествен­ный труд);

- развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству.

Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях.

1.  Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расши­рение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.

2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.

3.  Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разно­образных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.

4.  Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуаль­ных и коллективных композиций), художественных материалов.

5.  Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобразитель­ной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.

6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий ри­сованием, лепкой,аппликацией.

Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.

 

Возрастные особенности развития детей 4-5  лет

Ребенок в 4-5 лет имеет представление о том, как надо (не надо) себя вести, об особенностях полового поведения. В поведении сверстников и своем выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль детей за поведением друг друга. Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца.  Однако в процессе самой деятельности может отвле­каться на более интересные занятия. Во взаимодействии с други­ми проявляет (но не всегда) социально одобряемые формы пове­дения. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

 

Целевые ориентиры:

•  выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять инте­рес к книжным иллюстрациям.

В рисовании

•  изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем соз­дания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных мате­риалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.;

•  передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета;

• украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи. Познакомить с Городецкими изделиями. Развивать умение выделять элементы городецкой

росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть, называть цвета, используемые в росписи.

В лепке

•  создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную компози­цию; использовать все многообразие усвоенных приемов.

В аппликации

• правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоуголь­ник), вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;

• аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;

• подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию;

• составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.

 

Режим реализации программы

 

Общее количество  образовательных ситуаций в год

Количество образовательных ситуаций в неделю

Длительность  образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

72

2

25 минут 

групповая

 

 

 

Программой предусмотрено проведение:     диагностических занятий –8;  практических занятий –64.

Тематический план

 

Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе

Объем учебной нагрузки (часы)

Натюрморт

10

Виды народно-прикладного искусства(дымковская, хохломская, гжельская, городецкая росписи)

10

Знакомство с архитектурой

10

Рисование фигуры человека

10

Рисование сюжетных рисунков

10

Рисование животных и птиц

10

Знакомство с живописью

12

Итого

72

 

Комплексно-тематическое планирование (в таблице, для вашего возраста)

 

Содержание коррекционной работы для детей с ОВЗ

Основной целью коррекционной работы для детей с ОВЗ является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, а в дальнейшем – общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ строится с учетом следующих принципов:

• системный подход к коррекционно-педагогической работе, который предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений.

• раннее начало комплексного воздействия с опорой на сохранные функции.

•        организация работы в рамках ведущей деятельности с учетом закономерностей онтогенетического развития.

•        наблюдение за динамикой психоречевого развития.

•        сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы.

•        тесное взаимодействие с семьей ребенка.

 

Содержание психолого – педагогической работы с детьми с ОВЗ  по  формированию продуктивной деятельности:

 

1.  Знакомить с изобразительными материалами (красками, фломастерами, маркерами, карандашами, восковыми мелками и др) и формировать практические навыки по их использованию: захватывание и удержание мелких предметов, целенаправленные действия с ними, правильная установка кисти  и пальцев руки на предметах .

2.  Знакомить с пластическими материалами (глиной, пластилином), побуждать экспериментировать с ними, называя созданные изображения: размягчение пластилина и глины поочередно каждым пальцем путем вдавливания, всеми пальцами одной руки; отрабатываются движения раскатывания пластилина между ладонями, на ладони одной и другой руки, поочередно их меняя, раскатывание ладонями на столе, отщипывать или отрывать от основного куска небольшие комочки, сплющивать, прищипывать отдельные детали, создавая изображения знакомых предметов ( Познание, Коммуникация, ФК)

3.       Помогать в рисовании и аппликации создавать несложные сюжетные компо­зиции, повторяя изображение несколько раз и располагая его по всему листу бу­маги .

4.  Учить различать строительные материалы по цвету, форме (кубик, кирпи­чик, пла­стина, призма) в процессе создания простейших построек: дорожка, поезд (путем размещения по горизонтали кирпичиков, пластин); башенка, лесенка (путем накла­дывания 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга); забор, домик, ворота, горка, мост (путем замыкания пространства и несложных перекрытий) .

5.  Помогать выполнять мелкие детали общей работы из бумаги, пользуясь спо­собами «сминания», «разрывания», «скручивания» .

По развитию детского творчества:

1.  Стимулировать самостоятельный выбор детьми цветов красок, фона листа бумаги, поощрять желание к экспериментированию с изобразительными материалами .

2.  Украшать силу­эты игрушек и разных предметов, вырезанных из бумаги воспитателем, а также уже соз­данные изображения;

3.     Ставить перед детьми сюжетно-игровые задачи, требующие конструирования (стро­ить кроватки для укладывания кукол спать, делать дорогу, чтобы по ней ездили ма­шины и др.) с учетом интересов девочек и мальчиков .

4.     Помогать осознавать свойства песка, снега, сооружать из них постройки, учить дополнять задуманное игрушками .

 

План работы с родителями

на 2016-2017 учебный год

 

Месяц

Формы работы

 

Цель

 

Сентябрь

 

Конкурс поделок из осенних листьев «Очарование осени»

Привлечь родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.

 

Октябрь

 

Выставка совместного творчества «Дары осени»

Привлечь родителей к совместному творчеству, развивать желание участвовать в жизни группы

 

Ноябрь

 

Выставка детского творчества «Моей маме»

Привлечь детей, пап к совместной изобразительной деятельности, порадовать в День матери мамочек группы поделками, сделанными своими руками, газетой

 

Декабрь

 

Выставка рисунков  «Вот пришёл Новый год»

вызвать положительные эмоции у родителей

 

Январь

 

Составление альбома загадок «Чудеса природы»

Привлечь родителей к созданию альбома, активизировать к совместной деятельности

 

Февраль

 

Выставка детских рисунков на тему: «Мой папа»

Развивать желание порадовать пап своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями; с участием мам.

 

 

Оформление фотовыставки: “Наши замечательные папы”.

Вызвать положительные эмоции у родителей, у детей гордость за пап

 

Март

 

Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам

 

 

 

Фото-выставка «Мамочка моя»

Развивать желание порадовать мам своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями.

 

Апрель

Папка-передвижка «Смешинки от детей»

Продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе и умению совместно с детьми проводить отдых, праздники.

 

Май

 

Папка - передвижка «Куда летом пойти»

Дать совет по летнему отдыху для полноценного развития детей

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое сопровождение

 

1.      Сюжетные игры, ролевые атрибуты к играм

2.      Дидактические материалы по сопровождению продуктивной деятельности

3         Схемы, алгоритмы

 

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

-активное пространство

уголок театрализации

-рабочее пространство

уголок творчества

Центры развития

-центр театрализации (костюмы, маски, настольный театр)

-центр конструирования (строительный материал, спортивный инвентарь)

-центр ИЗО (картины, раскраски, карандаши, трафареты, пластилин, гуашь, акварель, мелки, восковые мелки, ножницы, материалы для нетрадиционного рисования)

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Изобразительная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. Программа и методические рекомендации. Т.С.Комарова, 2010.

 2. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Т.С. Комарова, 2010

3. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, 1979.

4. Развивайте у детей творчество. Т.Г. Казакова, 1985.

5. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Г.С. Швайко, 2002.

6. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий с детьми 5-7 лет. О. А. Соломенникова, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ольга Владимировна, писать

Ольга Владимировна, писать Программу для каждой образовательной области очень хлопотно и накладно по времени. Тем более в обр. обл. "Худ.- эст. развитие" необходимо сделать подпрограммы к разделам "Аппликация", "Рисование", "Лепка". Целесообразно написать единую Программу для группы. Завтра несу свою "Программу" для проверки. Если есть недочеты, с Вами поделюсь комментариями.

Интересный материал по

Интересный материал по разработке Программы представлен в журнале "Старший воспитатель" №3 2016 г.