Уважаемые коллеги, подскажите структура рабочей программы воспитателя в соответствии с ФГОС ДО. Если есть, то укажите пожалуйста нормативный документ или методические рекомендации, на которые можно ссылаться.
Структура рабочей программы воспитателя
10.08.2016 - 14:47
#1
Структура рабочей программы воспитателя
Подробно примерная структура описана в статье Бережнова О.А. "Рабочие программы в дошкольной организации" (журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" №9 2015г.) Но, повторяюсь, она примерная. До сих пор нет основной структуры написания.
Спасибо большое.
Данная рабочая программа расчитана для детей в возрасте от 4 до 5 лет. Нам ее на курсах повышения квалификации дали как образец.
Пояснительная записка
Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
•максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
«Развитие продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, художественный труд»
Содержание направления «Художественно – эстетическое развитие»
нацелено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в самовыражении.
Основными задачами художественно-эстетического развития являются:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях.
1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.
2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.
3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.
4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов.
5. Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.
6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой,аппликацией.
Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.
Возрастные особенности развития детей 4-5 лет
Ребенок в 4-5 лет имеет представление о том, как надо (не надо) себя вести, об особенностях полового поведения. В поведении сверстников и своем выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль детей за поведением друг друга. Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимодействии с другими проявляет (но не всегда) социально одобряемые формы поведения. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Целевые ориентиры:
• выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.
В рисовании
• изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.;
• передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета;
• украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи. Познакомить с Городецкими изделиями. Развивать умение выделять элементы городецкой
росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть, называть цвета, используемые в росписи.
В лепке
• создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.
В аппликации
• правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;
• аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;
• подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию;
• составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год
Количество образовательных ситуаций в неделю
Длительность образовательной ситуации
Форма организации образовательного процесса
72
2
25 минут
групповая
Программой предусмотрено проведение: диагностических занятий –8; практических занятий –64.
Тематический план
Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе
Объем учебной нагрузки (часы)
Натюрморт
10
Виды народно-прикладного искусства(дымковская, хохломская, гжельская, городецкая росписи)
10
Знакомство с архитектурой
10
Рисование фигуры человека
10
Рисование сюжетных рисунков
10
Рисование животных и птиц
10
Знакомство с живописью
12
Итого
72
Комплексно-тематическое планирование (в таблице, для вашего возраста)
Содержание коррекционной работы для детей с ОВЗ
Основной целью коррекционной работы для детей с ОВЗ является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, а в дальнейшем – общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ строится с учетом следующих принципов:
• системный подход к коррекционно-педагогической работе, который предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений.
• раннее начало комплексного воздействия с опорой на сохранные функции.
• организация работы в рамках ведущей деятельности с учетом закономерностей онтогенетического развития.
• наблюдение за динамикой психоречевого развития.
• сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы.
• тесное взаимодействие с семьей ребенка.
Содержание психолого – педагогической работы с детьми с ОВЗ по формированию продуктивной деятельности:
1. Знакомить с изобразительными материалами (красками, фломастерами, маркерами, карандашами, восковыми мелками и др) и формировать практические навыки по их использованию: захватывание и удержание мелких предметов, целенаправленные действия с ними, правильная установка кисти и пальцев руки на предметах .
2. Знакомить с пластическими материалами (глиной, пластилином), побуждать экспериментировать с ними, называя созданные изображения: размягчение пластилина и глины поочередно каждым пальцем путем вдавливания, всеми пальцами одной руки; отрабатываются движения раскатывания пластилина между ладонями, на ладони одной и другой руки, поочередно их меняя, раскатывание ладонями на столе, отщипывать или отрывать от основного куска небольшие комочки, сплющивать, прищипывать отдельные детали, создавая изображения знакомых предметов ( Познание, Коммуникация, ФК)
3. Помогать в рисовании и аппликации создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение несколько раз и располагая его по всему листу бумаги .
4. Учить различать строительные материалы по цвету, форме (кубик, кирпичик, пластина, призма) в процессе создания простейших построек: дорожка, поезд (путем размещения по горизонтали кирпичиков, пластин); башенка, лесенка (путем накладывания 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга); забор, домик, ворота, горка, мост (путем замыкания пространства и несложных перекрытий) .
5. Помогать выполнять мелкие детали общей работы из бумаги, пользуясь способами «сминания», «разрывания», «скручивания» .
По развитию детского творчества:
1. Стимулировать самостоятельный выбор детьми цветов красок, фона листа бумаги, поощрять желание к экспериментированию с изобразительными материалами .
2. Украшать силуэты игрушек и разных предметов, вырезанных из бумаги воспитателем, а также уже созданные изображения;
3. Ставить перед детьми сюжетно-игровые задачи, требующие конструирования (строить кроватки для укладывания кукол спать, делать дорогу, чтобы по ней ездили машины и др.) с учетом интересов девочек и мальчиков .
4. Помогать осознавать свойства песка, снега, сооружать из них постройки, учить дополнять задуманное игрушками .
План работы с родителями
на 2016-2017 учебный год
Месяц
Формы работы
Цель
Сентябрь
Конкурс поделок из осенних листьев «Очарование осени»
Привлечь родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.
Октябрь
Выставка совместного творчества «Дары осени»
Привлечь родителей к совместному творчеству, развивать желание участвовать в жизни группы
Ноябрь
Выставка детского творчества «Моей маме»
Привлечь детей, пап к совместной изобразительной деятельности, порадовать в День матери мамочек группы поделками, сделанными своими руками, газетой
Декабрь
Выставка рисунков «Вот пришёл Новый год»
вызвать положительные эмоции у родителей
Январь
Составление альбома загадок «Чудеса природы»
Привлечь родителей к созданию альбома, активизировать к совместной деятельности
Февраль
Выставка детских рисунков на тему: «Мой папа»
Развивать желание порадовать пап своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями; с участием мам.
Оформление фотовыставки: “Наши замечательные папы”.
Вызвать положительные эмоции у родителей, у детей гордость за пап
Март
Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам
Фото-выставка «Мамочка моя»
Развивать желание порадовать мам своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями.
Апрель
Папка-передвижка «Смешинки от детей»
Продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе и умению совместно с детьми проводить отдых, праздники.
Май
Папка - передвижка «Куда летом пойти»
Дать совет по летнему отдыху для полноценного развития детей
Учебно-методическое сопровождение
1. Сюжетные игры, ролевые атрибуты к играм
2. Дидактические материалы по сопровождению продуктивной деятельности
3 Схемы, алгоритмы
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
-активное пространство
уголок театрализации
-рабочее пространство
уголок творчества
Центры развития
-центр театрализации (костюмы, маски, настольный театр)
-центр конструирования (строительный материал, спортивный инвентарь)
-центр ИЗО (картины, раскраски, карандаши, трафареты, пластилин, гуашь, акварель, мелки, восковые мелки, ножницы, материалы для нетрадиционного рисования)
ЛИТЕРАТУРА
1. Изобразительная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. Программа и методические рекомендации. Т.С.Комарова, 2010.
2. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Т.С. Комарова, 2010
3. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, 1979.
4. Развивайте у детей творчество. Т.Г. Казакова, 1985.
5. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Г.С. Швайко, 2002.
6. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий с детьми 5-7 лет. О. А. Соломенникова, 2008.
Ольга Владимировна, писать Программу для каждой образовательной области очень хлопотно и накладно по времени. Тем более в обр. обл. "Худ.- эст. развитие" необходимо сделать подпрограммы к разделам "Аппликация", "Рисование", "Лепка". Целесообразно написать единую Программу для группы. Завтра несу свою "Программу" для проверки. Если есть недочеты, с Вами поделюсь комментариями.
Интересный материал по разработке Программы представлен в журнале "Старший воспитатель" №3 2016 г.