Основным средством литературы является слово. Посредством созданных словом образов автор пытается увлечь читателя, «включить» его в действие, сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным». Наше («читательское») восприятие и глубокое переживание судеб героев включает чувственное восприятие прочитанного, невольно подстегивает к легкому и ненавязчивому запоминанию событий и явлений.
Это очень хороший прием для восприятия информации, но мы, увы, не все поэты и писатели, поэтому использование художественной литературы и литературных примеров на уроке, есть в арсенале каждого педагога. Забавно, что порой книгу дети прочли, помнят сюжет, но для них является полным откровением, что в каком-нибудь романе или повести можно найти информацию по зоологии, медицине и физиологии, химии, физике, генетике и т.д. и т.д. А сказки? Легенды и мифы? Сколько не явных, образных примеров для, казалось бы, специфичной области знаний можно найти на страницах всем известных с детства...
Но самое интересное заключается в том, что таким образом мы снова возвращаем детей к книге, а ведь как часто мы сетуем на то, что дети не читают. А все просто - нужно читать самим и учить примером и на примерах детей этому: умению правильно читать. Представьте, вот Вы, удачно включаете в урок тот или иной эпизод из художественного произведения. Сказали (прочли) и забыли. В идеале, конечно, дети записали автора и название книги. Но дальше этого, как правило не идет, а ведь, можно детей подтолкнуть к прочтению всего этого произведения. Как, спросите? А очень просто: не давайте всей информации, составьте задачу из приведенного отрывка, исключите, например главного героя и попросите на следующем уроке описать его характер, профессию и т.д. , да попросите поискать еще один пример из книги подобный тому, что Вы уже прочли им. А можно просто остановиться на самом интересном месте и произнести: " А дальше... вы сами...". Поверьте, найдут и прочтут. Главное - подогрейте интерес ребенка.
________________________________________
Некогда моей методической темой было "Использование литературных примеров на уроке биологии". Готов поделится. Буду рад и от Вас принять в дар примеры художественного слова. Области самые различные.
Приводя пример, для системы, указывайте, пожалуйста, область знаний (предмет), тему урока, автора книги и ее название.
Искусство слова или образное отражение жизни
22.05.2015 - 0:54
#1
Искусство слова или образное отражение жизни
Проблема не читающих детей начинается с самого рождения ребёнка. Мамы заменяют книги на современные гаджеты ,так легче и удобнее.Я работаю в детском саду и сталкиваюсь с этой проблемой очень часто.На занятии по развитию речи попросила принести любимую сказку ребёнка.Родители впали в ступор, у трети детей вообще дома нет книг.Поэтому мы создали совместный проект с библиотекой им. Лермонтова "С книгой по дорогам детства!"А литературу , художественное слово мы включаем во все виды деятельности.
Говорят , что время сегодня бежит быстрее , чем это было год , век ,тысячелетие назад .. Тот же час , что и раньше , но по ощущениям пролетает очень быстро . Сложно оценить этот вывод : может с возрастом человек иначе воспринимает действительность или на самом деле меняется что-то в законах физики. Так или иначе , но мне кажется , что дети сегодня обладают своим особым внутренним ускорением: они не готовы ( в подавляющем большинстве) выполнять какое-либо действие долго : читать , исследовать , отделять зёрна от плевел. Они хотят получать информацию быстро , сжато , конкретно . Или не получать вообще .Может быть это влияние связано ещё и с немыслимыми скоростями обработки информации современными гаджетами в миллиард операций в секунду ?
Вы абсолютно правы, Анна. Отсюда вывод: одной из задач современного педагога становится - научить детей не просто воспринимать-воспроизводить информацию, а научить ее обрабатывать, проводить комплексный анализ. Научить думать, в конце концов.
О ! Мне ли не знать об этом ? Научить обрабатывать информацию - это моя прямая обязанность ! Я преподаю математику . Это одна из немногих дисциплин , где простое воспроизведение информации ценится крайне низко . Решение математической ( или какой-либо другой ) задачи - качественная обработка исходной материала для получения нового информационного продукта .Не умеешь думать - все формулы бесполезны ,даже вредны ( как говорил Шерлок Холмс ," зря засоряют твой "чердак" " ).
Что касается прямого использования литературных нюансов на своих уроках ,то -да,бывает , в каждом удобном случае . Не знаю , как это влияет на мотивацию учеников к чтению умных книг , но урок -оживляет , интерес - возбуждает , пониманию сути объекта изучения - способствует . Простой пример: при изучении монотонности функций ( мне кажется ,что даже сам термин "монотонность " какой-то убаюкивающий) глядя на сонные лица моих подопечных я предлагаю им отрывок из "Евгения Онегина " с заданием найти в преложенном отрывке аналог определения монотонной функции , а также установить характер монотонности . Атмосфера в классе изменяется , долой сонное настроение . Находят , анализируют , удивляются !("...Чем меньше женщину мы любим , тем легче (больше ) нравимся мы ей ",А.С.Пушкин , убывающая функция )
ЕЩЕ!!! ))) И спасибо...
Извольте ! Знаете стишок С.Маршака " Дом , который построил Джек " ? Любопытное строение у этого произведения . Похожую структуру имеет периодическая функция . Есть и принципиальное отличие : периодичность , грубо говоря , это повторяемость значений на интервале определённой длины . В стихотворении кроме повторяемости прослеживается ещё и нарастание (добавление новых строк) . Вот вам и тема для дискуссии : Является ли стихотворение Маршака "Дом.." аналогом периодической функции ?
Спасибо!
Большинство согласится. Но хочется думать, что найдутся такие, которые вступят в спор. Я бы поспорил. Для меня мало конкретики (недостаточность условий) в заданном вопросе. )))
Если таковых ( несогласных ) не окажется , то это будет скучно. Не будет спора-не родится истина ..
Но все же схожесть несомненна. Кстати, а это касается почти всех стихов, в той или иной мере, ну, может быть за исключением направлений типа хокку, да белый стих.
Не согласна. Так близко подходит к математическому определению по большинству параметров конструкции только это ( из всех известных мне ) . Ну ещё пожалуй " У попа была собака ..." ( Простите , пример не из высокой литературы ; я не филолог , мне можно )
"Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя..." (С) АСП
Так я только про схожесть (вспомните, я же начал со спора), а не про идеал конструкции. "У попа была собака..." - это же классическая спираль... ("Избиение младенцев" (с) Рафаэль. Спираль и в природе встречаем не так уж и редко - "Золотая спираль", золотое правило). ))) Схожие показатели колебательных процессов (периоды колебаний) свойственны почти любому стиху, а для стихов написанных чистым размером (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий) случай периодичности будет идеальным. У стихов написанных чистым, классическим размером, метроритмическая пульсация чисто периодическая функция со своим периодом (от 2х до 5ти, как правило). Даже в тех случаях когда возникает якобы случайная модуляция ритмики, воспринимаемая нами, как процесс случайный и неописываемый классическими постулатами, все равно можно говорить о периодичности. (даже теория массового обслуживания, тоже имеет свои законы и вполне укладывающиеся в графики функций, т.е периодичные...))))
Мы живем в вероятностном мире, в котором случайность играет фундаментальную роль. И как бы это не показалось странным, в этом тоже кроется периодичность вселенского мироздания. Из биологии пример: в основе эволюции лежат мутации - случайные изменения в структуре генов (сам ген, тоже классический пример периодичности, кстати) можно описать с той или степенью вероятности, следовательно и периодичности,; проведя это описание для нескольких поколений, мы несомненно заметим периодичность процесса. Лишь один случай будет вести к остановке биологических часов - смерть. ))) Да и то, она тоже программа, хотя и не исключены случайные всплески.
Мироздание все подчинено этим законам, они словно единая симфония пронизывают его, а когда мы начинаем вырывать отдельные звуки из произведения, вот тут и появляется нестройность.
Куда уйти от пламенных страстей,
Что причиняет боль душе твоей?
Когда б узнал, что этих мук источник
У той в руках, что всех тебе милей...
(с) О. Хайям.
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверное, -
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения.
(с) Р. Рождественский
Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
(с) В.Брюсов
Листья падают в саду...
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало.
(с) И. Бунин
Рвётся, и пляшет, и буйствует кардиограмма,
В ней, бессистемной творятся безумные вещи.
Мчится она то направо, то влево, то прямо,
Бьётся и, точно осина Иуды, трепещет.
(с) Т. Скоренко
Вовсе не сложные
Размеры трехсложные,
Все зависит от сильных в них мест.
Дактиль - он первый,
Второй - амфибрахий,
Ну а третий уже анапест!
(с) В. Онуфриев
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок,
И укусит за бочок.
Он утащит во лесок,
Закопает во песок...
(с) хто-то то... С ИДЕАЛЬНЫМ РИТМОМ!)))
Вот еще вспомнил:
Стихи не пишутся - случаются,
как чувства или же закат.
Душа - слепая соучастница.
Не написал - случилось так.
(с) А. Вознесенский
Со стихами непросто все. Их сила вовсе не в ритме. Это область чувственного, эстетики искусства, как такового. Ошибка подходить лишь с позиций науки, да и личностное восприятие тоже не маловажную роль играет, ведь даже высококультурные люди обладают определенной селективностью (резонансностью) художественного вкуса (а это уже область психофизиологии и культурологии, вот Вам и Метапредмет)- скажем, я восхищаюсь Есениным и не люблю Маяковского (хотя признаюсь, почитываю и даже копирую его..)))...), другие обожают Лермонтова и равнодушны к стихам Цветаевой, а третьи после знакомства с творчеством Бродского (вчера был юбилей, кстати) теряют интерес даже к Пушкину и Лермонтову, не говоря уже о Некрасове, а все указанные мной - Великие...Классики. И это я только по нашим прошелся... А музыка..? Бесконечно можно приводить примеры. Божественная пропорция, как баял Лао-Цзы, "всякая середина порождает бездну".
Это всё ,конечно , любопытно мне лично .Однако , используя подобного рода приёмы на уроках я не имею ввиду такие тонкости : смысловую нагрузку , ритм ... В последнем примере рассматривалась только структура словесной оболочки . Иначе такой подход уведёт далеко от изучаемого ( лирическое отступление станет основной темой ). У меня принцип : сложное невозможно объяснить через ещё более сложное .
Согласен. Но это подход узконаправленного специалиста. А представьте, что Вы не просто математик, а еще и филолог, и химик-биолог, историк... И все в одном лице... И урок отведен у Вас не один на тему, а 5-6-10... Тогда и вопрос о "лирическом отступлении" сам собой отпадает.
Обо всём и ни о чём ? Будет ли педагог в таком случае знать направление своего вектора ? Да , я утрирую. Но я - за "раздельное питание " .
С вами сложно спорить . Вот если бы в школе преподавали не математику и литературу , а, скажем " математику стиха " или " поэзию математики " ! Тогда -да . Но у меня есть программа , я должна её выполнить от сих и до сих . Максимум , что я успеваю : слегка похулиганить - ввернуть в стройный ряд математических выкладок литературную вставочку в стиле 3П (приятная, понятная , полезная ).
Ну, и отлично! Ради этого, я и затеял этот форум, чтоб копилку собственных 5ти П пополнить. И другим на пользу... )))
Разделяю Вашу точку зрения, Анна.
Приятно , что у меня появился единомышленник !
Ну, а как не согласиться с Вами? Ведь, соответствие содержания урока прог
Спасибо, Светлана Викторовна. Я тоже поучаствую несколько позже (по предмету), а пока один пример нестандартного видения немного не в тему. Недавно, в одной из поездок (Дорогами Победы) я столкнулся с прелюбопытнейшем примером использования знаний в технике. Речь идет о том, что до определенного момента на рыле, т.е. на носу, не устанавливали пулеметы и пушки, т.к. они вентилятор (да, что такое-то.. ))) набрался сленга...)винт, то есть, начисто губили, что сами понимаете вело к гибели самолета, как такового. Так вот, наши инженеры сумели таки приспособить оружие так, чтобы боеприпасы проходили сквозь вращающийся пропеллер. Я сразу, в связи с этим вспомнил опыт из физики (схема та же) - опыт Физо - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e46f9fab-fa92-44fd-896d-d...
Вот так, фундаментальные знания помогали бить врага...
Мой первый пример проистекает из знакомства с одним уроком нашей коллеги: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/04/13/urok-biologii-na-...
Роман Станислава Лема «Фиаско». В описаны события когда экспедиция прибывает на некую далекую планету, населенную разумными существами. Контакта с землянами после многочисленных попыток с нашей стороны не выходит. И тогда люди, не видя выхода из сложившейся ситуации решаются на страшный шаг: уничтожить местную Луну. (специально не привожу отрывок, пришлось бы цитировать половину произведения).
Далее, беседа ведется в ключе гравитационного влияния Луны. Эффектов этого воздействия много. Наиболее известный из них — морские приливы и отливы. Луна влияет на кристаллическую структуру твёрдых частиц земной коры, незначительно её искажает, а искажение это, в свою очередь, возбуждает электрические и магнитные поля. На поверхности Земли они суммируются, складываются с гравитационным полем нашей планеты и наш организм соответствующим образом реагирует на это. И это касается не только человека, а всех живых существ. Луна значительно ускоряет протекание биохимических процессов. влияет на биоритмы и среднесуточную активность, Луна влияет и на сознание и психику человека, настроение и эмоции. Продолжать можно долго. Можно рассмотреть это влияние и с позиций физики, выйдет не менее интересно. Этот пример наглядная демонстрация того, что эти метапредметные знания обширны, разновозрастны и дифференцированы по времени - начиная с 5-го класса (природоведение) и заканчивая 11-м (общая биология, экология, физика, химия), а также "возвращает" незаслуженно забытый нами предмет астрономию.
PS/ Немного почитать по теме: http://adeva.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st014.shtml
Выложил тут задачку по биологии основанную на литературном примере (басня Крылова) http://nsportal.ru/forum/obshcheobrazovatelnaya-tematika/2015/06/01/s-fg...
Приведу еще пару лит. примеров для биологов или учителей ОБЖ.
В романе К.Симонова «Живые и мертвые» (есть повод прочесть, в связи 70-летием Победы) имеется эпизод (сталинградское сражение)в котором плененный фашист, выбираясь из подвала, опирается голыми руками о заледеневшие камни. Обмороженные пальцы у него отламываются... Пример можно использовать для дискуссии по теме "Обморожения".
В романе С.Лема «Солярис», также можно встретить случай обморожения, правда, тут описан случай применения жидкого азота, когда жена героя выпивает его. Пример можно использовать и на уроке химии, кстати.
Недавняя находка. Тема "Ориентирование", природоведение, ОБЖ, география в 5м классе и даже геометрия.
Н.В.Гоголь "Вечер накануне Ивана Купала".
«…Я думаю, куры так не дожидаются той поры, когда баба вынесет им хлебных зёрен, как дожидался Петрусь вечера. То и дело что смотрел, не становится ли тень от дерева длиннее, не румянится ли понизившееся солнышко, – и что далее, тем нетерпеливей. Экая долгота!»
Как определить стороны горизонта по тени? Когда тень от дерева длиннее: ближе к полудню, или же к вечеру, а может быть утром? Как измерить высоту дерева по тени? И многие другие вопросы.
Спасибо всем, тема мне понравилась.В интернете есть хорошая презентация на тему:Литературные
произведения глазами математика"Там приводятся примеры из 16 произведений, разбираются задачи.В некоторых задачах приводятся примеры математических неточностей.Согласна с Анной.В математике удалятся далеко от темы чревато последствиями.
А кто говорил про удаление от темы? ))) Нет и еще раз нет. Просто и в математике можно найти (и нужно(!) находить) темы на которых можно использовать литературные, музыкальные, примеры из физики или биологии. Тогда дети будут не просто видеть связь, а чувствовать ее. Метапредмет тем и хорош, что учит мыслить, оценивать явления и события комплексно, видеть скрытые взаимосвязи и пути решения. В конце концов, учит думать, а это самое главное.
Согласна, что взгляд на предмет или ситуацию с неожиданной стороны заставляет думать.