Проблемно-диалоговое обучение на уроках истории и географии

Дусенбаева Гульзира Утепергеновна

Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон(2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении.  В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как с взрослым, так и совместная работа со сверстниками  способствует обучению детей и их когнитивному развитию. (Руководство для учителя стр.155)

Программа Кембриджского университета заставила меня пересмотреть мои взгляды на диалоговое обучение. Взглянуть на старое по - новому. По данной причине пришлось пересмотреть планирование своих уроков, дабы соответствовать  диктующим правилам образовательной системы.

В ходе серии уроков я  выяснила суть диалогового обучения,  данное обучение  интерактивное обучение,  в ходе которого осуществляется взаимодействие ученик – ученик, компьютер – ученик, ученик – учитель. По моим наблюдениям взаимодействие ученика в паре и в группе при диалоговом обучении     наиболее плодотворно влияет на понимание и сознание ученика.

В начале моей практики в школе сложно было научить учащихся правильному диалогу, так как  присутствовали барьеры в обучении во первых это речь учащихся, понимание и воспроизведение своих мыслей, нерешительность учеников.

Ученики постоянно ожидали, какой - то оценки со стороны  одноклассников и учителя  и было заметно  скованность  учащихся, что в начале мешало их услышать.   Поэтому,  я старалась  имитировать интерес к известной им  информации так и к новой,   чтобы  стимулировать  их собственные  отношения  к изучаемой теме. В результате  я увидела новое видение  своих учеников возможно не совсем сформированное, но уже информацию, которую они излагали,  вызывал  интерес у них самих.  К концу уроков появлялся живой диалог. На появление диалога в классе повлиял психологический настрой, постоянная  разбивка на группы, поощрение, взаимооценивание так же систематический диалог на каждом уроке. Диалог  наиболее желателен был  в моем классе для стремления их к активному самоопределению.  Диалог между учителем и учеником  помог лучше понять понимание темы, диалог ученик- ученик  понять их взаимоотношения в группе, диалог ученик- компьютер как ученик может владеть информацией и работать с техникой.

Я поняла, что диалог состоит  из процесса обмена информацией между участвующими в нем сторонами. Тихие голоса работали пока в полголоса или просто сидели, слушая остальных участников. Хотелось услышать их мнения их недовольство их умение рассуждать именно в нужном русле. Некоторые ученики решили где- то просто промолчать.  На первом уроке диалог  у меня начался с  упражнения «Букет пожеланий» учащиеся  в обращении друг к другу желали  различные пожелания,  здесь возник диалог учитель - ученик-ученик- учитель. Атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.

На первом уроке по теме: «Строение нервной системы» в диалоге показали себя в основном сильные учащиеся.  Прием критического мышления «Ассоциация » помогла осуществить диалог учитель – ученик. Прием «Инсерт» по моему мнению, на первом уроке не совсем удался. Так как после проверки результатов все учащиеся  заполнили две графы: «Это уже известно» и «То, что является интересным». По этой причине на данном этапе урока диалога не произошло. Следующим этапом урока стала  Ромашка Блума.  Здесь я решила разработать вопросы и заслушать ответы учащихся для лучшего осознания того как они поняли вопрос. На вопросы  я получала ответы от более сильных учеников класса. Ромашка Блума помогла мне увидеть как сильные ученики с увлечением и большим воображением отвечали на все вопросы, слабые ученики столкнулись с трудностью при сложных практических и оценочных  вопросах.

 

Комментарии

Горбунова Елена Юрьевна

Скажите, а тему "Строение нервной системы", упомянутую вами, Вы изучаете на уроках географии или истории?

Афанасьева Виктория Станиславовна

в рамках учебного предмета "История" точно нет такой темы.

Маратканова Светлана Николаевна

Ребенок учится вести диалог у взрослых. Если конечно у школьника есть интерес к теме разговора.

Через диалоговое обучение мы можем раскрыть некоторые способности наших детей, о которых мы даже не подозреваем.

Орлова Елена Алексеевна

Диалог-это здорово,он обязательно должен быть на уроках географии и истории,но какое отношение к ним имеет выше описанный урок непонятно!Автору следует изменить название.

Ельникова Валентина Борисовна

Я думаю, что всем необходимо познакомиться с интерактивной технологией - технологией проведения дискуссии. Эта технология вырабатывает у учащихся опыт совместной деятельности и формирует индивидуальность ребенка.