Готовим детей к школе

Консультация для родителей воспитанников подготовительных групп

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда

опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком»                                          

                                                                                                             Л.С. Выготский

Консультация для родителей воспитанников ДОУ

Готовьте ребенка к школе

(педагог-психолог Андреева Г.И.)

 

       Родители, отправляя ребенка в школу, искренне желают, чтобы он хорошо учился, был прилежным и организованным. Но одних желаний недостаточно. К этому надо готовить свое чадо задолго до поступления в школу и проводить эту работу систематически, проявляя терпение и настойчивость.

       В подготовке к школе большое значение имеют знания детей об окружающей жизни. Это знания о нашей стране, как называется город, где вы живете, достопримечательности, где работают взрослые, о своей улице (адрес), о семье, о школе, где ребенок будет учиться, о правилах уличного движения и так далее.

       У ребенка 6-7 лет должен быть уже накоплен опыт наблюдения за явлениями природы. На прогулках, экскурсиях за город, в труде по уходу за растениями, домашними питомцами дети получают ясные представления о пользе домашних животных, деревьях, травах, цветах и птицах. Знания о природе, событиях окружающей жизни является хорошим подспорьем в учебе.

      Хорошо, если до поступления в школу ребенок научиться связно рассказывать сказку, небольшой рассказ, стихотворение, а также загадки, пословицы и поговорки. К 5-6 годам у детей возникает желание познакомиться с буквами, складывать слоги, читать.

       До школы необходимо развивать мышление ребенка, сообразительность. Организуйте дома с детьми занятия. Упражняйте их в счете конкретных предметов (кубиков, палочек, ленточек, ракушек, орехов и другое) в пределах 10-20, в устном прямом и обратном счете в пределах первого десятка; учите решать простые задачи, лучше на наглядном, конкретном материале. В ходе игр дети могут наблюдать, что одни предметы больше, длиннее, другие меньше, короче, ближе, дальше. Надо чаще обращать на это внимание. При занятиях за столом очень важно следить за позой ребенка: ноги устойчиво стоят на полу, поясница опирается на спинку стула, локти лежат на столе.

       Ребенок будет успевать в школе и хорошо себя чувствовать, если у него воспитана опрятность, дисциплина, навыки самообслуживания, уважение к учителю и товарищам. Помните, что подготовка к школе решается на протяжении всего дошкольного возраста, а не одним годом.

       Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем не сосредотачиваться на выработке конкретных навыков – не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит дальнейшем обучение ребенка.

       Куда полезнее будет использовать общеразвивающие игры и упражнения, полезные для развития восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, тонкой моторики рук. Играйте с ребенком в настольные игры, умение следовать правилам поможет ему быстрее адаптироваться в школе. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления, что в них общего и чем отличаются. 

       Важно поощрять детскую любознательность: обстоятельно отвечать на детские «почему?», «зачем?». Иногда родители не воспринимают всерьез детские вопросы, что «убивает» детскую любознательность. Надо отвечать на детские вопросы правильно. И желательно научить детей отвечать развернуто на ваши вопросы, потому что развитие устной речи очень важно для будущего первоклассника.                   И обязательно к поступлению в 1 класс ребенок должен произносить все звуки в словах, так как неправильная речь может явиться серьезной помехой в выработке навыков грамотного письма. Известно, что труднее всего дети овладевают письмом.

       Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами – все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка. Подготовке к письму помогут разнообразные ручные занятия: лепить из глины и пластилина, штриховать рисунки, вырезать из бумаги, изготавливать игрушки из картона, дерева, шишек и другое. Используйте подручные средства – можно отделить горох от фасоли, рассортировать пуговицы большие от маленьких, разложить спички. И, как бы ни продвигались объективные успехи будущего школьника, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям. Если ваш ребенок идет в школу, чтобы узнать много нового, осознает, что уроки нужно делать и выполнять правила поведения школьников, значит у него сформирована учебная мотивация. Но если он идет в школу ради нового портфеля, новой формы, и интересуют его в школе сверстники и перемены, значит, вам надо ему еще многое рассказать о школе.

       Уважаемые родители будущих первоклассников помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение. Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.

      Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.

      Не запугивайте ребенка школой! Это особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе. Чтобы ребенок хотел идти в школу, в его голове должен сложиться позитивный, теплый образ. Расскажите ему про ваше школьное детство, вспомните несколько веселых историй. Покажите школьные фото и расскажите о вашей школьной жизни и одноклассниках. Рассказывайте как можно больше и конкретнее о школьных обычаях и правилах. Поиграйте в школу (вы — учитель, ребенок и мягкие игрушки — ученики), а в игре задействуйте школьную атрибутику: портфель, тетради, ручки, прописи, дневник.

      Хвалите своего ребенка. Похвала может принести ребенку пользу, увеличить его уверенность в своих силах, сформировать адекватную самооценку (высказывайте одобрение не только на словах, но и интонацией, мимикой, жестами, прикосновениями). Оценивайте не личность ребенка, а его действия. Если задание выполнено плохо, скажите: «К сожалению, ты сегодня не слишком старался. Видишь, как неаккуратно получилось». Ребенок, которого часто ругают или даже бьют за «плохо» сделанную работу, начинает бояться браться за любое задание, потому что заранее страшится наказания. Он будет бояться открыть на уроке рот и предпочтет либо молчать, либо сказать «не знаю», лишь бы не ставить себя под угрозу.

     Организуйте ребенку свой личный рабочий уголок.

      Подарите ему две вещи: будильник и календарь, чтобы он научился правильно планировать свое время.

      Просите ребенка пересказать вам фильм, книгу, что интересного было за день (для развития памяти, речи).

     Пусть больше лепит, играет в конструктор, мозаику (для развития мелкой моторики).

      Создайте условия для соблюдения режима дня.

      Давайте больше самостоятельности (для профилактики неуверенности).

      Занятия проводите в игровой форме.

     Уделяйте время на развитие памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия. (Это основные психические процессы, на которых строится обучение).

      Если ребенок допустил ошибку, попросите его найти ее самому. (Это первая форма самоконтроля).

      Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.

     Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

      Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

      Если возникнут проблемы с адаптацией к новым условиям, то обратитесь к педагогу-психологу.

      Если ребенок не усваивает материал, не может найти контакт со сверстниками, появились истерики, тогда необходимо обратиться к неврологу.

      Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд.      Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.

       Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

      Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.

      Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: учителю-логопеду, педагогу-психологу.

     Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в музей, парк, кинотеатр, на море, спортивный зал, бассейн и так далее.

      Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.

      Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять, что он не будет смотреть мультфильмы, что не будет играть с любимыми игрушками и тому подобное.

Психологический тест для родителей будущих первоклассников

  1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
  2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
  3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течении 30 минут (например, собирать конструктор, паззлы и другое)?
  4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
  5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из пяти предложений?
  6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  7. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  8. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  9. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
  10. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
  11. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  12. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
  13. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
  14. Знает ли ребенок название диких и домашних животных?
  15. Может ли он обобщать понятия (например, назвать, одним словом, «овощи» - помидор, огурец, морковь, лук, кабачок; «посуда» - вилка, ложка, кастрюля, чайник, блюдца и так далее)?
  16. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – лепить, рисовать, конструировать, собирать мозаику, паззлы и так далее?
  17. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

 

Обработка результатов

Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл:

15-18 баллов – можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут преодолеваться легко;

10-14 баллов – вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше – почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 

 

 

 

 

image

Свежие статьи в блогах

14.05.2022 - 23:33 Дыхание через нос помогает запоминанию Дыхание через нос помогает запоминанию Дыхание через нос помогает консолидировать воспоминания, то есть стабилизирует...
Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна
image

Новые материалы