Организация эффективных форм взаимодействия с семьёй в вопросе речевого развития дошкольников.

Родители- ребёнок-детский сад два берега одной реки

"Все задачи развития речи детей дошкольного возраста не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи."

О.С.Ушакова

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя."

Ф.А.Сохин

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из условий всестороннего развития ребенка и в дальнейшем успешного обучения в школе. Динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствуют о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим встает вопрос создания оптимальных условий для полноценного речевого развития детей. А именно: 
- создание развивающей предметно - пространственной среды;
- развитие речи во всех видах детской деятельности;
- речевое развитие во время общения взрослых и детей;
- участие родителей в речевом воспитании.
Мы считаем, что тесное взаимодействие детского сада и семьи дает наилучший результат полноценного речевого развития детей дошкольного возраста. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе и во время последующих встреч старались убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима, что все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых деффектов. В таких случаях усложняется процесс воспитания и обучения. Родителям не хватает психолого-педагогической грамотности. Создания единого пространства развития ребенка не возможно без объединения усилий воспитателя и родителей. Нам важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Закон "Об образовании в РФ" указывает, что педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. "Концепция дошкольного воспитания" акцентировала внимание на следующем: "Важным условием преемственности является установление доверительного, делового контакта между семьей и детским садом."
Исходя из выше сказанного, для решения вопроса успешного речевого развития детей, мы сделали акцент на совместное сотрудничество с родителями. Цель совместной работы-активизировать родителей, привлечь их внимание к тем педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и детском саду более последовательным и эффективным. Ожидаемые результаты: родители компетентны в вопросах речевого развития ребенка, приняли позицию "активного родителя"; изменился характер вопросов родителей к воспитателям, как показатель роста педагогических интнресов и знаний о речевом развитии, желание их совершенствовать; увеличилась посещаемость родителей на мероприятиях по педагогическому просвещению, стремление анализировать свой собственный опыт и опыт других родителей; осознали не только практическую, но и воспитательную значимость родителей в педагогической деятельности.
Планируя ту или иную форму работы, мы исходим из представлений о современных родителях готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. В связи с этим к формам взаимодействия предъявляем следующие требования: востребованность, оригинальность, интерактивность. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в жизни группы и детского сада: мастер - класс, семинар - практикум, совместные конкурсы и экскурсии, "Почта доверия", открытые формы проведения ОД для родителей, речевые тетрализованные праздники, тематические фотовыставки, организазия детской библиотеки в группе, ярмарка творческих идей, использование сети Интернет (размещение практического материала на сайте группы, дающего возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду).
На наш взгляд одна из наиболее эффективных форм взаимодействия по речевому развитию- это речевой театрализованный праздник. Речевой основой праздника становится то, что готовилось вместе с детьми дома: инсценировка стихотворения, сказки, рассказа. Основным моментом творческой игры является выполнение роли. Мы считаем, что следует показать родителям в совместной деятельности с детьми, как правильно формировать речь детей, разъхяснить необходимость закрепления достигнутого и как важны партнерские отношения родителей со своими детьми.
Неформальный подход к организации и проведению этих форм работы ставит нас перед необходимостью использовать разные методы активизации родителей. для этого мы им даем возможность активно участвовать, говорить, спорить, играть, соревноваться. Привлечение родителей к жизни группы еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная: инициатива исходит со стороны родителей в проведении все новых форм общения семей, взаимоотношения стали партнерскими; совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями.
 Могу с уверенностью сказать, что ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. В результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка.Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры наших воспитанников.

Количество посещений данной страницы:

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Профессия: воспитатель высшей квалификационной категории

Увлечение: здоровый образ жизни, чтение художественной литературы

Регион: Республика Татарстан

Населённый пункт: город Альметьевск

Место работы: МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №57 "Соловушка"
 г. Альметьевска"

 

 

Навигация