КЕМ БЫТЬ... ЕСЛИ МАЛО ПЛАТЯТ?

Чернышев Александр Юрьевич

Репетирую со школьницей. Рассуждаем о задатках и способностях человека. Говорю, как важно выбрать профессию по своим способностям, чтобы работа была любимой. В пример, рассказываю о своем пути в профессию. Она мне недоверчиво: мол, конечно это здорово, заниматься любимым делом. Но если деньги не платят, как учителям? Не хочется так работать. Хочется зарабатывать.

Девочка явно в растерянности. Куда будет поступать следующим летом, не знает. Готовится по разным предметам.  И как-то захотелось мне ей помочь.

- Учителя зарабатывают мало не потому, что у них ТАКАЯ профессия, - отвечаю. - Просто большинство из нас работает по найму у государства, которое платит ТАКИЕ деньги. Но можно зарабатывать и другими способами, не изменяя своей профессии.  Можно быть учителем и не работать на государство. Я пришел к вам, я провожу сейчас урок, я делаю работу учителя. За нее вы мне заплатите 700 рублей. Это много или мало?

Вижу затруднение на лице девушки и отвечаю:

- Это достойно, раз я согласился прийти.  За меньшую  оплату я к вам бы не пришел, но если  вы сочтете, что  моя работа недостойна и такого вознаграждения,  то вы найдете другого репетитора. У нас серьезная конкуренция. Следовательно, дело не в том, какая у вас профессия. Главное то, как вы к ней относитесь (любите или не любите) и кто вы в ней (профессионал или непрофессионал). Если вы найдете такую профессию и станете в ней профессионалом, вы будете востребованы также, как востребовали вы сейчас меня, а значит, к вам пойдут, и пойдут - с деньгами. Зарабатывать хорошо можно сегодня в любой профессии. Но если вы хотите все и сразу - не выйдет. Выбирайте сначала профессию, а уже потом вуз и экзамены. А не наоборот.

 

А вы, коллеги, что бы посоветовали этой будущей выпускнице?

 

 

Комментарии

Тынчерова Ирина Александровна

Я бы посоветовала получить гуманитарное образование, так как с таким проще пристроиться в государственные учреждения, например, в администрацию, ну и выйти удачно замуж, пусть муж обеспечивает, женщины должны детей рожать и воспитывать, а не тянуть на себе ярмо по зарабатыванию денег!

Чернышев Александр Юрьевич

Даешь патриархальную семью? Марш на кухню и в постель? Эх, надо же, как женщины за рассуждали...

Никогда бы не посоветовал такое ученице

Голубенко Евгения Вячеславовна

Не все женщины так рассуждают. Я за то, чтобы женщина как можно меньше зависела от мужа в финансовом плане, конечно, это проявление феминизма, но... кухня и постель не даст женщине свободу выбора, да и вообще какой-то выбор.

Поверьте пожилой бабушке, повидавшей многих пытавшихся: в любой администрации молодой учительнице опасно. Да и нужны там чаще экономисты, а не разговорники. Что касается рожать и воспитывать - это работка потруднее школьной.
Но если здесь ключевое слово "пристроиться" - тогда и флаг в руки.

Чернышев Александр Юрьевич

"Пристраиваться" пусть ей помогают родители. Мы, учителя, должны помочь ученику понять себя и побудить стремиться к более высокому предназначению. Если уж мы к этому не будем стремиться, то кто? Помните, как учитель Мельников отреагировал на одного такого своего "пристроившегося" ученика?

Мудрецов Игорь Вячеславович

не связываться с вами, Александр Юрьевич. И до беды не далеко... а уж девочке и подавно. )))

Чернышев Александр Юрьевич

Прекрасный повод поговорить с девушкой о типах семьи. Такая тема есть в кодификаторе по обществознанию.

Мудрецов Игорь Вячеславович

О типах семьи почему бы и нет, главное чтобы потом не на баррикады. )))

Булатова Ирина Александровна

Как жалко, что сейчас всё меряется на деньги.... И учитель, мне кажется не должен рассказывать то, что он зарабатывает в обход государству... А девочке можно посоветовать получить образование, чтобы потом быть материально независимой, встретить любимого человека, выйти за него замуж. И чтобы этот любимый человек дал ей возможность работать на любимой работе и быть счастливой, потому, что счастье складывается из многих составляющих.

Чернышев Александр Юрьевич

Ирина Александровна, вот и вы - о материальной независимости. Об этом и думает девушка. И речь не идет о том, чтобы зарабатывать в обход государству. Речь шла о законном бизнесе. Я рассказывал ученице, как можно ЛЮБУЮ профессию превратить в собственное ДЕЛО. Ведь организационно-правовые формы профессиональной деятельности могут быть разными. Лишь бы была любимая профессия и достойная работа.

А интересно, учитель после уроков в школе приходящий к ученику и берущий за это деньги, что говорит сам себе по поводу зарабатывания в обход государству? Я для себя эту дилемму решил: оформил ИП, заключаю договоры и плачу налоги (http://nsportal.ru/node/2092510).

Получи образование. стань независимой, но все-таки найди принца, чтоб тебе дал возможность и многие составляющие. Как хочется в сказку! (утрирую, конечно)

Булатова Ирина Александровна

Вы молодец! Наверное, таким и должен быть принц. Тот, кто ищет пути, как принести деньги в дом, даже если основная работа не приносит ничего кроме морального удовлетворения. Тот, кто не успокаивается и идёт вперёд..(я прочитала о том, как Вы работали грузчиком). .. В этом случае в семье будут деньги, и жена сможет ходить на ту работу, которая ей нравится, но может, приносит не тот доход который бы хотелось. Ведь не обязательно муж должен быть богатым бизнесменом или олигархом, за которыми сейчас охотятся молодые девушки. А почему надо быть независимой и получить образование, потому, что к сожалению, мужья бывают разные.... с некоторыми и нужна независимость

Чернышев Александр Юрьевич

По-настоящему интересную и обеспеченную жизнь чаще всего ты сможешь обеспечить, если работаешь в новой отрасли, которую ты во многом и организуешь. Именно в этом вся история профоориентации — выбрать нишу и вперед!
http://mel.fm/2016/01/08/pruffi

Шайдулина Минзифа Закировна

А что девушке сердце подсказывает? Без денег нельзя - они средство к существованию. Банально, но правда. Счастливы ли те, кто "удачно" (за богатым "папочкой") замужем? Не всегда. Нужно выбрать такую профессию, чтобы работа была не в тягость - в удовольствие, чтобы не думалось: когда же закончится рабочий день, рабочая неделя.

Бережная Ирина Ивановна

А мне, кажется, что, имея одну и ту же специальность,можно получать разные зарплаты. А профессию, думаю, нужно выбирать,чтобы с удовольствием ходить на работу...

Чернышев Александр Юрьевич

В свое время я в Нашей Сети на подобную тему оставлял такой комментарий:
"Очень трудно в наше время подсказать нужную и верную профессию.Точно подметила Ирина Викторовна Сачкова. Читаю коллег и возникает ощущение, что в стране не капитализм, а плановая экономика. Снова классные часы, встречи с профессионалами, экскурсии на заводы..."Наше призвание", "Все профессии хороши". Да не все профессии при капитализме хороши и работать придется не по призванию. И вообще без работы придется посидеть. Ответ на вопрос "Кем быть?" сегодня зачастую не есть предмет свободного выбора и тем более раз и навсегда данный. Лучше школьникам объяснять, что такое рынок труда, товар "рабочая сила", цена рабочей силы и от чего она зависит. Показывать реальные альтернативы наемному труду, побольше об истории успехов в бизнесе.
Знаете, десять лет назад я стоял на бирже. Мне ее психолог внушала: стыдно, мол, ходить отмечаться. Здоровый мужик, вон, на рынке нужны грузчики. Я отвечал: "Не для того получал два высших образования, чтобы грузчиком работать" Я отвечал, как человек, прошедший советскую школу профориентации. Но она оказалась права. И грузчиком в магазине пришлось поработать, потому что отпускные дают от оклада (знаете, ведь, свои оклады). А еще за пять лет до этого работал летом охранником на водоканале. Предлагали остаться. Зарплата больше, чем в родном техникуме. Но как же работать не по призванию! Вот то-то, все мы гордецы!
Так что детей нужно готовить ко всему. Шестнадацатилетний подросток, моющий машины, лучше проходит школу профориентации, чем на всех классных часах".(http://nsportal.ru/comment/92526#comment-92526)

Чернышев Александр Юрьевич

Прохожу с одной десятиклассницей экономику. На примерах описываю процесс производства, распределения, обмена и потребления. Говорю ей:
-Вот, пока вы на каникулах отдыхали в Таиланде (потребление), ваши сверстники, другие мои ученики, кое-кто подрабатывал (производство), чтобы оплачивать услуги репетитора(обмен).
Ученица (недоверчиво):
- Тратить свои деньги на репетитора? А родители для чего?
- Почему бы не помочь родителям? Ваш собственный вклад в вашу собственную судьбу. Согласитесь, и мотивация к учебе была бы совсем иная. И ответственности больше.
- Я бы лучше потратила себе на кофточку. А кем они работают?
- Кто-то на дегустации стоит, кто-то симки продает...
- Ну, за это мало платят.
- На репетитора хватает.
Ученица пожимает плечами. При этом себя она видит, конечно, будущим юристом.

Я предлагаю ей на практике понять, что такое производство, устроившись на лето озеленителем.
- Тем более вы собираетесь заниматься со мной и летом. Вон, там, где я живу, на трассе, прекрасная развязка, с клумбами.Летом красота, когда проезжаешь...
- Нет, ни за что. Там живет много моих знакомых.
- Вы не хотите, чтобы вас видели за этой работой? С каких пор труд стал чем-то постыдным? Тем более связанный с озеленением. Представляете, люди проезжают мимо и видят плоды вашего труда. Мысленно будут благодарить за эту красоту. Неужели вам самой не приятно будет видеть сотворенную вашими руками разноцветную красоту?

Ученица озадачена. Нужно было видеть эту внутреннюю борьбу конформизма и индивидуальности. Я знаю точно, что первый возьмет верх. Я, увы, не принадлежу к референтной группе для этой ученицы. Кофточка на мамины деньги победит красоту. А я буду на мамины деньги продолжать объяснять ей азы экономики.

PS. Вспомнились слова Грефа о России как стране дауншифтеров, проигравшей технологическое соревнование. А еще сегодня - день космонавтики. Только с этим поколением потребителей вряд ли "и на Марсе будут яблони цвести".

Шкунова Ольга Валерьевна

Чем больше мы своим детям отдаем, тем меньше шансов получить что - то взамен.Не подумайте, что я надеюсь изобрести велосипед. Просто, читая Ваши размышления, я все больше убеждаюсь, что таковое положение дел ни в одной семье,ни в одном отдельно взятом городе или районе, области... Становится страшно и противно. Мы сами, своими руками вырастили ЭТОТ САД, причем преследуя (как нам казалось) благие цели: "У нас такого не было - дадим детям больше и лучше". Теперь они все это воспринимают как само собой разумеющееся. Так зачем же напрягаться? Для этого есть папа и мама, а еще и бабушка с дедом. Они же мало в своей жизни работали, пусть и обо мне позаботятся желательно до старости.
Я работаю в школе, которая расположена в достаточно престижном районе. Дети у нас разные по материальному достатку. За одной партой могут сидеть и сын горничной, и сын того, у кого эта горничная работает. Это без преувеличения. И знаете, порой диву даюсь, насколько не зависит от статуса стремление ребенка быть самодостаточным и радовать своих родителей успехами и достижениями. Больше всего расстраиваешься. когда понимаешь, что именно те, ради кого родители выбиваются из сил, не оценят трудов этих никогда.

Игнатова Анжелика Александровна

Вы чудесный литератор, хорошо подмечаете проблемы современности. Почему бы не написать книгу на тему "Архипелаг Образование. Начало XXI века"? Думаю, она бы стала бестселлером. Потому, что все об этом думают, но не все могут это ясно и четко изложить. Правда, чтобы знать все о российском образовании, надо работать в школе... Я готова буду заплатить за Вашу книгу и получить автограф. Я не шучу.

Чернышев Александр Юрьевич

Зачем платить? Многое, что я уже написал в этой жизни, выложено здесь. Читайте. Здесь много любопытных материалов о проблемах образования других учителей. Думаю, что по "Нашей Сети" можно будет писать историю современного образования в России. Прекрасный источник для будущих историков и социологов.

Александр Юрьевич, вот и указали вам вашу нишу. В таком варианте работа, деланная для души, начнет приносить ещё и материальную пользу. Расширяйте зону влияния.

Чернышев Александр Юрьевич

Юлия Юрьевна, если иметь в виду рыночную нишу для моих образовательных услуг, то здесь все в порядке. Она только расширяется. Что касается литературно-публицистической и исследовательской деятельности, то, конечно, я мог бы захотеть вообразить себя властителем дум. Но каждое время взывает к определенным идеям. Сегодня в России востребованы консерватизм и традиционные ценности. Вот если бы я писал что-то в духе графа Уварова, а не разводил чаадаевщину, то, безусловно, нашел бы поддержку, хотя бы в Нашей Сети. Впрочем, у меня есть ученики, которые преследуют не только утилитарный интерес - сдать ЕГЭ, но и просто восприимчивы к живому слову. Особенно когда они слышат не то, что звучит из всех официальных каналов. Я хочу, чтобы ученики относились ко мне не только как к приходящему репетитору, но и как к взрослому, от которого можно услышать жизненный совет и альтернативный подход.

Ценности всегда востребованы ... ценные. Они же традиционные. Просто кричат больше о ценном для кармана. А в тишине реальной жизни все хотят настоящего.
Всё верно, учите жить не в одномерном пространстве.
А как быть тем, кто уже не в возрасте обучаемых, но хочет слышать живое слово?
Опять "бабушкины афоризмы".

Горденкова Нина Васильевна

Девочке посоветовала выбирать профессию по душе. Работа занимает большую часть нашей жизни. А дальше жизнь подскажет. Миллионеры тоже с чего-то начинали. Очень жаль, но молодежь всё чаще выбирает профессию, где больше платят. Что касается, материального достатка, если работа по профессии приносит радость, то можно найти много способов заработать внутри профессии. Кто хочет, тот добьется, кто ищет, тот найдет.

Горбунова Елизавета Вадимовна

Я считаю, что если у девочки есть блат, ей будет нетрудно устроиться на высокооплачиваемую работу, то ей туда. А так, профессия педагога имеет много плюсов: от реальности трудоустройства, до возможности набрать подработок и неплохо зарабатывать.

Борсок  Элен Леоновна

Зацепил меня Ваш вопрос. Ничего посоветовать девочке Вы уже не в силах. Она уже сделала выбор, сказав фразу "Хочется зарабатывать". Пусть идет туда, где она будет зарабатывать. Возможно, со временем придет осознание того, что любимое дело дороже. А возможно, и не придет. Ребенок изначально неправильно смотивирован родителями- пора бы уже знать, что в жизни не может быть всего и сразу. Обсуждая с сыном его будущую професиию, я старалась вывести его на размышления о том, чего он хочет больше. Конечно, хочет денег. выбрали професиию, где будет зарабатывать деньги. Убедились, что это очень тяжелая профессия- физический труд. 2 года смотрели видео по профессии, пришли к выводу. что будет тяжело, но деньги заработает. Сейчас уже сын учится по выбранной профессии. Инедавно мне сказал- если вдруг совсем мне не будет нравиться моя профессия (одно смотреть со стороны, другое - работать), то заработаю деньги и переучусь. А может быть, я её полюблю и не захочу ничего другого. Меня порадовали его размышления- человек видит разные пути реализации своих амбиций. Подобные вопросы мы обсуждали и на родительских собраний в моем классе с родителями учеников( я была классным руководителем). Мои выпускники спрашивали у меня, почему я работаю в школе, ведь работа не самая простая. Всегда отвечаю им на это- я люблю свою работу. На вопрос "Но ведь Вам платят не очень много" отвечаю так- я люблю свою работу. Дети сами прекрасно могут сделать выводы.

Шайдулина Минзифа Закировна

Любой труд должен быть хорошо оплачиваем. И учительский тоже. Но что делать, если он малооплачиваем, а работа любима? У меня высшая квалификационная категория, выпускники хорошо сдают ГИА, однако в школе у меня самая маленькая нагрузка, готовить детей к экзаменам приходится после уроков. Репетиторство невозможно-живу в маленькой деревне. В школе хорошо получает учитель, имеющий большую нагрузку. Мне, конечно, обидно, что учитель, дающий неважные результаты на ЕГЭ имеет большую нагрузку.Работу люблю,наверное, поэтому согласна и на маленькую нагрузку.Совет выпускниице: идите туда, куда сердце зовёт!

Соловьева Ирина Ивановна

Совет простой. Слушай советы педагогов, родителей. а самое главное себя. Правильно выбрать свой дальнейший путь поможет правильно организованная профориентационная работа в школе.

Чернышев Александр Юрьевич

А как это "правильно организованная профориентационная работа в школе"?

Изобразительная студия Палитра г. Чебоксары

Сейчас многие детки не знают какую специальность выбирать для себя, можно сделать обзор востребованных профессий на рынке труда. Для меня лавное чтобы выбранная специальность, профессия вдохновляла в течении всей жизни .По моему мнению для девочек самые лучшие виды профессий которые сязаны с творчеством т.к. творчество повышает уровень жизненной энергии. Им еще замуж выходить, заниматься уютом и порядком в доме, рожать, воспитывать своих деток, следить за здоровьем мужа, по максимуму следить за своим внешним видом, вдохновлять мужа на собственные достижения, девочкам лучше всю свою энергию,любовь вкладывать в счастье своих членов семьи. а не в работу. Профессия для девочек как мотивация для зарабатывания денег, ложный путь.

Чернышев Александр Юрьевич

"Это каждый должен почувствовать сам. Именно почувствовать, чего ты на самом деле хочешь: учить чему-то других или каждый день открывать что-то новое сам, защищать людей от опасности или вести за собой, вдохновлять окружающих или во всем совершенствовать себя. И когда ты почувствуешь свое истинное желание, не навязанное обществом или мыслями о светлом будущем, тогда можно подобрать дело, которым ты будешь заниматься и получать удовольствие. Только тогда ты будешь знать, чего хочешь".

Ученица 11 класса — о том, как
облегчить выпускникам муки выбора
http://mel.fm/2016/04/11/abit

Соснова Галина Константиновна

Полностью согласна с тем, что работа по душе приносит радость. И внутри любимой профессии можно найти много способов заработать. Вижу на опыте своих детей, которые в своей жизни достигли многого.

Чернышев Александр Юрьевич

Можно ли хорошо зарабатывать, если ты учитель, нормально ли школьнику самому оплачивать учёбу и какого труда стесняются сегодняшние старшеклассники — об этом рассказывает учитель Александр Чернышёв.

http://mel.fm/blog/aleksandr-chernyshev1/79018-podrostok-moyushchy-mashi...

Становлюсь блогером!

Сталкиваюсь с той же проблемой. Дети растут и многие подумывают о будущей профессии. Честно скажу: когда подросток говорит, что хотел бы стать учителем, мне становится не по себе. В нашем регионе - это гарантированная нищета. Самая низкая оплата труда педагога, ниже только в Хакасии, кажется...
Отношение к учителям - как к государственным крепостным.
Тем не менее, я бы советовал не изменять себе ни в коем случае. Если чувствуешь призвание - становись тем, к чему призван. Но - от родных осин надо будет сразу уезжать. И, да, нужно понять: если государство открыто плюёт на педагогов - надо переставать на него работать.

Чернышев Александр Юрьевич

Американские подростки становятся предпринимателями
https://www.vedomosti.ru/management/articles/2017/06/23/695694-podrostki...