Новозыбков

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

«Новозыбков, уездный город черниговской губернии, лежит в 120 верстах от губернскаго города Чернигова. При моем посещении его, в 1845 году, в нем считалось более 6,500 жителей обоего пола. Под Новозыбковым было нарезанной одной земли до 3,039 десятин и 1,093 сажень. Когда Новозыбков был еще слободой и мало заселен, то был очень дик. Люди, жившие здесь, хотя и были меж собой соседи, но не знали еще друг о друге, кто они таковы, и какой веры, и потому все друг друга боялись и друг другу не доверяли, чтобы не подать о себе какого подозрения…
Но как слобода эта многолюдством народа наполнилась, тогда и люди мало по малу начали сводить между знакомство, и стали вопрошать друг друга, от чего кто из России бежал? Иной отвечал: я-де от веры ушел; а другой, я-де от креста, третий, я-де от церкви; иные же прямо говорил, что-либо от помещика, либо от рекрутства.
Непроходимые по всей стародубщине леса много споспешиствали их укрывательству и заселению.
Среди других слобод, слобода Новозыбковская (тогда называлась Зыбкая) знаменитее других почиталась. В ней жил некоторый старик в небольшой келейке. Он первый выдумал вычитывать часы по часослову и псалтирю; почему повесил у избенки своей доску, в которую стуча по праздникам на моление собирал народ. Старики и старухи мало по малу привыкли ходить туда на богомолье, которое, по времени, в такую вошло у них привычку, что зыбковцы упросили онаго старики быть своим духовником, который соседей своих как умел так и исповедовал; по исповеди же просили старика, нет ли у него чем и причаститься? Старик прежде не хотел ни вочто входить, а как увидел себе от того большую прибыль, то и нашел какие-то, как говорил он, старинные крохи, которые сам в новыя лепешечки теста запекал, и после, раздробляя оныя, довольствовал через многие годы народ таким причастием; притом и всякие другие требы он же исправлял. Но как этот их пастырь состарился, а молодые в слободе люди стали поумнее, то подговоря к себе одного священника, привезли его в Зыбкую. Услышав об этом старик всеми мерами старался слобожан не допускать к принятию новаго попа. «Я вам духовный отец, говорил он, я вас простил и разрешил, чего вам еще более? а ныне какие попы и где их взять?». И действительно многих удержал от попа, так что, и по смерти его, некоторые старики ни к кому не ходили на исповедь и без исправления умирали.
За сим попом явился здесь Патрикий поп, который жил долгое время, но ни мало не просвещал людей, а еще нарочно в невежестве удерживал.
После Патрикия следовал поп Иосиф, который в одном доме сделал церковь, отделил алтарь полотняным иконостасом и начал было в оной летургисать. Но старообрядцы узнав, что поп за обеднею делает причастие, вознегодовали и возопили: «Какой это поп? Куда он годится, уже сам причастие делает, сам причащается, и людей тем же хочет причащать: нет не хотим такого попа, батюшка отец Патрикий всегда бывало старинным причащал».
Старик, видя, что обедня его не в уважении, дабы не лишиться последней у народа любви, оставил оную, и жил в монастыре прочее время.
В 1783 году была освящена седьмая Стародубская молельня, во имя Рождества Христова, черным попом Иосифом, согласия диаконовскаго, и осьмая, приходская, во имя Смоленския Богородицы в 1774 году августа 25 черным попом Михайлом, ветковскаго согласия. Здесь был освящен и придел в 1790 году, во имя св. мученицы Параскевы…».

Современное состояние: Новозыбков – город областного подчинения в Брянской области, расположен в 207 километрах к юго-западу от Брянска, население около 42 тысяч человек. С 1963 год Новозыбков являлся центром одной из ветвей старообрядчества – Русской Древлеправославной церкви (РДЦ). Хотя в 2002 году резиденция Древлеправославного Патриарха переместилась в Москву, в Новозыбкове остался издательский отдел и Высшее духовное училище РДЦ. В городе действуют два старообрядческих храма: Спасо-Преображенский собор РДЦ и Никольско-Рождественская церковь Русской Православной Старообрядческой церкви.

starod_posadi_slobodi_6.jpg

Спасо-Преображенский собор

starod_posadi_slobodi_7.jpg

Высшее духовное училище РДЦ

starod_posadi_slobodi_8.jpg

Никольско-Рождественская церковь

starod_posadi_slobodi_9.jpg

Чудо-Михайловская церковь

starod_posadi_slobodi_1.jpg

Троицкая церковь
Источник

starod_posadi_slobodi_11.jpg

Церковь Рождества Богородицы в Людково (1754 г.)
Источник