Роль опытно-экспериментальной деятельности в жизни дошкольников

Циглер  Евгения  Давидовна

Как часто в своей работе педагоги детских садов сталкиваются с интеллектуальной пассивностью воспитанников. Интересы детей часто ограничены, нет желания узнать что-то новое самостоятельно. Все это связано с тем, что дети получают мало интеллектуальных впечатлений, их желание практически действовать не находит поддержки у родителей (кто-то сердится за испачканную одежду, другие - за испорченные вещи и т.д.), осуждается другими взрослыми, нет условий для экспериментальной деятельности.

В пособии «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под общей редакцией Л.Н. Прохоровой говорится: «Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта».

Не только в детском саду, но и дома необходимо продумать деятельность детей так, чтобы у них всегда была возможность познавать свойства и качества предметов, сравнивать их между собой. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

Планируя работу по организации экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, я учитывала наличие двух типов поисковой деятельности детей – самостоятельное экспериментирование, где инициатором выступает ребенок и специально организованные педагогом опыты. Для самостоятельного экспериментирования в группе оформляется уголок, а для проведения опытов у нас подобрано много оборудования и материалов. «Почему старший дошкольный возраст?» – спросите Вы. Потому что у детей уже накоплен некоторый практический опыт и знания, их «нечаянные» открытия вызывают бурю эмоций, а выводы осознанны.

Экспериментировать с детьми можно всегда и везде, во время любого вида деятельности. Мы совершаем открытия на прогулке и в группе, во время умывания и различных игр и т.д. Главное уметь увидеть возможность для проведения спонтанных опытов и экспериментов, вызвать желание самим «добывать» новые крупицы знаний.

Но особое внимание я хочу уделить опытам. Опыт-это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Каждый опыт – это возможность раскрыть взаимосвязи и причины наблюдаемых явлений. Позволяют получать новые знания практическим путем, обобщать и систематизировать уже имеющиеся представления.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в занятия. Больше всего детям нравятся опыты с водой, песком и воздухом. Предлагаю Вашему вниманию презентацию "  Откуда  взялось  подсолнечное масло" из  моей  копилки в  разделе " Мои   конспекты презентации"

 

 

Комментарии

Абелькенова Баглан Сабировна

Действительно, очень интересная и главное познавательная деятельность.Ведь детей всегда интересует окружающий мир, экспериментируя они получают реальные представления о различных объектах. Судя по вашим работам , детей это ОЧЕНЬ УВЛЕКАЕТ.Удачи. творческих успехов!

Циглер  Евгения  Давидовна

Спасибо большое за комментарий,очень рада общению с вами. Согласны ли вы, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагога?

Салмина Галина Владимировна

Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию. Ваша исследовательская деятельность направлена на "открытие" нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Молодец! Желаю удачи!

Абелькенова Баглан Сабировна

Безусловно, согласна, взаимодействие педагога с родителями является важным звеном в воспитании ребенка. Важен обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка.