Работа с одаренными детьми

Бакирова Марина Викторовна

Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить  не щит от ветра, а ветряную мельницу… Эти слова стали моим педагогическим девизом. «Ветер перемен» коснулся образования. В эпоху стремительного развития высоких технологий, расширения информационного пространства формируется новый тип мышления, меняются требования к личности. Одарённый ребенок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребенок мог черпать из неё информацию, должна помогать ему реализовываться, постоянно расширять зону его ближайшего  развития и формировать мотивационную сферу.

Одаренных людей, называемых "золотым фондом" общества, в массовой школе немного. Но если признать,   что задача общества заключается в том,  чтобы рассмотреть и развивать способности всех и каждого его представителя, а задача семьи состоит в том, чтобы как можно раньше увидеть, разглядеть способности ребенка, обеспечить их развитие, создав все необходимые для этого условия,  то школа обязана поддержать ребенка, развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

    Я преподаю русский язык и литературу. Если говорить об одаренности в этой области, то такие дети сразу заметны при проведении уроков, интегрированных и элективных занятий  своей творческой активностью, постановкой  нестандартных вопросов. В работах таких детей обязательно есть необычные гипотезы, интересная аргументация и стремление расширить границы своего знания по предмету. 

       Многие утверждают, что все эти качества и способности даются человеку от рождения. Но это не так: способности развиваются в деятельности. «Ученик умственно воспитывается лишь тогда, … когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости»,  - писал В.А. Сухомлинский.

        Поэтому можно говорить о том, что первые шаги к высокомотивированному ученику, к отысканию искры, которая горит в нем, начинается на уроке.

      Основное направление в работе с одаренными детьми по русскому языку и литературе состоит не только в том, чтобы сохранить этот высокий уровень развития ребенка, но и дать возможность раскрыть свои способности в дальнейшем и не ограничивать эти способности определенными рамками.

      Мотивируя свою деятельность на реализацию целей и задач работы с одаренными детьми, я убедилась, что она не может быть эпизодической. Она должна сложиться в непрерывный процесс поэтапного развития личности.

          В деятельности по созданию условий для развития детской одаренности я в процессе своей образовательной практики и с помощью определенных педагогических исследований выделила несколько главных направлений работы с одаренными детьми. В учебной деятельности: обеспечение стойкой высокой  мотивации  через  нетрадиционные уроки, использование инновационных технологий, через вовлечение  учащихся в  работу над  творческими заданиями, проектами, презентациями и т.п.

    Во внеклассной работе: мотивирование ребят к участию в конкурсах и олимпиадах, конференциях разного уровня, в неделях русского языка и литературы, фестивалях знаний, интеллектуальных рингах, факультативных занятиях и элективных курсах, в научно-исследовательской  работе.

         Особые дети  требуют  от меня, как  учителя, больших усилий, потому что для них лучше готовить задания повышенного уровня, чтобы поддерживать интерес и тем самым развивать их, надо заниматься с одаренными детьми дополнительно, участвовать в различных конкурсах. Всё это требует серьезной подготовки: подбор заданий; анализ их содержания в соответствии с требованиями, предъявляемыми к олимпиадным заданиям; оценивание задач в зависимости от степени сложности и оригинальности; подготовка школьников в рамках индивидуальных образовательных маршрутов по предмету; непосредственно организация и проведение олимпиады; психологический настрой школьников на победу в олимпиадах, конкурсах, конференциях.  Но мне такая дополнительная нагрузка в радость, потому что я творю и развиваюсь вместе с детьми.

    В моей педагогической практике часто случается, что инициаторами поиска, осмысления и решения, к примеру,  научно-исследовательской проблемы становятся сами учащиеся, которые увидели задачу или противоречие, и для них очень актуально найти реальную помощь и совет со стороны учителя или научного руководителя для их реализации. На мой взгляд, в исследовательской работе, которую я веду уже несколько лет, все-таки главное - увлечь ребенка какой-то идеей, показать ему, что он может пополнить знания, полученные на уроке, собственным научным трудом, развить в нем желание читать, искать, находить и вместе с ним радоваться первым маленьким шагам в науку.

     Также моя работа заключается в тщательно продуманном маршруте к успеху учащихся: отбор конкурсов и олимпиад, организация проведения дистанционных олимпиад, консультации по проектам, консультационные занятия исследовательского общества, организация команд для участия в выездных конкурсах, статистическая обработка результативности участия.

  Моя работа с одаренными детьми сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни нашего общества завтра, в чем заключается актуальность представленного опыта.