Главные вкладки


    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Голосовать: 
    0
    Добавить голос
    Представленная программа направлена на решение задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в области формирования их личностной, социальной и семейной культуры.Она соответствует требованиям ФГОС НОО и реализуется в воспитательно образовательном процессе МКС(к)ОУ №260 IV вида.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    programma_po_duhovno_-_nravstvennomu_vospitaniyu.docx109.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания          

    Содержание

             

    Пояснительная записка ………………………………………………………..... 3

    Основные направления, ценностные основы, виды и содержание деятельности, формы занятий с обучающимися…………………………… 11

             

    Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ……………………………………….  20

    Совместная деятельность образовательного учреждения и семьей  обучающихся  по духовно-нравственному развитию и воспитанию……… 24

    Взаимодействие с организациями и учреждениями микрорайона по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся ……………….........  27

    Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ……………………………………………………………………28

    Система  контроля и оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования……………....35

         

    Литература………………………………………………………………...…..…38

    Пояснительная записка

    Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания. На фоне пропаганды СМИ жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

    Нормативно-правовой основой программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования являются:

    1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
    2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
    3. Стандарт общего образования  слабовидящих обучающихся;
    4. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
    5. рекомендациями Министерства образования Российской Федерации (инструктивно-методическое письмо от 21.02.2001г.  №1 «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях»;
    6. методические рекомендации по организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении (письмо МО РФ № 27/2897-6 от 04.06.2003);
    7. рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
    8. «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе» (письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
    9. рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе (письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
    10. гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009);
    11. программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида рекомендованные Управлением реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации;
    12. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» (письмо МО РФ № АФ-150/06 от 18 апреля 2008);
    13. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ).

    Методологической  основой программы духовно-нравственного разви-тия и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования являются  проект Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и опыт воспитательной работы в духовно-нравственном направлении МКС(к)ОУ № 260 IV вида.

     Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие.

    Программа является  концептуальной и методической основой деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей Кемеровской области и города Новокузнецка, запросов законных представителей обучающихся.

    Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

    Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

    В области формирования личностной культуры:

    1. формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной компетенции — «становиться лучше»;
    2. укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
    3. формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
    4. формирование нравственного смысла учения;
    5. формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
    6. принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
    7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
    8. формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
    9. формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
    10. развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

    В области формирования социальной культуры:

    1. формирование основ российской гражданской идентичности;
    2. пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
    3. воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
    4. формирование патриотизма и гражданской солидарности;
    5. развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
    6. укрепление доверия к другим людям;
    7. развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
    8. становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
    9. формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
    10. формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

    В области формирования семейной культуры:

    1. формирование отношения к семье как основе российского общества;
    2. формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
    3. формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
    4. знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

    Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации  — социальными партнерами школы МОУ ЦДТТ «Спектр», МОУ ДОД ЦД(ю)ТТ «Меридиан», МУ ДЦБС г. Новокузнецка филиал № 11. Комиссия по профилактике ППН, ИДН 4 отделения милиции УВД  г. Новокузнецка.

    Особенности реализации программы: форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

    В МКС(к)ОУ № 260 IV вида используется система учебников «Школа России». Она построена таким  образом, что  все  важнейшие компоненты (предметное содержание, дидактическое  обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение) направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС и способствуют:

    1. реализации идеологической  основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
    2. достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться;
    1. организации  учебной деятельности учащихся на основе системно-

    деятельностного подхода.

    В содержание системы учебников «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

    Важнейшая задача российской школы – становление  российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными средствами.

    Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

    Дети, обучающиеся по системе учебников «Школа России» знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувство вать себя маленькими гражданами великой страны.

    Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составля ет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

    В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур  народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами  народов других стран мира. 

    Для достижения указанных личностных результатов в систему учебников «Школа России» с 1 по 4 класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи. Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО и др.) проводятся по учебному расписанию.

    Программа внеурочной деятельности разбита на тематические недели. Теоретические и практические занятия распределены по дням недели.

    Тематические  недели

    понедельник

    вторник

    среда

    четверг

    пятница

    1. беседы
    2. наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

    1. творческие конкурсы
    2. выставки декоративно-прикладного искусства
    3. коллективные творческие дела
    1. творческие проекты, презентации

    1.  ролевые и подвижные игры
    2. обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

    1. просмотр и обсуждение видеоматериала
    2. викторины
    3. тренинги
    4. виртуальные путешествия
    5. трудовые дела

    1. классный час
    2. показательные выступления
    3. праздники
    4. экскурсии
    5. акции благотворительности милосердия

    Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.   

    Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.


     Основные направления, ценностные основы, виды и содержание деятельности,

    формы занятий с обучающимися  

    Ценностные  основы духовно-нравственного

    развития и воспитания обучающихся

    Основное содержание деятельности

    Учебная  

    деятельность

    Внеучебная

    деятельность

    Направление 1.

    Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

    Любовь  к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества

    1. Элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
    2. представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
    3. элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
    4. элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
    5. интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
    6. уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
    7. ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
    8. начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
    9. элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
    10. интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;
    11. стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
    12. любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
    13. уважение к защитникам Родины;
    14. умение отвечать за свои поступки;
    15. негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

    1 класс

    Литературное чтение 

    Решение учебных задач «Россия - родина моя», объясни смысл пословиц, объясни какие народы населяют Россию.

    Решение учебных ситуаций  «Ребята каких национальностей учатся с тобой в классе?»

    Выполнение учебного проекта: «Знакомство с городами России», «Что мы знаем о нашей стране и моем городе»

    2 класс

    Окружающий мир

    Решение учебных задач «Определи, где ты живешь».

    3 класс

    Окружающий мир

    Решение учебных задач «Подготовь сообщение об одном из народов мира». Используя информацию учебника, дай характеристику нашему государству.

    «Почему книгу называют великим чудом»

    4 класс

    Литературное чтение

    Решение учебных задач  «Составь описание своего края по плану».

     С. Дрожжин «О родине». Найди слова, предающие отношение автора к Родине.

    Решение учебных ситуаций  «Предложи свой закон для принятия».  Выполнение учебного проекта  « Придумай Конституцию своей школы»

    1-4 классы

    1. Тематическая неделя  по ПДД

    1. Тематическая неделя, посвящённая Кемеровской области

    1. Тематическая неделя  по ПДД

     

    1. Тематическая неделя посвящённая   «Конституции РФ»

    1. Тематическая неделя  по ПДД

     

    1. Тематическая неделя,  посвященная Дню защитника отечества

    1. Тематическая неделя «Космическая одиссея»

    1. Тематическая неделя  по ПДД

    1. Тематическая неделя  «Никто не забыт, ничто не забыто»

    1. Завершение учебного года
    2. Общешкольные мероприятия

    1. Диспут по теме «Моя дорога домой».

    2. Викторина «Моя малая Родина».

    3.Конкурс чтецов «Россия – звучит гордо!»

    4. Новогодняя дискотека

    5. Выставка «Военная техника»

    6. Выставка «Я покоряю космос»

    7. Праздник «День космонавтики»

    8. Викторина «Безопасное колесо»

    9. Торжественная линейка «9 мая»

    Направление 2.

    Воспитание нравственных чувств и этического сознания

    Нравственный  выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность,  щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике

    1. Первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
    1. различение хороших и плохих поступков;
    2. представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
    3. элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
    4. уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
    5. установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
    6. бережное, гуманное отношение ко всему живому.
    7. знание правил этики, культуры речи;
    8. стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
    9. представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
    10. отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

    1 класс

    Литературное чтение 

    Решение учебных ситуаций  «Не учись разрушать, а учись строить».

    Выполнение учебного проекта «Придумай свою сказку и дружбе».

    Окружающий мир

    Решение учебных задач « Моя родня», реши ребус «Семья».

    Решение учебных ситуаций «Общение в семье».  Выполнение учебного проекта  « Твоя помощь по дому».

    2 класс

    Окружающий мир

    Решение учебных задач «Запомни правила безопасного поведения в доме».

     Решение учебных ситуаций  «Один дома».

    Выполнение учебного проекта « Придумай условные знаки безопасного поведения дома».

    Литературное чтение

    Решение учебных задач «Запомни вежливые слова», Носов Н. « На горке». Восстанови порядок  событий по картинному плану.

    Решение учебных ситуаций «Как быть вежливым», « Как повел  бы себя ты».

    3 класс

    Окружающий мир

    Решение учебных задач  «Семейный бюджет», «Какие виды доходов получает семья».

    Выполнение учебного проекта  « Семейные расходы».

    4 класс

    Русский язык

    Решение учебных задач  «Выполни выборку пословиц о дружбе».

    Выполнение учебного проекта.

    Литературное чтение

    Решение учебных задач  Житков «Как я ловил человечков». Расскажи о детстве твоих родителей и твоих близких.

     Выполнение учебного проекта  «Декларация прав членов твоей семьи», «Составь календарь профессиональных праздников родителей  ребят твоего класса».

    1-4 классы 

    1.  Вхождение в школьную жизнь

    1.  Тематическая неделя, посвящённая семье

    1. Завершение учебного года

    1.  Общешкольные мероприятия

    1. Выставка рисунков по теме «Моя мама лучшая на свете»

    2. Праздник «День матери»

    3. День здоровья (октябрь)

    4. День здоровья (ноябрь)

    5. День здоровья (декабрь)

    6. День здоровья (январь)

    7. День здоровья (февраль)

    8. День здоровья (март)

    9. День здоровья (апрель)

    10. День здоровья (май)

    11. Торжественная линейка.    Подведение итогов.

    Направление 3.

    Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

    Уважение

     к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлён-ность и настойчивость; бережливость; трудолюбие

    1. Первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
    2. уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
    3. элементарные представления об основных профессиях;
    4. ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
    5. элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
    6. первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
    7. умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
    8. умение соблюдать порядок на рабочем месте;
    9. бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
    10. отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

    1 класс

    Технология

    Решение учебных ситуаций  «Профессии»,  «У папы на работе».

    Выполнение учебного проекта  « Моя будущая профессия».

    2 класс

    Русский язык

    Решение учебных задач  «Перечисли известные тебе профессии», «Спиши названия профессий в алфавитном порядке».

    Решение учебных ситуаций «На заводе».

    Выполнение учебного проекта « Профессии  моих  родителей».

    3 класс

    Окружающий мир

    Решение учебных задач  «Животноводство и растениеводство», «Как растениеводство связано с промышленностью».

    Решение учебных ситуаций  «Что ты предложишь для лучшего сохранения урожая

    4 класс

    Окружающий мир

    Решение учебных задач «Животноводство и растениеводство родного края»,  «Из краеведческой литературы узнай об особенностях растениеводства и животноводства твоего края».

    1-4 классы

    1. Тематическая неделя, посвященная Дню учителя

    1. Тематическая неделя, посвященная английскому языку

    1.  Общешкольные мероприятия

    1.  Учитель – это звучит гордо

    2. Конкурс английского языка

    Направление 4.

    Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

    Родная  земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание

    1. Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
    2. ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
    3. элементарный опыт природоохранительной деятельности;
    4. бережное отношение к растениям и животным

    1 класс

    Окружающий мир

    Решение учебных задач «Звери в зоопарке», «Рассели животных», «Познакомь ребят со своим любимцем».

    «Как сделать так, чтобы было меньше загрязнений».

    Решение учебных ситуаций «Мой питомец заболел», «Отдых у моря», « В лесу»

     «Откуда берется мусор».

    Выполнение учебного проекта «Поможем птицам зимой», «Моя помощь природе».

    2 класс

    Литературное чтение

    Решение учебных задач «Подготовь сообщение  о растении из Красной книги», Бианки «Сова» Докажи, что человек связан с природой и зависит от нее», «Придумай историю, используя пословицу».

    Решение учебных ситуаций «Планет заболела», « Помоги планете».  Выполнение учебного проекта «Создаем Красную книгу своей области».

    3 класс

    Окружающий мир

    Решение учебных задач  «Что изучает наука экология».

    Решение учебных ситуаций  « Как сохранить чистоту твоего города».

    Выполнение учебного проекта  « Найди книгу по экологии и представь ее ребятам».

    4 класс

    Окружающий мир

    Решение учебных задач  « Из разных источников узнай о действиях Международных экологических организаций».

    Выполнение учебного проекта  « Мир глазами эколога».

    1-4 классы

    1. Тематическая неделя по противопожарной безопасности
    1. Тематическая неделя, посвящённая энергосбережению

    1. Тематическая неделя «Весна идёт…»

    1. Тематическая неделя «Ледоход»

    1. Тематическая неделя «Грачи прилетели…»

    1. Тематическая неделя «Огонь друг, огонь враг»

    1. Тематическая неделя «Детский отдых»

    Общешкольные мероприятия

    1.  Выставка поделок из природного материала   «Осенние фантазии»
    2. Арт-терапия «Пробуждение природы». Рисование под музыку и слайды.
    3.  Брейн-ринг «Ледоход»

    4. КВН «Огонь друг, огонь враг»

    Направление 5.

    Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах

     и ценностях (эстетическое воспитание)

    Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве

    1. Представления о душевной и физической красоте человека;
    2. формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
    3. интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
    4. интерес к занятиям художественным творчеством;
    5. стремление к опрятному внешнему виду;
    6. отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

    1 класс

    Литературное чтение

    Решение учебных задач «Весна», «Отгадай загадки», соотнеси картинки и слова.

    Выполнение учебного проекта « Подарки к празднику».

    2 класс

    Окружающий мир

    Решение учебных задач «Узнай какие водоемы есть в твоем крае», «Соверши путешествие к водоему родного края».

    Литературное чтение

    Решение учебных ситуаций «Как создать текст – описание», «Весна». Расскажи, как преображается природа весной

    3 класс

    Окружающий мир

    Решение учебных задач  «Объясни название « Золотое кольцо России».

    Решение учебных ситуаций укажите предмет раздел тема

    Выполнение учебного проекта  «С помощью фотографий вылепи из пластилина макет золотых ворот во Владимире».

    4 класса

    Литературное чтение

    Решение учебных задач  «Из разных источников узнай об объектах Всемирного наследия, которые находятся в России». Бунин» Листопад». Найди эпитет.

    1-4 классы

    1. Вхождение в школьную жизнь:

    1. Тематическая неделя «Тело человека»

    1. Тематическая неделя «Органы чувств»

    1. Тематическая неделя «Книга – друг человека»

    1. Тематическая неделя, посвященная «Дню слепого человека»

    1. Тематическая неделя, посвященная празднования Нового года
    2. Тематическая неделя, подготовки к празднику Новогодняя дискотека

    1. Тематическая неделя, посвященная коляде

    1. Тематическая неделя «Что в имени твоем»

    1. Тематическая неделя «В здоровом теле - здоровый дух»

    1. Тематическая неделя «День всех влюбленных»

    1. Тематическая неделя, посвященная Женскому дню

    1. Тематическая неделя «Праздник смеха и шуток»

    1. Завершение учебного года

    1.  Общешкольные мероприятия

    1. Конкурс физминуток.

    2. Игра «Любовь с первого взгляда».

    3. Конкурс «А ну-ка, девочки».


    Принципы и особенности организации содержания

    духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

    на ступени начального общего образования.

    1. Принцип ориентации на идеал: идеал, хранящийся в истории нашей страны, в культурах народов России, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности учащихся, их родителей, педагогов, всех учреждений социального пространства школы.

    2. Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности.

    3. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностей.

    1. Принцип персонификации. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — ярких, примечательных, передовых людей.
    2. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе.
    3. Принцип полисубъектности воспитания. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки..
    4. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:
    1. общеобразовательных дисциплин;
    2. произведений искусства;
    3. периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
    4. духовной культуры и фольклора народов России;
    5. истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
    6. жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;
    7. общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
    8. других источников информации и научного знания.

    Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни.

    Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

    Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

    Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.

    Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах.

    Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

    Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.


    Совместная деятельность образовательного учреждения и семей  обучающихся

     по духовно-нравственному развитию и воспитанию на ступени начального общего образования.

    Основные

    направления

    Принципы взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся

    Класс

    Основное содержание деятельности, мероприятия

    Виды деятельности и формы занятий

    Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся

    1. Совместная педагогическая деятельность семьи и МКС(к)ОУ № 260 IV вида в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ
    2. Сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей)

    1-4

    1. Организация работы родительских комитетов классов
    2. Планирование воспитательной работы в классе с учетом запросов и предложений родителей
    3.  Разработка памяток, рекомендаций для родителей
    4. Мониторинг удовлетворенности родителей качеством воспитательно-образовательного  процесса в школе
    1. Заседания родительских комитетов, родительские собрания
    2. Выпуск буклетов, листовок, оформление информационных стендов, презентаций
    3. Размещение информации для родителей на сайте ОУ
    4. Анкетирование
    1. Консультация
    2. Родительские  

    собрания

    1. Встреча  за круглым столом
    2. Семинар-практикум  

    1

    1. Вхождение в школьную жизнь.
    2. Адаптация ребенка к школе IV вида.
    3. Цикл тематических консультаций:
    1. Зрение – важный анализатор в жизни человека.
    2. Знакомство с понятиями  зрительных нарушений.  
    3. Правила  соблюдения зрительной нагрузки каждого нарушения. Буклет.
    4. Результаты офтальмологического лечения.
    5. Телевизор и компьютер в жизни семьи и первоклассника.
    6. Эмоциональный мир ребёнка.
    7. Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка.

    2

    1. Вхождение в школьную жизнь.
    2. Особенности обучения во втором классе.
    3. Правила  соблюдения зрительной нагрузки.
    4. Результаты офтальмологического лечения.
    5. Агрессивные дети. Причина и последствия детской агрессии.
    6. Наказание и поощрение детей в семье.
    7. Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств ребёнка.
    8. Физическое развитие ребенка в школе и дома.
    9. Значение эмоций для формирования положи-тельного взаимодействия ребёнка с окружающим миром.
    10. Правила поведения для воспитанных детей.

    3

    1. Вхождение в школьную жизнь.
    1. Роль семьи в правовом воспитании детей.
    2. Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка.
    3. Трудовое участие ребёнка в жизни семьи.
    4. Роль семьи в развитии работоспособности ученика.
    5. Как не стать жертвой преступления.
    6. Запрет на нецензурную речь.
    1. Вредные привычки – профилактика в раннем возрасте.
    1. Эстетическое воспитание в семье – школа высококультурного человека.
    2. Эмоциональное общение.

    4

    1. Вхождение в школьную жизнь.
    1. Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка.
    2. Праздники и будни нашей жизни.
    3. Как научить ребёнка жить в мире людей
    4. Уроки этики поведения для детей и родителей.
    5. Вредные привычки – профилактика в раннем возрасте.
    1.  Запрет на нецензурную речь.
    1. Эффективное общение – залог успеха.

    Содействие  родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей

    1. Педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям)
    2. Поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей)

    1-4

    1. Составление индивидуального плана работы с семьями
    2. Оказание помощи нуждающимся семьям (малообеспеченным, многодетным, опекаемым, семьям детей с ограниченными возможностями и т. д.)
    3. Привлечение специалистов для решения проблем семьи и обучающихся в случае необходимости
    1. Социальный паспорт класса
    2. Соблюдение педагогической этики
    3. Рейды
    4. ПМПк
    5. Индивидуальные консультации по запро-сам родителей

    Организация совместной с родителями деятельности по реализации программы духовно-нравственного развития

    Опора на положительный опыт семейного воспитания

    1-4

    1. Проведение  дней здоровья, конкурсов, праздников
    2. Участие  вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
    3. Задания детям, которые можно выполнить вместе с родителями (рисунки, поделки, домашние стенгазеты)
    4. Семейное интервью (опрос всех членов семьи по какому-либо ценностному вопросу для сопоставления мнений)
    5. Стендовая выставка “Наша родословная” или “Моя семья” (составление схемы семейной родословной выставляются для всеобщего обозрения перед собранием )

    Взаимодействие с организациями и учреждениями микрорайона по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования.

    Основные

    направления

    Виды деятельности

    Организации и учреждения микрорайона

    Основное содержание деятельности,

    мероприятия

    Совершенствование системы взаимодействия школы с социальными институтами микрорайона

    1. заключение договоров о совместном сотрудничестве
    2. создание координационного совета
    3. деятельность Управляющего совета

    Учреждения дополнительного образования, культуры и спорта:

    1. МОУ ЦДТТ «Спектр»
    2. МОУ ДОД Центр   детского   (юношеского)  технического  творчества «Меридиан»
    3. МУ ДЦБС г. Новокузнецка филиал № 11

    Организации:

    1. Комиссия по профилактике ППН, ИДН 4 отделения милиции УВД  г. Новокузнецка
    1. Занятия обучающихся в УДО, кружках, клубах и секциях
    2. Проведение конкурсных, информационно -познавательных, культурно - досуговых программ согласно датам календаря - День защиты детей, День Знаний, Новый год, Рождественские посиделки, День защитника Отечества, 8 марта, День Победы, День семьи и др.
    3. Проведение конкурсов рисунков, плакатов: «Нет вредным привычкам!», «Они защищали Родину», «Счастливый мир детства» и др.
    4. Проведение выставок, творческих работ обучающихся.
    1. Проведение читательских конференций, познавательных программ, литературных конкурсов, творческих вечеров и встреч с интересными людьми на базе детской централизованной  библиотеки.
    1.  Проведение Дней здоровья, спортивных соревнований  совместно с учителем физической культуры
    2.  Проведение благотворительных и социально значимых акций «Подари радость людям», «Накорми птиц», «Протяни руку помощи», «П

    Реализация взаимодействия школы с социальными институтами микрорайона в рамках программы духовно-нравственного развития и воспитания

    1. планирование совместной работы школы и учреждений микрорайона, внутренних структур
    2. практическая реализация планов совместной деятельности
    3. организация занятости обучающихся во внеурочное время в УДО, кружках, клубах, спортивных секциях
    4. реализация общественно-значимых проектов и акций
    5. осуществление защиты прав и интересов детей,


    Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

    Каждое из основных направлений духовно нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

    В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

    1. воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
    2. эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

    При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ), а также собственным усилиям обучающегося.

    Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

    Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

    Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

    Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

    С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

    1. на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
    2. на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
    3. на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

    Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.

    Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

    Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и вос-питания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного само-сознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

    По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.

    Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

    1. ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
    2. элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
    3. первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
    4. опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
    5. опыт социальной и межкультурной коммуникации;
    6. начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

    Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

    1. начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
    2. нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
    3. уважительное отношение к традиционным религиям;
    4. неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
    5. способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
    6. уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
    7. знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

    Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

    1. ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
    2. ценностное и творческое отношение к учебному труду;
    3. элементарные представления о различных профессиях;
    4. первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
    5. осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
    6. первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
    7. потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
    8. мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

    Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое  воспитание):

    1. ценностное отношение к природе;
    2. первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
    3. элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
    4. первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
    5. личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

    Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

    1. первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
    2. первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
    3. элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
    4. первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
    5. первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
    6. первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
    7. мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

    Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание  обучающихся, как основа личности гражданина России.

    Концепция определила современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации .

    Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете её выпускника. Выпускник начальной школы:

    1. умеет уважительно относиться к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию;
    2. имеет начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
    3. уважительно относиться к традиционным религиям;
    4. умеет сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;
    5. способен эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом;
    6. уважительно относиться к родителям, старшим, заботливо относиться к младшим;
    7. знает традиции своей семьи и школы, бережно относиться к ним;
    8. бережно относиться к труду взрослых;
    9. доброжелательный, обладает основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение).

    В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.

    Система  контроля и оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования.

    Организуется мониторинг, который проводится два раза в год: в сентябре и в мае.

    Результат  духовно-нравственного

    воспитания по направлениям

    Диагностика (название методики, автор)

    1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и

    обязанностям человека

    1. ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям,  старшему поколению;

    Диагностика проводится по результатам анкетирования заместителя директора по УВР во время классно-обобщающего  контроля.

    1. элементарные представления:

    об институтах гражданского общества,

     государственном устройстве и социальной структуре российского общества,

    о наиболее значимых страницах истории страны,

    об этнических традициях и культурном достоянии своего края;

    1. о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

    Опросник «Шкала совместимости»

     (разработана В.М.  Мельниковым и

    Л.Т. Ямпольским)

    1. первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

    Активизирующий опросник «Самооценка нравственности, гражданственности (СНГ)»

    Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)

    1. опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

    Активизирующий опросник «Самооценка нравственности, гражданственности (СНГ)»

    1. опыт социальной и межкультурной  коммуникации;
    2. начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

    Методика «Ценностные ориентации» ( М. Рокич)

    2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания

    1. начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

    Ценностный опросник С. Шварца и духовное развитие личности (для детей с 10 лет).

    Тест о взаимоотношений в семье методика Рене Жиля (Психологические тесты, Карелина А.А.).

    Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)

    1. нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

    Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (Психологические тесты, Карелина А.А.).

    Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой).

    1. уважительное отношение к традиционным религиям;

    Методика «Ценностные ориентации» ( М.Рокич)

    1. неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

    Тест описания поведения К. Томаса.

    Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой).

    1. способность  эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом,
    2. анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

    Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

    1. уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

    Тест наблюдения, анализа и оценки отношений в семье (справочник социального педагога Т.А. Шишковец)

    1. знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

    Методика «Ценностные ориентации» ( М.Рокич)

    3.  Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

    1. ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

    Тест-упражнение «Животные» Елена Назаренко

    1. ценностное и творческое отношение к учебному труду;

    Диагностика отношений к учебному труду и делу

    1. элементарные представления о различных профессиях;

    Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)

    1. первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми

    Дневник наблюдений

    Рисуночный тест «Деловые ситуации» Н.Г.Хитровой

    1. осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

    Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)

    Методика «Ценностные ориентации»  М.Рокич

    1. первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

    Рисуночный тест «Деловые ситуации» Н.Г.Хитровой

    4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

    (экологическое воспитание)

    1. ценностное отношение к природе;

    Методика «Ценностные ориентации» ( М.Рокич)

    1. первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

    Методика «Ценностные ориентации» ( М.Рокич)

    1. элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

    Методика «Ценностные ориентации» ( М.Рокич)

    1. природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

    Методика «Ценностные ориентации» ( М.Рокич)

    5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование

    представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

    1. первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
    2. первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

    Активизирующий  опросник «Самооценка нравственности, гражданственности »

    Активизирующий  опросник «Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия »

    1. первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

    Активизирующий  опросник «Самооценка нравственности, гражданственности »

    Активизирующий  опросник «Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия»

    1. первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

    Активизирующий  опросник «Самооценка нравственности, гражданственности »

    Активизирующий о просник «Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия»

    1. первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

    Активизирующий  опросник «Самооценка нравственности, гражданственности»

    Активизирующий  опросник «Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия »

    1. мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

    Методика «Ценностные ориентации» ( М.Рокич)

    Литература

    1. Алиев, Ю.Б. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя [Текст] /Ю.Б. Алиев, Г.Т. Ардаширова, Л.П. Барышникова и др. – М.: Просвещение, 1986.- 240 с.
    2. Брюзова, Т. Воспитание личности на культуре и традициях своего народа ( модель организации учебно-воспитательного процесса в школе на этнокультурных традициях русского народа [Текст] // Методист. – 2005. - N2. - С. 50  
    3. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы [Текст] /О.С. Газман. – М.: Новое педагогическое мышление,1989.- 221 с.
    4. Голубева, Т.С. О днях воинской славы и памятных датах России [Текст] //Начальная школа. – 2006. - N4. - С.3  
    5. Грехова, Л.И. В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми [Текст] / Л.И. Грехова. – М.: Ипекса, 2000. – 286 с.
    6. Данилюк, А.Я.  и др.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] //Вестник образования. – 2009. - №17. – С. 9-31.
    7. Кеверик, Е. Государственные символы России (классный час) [Текст] //Воспитание   школьников. – 2003. -  N9. - С.27  
    8. Концепция патриотического   воспитания  граждан РФ [Текст] // Воспитание   школьников. – 2005. - N1. - С.147  
    9. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] // Научно-методический журнал зам. директора по воспитательной работе. – 2006. -N3. - С.40  
    10. Микрюков, В. Формирование и развитие у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота [ Текст] // Воспитание   школьников. – 2006. -N1. - С.103  
    11. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] // Воспитание школьников. – 2009. - №8. – С. 10-16.
    12. О проведении "Урока России" в общеобразовательных школах [Текст] // Воспитание   школьников. – 2003. - N9. - С.10  
    13. Программа   воспитания   школьников  "Я - гражданин России"[Текст] //Народное образование. – 2002. - N2. - С.168  
    14. Прутченков, А. Технология  воспитания  активного гражданина [Текст] // Воспитание   школьников. – 2006. - N1. - С.79  
    15. Рейнгардт, Н.С. Программа патриотического воспитания // Научно-методический журнал зам. директора по воспитательной работе. – 2006. - N3. - С.35  
    16. Саломатина, Л. Патриотическое  воспитание  младших  школьников  [Текст] //Образование в современной школе. – 2005. - N11. - С.29  
    17. Семенов, Г.С. Формы воспитательной работы классного руководителя [Текст] /Г.С. Семенов. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 112 с.
    18. Символы  России (Флаг. Герб. Гимн) [Текст] //Дошкольная педагогика. – 2006. -N6. - С.66  
    19. Фришман, И. Современный опыт  воспитания  патриота и гражданина своего Отечества в детском общественном объединении [Текст] // Воспитание   школьников. - 2005. -N2. - С.34  
    20. Фурсенко, А.  О патриотическом  воспитании   школьников [Текст] // Вестник образования. – 2006. - N8. - С. 5  
    21. Халанская, С.М. Структура работы классного руководителя по патриотическому воспитанию  [Текст] // Классный руководитель. – 2004. -N3. - С.15  
    22. Шевцова, М.М. Организация правового воспитания младших школьников [Текст] /М.М. Шевцова. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. – 51с.

    Аношина Л. И., зам. директора; Борзова Н. Я., педагог- психолог; Резванова  Н.Н., воспитатель