«Волшебная сила слов и поступков»

«Волшебная сила слов и поступков»

             МОУ «СОШ п. Дубки Саратовского района Саратовской области»

 

 

 

«Волшебная  сила слов  и  поступков»

                                                                      Подготовили и провели

                                                                    учителя 2- х классов:

                                                                      Киселёва Е. А.,

                                                                     Кулагина И. А.,

                                                                    Тихонова И. В.

 

 

 

 

                                        2011 – 2012 учебный год

Учителя  2-х классов  школы МОУ СОШ поселка Дубки Саратовского района Саратовской области   подготовили и провели проект «Волшебная сила слов и поступков» посвященный 110-летию со дня рождения В. А. Осеевой.

      Цели и задачи:

- Побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного

  отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции, собственных жизненных

  ценностей.

- Научить детей выделять нравственную сторону в поступках литературных героев.

- Формировать рефлексивную оценку как способ решения жизненных задач на основе расска-

  зов В. Осеевой.

- Развивать творческие способности учащихся, способствовать разнообразному творческому самовыражению учащихся.

- Прививать детям этические качества личности и нормы поведения в обществе.

- Учить детей давать правильную нравственную оценку своим и чужим поступкам.

- Развивать интеллектуальные умения ( анализ, синтез, обобщение), коммуникативные умения,

   творческое воображение.

- Воспитывать активную жизненную позицию, единство слова и дела.

 

Была проделана  работа:  знакомство с биографией и творчеством замечательной писательницы В. А. Осеевой, чтение и обсуждение рассказов В. А Осеевой, беседы с учащимися о общечеловеческих ценностях и личного отношения  детей к поступкам героев рассказов, была подготовлена газета, дети рисовали рисунки к рассказам, писали отзывы о прочитанном, подготовили сценки, была подготовлена книжная выставка в школьной библиотеке и в классах( дети приносили книги В. А. Осеевой из домашних библиотек), были организованны встречи с представителями районной и школьной  библиотек ( они организовали различные викторины по теме и помогли с организацией выставки книг), родителями были закуплены книги В. А. Осеевой «Синие листья» для каждого учащегося  и для  акции «Подарок книги В. А. Осеевой в школьную и районную библиотеки», был разработан и проведен праздник «Волшебная сила слов и поступков» ( были приглашены учащиеся 2 – классов, родители учеников, учителя школы, представители библиотек), была подготовлена презентация.   

              Ход праздника:

                    « Волшебная сила слов и поступков» (слайд 1)

Ведущий:

- Посмотрите и догадайтесь, какие пословицы зашифрованы (слайд № 2)

                 - Добру откроются                                     сердца.

                 - Книги не говорят,                                    а правду сказывают.

                - Красив тот,                                                кто красиво поступает.

(слайд № 2)

- Эти пословицы помогут нам понять, о чём пойдёт сегодня речь.( о книгах,  добре и         поступках)

- Мы читаем в классе, вы читаете дома разные книги. А как вы думаете, зачем писатели пишут свои книги? (чтобы интересное рассказать, чтобы научить читателей чему - то, заставить    задуматься над собой, своими поступками)

- А какие рассказы вам больше нравится читать: большие или маленькие, когда можно быстро узнать, чем заканчиваются события?

- Я вам сейчас зачитаю, что сказала о своих произведениях одна замечательная       писательница.

«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы, я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

- Понравился тебе рассказ?

Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась.

- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих  поступках  маль-чиков и девочек, а иногда и о собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать»

- Вы, наверно, догадались, кто мог сказать о своих рассказах такие слова.(В.Осеева)

(слайд № 4 – портрет, № 5 -биография)

Вы много прочли рассказов этой писательницы, нарисовали к ним рисунки, подготовили сценки по ним, т.е. вы исследовали творчество В. Осеевой. Понравились они вам? Можете        перечислить названия рассказов?

(«Плохо», «Что легче», «Сыновья», «Волшебное слово», «Строитель», «Три товарища», «Синие листья», «Просто старушка», «Печенье», «Вырванный лист», «Долг», «Пёрышко», «Хорошее», «Злая мать и добрая тётя», « Почему?», «Добрая хозяюшка», «На катке», « Кто хозяин», «До первого дождя»)… (слайд № 6 - 7)

- Задумывались вы над смыслом рассказов: о чём они? Что хотела обсудить с вами через своих героев В. Осеева?

- Сегодня мы ещё раз проведём исследование по этим замечательным рассказам, чтобы разгадать, в чём волшебная сила слов и поступков.

(слайд №  8)          мудрость                                  жадность

                             мужество                                 грубость

                            справедливость                          трусость                   

                            дружба                                       лживость      

                            доброта                                      равнодушие 

                            долг                                            зависть

                            правдивость                               злословие

                            заботливость                             ничегонеделание

                            умение помочь                          жестокость

                            умение прощать

                            честность

                             щедрость

                            вежливость

- Что означают эти слова: (черты характера - слайд № 9).

-  Почему слова разного цвета? (хорошие и плохие).

-  Все рассказы  Осеевой  намекают нам на одну из этих черт характера.

1.Например, рассказ «Три товарища» (слайд № 10). О чём он, поговорим после просмотра сценки.(2-а)

- Кто из мальчиков проявил заботу о Вите? Каким товарищем его можно считать? (настоящим)

- В чём мы можем упрекнуть Колю, Лёшу и Мишу? (неумении помочь в беде, равнодушии)

-А вы не бываете равнодушными к людям?

2. - Иногда нас не просят о помощи, но мы должны видеть, что человеку плохо, и по мере своих сил постараться ему чем – то помочь.

- В рассказе «Просто старушка» В. Осеева учит нас бескорыстно оказывать помощь

(слайд № 11)  - 2в (сценка)

-Каким качеством характера обладал мальчик? (Заботливость)

- Можно с него брать пример?( рассказать случай из нашей жизни. На днях я шла домой и около магазина на площади одна пожилая женщина остановила меня и сказала, как кто-то из маленьких девочек, шедших в клуб на занятия танцами , предложила ей помощь - перейти дорогу. Женщине была очень приятна такая забота о ней. Я тут же подумала, наверное , это кто–то из наших учениц 2-х классов).

 - В феврале мы с вами проводили акцию «Внезапного  хорошего поступка» и делали добро просто так, не надеясь получить материальную или психологическую награду.

 3.- Иногда люди ничегонеделанием делают очень плохо, как в рассказе…. «Плохо»

 ( слайд № 12) Послушайте его в пересказе учеником 2 в класса.

- Почему женщина их осудила?

- Действительно ли они не сделали ничего плохого?

- Какими  они были?  (безжалостные,  равнодушные, жестокие)

    - Подходит к рассказу пословица «Красив тот, кто красиво поступает»?

4. - Могут ли быть на деревьях синие листья?

- А у Лены из рассказа В.Осеевой на деревьях были синие листья.

   сценка - 2а (слайд № 13)

- Катя не дала свой зелёный карандаш подруге сразу, разные отговорки придумала.

- Какая была Катя по характеру? (жадная)

- А почему Лена отказалась взять карандаш, когда Катя ей всё – же предложила его?

- Как понять слова учительницы: « Надо так давать, чтобы можно было взять»?

- Как бы вы разрешили эту сложную задачу? Какой ваш совет помог бы подругам?

5. Пожалуй, самый знаменитый рассказ у В.Осеевой – это «Волшебное слово». Что за чудеса происходят в нём, мы узнаем, посмотрев сценку.(2 б)

Крикнул

Глядя в глаза, сказал тихим голосом

Сердито буркнул

Расцеловал в обе щёки

Засопел от обиды

Тихо попросил

Стукнул кулаком по скамейке

Заглянул в глаза и прошептал

Сжал кулаки

 

- К кому из героев относятся слова? (Слайд № 14)

 - А эти слова к кому относятся? (слайд № 15)

-  Такие разные слова, сказанные об одном герое.  Кто помог Павлику измениться в лучшую сторону?

- Старичок дал  такие советы: (слайд № 16 зачитать)

- Каким  мальчиком стал после встречи Павлик? (вежливым, уважительным, научился думать о других людях, быть внимательными к ним, уважительно, вежливо вести разговор)

- Какое слово стал говорить Павлик?

(слайд № 17 –  «пожалуйста», зачитать: «Доброе отношение к людям, вежливость приносят радость, рождает доброе отношение к самому себе».

- А какие ещё вежливые слова вы знаете и употребляете в своей жизни? (слайд № 18)

- Это обычные простые и добрые слова, но без них невозможно обходиться, они имеют        волшебную силу потому, что делают нас  добрее и от этого мир становится добрее.

6. - А сейчас посмотрим сценку рассказа «Кто глупее?» в исполнении 2 - б кл. (слайд №19)

- Будет воспитанный человек обижать тех, кто слабее его?

- Снова вспоминаем пословицу «Красив тот, кто красиво поступает»

Молодцы.  

7. - А сейчас я предлагаю вам викторину по рассказам В.Осеевой.

(слайд № 20)

№ 21 - 22  - «Сыновья»

- Почему старичок увидел только одного сына?

№ 23 - 24 – «Хорошее»

- Чтобы вы посоветовали мальчику из этого рассказа? (Не мечтать о несбыточном, а помогать людям, которые рядом с тобой)

№ 25 - 26 – «Добрая хозяюшка»

- Почему разбежались животные от девочки?

№ 27 - 28 «Печенье»

Можно назвать воспитанными мальчиков, которые съели всё печенье, не оставив маме и бабушке?

№ 29 - 30  – «До первого дождя»

- Почему одна из девочек промокла?

 - Вы ставили себя на место героев, готовили отзывы о рассказах, и сейчас я предлагаю заслушать  некоторые из них. (ДЕТИ ЧИТАЮТ ОТЗЫВЫ)

- У нас в гостях библиотекари  школы и посёлка. Им слово .

- Мы хотим пополнить библиотечный фонд и дарим книги В. Осеевой.( дети вручают)

(Слайд № 31) «Читайте книги В. Осеевой».Они вам помогут научиться различать хорошее и плохое; задуматься о своём поведении, своих поступках; научат вас доброму отношению к близким людям: друзьям, родителям, животным.

Хочется ещё раз обратиться к словам В. Осеевой: «Мне захотелось  заронить в души детей искру честности и доброты. В каждом из вас, ребята, есть волшебная сила – сила ваших слов и поступков». Помните об этом и продолжайте делать добро.

Подарок – книга детям.

(Вручение сертификатов участия в конкурсе рисунков, грамот за творческую работу,  дипломов за сценки « Волшебная сила слов и поступков»)

 Спасибо всем.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon scenariy_po_oseevoy.zip15.8 КБ

Предварительный просмотр:

             МОУ «СОШ п. Дубки Саратовского района Саратовской области»

«Волшебная  сила слов  и  поступков»

                                                                      Подготовили и провели

                                                                                 учителя 2- х классов:

                                                                      Киселёва Е. А.,

                                                                     Кулагина И. А.,

                                                                    Тихонова И. В.

                                        2011 – 2012 учебный год

Учителя  2-х классов  школы МОУ СОШ поселка Дубки Саратовского района Саратовской области   подготовили и провели проект «Волшебная сила слов и поступков» посвященный 110-летию со дня рождения В. А. Осеевой.

      Цели и задачи:

- Побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного

  отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции, собственных жизненных

  ценностей.

- Научить детей выделять нравственную сторону в поступках литературных героев.

- Формировать рефлексивную оценку как способ решения жизненных задач на основе расска-

  зов В. Осеевой.

- Развивать творческие способности учащихся, способствовать разнообразному творческому самовыражению учащихся.

- Прививать детям этические качества личности и нормы поведения в обществе.

- Учить детей давать правильную нравственную оценку своим и чужим поступкам.

- Развивать интеллектуальные умения ( анализ, синтез, обобщение), коммуникативные умения,

   творческое воображение.

- Воспитывать активную жизненную позицию, единство слова и дела.

Была проделана  работа:  знакомство с биографией и творчеством замечательной писательницы В. А. Осеевой, чтение и обсуждение рассказов В. А Осеевой, беседы с учащимися о общечеловеческих ценностях и личного отношения  детей к поступкам героев рассказов, была подготовлена газета, дети рисовали рисунки к рассказам, писали отзывы о прочитанном, подготовили сценки, была подготовлена книжная выставка в школьной библиотеке и в классах( дети приносили книги В. А. Осеевой из домашних библиотек), были организованны встречи с представителями районной и школьной  библиотек ( они организовали различные викторины по теме и помогли с организацией выставки книг), родителями были закуплены книги В. А. Осеевой «Синие листья» для каждого учащегося  и для  акции «Подарок книги В. А. Осеевой в школьную и районную библиотеки», был разработан и проведен праздник «Волшебная сила слов и поступков» ( были приглашены учащиеся 2 – классов, родители учеников, учителя школы, представители библиотек), была подготовлена презентация.  

              Ход праздника:

                    « Волшебная сила слов и поступков» (слайд 1)

Ведущий:

- Посмотрите и догадайтесь, какие пословицы зашифрованы (слайд № 2)

                 - Добру откроются                                     сердца.

                 - Книги не говорят,                                    а правду сказывают.

                - Красив тот,                                                кто красиво поступает.

(слайд № 2)

- Эти пословицы помогут нам понять, о чём пойдёт сегодня речь.( о книгах,  добре и         поступках)

- Мы читаем в классе, вы читаете дома разные книги. А как вы думаете, зачем писатели пишут свои книги? (чтобы интересное рассказать, чтобы научить читателей чему - то, заставить    задуматься над собой, своими поступками)

- А какие рассказы вам больше нравится читать: большие или маленькие, когда можно быстро узнать, чем заканчиваются события?

- Я вам сейчас зачитаю, что сказала о своих произведениях одна замечательная       писательница.

«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы, я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

- Понравился тебе рассказ?

Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась.

- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих  поступках  маль-чиков и девочек, а иногда и о собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать»

- Вы, наверно, догадались, кто мог сказать о своих рассказах такие слова.(В.Осеева)

(слайд № 4 – портрет, № 5 -биография)

Вы много прочли рассказов этой писательницы, нарисовали к ним рисунки, подготовили сценки по ним, т.е. вы исследовали творчество В. Осеевой. Понравились они вам? Можете        перечислить названия рассказов?

(«Плохо», «Что легче», «Сыновья», «Волшебное слово», «Строитель», «Три товарища», «Синие листья», «Просто старушка», «Печенье», «Вырванный лист», «Долг», «Пёрышко», «Хорошее», «Злая мать и добрая тётя», « Почему?», «Добрая хозяюшка», «На катке», « Кто хозяин», «До первого дождя»)… (слайд № 6 - 7)

- Задумывались вы над смыслом рассказов: о чём они? Что хотела обсудить с вами через своих героев В. Осеева?

- Сегодня мы ещё раз проведём исследование по этим замечательным рассказам, чтобы разгадать, в чём волшебная сила слов и поступков.

(слайд №  8)          мудрость                                  жадность

                             мужество                                 грубость

                            справедливость                          трусость                  

                            дружба                                       лживость      

                            доброта                                      равнодушие  

                            долг                                            зависть

                            правдивость                               злословие

                            заботливость                             ничегонеделание

                            умение помочь                          жестокость

                            умение прощать

                            честность

                             щедрость

                            вежливость

- Что означают эти слова: (черты характера - слайд № 9).

-  Почему слова разного цвета? (хорошие и плохие).

-  Все рассказы  Осеевой  намекают нам на одну из этих черт характера.

1.Например, рассказ «Три товарища» (слайд № 10). О чём он, поговорим после просмотра сценки.(2-а)

- Кто из мальчиков проявил заботу о Вите? Каким товарищем его можно считать? (настоящим)

- В чём мы можем упрекнуть Колю, Лёшу и Мишу? (неумении помочь в беде, равнодушии)

-А вы не бываете равнодушными к людям?

2. - Иногда нас не просят о помощи, но мы должны видеть, что человеку плохо, и по мере своих сил постараться ему чем – то помочь.

- В рассказе «Просто старушка» В. Осеева учит нас бескорыстно оказывать помощь

(слайд № 11)  - 2в (сценка)

-Каким качеством характера обладал мальчик? (Заботливость)

- Можно с него брать пример?( рассказать случай из нашей жизни. На днях я шла домой и около магазина на площади одна пожилая женщина остановила меня и сказала, как кто-то из маленьких девочек, шедших в клуб на занятия танцами , предложила ей помощь - перейти дорогу. Женщине была очень приятна такая забота о ней. Я тут же подумала, наверное , это кто–то из наших учениц 2-х классов).

 - В феврале мы с вами проводили акцию «Внезапного  хорошего поступка» и делали добро просто так, не надеясь получить материальную или психологическую награду.

 3.- Иногда люди ничегонеделанием делают очень плохо, как в рассказе…. «Плохо»

 ( слайд № 12) Послушайте его в пересказе учеником 2 в класса.

- Почему женщина их осудила?

- Действительно ли они не сделали ничего плохого?

- Какими  они были?  (безжалостные,  равнодушные, жестокие)

    - Подходит к рассказу пословица «Красив тот, кто красиво поступает»?

4. - Могут ли быть на деревьях синие листья?

- А у Лены из рассказа В.Осеевой на деревьях были синие листья.

   сценка - 2а (слайд № 13)

- Катя не дала свой зелёный карандаш подруге сразу, разные отговорки придумала.

- Какая была Катя по характеру? (жадная)

- А почему Лена отказалась взять карандаш, когда Катя ей всё – же предложила его?

- Как понять слова учительницы: « Надо так давать, чтобы можно было взять»?

- Как бы вы разрешили эту сложную задачу? Какой ваш совет помог бы подругам?

5. Пожалуй, самый знаменитый рассказ у В.Осеевой – это «Волшебное слово». Что за чудеса происходят в нём, мы узнаем, посмотрев сценку.(2 б)

Крикнул

Глядя в глаза, сказал тихим голосом

Сердито буркнул

Расцеловал в обе щёки

Засопел от обиды

Тихо попросил

Стукнул кулаком по скамейке

Заглянул в глаза и прошептал

Сжал кулаки

- К кому из героев относятся слова? (Слайд № 14)

 - А эти слова к кому относятся? (слайд № 15)

-  Такие разные слова, сказанные об одном герое.  Кто помог Павлику измениться в лучшую сторону?

- Старичок дал  такие советы: (слайд № 16 зачитать)

- Каким  мальчиком стал после встречи Павлик? (вежливым, уважительным, научился думать о других людях, быть внимательными к ним, уважительно, вежливо вести разговор)

- Какое слово стал говорить Павлик?

(слайд № 17 –  «пожалуйста», зачитать: «Доброе отношение к людям, вежливость приносят радость, рождает доброе отношение к самому себе».

- А какие ещё вежливые слова вы знаете и употребляете в своей жизни? (слайд № 18)

- Это обычные простые и добрые слова, но без них невозможно обходиться, они имеют        волшебную силу потому, что делают нас  добрее и от этого мир становится добрее.

6. - А сейчас посмотрим сценку рассказа «Кто глупее?» в исполнении 2 - б кл. (слайд №19)

- Будет воспитанный человек обижать тех, кто слабее его?

- Снова вспоминаем пословицу «Красив тот, кто красиво поступает»

Молодцы.  

7. - А сейчас я предлагаю вам викторину по рассказам В.Осеевой.

(слайд № 20)

№ 21 - 22  - «Сыновья»

- Почему старичок увидел только одного сына?

№ 23 - 24 – «Хорошее»

- Чтобы вы посоветовали мальчику из этого рассказа? (Не мечтать о несбыточном, а помогать людям, которые рядом с тобой)

№ 25 - 26 – «Добрая хозяюшка»

- Почему разбежались животные от девочки?

№ 27 - 28 «Печенье»

Можно назвать воспитанными мальчиков, которые съели всё печенье, не оставив маме и бабушке?

№ 29 - 30  – «До первого дождя»

- Почему одна из девочек промокла?

 - Вы ставили себя на место героев, готовили отзывы о рассказах, и сейчас я предлагаю заслушать  некоторые из них. (ДЕТИ ЧИТАЮТ ОТЗЫВЫ)

- У нас в гостях библиотекари  школы и посёлка. Им слово .

- Мы хотим пополнить библиотечный фонд и дарим книги В. Осеевой.( дети вручают)

(Слайд № 31) «Читайте книги В. Осеевой».Они вам помогут научиться различать хорошее и плохое; задуматься о своём поведении, своих поступках; научат вас доброму отношению к близким людям: друзьям, родителям, животным.

Хочется ещё раз обратиться к словам В. Осеевой: «Мне захотелось  заронить в души детей искру честности и доброты. В каждом из вас, ребята, есть волшебная сила – сила ваших слов и поступков». Помните об этом и продолжайте делать добро.

Подарок – книга детям.

(Вручение сертификатов участия в конкурсе рисунков, грамот за творческую работу,  дипломов за сценки « Волшебная сила слов и поступков»)

 Спасибо всем.