Представление книжной выставки

Представление книжной выставки

внеклассное мероприятие

представление книжной выставки


«Истории Снеговика»

П р и м е ч а н и е. В последние годы в деятельности школьных библиотек активно используются новые информационные технологии как фактор модернизации работы библиотеки в частности и образования в целом. Однако традиционные формы и методы в работе школьной библиотеки остаются широко востребованными (имеется в виду выставочная деятельность). Нельзя не согласиться с мнением многих уважаемых специалистов в библиотечном деле, что выставка – это визитная карточка библиотеки.

Цель:представление книжной выставки как одной из действенных форм привлечения школьников к чтению.

Задачи: формирование у младших школьников устойчивого интереса к книге, к чтению; сохранение и уважение традиций светских и православных зимних праздников; побуждение читателей к творческой самореализации.

Ход мероприятия

Учитель(приветствуя детей в библиотеке). Удивительные истории случаются неожиданно. Вот послушайте. В этом году выдалась снежная зима. В декабре часто шел снег. Он был белый, пушистый и мягко ложился на землю. Выросли большие сугробы. В один из дней в нашем школьном дворе появились снеговики. Целых три! Утром, проходя мимо них, я услышала: «Здравствуйте». От удивления я остановилась. Подошла поближе к самому большому Снеговику и опять услышала приветствие. Снеговик разговаривал со мной! Я услышала от него интересные новогодние истории, которые он предложил рассказать ребятам.

Прошло несколько дней. Приближался Новый год. Снеговики исчезли. А мне подумалось, что истории Снеговика надо действительно рассказать детям. И сегодня мы услышим их. Наша выставка так и называется «Истории Снеговика».

 

История  п е р в а я. «Про елочку»

Скажите, ребята, что вы знаете про обычай ставить и наряжать елочку? (Ответы детей.)

Этот обычай древний. Люди обожествляли силы природы, её предметы и явления. Наши предки – славяне – поклонялись деревьям. На зимних праздниках использовали часть дерева – полено. В нем, по их мнению, обитал дух растительности. Когда его вырубали, просили у дерева прощения за причиненную боль, произносили специальные заклинания, чтобы умилостивить духа дерева.  Такую же роль духа растительности  играла ель у древних германцев. Елочку привозили на зимний праздник из лесу, устанавливали в селении, украшали, приносили жертвы. Эта священная ель германцев стала предшественницей нашей новогодней елки. Подробнее об этом мы прочитаем в статье «Праздник новогодней елки» в журнале «Начальная школа».

– Скажите, ребята, на новогоднем утреннике мы какую песню поем? (Дети называют.) В школьной библиотеке есть журнал «Мурзилка» за 2006 год. В двенадцатом номере опубликована песенка Раисы Кудашевой «В лесу родилась елочка». Давайте споем два куплета.

Дети исполняют песню.

Знаете ли вы, ребята, что этой песенке уже 103 года? Раиса Кудашева опубликовала в 1903 году в журнале «Малютка» стихотворение «Елка». А агроном Леонид Бекман сочинил музыку. Песенка стала очень популярной, все дети сызмала знают ее и всегда поют в Новый год.

История  в т о р а я. «Любимый праздник»

– Какой у нас любимый зимний праздник? (Ответы детей.) Конечно, Новый год. На выставке вы видите детскую энциклопедию «Я познаю мир: праздники народов мира». Открывается книга статьей про Новый год. 31 декабря мы провожаем старый год, и в полночь для нас начинается новый. Сейчас все европейские страны встречают Новый год 1 января. Но так было не всегда. У древних славян – наших предков – год начинался 1 марта, с приходом весны. Позже на Руси стали отмечать Новый год 1 сентября, и продолжалось так до XVIII века. Царь Петр Первый (показать портрет на компьютере) своим указом 1700-й Новый год повелел встречать 1 января. «И в знак доброго начинания и нового столетнего века поздравлять друг друга в веселии с Новым годом».

– Ребята, кто приходит к вам в гости на елку? (Дед Мороз, Снегурочка.) Молодцы. А кто скажет, сколько лет Деду Морозу? Об этом нам расскажет статья с таким же названием в журнале «Клепа». Образ Деда Мороза складывался веками. Каждый народ  вносил в его историю что-то свое. В одних странах предками Деда Мороза считают гномов, в других – бродячих продавцов детских игрушек. В славянских странах родственником Деда Мороза значится дух холода Трескун (или Студенец по-другому). И называют новогоднего гостя в разных странах по-разному: в России – Дед Мороз, в Англии и Америке – Санта-Клаус, в Испании – ТашНоэль.

К встрече Нового года надо готовиться заранее. Говорят, как встретишь Новый год, так его и проведешь. Расскажите, пожалуйста, как нужно готовиться к празднику? (Ответы: убрать дом, нарядить елку, приготовить подарки и поздравления, помочь маме приготовить вкусное блюдо.) Молодцы, ответили правильно. В этом хлопотном и приятном деле нам поможет книга «Новогодние композиции». Книга познакомит вас с историей и символикой зимних праздников, научит составлять праздничные композиции из самых различных материалов. Это могут быть всевозможные праздничные игрушки, нарядные ленты, гирлянды, блестящие бусы, серебристые и золотистые искусственные цветы, подсвечники и свечи, рождественские звезды, сосновые ветки и шишки, искусственные ягоды. Классическими цветами Нового года и Рождества считаются зеленый, красный, белый, золотой, зимние голубые и серебристые оттенки. Посмотрев такую книгу, читатель ощущает радость от встречи с ярким, красочным, интересным и полезным изданием.

Нам пора подумать о карнавальном костюме на новогодний утренник, удивить Деда Мороза и Снегурочку. Вот книга «Карнавал. Маски. Костюмы». Полистаем ее вместе с вами, полюбуемся на большой выбор карнавальных костюмов, масок зверей, птиц, супергероев и супергероинь.  Пригласите своих родителей в библиотеку, чтобы вместе сделать выкройку и самим приготовить костюм. Тогда от Деда Мороза вы обязательно получите приз!

Дом украсили, на маскарад все приготовили. Что мы не сделали? А про подарки мы не забыли? На Новый год и дети, и взрослые любят получать поздравления и подарки. Что можно подарить своим близким и родным? (Ответы: приготовить поздравительную открытку, выучить и рассказать стихотворение, на уроке труда или в кружке сделать поделку, спеть песню.)

Молодцы, ребята. А кто затруднится в выборе подарка, возьмите с выставки книгу «Подарки и пожелания», она поможет приготовить поздравления и подарки – красивые, веселые, с остроумными пожеланиями на любой вкус и возраст.

На нижней полочке мы с помощниками разместили новогодние украшения, сделанные своими руками: елочку, дворец Деда Мороза, сундук с подарками, фигурки животных, открытки.

История  т р е т ь я  «О Рождестве»

В н и м а н и е!  В и к т о р и н а.

1. Что такое Рождество? (День рождения Иисуса Христа.)

2. Назовите дату празднования Рождества. (7 января.)

3. Назовите январские православные праздники. (Сочельник, Рождество, Святки, Крещение.)

4. Верхушку рождественской елки украшают звездой. Почему? (Символ Рождества – звезда, взошедшая в Вифлееме в час рождения Христ

Учитель.Ребята! Особое значение для учащихся младшего школьного возраста имеет вечная книга «Библия» в детском издании. На нашей выставке  о Рождестве вы прочитаете информацию о книгах «Библия для детей», «Моя первая библия», «Священная история», «Большая книга Рождества». В каждой из них рассказывается, как родился Господь Иисус Христос. Прочтем небольшой отрывок из книги «Моя первая библия»:

У Марии был жених по имени Иосиф,

И они должны были пожениться.

Однажды Иосиф поехал в город,

Который назывался Вифлеем,

И Мария пошла с ним.

Многолюдно было в городе Вифлееме:

Туда пришло очень-очень много народа.

Иосиф и Мария искали место для ночлега,

Но ни в одном доме им не нашлось места.

Все комнаты были переполнены людьми.

Люди спали повсюду – даже на полу.

Пришлось Иосифу и Марии ночевать в

Хлеву, где стояли ослики и лошади.

В ту ночь у Марии родился ребенок,

И это был Сын Бога, и поэтому

Мария и Иосиф назвали его Иисусом,

Так, как велел им назвать его ангел.

–Как вы поняли текст? О чем речь? (Ответ: о рождении Сына Бога.) Итак, мы должны запомнить, что Иисус Христос родился в пещере среди овец, не в роскошном дворце. Это было в окрестностях города Вифлеема в стране Иудее. И случилось событие два тысячелетия назад.

Дорогие ребята! Советую почитать вам эту книгу. Она написана для вашего возраста, доступным слогом, иллюстрации создают впечатление, что это рисунки детей. А самое главное – текст вечной истории.

А сейчас вы познакомитесь с уникальной книгой. Называется она «Большая книга Рождества». Составители этой книги замышляли ее как семейную, домашнюю, интересную для детей, для мам и пап, для бабушек и дедушек. Чем привлекательна эта книга? В ней собраны сведения о том, как празднуют Рождество Христово в России, в Англии, во Франции, в Германии и других странах. Здесь вы найдете рождественские рассказы и легенды, стихи и песни, полезные советы, как организовать и провести весёлый праздник, сделать хорошие карнавальные костюмы, приготовить вкусные блюда; почитаете о святочных развлечениях: колядках, гаданиях, играх. Предлагаю вам полюбоваться на старинные рождественские открытки. Обратите внимание, как выглядят дети у елки, их родители, каковы их игры и развлечения. Ребята, очень хорошо, что такая интересная книга есть в нашей библиотеке, вы всегда ее можете посмотреть и почитать.

Продолжим знакомиться с историями Снеговика.

История  ч е т в е р т а я.  «Загадочные истории»

На полочке с таким названием стоят книги, в которых собран материал об удивительной и таинственной науке – астрологии: «Рассказы об астрологии», «Я познаю мир: знаки и символы», «Водолей – знак России». Согласно этому учению расположение небесных тел влияет на судьбы людей и события.

В о п р о с: Знаете ли вы свой знак Зодиака? (Выслушать ответы.) Ребята, поможет нам разобраться в этом сложном вопросе энциклопедия «Я познаю мир: знаки и символы». По своей дате рождения вы здесь найдете статьи, которые расскажут о качествах характера, символах того или иного знака, какой цвет предпочтительней, что лучше дарить, какие дни недели счастливые, какие – неудачные. (По желанию слушателей зачитать одну-две характеристики знака Зодиака.)

Среди этих книг вы видите прекрасно оформленную «Книгу звезд». Здесь говорится, что наука о звездах – астрономия – разделила всё небо на 88 участков, на каждом из которых находится по одному созвездию. Они носят звучные имена: Атлант, Плеяды, Лев, Стрелец, Дракон, Близнецы и так далее. Этим именам посвящены увлекательные и богато иллюстрированные истории этой книги. (Демонстрируется книга.)

История  п я т а я.  «Зимняя сказка»

Ребята! Снеговик знает много зимних сказок. Вот они, стоят на выставке. Какие вы знаете зимние сказки? (Ответы:«Снегурочка», «Снежная королева», «Двенадцать месяцев», «Два брата», «Серебряное копытце».) Молодцы, наша выставка сейчас была вашей помощницей. Сказочные события в этих сказках происходят зимой. Зима как время года – главный участник зимних сказок. Сказки завораживают читателя миром волшебства, пробуждают фантазию. Когда  сказка заканчивается хорошо, мы радуемся. А есть сказки с грустным концом, и мы переживаем вместе с героями. Многие из вас читали сказки Андерсена. (Дети тут же называют:«Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Свинопас» и др.) Молодцы! Сегодня мы будем читать сказку Андерсена «Девочка со спичками». (Выключить свет, зажечь свечу.Атмосфера таинственности призвана содействовать глубокому эмоциональному восприятию текста, сопереживать героине сказки.)

Поговорим о прочитанном.

В о п р о с ы:

1. Что делала девочка поздним предновогодним вечером на улице? (Торговала спичками.)

2. Почему она не хотела идти домой? (Боялась отца, он мог ее избить, потому что она не продала спички.)

3. Что увидела девочка, когда зажгла спички? (Елку, бабушку.)

4. В какую страну отправились девочка с бабушкой? (На небо; в рай; в страну, где нет ни холода, ни голода; в другой мир.)

5. Что на самом деле произошло с девочкой? (Она замерзла и умерла.)

6. Ваше отношение к прочитанному? (Жалко девочку.)

Мы прочитали грустную сказку, но будем помнить, что человеку в беде надо помочь, особенно если это ребенок.

Дорогие ребята! Вы прослушали истории Снеговика. Надеемся, посещение библиотеки сегодня было для вас интересным, полезным, радостным. С удовольствием будем рады новой встрече! Вам пожелание: сочинить свои истории Снеговика, нарисовать рисунки, сделать аппликации, любые другие новогодние поделки и принести в библиотеку на нашу выставку.

 

Итог мероприятия
П р и л о ж е н и я

Приложение 1

Творческие работы учащихся на тему «История Снеговика»

Выпал пушистый снег. Он был мокрый. Его было тяжело убирать лопатой. И люди стали катать комки. Класть комок на комок. И они подрисовали глазки, вместо носа поставили морковку – и получился Снеговик.(Глыбченко Катя. 1 класс.)

 

 

Наступила зима. Выпал снег! Дети слепили снеговика. Дети любят зиму.(Галинов Женя. 1 класс.)

 

 

 

Один раз зимой я пошла гулять. На улице было много детей. Одна девочка предложила поиграть в прятки. Я не захотела играть и пошла делать из снега снеговиков. Одного я сделала девочкой. Она была в голубой юбке, в красной шляпе и с желтым шарфом. Рот у нее был из красных пуговиц, нос был из морковки, а глаза из камней. На ногах у нее были серые валенки, а на руках красные варежки.

Второй снеговик был мальчиком, у него была шапка-ушанка, шарф меховой, куртка и валенки, пуговицы у него были большие, нос был набок, глаза были из пуговиц, а рот был из свёклы. Девочку я назвала Катей, а мальчика Костей. Наступила темнота. Все пошли домой. Я попила чай и стала смотреть в окно. Снеговики смотрели друг на друга и улыбались. Я задернула шторы и легла спать. Когда наступило утро, я проснулась, умылась, позавтракала и пошла гулять. Снеговики держали в руках рябину и улыбались. Потом наступила весна. Я вышла на улицу и увидела, что снеговики растаяли. Мне было очень жаль, но я их никогда не забуду.(Андропова Лина. 3 класс.)

Ребята вылепили снеговика, положили ему письмо и сказали все вместе: «Снеговик-почтовик, отнеси письмо Деду Морозу, пускай он пришлет нам елку». (Зоберт Кирилл. 3 класс).

Снеговик пришел к нам с Севера. Он всегда приходит к нам зимой. Он веселит детей и взрослых. Он ходит в гости к Деду Морозу и Снегурочке. Новый год они всегда отмечают вместе. Они дарят детям подарки, водят вокруг ёлки хоровод. А когда приходит весна, они вместе отправляются обратно на Север, чтобы не растаять.(Чирикова Настя. 3 класс.)

Был очень прекрасный день. Я гуляла, и вдруг я слышу: «Подружись со мной, мне скучно, со мной никто не дружит». Я обернулась. Это был Снеговик. Я сказала: «Я с тобой подружусь». Мне понравился Снеговик, он мне рассказывал веселые сказки.

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. (Чуйко Ксения. 3 класс.)


Приложение 2

Фотографии с выставки

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Андерсен, Х. К. Снежная королева [Текст]: для мл.шк. возраста / Х. К. Андерсен. – Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. – 64 с.: ил. – (Мир сказки).

2. Андерсен, Х. К. Дикие лебеди. Что муж ни сделает, то и хорошо. Принцесса на горошине. Девочка со спичками [Текст] Х. К. Андерсен. – Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. – 64 с.: ил. – (Мир сказки).

3. Бажов, П. П. Серебряное копытце [Текст] / П. П. Бажов; худож. И. Петелина. – М.: Стрекоза-Пресс, 2004. – 64 с.: ил.

4. Библия для детей: Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. Ветхий и Новый заветы [Текст] / сост. А. Соколов. – Ставрополь: Скит, 1994. – 480 с.

5. Большая книга Рождества [Текст] / сост. Н. В. Будур, И. А. Панкеев; худож. Т. Хрычева, О. Ионайтис, А. Акишин. – М.: Олма-Пресс, 2000. – 863 с.

6. Водолей – знак России: поверья, прозрения, пророчества [Текст]: сб. / сост. А. А. Бобров. – М.: Советский писатель, 1992. – 256 с.

7. Гибсон,Рэй. Карнавал. Маски. Костюмы [Текст] / РэйГибсон; пер. с англ. Л. Я. Гальперштейна. – М.: Росмэн, 1999. – 65 с.: ил. – (Наши руки не для скуки).

8. Глоцер, В. Песенка о елочке [Текст] / В. Глоцер // Мурзилка. – 2006. – № 12. – С. 2–5.

9. Крушельницкая, О. Б. Рассказы об астрологии [Текст]: кн. для учащихся / О. Б. Крушельницкая, Л. Ф. Дубицкая. – М.: Просвещение, 1993. – 191 с.

10. Маршак, С. Я. Двенадцать месяцев [Текст]: славянская сказка / С. Я. Маршак; худож. Т. Березенская. – Минск: Юнацтва, 1991. – 24 с.: ил. – (Моя первая книжка).

11. Маршак, С. Я. Собрание сочинений [Текст]: в 4 т.: произведения для детей; стихотворения, сказки, песни; сказки разных народов; песни и прибаутки разных стран и народов; пьесы / С. Я. Маршак. Т. 1; отв. ред. С. В. Михалков; вступ. ст. А. Т. Твардовского; сост. и прим. Т. Л. Аверьяновой; ил. А. А. Шпакова. – М.: Правда, 1990. – 592 с. : ил.

12. Моя первая библия: Вечные истории для детей [Текст] / худож. Д. Дейвис. – Вена, 2002. – С. 272–276.

13. Праздник новогодней ёлки [Текст] // Начальная школа. – 1998. – № 1. – С. 9.

14. С Новым годом // Я познаю мир: праздники народов мира [Текст]: детская энциклопедия / авт.-сост. И. Полянская, Н. Ионина; худож. А. Снегирев, Ю. Станишевский. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», 1999. – С. 9–14.

15. Сколько лет Деду Морозу [Текст] // Клёпа. – 1996. – № 31. – С. 9–11.

16. Смирнова, Е. Новогодние композиции [Текст] / Е. Смирнова. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005. – 96 с.: ил. – (Школа флористики).

17. Снегурочка [Текст]: русская народная сказка; худож. Т. Ерёмина. – М.: Малыш, 1975.

18. Священная история для детей [Текст] / сост. С. К. Задереев, С. М. Федотов, В. В. Чагин. – Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1990. – 64 с.: ил.

19. Чубарова, Л. Е. Подарки и пожелания [Текст] / Л. Е. Чубарова. – М.: Дрофа-Плюс, 2004. – 368 с. – (Для дома и семьи).

20. Шварц, Е. Л. Два брата [Текст]: сказки / Е. Л. Шварц; худож. Д. Махашвили и Ю. Панипартова. – М.: Стрекоза-Пресс, 2001. – 64 с.: ил.

21. Я познаю мир: знаки и символы [Текст]: детская энциклопедия / С. Н. Зигуненко. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО Издательство «Астрель», 2004. – 398 с.: ил.