Методическая разработка по дисциплине «Рисунок и орнамент» Тема «Латвийский орнамент»

Короткина Анна Николаевна

Затейлив и многообразен узор национальных орнаментов. В глубокой древности, да и в наши дни латыши украшали и украшают свою одежду священными и защитными знаками. Это стремления уберечь от враждебных сил и уберечь свой маленький дом на краю мироздания характерно для многих народов. В поэме «Лакшми – победительница» Н.К. Рерих говорит о борьбе с силами зла и в индийской мифологии. Он рассказывает о том как благая богиня Лакшми защищает людской род покрывалами успокоения, затканными символами мира, света и радости: «Лакшми украшает свои покрывала новыми священными знаками».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества

р.п. Переяславка

Методическая разработка по дисциплине «Рисунок и орнамент»

Тема «Латвийский орнамент»

Выполнил:

Короткина Анна Николаевна

Педагог дополнительного образования

р.п. Переяславка, 2016

Содержание

  1. Введение
  2. Знаки и их значения
  3. Символы нации
  4. Латышская варежка
  5. Лиелвардский пояс
  6. Список литературы.

Введение

Затейлив и многообразен узор национальных орнаментов. В глубокой древности, да и в наши дни латыши украшали и украшают свою одежду священными и защитными знаками. Это стремления уберечь от враждебных сил и уберечь свой маленький дом на краю мироздания характерно для многих народов. В поэме «Лакшми – победительница» Н.К. Рерих говорит о борьбе с силами зла и в индийской мифологии. Он рассказывает о том как благая богиня Лакшми защищает людской род покрывалами успокоения, затканными символами мира, света и радости: «Лакшми украшает свои покрывала новыми священными знаками».

Символы и знаки сопровождают человека с древних времен. Как и у других народов, у латышей на первый взгляд простые и легко запоминающие символы передают глубокие и разносторонние знания о земле, о космосе, о сущности человека. Многократно проверенные в орнаменте, эти образы служили и магическим целям – отвести невзгоды, умилостивить судьбу. Они объединяли людей и вносили порядок в систему мироздания, помогали нашим предкам понять свое место в таинственной вселенной. В латышской мифологии большинство графических символов  связано с силами природы, отображает небесные или природные явления. Латышский орнамент практически целиком состоит из древних знаков, обозначающее природные явления. Графическое их изображения можно встретить как во время археологических раскопок, так и в оформлении современной национальной одежды. Одну из главных ролей в латышском национальном костюме играет пояс, украшенный орнаментом. В народе веками бытовало представления о том, что нельзя носить не украшенные узором вещи, - только предмет, покрытый узором, охраняет от невзгод, притягивает добро, несет в себе определенную магическую силу.

Плетеные и тканые пояса в основном выдержаны в коричнево-желто-зеленых или красно – белых тонах. Узоры в различные районах Латвии разные, но всегда отличаются высоким мастерством исполнения. Латышское народное искусство сохранило до наших дней и технику изготовления поясов и элементы узора. Найденные при раскопках древнейшие фрагменты поясов относятся к 6 в. н. э. Уже в наиболее сложный орнамент относится к археологическому материалу 10-тых и 13-тых веков.

Знаках и их значении.

Знак Мары. Мара – богиня-мать, защитница женщины, дающая плодородие, а также владычица земного и подземного царств. Имеет огромное значение в языческой мифологии. Знак Мары обычно изображается в виде равностороннего треугольника, вершиной вниз, но могут быть и другие изображения, например, Крест Мары.

Эти знаки дают основательность, безопасность (защиту). Древние латыши верили, что весь материальный мир находится в ведении Мары. Крест изображали на буханке хлеба, и вечером в пепле очага тоже вычерчивали Крест Мары. Крест с перечеркнутыми концами означает и совершенство, и смерть. Знак непосредственно связан с огнем, домом, плодородием. Вещь, на которой изображают крест, символизирует жертву Маре – взамен человек получал ее надзор и благословение.

Знак Лаймы. В Восточной Балтии знак Лаймы являлся одним из самых популярных шейных украшений. Лайма в фольклоре отвечает за уклад человеческой жизни, как существо, определяющее и выбирающее каждому судьбу, контролирует жизненный путь человека. Лайма – хранительница души. Символическим атрибутом Лаймы является метелка, поэтому подметанию дома уделялось особое внимание. Метла находится у Лаймы всегда рядом, она парит ею новорожденного ребенка в бане и выметает из дома прочь сглаз и порчу.

Юмис – также знак плодородия. С ним связаны ритуалы покоса и урожая. Знак Юмиса был обнаружен на древних предметах домашней утвари и на священных камнях. Юмиса определяют над дверью в комнату, погреба, клеть, над шкафами. Часто знак располагается на коньке крыши, тем самым обеспечивая богатство и согласие в доме. Как узор Юмис обязательно включался в девичье приданое.

Знак Солнца. Среди других знаков знак Солнца находится на одной из высших ступеней. На территории Латвии солнечные символы в виде концентрических кругов в украшениях предметов из кости и рога встречаются уже в неолите. Самое простое обозначение Солнца – круг. У всех солнечных символов есть графически акцентированная средняя часть. Знак Солнца помещался обычно в середине украшения и обогащался другими мелкими знаками. Производных от символа Солнца много, обычно это обогащенный многоугольник – изображенный как 8-лепестковая розетка, но часто встречаются и четырехугольные солнечные знаки. В одном мотиве знак Солнца может повторяться несколько раз, обозначая магические ритуалы плодородия и тепла.

Знак Месяца. У этого знака самая тесная связь с культом земледелия. Крестьяне знали, что Месяц способствует росту, и поклонялись ему. Растущий и стареющий Месяц – знаки жизни и тлена. Месяц также считался охранителем воинов, знаком Месяца чаще украшались мужчины, особенно это касалось воинского облачения.

Усиньш. Бог света и попечитель коней. Варежки с Усиньшем называются «ключевыми» и дают особую удачу путникам. Весной, в день Усиньша, выпускали пастись лошадей, закалывали Усиньшу петуха и устраивали базар для покупки и продажи лошадей.

Знак Бога. Треугольник или угол вершиной вверх. Этот знак обозначает небесную крышу, мужскую силу, свет, движение вверх. В латышской мифологии верховным светлым божеством являлось Небо. Знак имеет огромное значение, так как привлекает божественные и созидательные силы.

Знак Звезды, Аусеклитис. Имеет важное значение в отражении сил тьмы. Звездным узорам в латышских верованиях придается магическое значение. Ночью одеяло со Звездами охраняет душу спящего. Великолепный вариант Звезды – символ звезды Утра, с восемью лучами, символизирует победу света в борьбе с тьмой – Аусеклитис. Аусеклитис также считают самым сильным вариантом креста ужаса, поэтому рисовать его следовало за один раз, не отрывая руки, причем в определенное время, и никому не показывая. Знак охраняет от колдунов и злых людей. В фольклоре Аусеклитис упомянут и как сын Бога, и как жених дочери Солнца. Его часто вывязывают на варежках, причем в самых разных вариациях.

Крест Перуна, свастика. В Латвии Крест Перуна встречается при раскопках на предметах, относящихся к III-IV столетию. В эпохе раннего железа это отображено, например, в латгальских бронзовых украшениях, скатах. Символизирует и привлекает удачу, энергию, огонь. У знака множество вариантов изображения. Крест Огня связан с Солнцем и Счастьем. Его вплетали в пояс, которым подвязывали ребенка, вешали вырезанным из дерева на конек крыши. Свастика присутствовала на священных камнях, использовалась в амулетах, украшениях и в колдовстве. К сожалению, знак испорчен нацистами, и невозможно представить, сможет ли он когда-нибудь реабилитироваться…

Символы нации

   «Традиции формирования знаков свидетельствуют – символы, связанные со сферой неба, являлись украшением самых почетных одежд, в иерархии знаков им отведена высшая ступень. В наши дни символика прошлого также присутствует, переплетаясь с настоящим. К примеру, современная латвийская певица Линда Лин (Leen) гордится своей коллекцией одежды с этнографическими мотивами. Изготавливая украшения с традиционными знаками, мастера ориентируются на вид найденных предметов при археологических раскопках. Сегодня известно около 5500 узоров латышских варежек, и ни один из них не повторяется. Могут повторяться элементы узора, однако расположение, цвет, рисунок на манжете или резинке, общая композиция рисунка – у каждой пары варежек уникальны. Происхождение орнамента имеет древние языческие корни, многие рисунки определенно являлись частью культа. С приходом христианства древние поверья стали теряться, а постепенно и вовсе забывались. Самые ранние из найденных варежек на территории Латвии датируются XIV веком, это старейшие рукавицы Северной и Восточной Европы»

Латвийская варежка

   В языческой культуре древней Латвии варежка имела почти сакральное значение. В то время, когда письменности ещё не существовало, узор был хранителем знаний, которые  передавали детям и внукам. В тоже время варежки были своеобразной "валютой", которой латыши расплачивались за работу или продукты. Варежки делились на: рабочие, подарочные и ритуальные. На рабочих - вязали резинку. Это практично. Рисунок был простой, но ритмичный... и многослойный... так тепле. А ритуальные варежки - это подарок... это творчество... как картина!       Для вывязывания набиралось по 120 петелек, и мастерицы месяц колдовали над этими уникальными вещами. Здесь, как и во всем творчестве была важна красота и гармония …Варежки обычно дарили:

- кузнецу за подкованную лошадь

- девушке за прогулку с ней при всех

- столяру за гроб или колыбель

- пастору за крещение или отпевание

- на обручение жениху белые перчатки с яркими узорными манжетами,  в них он венчался

- возничему за перевозку приданого

- всем ближайшим родственникам будущего мужа

- тем, кто помогал готовить и организовывать свадьбу

- церковному старосте

- органисту

- тем, кто снимает свадебный венок с невесты

- перед свадьбой, в каждой комнате избы, в каждом углу -  по паре варежек на счастье

- в амбаре и бане повязывали пояса и варежки, чтобы роды и дети были здоровыми

   Для одной только свадьбы нужно было не менее 300 штук. Вот и начинали вязать, когда девочка начинала ходить. А с 4 лет  она уже сама вязала себе приданое, чтобы успеть к свадьбе. А если не хватит варежек - засмеют сельчане за лень и нерадивость. По количеству варежек в доме можно было судить на сколько уважаемым был человек.

Лиелвардский пояс.

   Тканый пояс, шириной с ладонь, длиной около четырех метров, их несколько раз оборачивают вокруг талии. На первый взгляд – ничего особенного, просто деталь латышского национального костюма. Однако это далеко не так.

   Один из самых древних и самых могущественных оберегов - этот пояс был назван Лиелвардским по названию одного местечка под Ригой, Лиелварде, где найден его самый древний образ.

   Существуют традиции ткачества Лиелвардского пояса, которые передаются много веков, из поколения в поколение, от одного мастера к другому. Из двух нитей – красной и белой (причем красная нить должна быть шерстяной, а белая – чистого льна) плетется орнамент. На поясе размещается около пятидесяти сюжетов. Они последовательно перетекают от простого к более сложному, от мелкой форме к крупной. Среди элементов орнамента – ветвистые кресты, загзаги, свастики, ромбы.

   Существует версия, что это не просто орнамент, а закодированные письмена далеких предков. На поясе содержится около 200 тысяч точек и содержится информация древних о космосе, мироздании, о жизни и смерти. Каждый пояс ткался для определенного человека и был совершенно уникальным. Мастер, владеющий Знанием, ткал пояс с именем его будущего владельца на устах и выплетал орнаментом весь его жизненный путь на фоне общего мироздания....

   Лиелвардский пояс делится на 14 блоков. Первый из них – знак рыбы, вплывающей в реку жизни, следующий – знак приобщения человека к социуму, ближе к концу – символ перехода к духовности, символ мудрости, и, наконец, завершающий узор символизирует переход души в мир иной. На Лиелвардских поясах вытканы одни из самых сложных в мире орнаментов.

Список литературы

  1. Варежки 350 узоров/Латвийские варежки. Издатель: Latvijas enciklopediju redakcija, Рига,1994.
  2. Светлана Игоревна Рыжакова/Книга Грамматика латышского орнамента/Год выпуска: 2002 /Жанр: Научно-популярная и образовательная литература.
  3. https://knitting-with-love.jimdo.com/