Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности Ансамбль (гитара) Срок реализации – 5(6)лет

Рабочая программа для ансамблей гитаристов. Расчитана на 5 (6) лет обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orp_ansambl_5_6.doc167.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

«Пуровская детская школа искусств»

ОДОБРЕНО на заседании                                                              

педагогического совета                                                          

протокол №____дата ____________

                                                                                   УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД

 «Пуровская ДШИ»

_______________Колтунов Р.Р.

Пр. №____от ______________г.

Дополнительная   образовательная общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности

«Коллективное музицирование: ансамбль (гитара)»

Срок реализации – 5(6)лет

                                               Составитель: Скворцов Петр Павлович

преподаватель  отделения народных инструментов

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования детей

«Пуровская ДШИ»

п. Пуровск

2014 г.

                                I.        Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Коллективное музициорвание: ансамбль» (далее «Ансамбль») разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации и составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство» «Ансамбль» (разработчики преподаватель ДМШ имени А.Г.Новикова г. Москвы, профессора Волгоградского государственного института искусств и культуры, заслуженная артистка Российской Федерации  Н.М. Бурдыкина, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных заслуженный артист Российской Федерации И.И. Сенин), имеет художественно – эстетическую направленность.

В общей системе  профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.

        Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей обучающихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность. В этом заключается актуальность изучения курса. 

       Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественно-осмысленные трактовки произведений, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование  доставляет большое удовольствие обучающимся и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

Новизна данного курса заключается в личностно – ориентированном подходе к образовательному процессу и развитии творческой инициативы обучаемого.

Благодаря систематическому  музыкальному образованию и воспитанию обучающиеся приобретают общую эстетическую культуру, а развитие  музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию  музыкального искусства – в этом и заключается педагогическая целесообразность данной  образовательной программы.

Цели и задачи учебного предмета

Цель:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
  • формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса солиста камерного ансамбля;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

Отличительные особенности данной программы:

Отличительными особенностями данной программы являются региональные условия (район Крайнего Севера), отсутствие конкурсного отбора детей (профессиональные и физические данные детей). При разработке содержания по годам обучения были учтены возрастные и психологические особенности детей.  Все годы обучения взаимосвязаны между собой.

Возраст детей, участвующих в реализации программы:   

с  9-10 лет до 14- 15 лет по 5(6) – летней программе обучения

   

Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»

Реализации данной программы осуществляется со 2 по 6 классы (по образовательным программам со сроком обучения 5-6 лет).

 Форма проведения учебных аудиторных занятий: 

мелкогрупповая (от 2 до 5 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности        

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:

   -  развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;

   -  реализацию  в ансамбле индивидуальных практических  навыков игры на инструменте, приобретенных в классе по специальности;    

   -  приобретение  особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль, оркестр);

   -  развитие навыка чтения нот с листа;

   -  развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;

   -  знание репертуара для  ансамбля;

   - наличие навыков репетиционно-концертной работы  в качестве члена музыкального коллектива;

   -  повышение мотивации к продолжению  профессионального обучения на инструменте.  

Способы проверки уровня знаний, умений, навыков и формы подведения итогов 

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля успеваемости являются:

  • текущий контроль успеваемости учащихся;
  • промежуточная аттестация;
  • итоговая аттестация.

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник обучающегося. При оценивании учитывается:

- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;

- качество выполнения предложенных заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;

- темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.

Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.

При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических концертах и зачетах.

Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Ансамбль».

К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные задания.

По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».

Критерии оценки качества исполнения 

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.          

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, причиной которых является отсутствие домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

         Методы обучения

Выбор методов обучения  по предмету «Коллективное музицирование: ансамбль» (далее: «Ансамбль») зависит от:

  • возраста обучающихся;
  • их индивидуальных  способностей;
  • от  состава ансамбля;
  • от количества участников ансамбля.

        Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  - словесный (рассказ, объяснение);

  - метод показа;

  - частично – поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной  задачи).

Предложенные методы работы с ансамблем народных инструментов в рамках общеразвивающей образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах.

        

 Описание материально – технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль»

        Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

        В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем народным инструментам должно быть достаточное количество высококачественных оркестровых русских народных инструментов, а также должны быть созданы условия для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.

II. Содержание учебного предмета

        Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые  в  детских школах искусств  – дуэты, трио. Реже – квартеты, квинтеты и т. д.

Ансамбли могут быть составлены  как из однородных инструментов, (только из домр, балалаек, баянов, гитар, гуслей), так и из различных групп инструментов, куда могут входить домра, баян и балалайка, гусли, гитара.

Инструментальный состав, количество  участников в ансамбле могут варьироваться.

Варианты возможных составов ансамблей:

  • Однородные составы:
  • Дуэты
  • Дуэт домристов – домра малая  I, домра малая II (или  домра малая и домра альт – в старших классах 7, 8);
  • Дуэт балалаечников – балалайка прима  I, балалайка прима  II;
  • Дуэт баянистов – баян I, баян II;
  • Дуэт гитаристов – гитара I, гитара II.
  • Трио
  • Трио домристов – домра малая  I, домра малая II , домра альт;
  • Трио балалаечников – балалайка прима I, II, балалайка альт;

балалайка прима, балалайка секунда, балалайка бас (в старших классах);

  • Трио баянистов – баян I , баян II , баян III;
  • Трио  гитаристов - гитара I, гитара II, гитара III;
  • Трио гусляров  – гусли  I, гусли II, гусли III;
  • Квартеты
  • Квартет  домристов – домра малая, домра альт I, домра альт II, домра бас (в старших классах);
  • Квартет балалаечников – балалайка прима  I, балалайка прима II, балалайка секунда, балалайка бас;
  • Квартет баянистов – баян I ,баян II, баян III, баян IV;
  • Квартет гитаристов – гитара  I, гитара II, гитара III, гитара IV;
  • Квартет гитаристов – гитара I, гитара II, гитара III, гитара IV.
  • Квинтеты
  • Квинтет домристов – домра малая  I, домра малая II, домра альт  I, домра альт II, домра бас (лучше балалайка бас);
  • Квинтет балалаечников – балалайка прима  I, балалайка прима II, балалайка секунда, балалайка альт, балалайка бас (лучше контрабас);
  • Квинтет баянистов – (при наличии в школе соответствующих инструментов) – баян  I, баян  II, баян альт,  баян тенор, баян бас;
  • Квинтет гитаристов – гитара I, гитара II, гитара III, гитара IV, гитара V;
  • Квинтет гуслей – гусли I, гусли II, гусли III, гусли IV, гусли V (при наличии в школе гуслей альт, гусли V можно заменить на них).
  • Секстеты
  • Секстет домристов  – домра малая  I, домра малая II , домра альт  I, домра альт II, домра бас I, домра бас II;
  • Секстет балалаечников – балалайка  прима  I, балалайка прима II, балалайка секунда, балалайка альт, балалайка бас, балалайка  контрабас;
  • Секстет баянистов (при наличии в школе соответствующих инструментов) –

сопрано I, сопрано II, баян альт, баян тенор, баян бас, баян контрабас;

         Соответственно по принципу прибавления еще одного инструмента формируются секстет гитаристов и гусляров.

  • Смешанные составы:
  • Дуэты:
  • гитара, баян;
  • домра малая,  гитара;
  • балалайка прима, гитара;
  • Трио:
  • гитара, балалайка прима, баян;
  • домра малая, гитара, баян;
  • домра малая, балалайка секунда, балалайка бас.
  • Квартеты:
  • домра малая, гитара, балалайка прима, баян;
  • домра малая, домра альт, гитара, балалайка бас;
  • домра малая, домра альт, гитара, баян.

  • Квинтеты:
  • домра малая, домра альт, балалайка прима, баян, балалайка бас;
  • домра малая,  домра альт, домра бас, баян, балалайка прима;
  • домра малая, домра альт, балалайка прима, балалайка секунда, балалайка бас.
  • Секстеты:
  • домра малая, домра альт, балалайка прима, гитара, балалайка бас, баян;
  • домра малая, домра альт, балалайка прима, гитара, балалайка контрабас, баян;
  • домра малая, домра альт I, домра альт II, гитара, балалайка прима, баян.

        Также в классе ансамбля практикуется унисонная форма музицирования.

        При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии достаточного числа обучающихся  возможно дублирование определенных партий по усмотрению  руководителя ансамбля.  

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

        

Требования по годам обучения

В  ансамблевой  игре  так  же,  как   и  в  сольном  исполнительстве,  требуются  определенные  музыкально-технические  навыки  владения  инструментом,  навыки  совместной  игры,  такие,  как:

  • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Срок обучения – 6 лет

Годовые требования (гитара)

Второй класс    (1 час  в неделю)


п/п

Раздел

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1.

Учебная художественная – техническая работа

3

1

2

2.

 Музыкально – теоретическая подготовка

5

2

3

3.

Музицирование

26

5

21

ИТОГО

34

8

26

В течение года  ученики должны сыграть 4 пьесы:

Конец октября – контрольный урок –       1 пьеса по нотам,

Середина декабря  – контрольный урок – 1 пьеса наизусть,

Начало  марта  –   контрольный урок   –   1  пьес по нотам,  

Начало  апреля  – зачет  –                         1 пьеса наизусть.    

Пьесы для  дуэта  гитар:

1. «Виноград в саду цветет». Обр. русской народной песни  

2. «Пешеход». Детская песенка. Обр. Ю. Фортунатова

3.  Гайдн  Й. Песня

4.  Гретри  А. Кукушка

Третий класс   (1 час в неделю)


п/п

Раздел

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1.

Учебная художественная – техническая работа

3

1

2

2.

 Музыкально – теоретическая подготовка

5

2

3

3.

Музицирование

26

5

21

ИТОГО

34

8

26

Годовые требования (гитара)

В течение года  ученики должны сыграть 4 пьесы:

Конец октября – контрольный урок –       1 пьеса по нотам,

Середина декабря  – контрольный урок – 1 пьеса наизусть,

Начало  марта  –   контрольный урок   –   1  пьес по нотам,  

Начало  апреля  – зачет  –                         1 пьеса наизусть.

Пьесы для  дуэта  гитар:

1. Маляров В. Хрустальный замок

2. Моцарт  В.А.  Дуэт № 1 (D-dur)

3. «Лук» Чешский народный танец. Обр. А Комаровского

4. «Ивушка». Обр. русской народной песни А. Александрова

Четвертый класс (1 час в неделю)


п/п

Раздел

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1.

Учебная художественная – техническая работа

3

1

2

2.

 Музыкально – теоретическая подготовка

5

2

3

3.

Музицирование

26

5

21

ИТОГО

34

8

26

Годовые требования (гитара)

В течение года  ученики должны сыграть 5 пьес:

Конец октября – контрольный урок –       1 пьеса по нотам,

Середина декабря  – контрольный урок – 1 пьеса наизусть,

Начало  марта  –   контрольный урок   –   2  пьесы по нотам,  

Начало  апреля  – зачет  –                         1 пьеса наизусть.    

Пьесы для  дуэта  гитар:

1. Моцарт В.А.  Дивертисмент №12

2. Марини Б. Куранта

3. Лядов А.  Шуточная

Пьесы для домры и гитары:

1. Милано Ф. де Канцона

2. Марчелло Б. Аллегро из Сонаты d-moll

 

Пятый класс (1 час в неделю)


п/п

Раздел

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1.

Учебная художественная – техническая работа

3

1

2

2.

 Музыкально – теоретическая подготовка

5

2

3

3.

Музицирование

26

5

21

ИТОГО

34

8

26

Годовые требования (гитара)

В течение года  ученики должны сыграть 4 пьесы:

Конец октября – контрольный урок –       1 пьеса по нотам,

Середина декабря  – контрольный урок – 1 пьеса наизусть,

Начало  марта  –   контрольный урок   –   1  пьеса по нотам,  

Конец  апреля  – зачет  –                         1 пьеса наизусть.    

Пьесы для  дуэта  гитар:

1. « У ворот гусли вдарили». Вариации на тему русской народной песни

2. Страделла А. Аллегро

3. Россини Дж.  Пять дуэтов

Пьесы для домры и гитары:

Вивальди А.   Анданте из Концерта для двух мандолин

Пьесы для дуэта  домр и гитары:

Мусоргский  М.  Раздумье

Шестой класс (2 часа в неделю)


п/п

Раздел

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1.

Учебная художественная – техническая работа

3

1

2

2.

 Музыкально – теоретическая подготовка

5

2

3

3.

Музицирование

60

5

55

ИТОГО

68

8

60

Годовые требования (гитара)

В течение года  ученики должны сыграть 4 пьесы:

Конец октября – контрольный урок –       1 пьеса по нотам,

Середина декабря  – контрольный урок – 1 пьеса наизусть,

Начало  марта  –   контрольный урок   –   1  пьеса по нотам,  

Конец  апреля  – зачет  –                         1 пьеса наизусть.    

Пьесы для  дуэта гитар:

1. Моцарт  В.А. Романс из «Маленькой ночной серенады»

2. Тамарин И.  Старинная прялка

Пьесы для домры и гитары:

1. Писарев  Е.  Осеннее настроение

2. Горбенко В.  Вариации в старинном стиле

Пьесы для  дуэта  домр и фортепиано:

1. Польдяев В.  «Старинный дилижанс»

2. Польдяев  В.  Полька – диалог.

3. Городовская  В.  «Пряха». Обр. русской народной песни.

4. Чайковский  П. Чардаш из балета «Лебединое озеро»

Пьесы для дуэта балалайка и гитары:

1. Городовская В. «Памяти Есенина»

2. Шостакович Д. Романс из кинофильма «Овод»

III. Методическое обеспечение учебного процесса

 Методические рекомендации педагогическим работникам

В отличие от  другого вида коллективного музицирования  - оркестра, где  партии,  как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану,  как в обязательной, так и в вариативной части объем самостоятельной нагрузки  по предмету «Ансамбль» составляет 1 час в неделю.

Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично  составить план занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для  индивидуального разучивания  партий с каждым учеником. На начальном этапе  в ансамблях  из трех и более человек рекомендуется репетиции  проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить  использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом. Консультации проводятся с целью подготовки учеников  к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по усмотрению учебного заведения.

Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля  иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении.  При определенных условиях  допустимо участие  в одном ансамбле учеников разных классов (младшие – средние, средние – старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.

В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения  нот с листа желательно знакомство учеников с большим  числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.

На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли  и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.

Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику,  штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.

При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к тематическому разнообразию,  обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а также  на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка -  залог успешных выступлений.

В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.  

 Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая  их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.

IV. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

Учебная литература

Ансамбли   струнных народных инструментов различных составов

  • Ансамбли  для русских народных инструментов. Составитель Шалов А. и Ильин А. Л., 1964
  • Ансамбли  русских народных инструментов. Вып. 4. М., 1973
  • Ансамбли  русских народных инструментов в музыкальной школе. Составитель Дьяконова И. М., 1995
  • «Ансамбли  русских народных инструментов». И. Обликин. Дуэты, трио, квартеты домр. Вып.1. М., 2004
  • Джулиани М. Концертный дуэт для домры и гитары. С-П., 2000
  • Играют ансамбли русских народных инструментов. Вып. 1. 1980
  •  «Играем вместе» Пьесы для балалайки в сопровождении фортепиано  и дуэта домра - балалайка учащихся ДМШ.  Составители Бурдыкина Н. и Сенин И. Вып. 1. М., Аллегро, 2008
  • «Играем вместе» Пьесы для ансамблей народных инструментов. ДМШ. М., 2005
  •  Избранные произведения для смешанных ансамблей русских народных инструментов. Вып. 13. М.. 1970
  •  Избранные произведения для смешанных ансамблей русских народных инструментов. М., 1983
  •  Из репертуара квартета русских народных инструментов. « Сказ». М., 1979
  •  Инструментальные ансамбли для русских народных инструментов. Вып .1. М., 1972
  •  Инструментальные ансамбли. М., 1978
  •  Инструментальные ансамбли. Вып. 2. М., 1973
  •  Инструментальные ансамбли. Составитель Гевиксман В. М.,1973
  •  «Легкие дуэты». Составитель Ногарева Ю. С-П., 1999
  • Напевы звонких струн. Вып. 1. М., 1980
  •  Напевы звонких струн. Вып. 2. М., 1981
  •  Напевы звонких струн. Вып. 3. М., 1982
  •  «От соло до квартета» Пьесы для малой  домры в ансамбле с альтовой домрой, гитарой, баяном. Составитель Потапова А. С-П., 2005
  •  Педагогический репертуар для  ансамблей. Вып.1. Составитель и редакция Лачинова А. и Розанова В. М., 1966
  •  Педагогический репертуар для  ансамблей. Вып.2. Составитель Розанов В. М., 1966
  • Педагогический репертуар для  ансамблей домры и гитары. Средние классы ДМШ и ДШИ. Составители Потапова А., Донских В. С-П., 2002
  •  Произведения зарубежных композиторов. Переложение для скрипки и гитары Возного В. С–П., 2007
  •  Произведения зарубежных и отечественных композиторов. Переложения для трехструнной домры и фортепиано. Для старших классов ДМШ. Составитель Потапова Л. К., 2010
  • Пьесы для ансамблей народных инструментов. М.,1961
  •  Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 4. Л., 1985
  •  Пьесы для ансамблей народных инструментов Составитель  Болдырев И. М.,1962
  •  Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.2. Составитель Мурзин В. М., 1960
  •  Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.3. Составитель Гнутов В. 1961
  •  Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.4. Составитель  Сорокин М., 1963
  •  Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.5. М.,1964
  •  Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.6. М.,1965
  •  Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.7. М.,1967
  •  Пьесы для ансамблей домр. Вып.3. М., 1964
  •  Пьесы для ансамблей смешанного состава. Вып. 6. М., 1965
  •  Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. М.,1963
  •  Пьесы для ансамблей русских народных инструментов.  Вып. 4. М.,1985
  •  Пьесы для ансамблей домр в сопровождении фортепиано М., 2007
  •  Пьесы для домры и гитары ДМШ. С-П., 2004
  •  Пьесы для дуэта домр в сопровождении фортепиано. Составитель Польдяев В.М.. 2010
  •  Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. М., 1963
  •  Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 1. Смешанные ансамбли. М., 1966
  •  Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 5. Пьесы для шестиструнных гитар. М., 1967
  •  Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 6. Струнные ансамбли. М., 1966
  •  Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 7. Струнные ансамбли. М., 1967
  •  Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 7. Струнные ансамбли. М., 1967
  •  Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 8.    М., 1967
  •  Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып 11. Ансамбли шестиструнных гитар. М., 1968
  •  Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 13. Струнные ансамбли. М., 1970
  •  Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 16. М., 1971
  •  Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 19 Смешанные ансамбли.  Составитель Розанов В. М., 1972
  •  Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 24. Смешанные ансамбли.  Составитель  Евдокимов  В. М., 1974
  •  Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 26. Составитель Гаврилов Л. М., 1975
  •  Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 27. Составитель  Розанов В.  М., 1975
  •  Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 29. Составитель  Розанов В.  М., 1977
  •  Русский народный ансамбль. М., 1972
  •  Сборник пьес. М., 1932
  •  Сборник произведений для инструментальных ансамблей. Л., 1960
  •  Смешанные ансамбли  русских народных инструментов. Вып.2. М., 1970
  •  Смешанные ансамбли  русских народных инструментов. Вып.3. М., 1972
  •  Смешанные ансамбли  русских народных инструментов. Вып.4.М., 1973
  •  Смешанные составы ансамблей  русских народных инструментов. Вып.5. М., 1974
  •  Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.7. Составитель Викторов В., Нестеров В.  М., 1976
  •  Смешанные ансамбли  русских народных инструментов. Вып.8. М., 1977
  •  Смешанные ансамбли  русских народных инструментов. Вып.10. М., 1980
  •  Смешанные ансамбли  русских народных инструментов. Вып.11. М., 1981
  •  Смешанные ансамбли  русских народных инструментов. Вып.12. М., 1982
  •  Смешанные ансамбли  русских народных инструментов. Вып.19. М., 1972
  •  Смешанные ансамбли  русских народных инструментов. Вып.24. М., 1974
  •  Хрестоматия для ансамблей. Вып. 1.  Составители  Лачинов А., Розанов В. М., 1965
  •  Хрестоматия домриста (трехструнная домра). ДМШ 1-3 классы. Составитель Евдокимов В. М., 1989
  •  Хрестоматия домриста (трехструнная домра) ДМШ 4-5 классы. Составитель Евдокимов В. М., 1990
  •  Хрестоматия для домры и фортепиано. Младшие классы ДМШ. Составитель Быстрицкая Л. С-П., 2005
  •  Шелков Н. Сборник произведений  для инструментальных ансамблей. М., 1960
  •  Шесть пьес для двух балалаек с фортепиано. Л., 1960

 Ансамбли   русских  народных инструментов смешанного состава

  •  Ансамбли   русских  народных инструментов. Вып. 4. М.,1973
  •  Ансамбли   русских  народных инструментов. Вып. 5. М.,1974
  •  Ансамбли   русских  народных инструментов. Вып. 6. М.,1975
  • Избранные произведения для смешанных ансамблей   русских  народных инструментов. М., 1983
  • Педагогический репертуар для ансамблей. Вып. 2. Составители Лачинов А., Розанов В. М., 1966
  • Педагогический репертуар для ансамблей. Вып. 3. Составители Лачинов А., Розанов В. М., 1968  
  • Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 1. М.,1977
  • Популярная  музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 2. М.,1979
  • Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.3. М.,1980
  • Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.4. М., 1981
  • Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.7. М., 1984
  • Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 4. Л., 1985
  • Пьесы для трио русских народных инструментов. Составитель Блинов Ю. М., 1960
  • Пьесы для трио русских народных инструментов. Составитель Иванов Н. М., 1961
  • Пьесы для трио русских народных инструментов. Составитель Тонин А. М., 1962
  • Пьесы и песни для эстрадного ансамбля. Составитель  Марьин А.  М., 1962
  • Пьесы, народные песни  и танцы. Вып. 1. Составитель Лондонов П. М., 1961
  • Пьесы, народные песни  и танцы. Вып 2. Составитель Мурзин В.  М., 1963
  • Пьесы, народные песни  и танцы. Вып.3. Составитель Мурзин В. М., 1964
  • Пьесы, народные песни  и танцы. Вып.4. Составитель  М., 1965
  • Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.1. М., 1963
  • Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.7. М., 1967
  • Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.12. М., 1967
  • Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.13. М., 1970
  • Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.19. М., 1971
  • Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 20. М., 1972
  • Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 22. М., 1973
  • Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 26. Составитель Гаврилов Л.-М., 1975
  • Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 27. Составитель  Розанов В.  М., 1975
  • Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 29. Составитель  Розанов В.  М., 1977
  • Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 30. Составитель  Гаврилов Л.  М., 1978
  • Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.31.Составитель  Гаценко А.  М., 1978
  • Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.32. Составитель Розанов В. М., 1979
  • Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.33. Составитель Розанов В.  М., 1981
  • Сборник произведений для инструментальных ансамблей. М., 1960
  • Смешанные  ансамбли   русских  народных инструментов. Вып.1. 1969
  • Смешанные  ансамбли   русских  народных инструментов. Вып.5. 1974
  •  Смешанные  ансамбли   русских  народных инструментов. Вып.8. 1974
  • 50. Смешанные  ансамбли   русских  народных инструментов. Вып.10.  1980
  • 51. Смешанные  ансамбли   русских  народных инструментов. Вып.11.  1981
  • 52. Смешанные  ансамбли   русских  народных инструментов. Вып.12.  1982

 Методическая литература

    1. Васильев Ю. Широков А. Рассказы о русских народных инструментах М., 1986

    2. Демидов А. Вопросы формирования ансамбля русских народных инструментов. Вопросы исполнительства на народных инструментах. Вып.1.С- П., 2004

    3. Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. М., 1987

    4. Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов М., 1984

    5. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. М., 1999

    6. Методика обучения игре на народных инструментах. Составитель Говорушко П. М., 1975

    7. Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания дирижера. Сборник трудов. Вып. 85. Составитель Зиновьев В.  М., 1986

    8. Поздняков А. Работа дирижера с оркестром русских народных инструментов. Методические указания для студентов – заочников отделений  народных  музыкальных инструментов высших учебных заведений и училищ. М.,1964

    9. Попонов В. Русская народная инструментальная музыка. М.. 1984

    10. Пересада А. Оркестры русских народных инструментов. Справочник. М., 1985

    11. Ушенин В. Работа со смешанным ансамблем русских народных инструментов в ВУЗе. Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах М., 1984

    12. Шишаков Ю. Инструментовка для русского народного оркестра. Учебное пособие. М., 2005