Доклад на тему "Штриховая техника скрипача"
В докладе подробно освещены проблемы постановки правой руки при освоении штрихов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shtrihi.docx | 29.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Симферопольская детская музыкальная школа №3
им. Ю. Богатикова»
Республика Крым
ДОКЛАД
" Штриховая техника скрипача".
Составила и провела: Cоловьёва Н.Г.
преподаватель по классу скрипки детской музыкальной
школы № 3 им.Ю.Богатикова
г. Симферополь
9 ноября 2015 г.
ПЛАН
1. Введение.
2. Освоение штриха Detashe.
3. Работа над штрихом Legato.
4. Работа над штрихом Martelle.
5. Прыгающие штрихи:
1) Spiccato,
2) Sautille.
ШТРИХОВАЯ ТЕХНИКА.
(DETAСHE ,LEGATO,MARTELLE,SPICCATO,SAUTILLE)
При работе над штрихами важно обратить внимание ученика на те положении правой руки, которые целесообразны пред началом штриха и после его з авершения, что нередко опускается педагогом из поля зрения. Однако - это имеет чрезвычайно большое значение как для выработки высоко совершенной штриховой техники,так и для артистизма исполнения.
Перед началом штрихового движения правая рука скрипача должна быть не просто свободной , а находиться в определённом состоянии мышечной готовности и в положении из которого удобно естественно начать штриховое движение без каких бы то ни было добавочных перемещени Педагог должен знать, что первым условием правильной постановки является свободное состоянии всех мышц. При о свобождённых мышцах уч-ся без особых трудностей с помощью педагога найдёт наиболее рациональное , естественное положение рук при держании инструмента, а также в игровых навыках. По этому вопросу освобождение мышц от излишнего напряжения педогог должен уделять самое с ерьёзное и пристальное внимание. Следует п остоянно следить за состоянием мышц корпуса и рук,контролировать это состояние и ,главное научить ребёнка
управлять своими мышцами. В э той связи следует указать на целесообразность придварительных упражнений без инструмента.Цель этих упражнений :
1) Освободить корпус, плечевой пояс, предплечие, кист ь и пальцы обеих рук от излишнего напряжения,
2) Развить в ученике навыки самоконтроля над мышцами , т. е. умение различать состояние напряжённости и свободы этих мышц.
3) Максимально приблизить движения левой и правой рук к игровым движениям на скрипке.
Для освобождения физ. Состояния большое значение имеет дыхание. Нарушения ритма дыхания утомляет исполнителя ,и в конечном счёте, отрицательно скажется на исполнении.
В просцессе выполнения штриховых движений, работа мышц должна быть наиболее экономной. Желательно, чтобы в рамках движения мышцы напрягались импульсивно и кратковременно. Тогда возможно максимально использовать движение по инерции, а также естественный вес смычка, пружину его трости. При этом не только между штрихами ,но и внутри одного штрихового движения мышцы могут получить время на отдых. Усталось мышц и их "переигрывание" получается именно из - за переутомления их не столько часами занятий, сколько физиологически неправильным режимом , отсутствием необходимого отдыха.
В процессе работы над штрихом следует исходить именно из их художественной цели. Художественная цель должна быть ясной и доступной для возраста уч-ся форме поставлена перед ним. Разумное осознание её желательно ещё до начала изучения штриха. Тогда не будет исключено из практики встречающего иногда стремления педагога выработать у ученика а бстрактный штрих без раскрытия его
музыкальной цели. Для у спешной выработки штриха большое значение имеет наличие опережающего художественного представления, т.е. внутреннего слышания того высокохудожественного звукового результата ,которого следует достичь. Ести это внутренний художественный идеал будет высок , то нет преграды к постепенному совершенствованию реального исполнения , его "подтягиванию" к нужному уровню.
Представление о каждом отдельном штрихе не ограничевается его однозначным определением : legato - связный , detaсhe - раздельный, spiccato - прыгающий и т. д. - эти определения весьма условны и далеко не исчерпывают возможностей выражения бесконечного разнообразия тончайших муз ыкальных оттенков, присущих каждому штриху.
Detaсhe – один из наиболее часто применяющихся штрихов. В качестве общей характерной черты следует выделить волевую действенность ,поступательность движения, активность развития, которые выявляются и подчёркиваются этим штрихом.
Наиболее масштабным видом штриха является так называемое grand detashe – целым смычком . Его хорошо использовать при движении четвертями в героических, величественных эпизодах.
Виды деташе могут отличатся не только скоростью исполнения, использованием колличества смычка, звуковыми нюансами, но и различными степенями слитности, декламационности, маркированности.
При исполнении detashe должно быть видно «погружение» волоса в струну в начале штриха и ослабление нажима волоса в конце. При движении вверх, особенно целым смычком , важно сознательно сильнее совершать акценты вверх смычком, а у колодки в большей
степени снимать нажим смычка с омощью мизинца и облегчение плотности прилегания к трости указательного пальца.
При игре detaсhe поочерёдно на разных струнах локоть лучше держать на уровне нижней струны , а верхние «доставать» кистью, и некоторым опусканием предплечья. Следует также учитывать , что на нижних струнах нажим в «струну» н еобходимо делать глубже и дальше по времени,ч ем на верхних.
Данный штрих целесообразно изучать сначала частями смычка, а затем целым. Следует постоянно следить за равномерностью движения смычка по струнам и его распределением .
ШТРИХ LEGATO – один из с амых широко распостранённых приёмов и гры, он выявляет сущность природы скрипки – е ё возможность плавно , выразительно петь бесконечную мелодию.
Необходимо важно , чтобы ученик с самого начала постиг импульс свободного ведения смычка в legato. При игре необходимо следить за равномерным движением смычка по струне. Во время атаки второго звука не должно быть рывка смычком и дополнительного нажатия на него.С целью ослабления хватательного движения и напряжённости левой руки ученику можно предложить совершить перенос руки в более высокие позиции ( до пятой). Плавное течение звука в legato бывает нарушено резкими вибрационными импульсами каждого залигованного звука. Также влияет на качество звучания подготовка и задержание пальцев левой руки при соединении штрихом струн. Влияние оказывает характер постановки пальцев левой руки и вибрации. Так , фразами мягкого напевного характера должна соответствовать округлая постановка пальцев.
При и зучении штриха легато желательно добиться того , чтобы движение смены смычка совершалось одинаково легко и незаметно в различных его частях ,при перемене направления движения в любую сторону.
В числе штрихов, широко представленных в сольной, камерной и оркестровой литературе, следует назвать МARTELE, SPIKKATO и SAUTILLE.
Martelle - (буквальный перевод –отбиваемый молотком ) озачает острый. Акцентированный штрих, исполняемый раздельными движениями смычка вверх и вниз. Martelle - исполняется по принципу detashe с остановками, но начинается с резкого "укола" струны, совершаемого нажимом указательного пальца с помощью небольшого вращательного движения предплечья, одновременно с импульсом горизонтального проведения смычка. Приготовление нажима в паузе перед звуком, как правило нежелательно, так как оно мешает свободному окончания штриха и освобождению руки перед новым дижением. Острота атаки достигается плотной опорой смычка о струну в момент начала движения смычка и его быстрого проведения. При этом должно сохранятся направление двтжения ,параллельное подставке.Движение осуществляется как бы рывком хорошо амортизирующими пальцами правой руки.Большую выразительность штриху придаёт сочетание атаки с вибрационным импульсом, совершаемым левой рукой. Остановки между сменами смычка должны возникать как бы сами собой: после рывка движение руки продолжается по инерции и не поддерживаемое мыщцами – разгибателями , естественно прекращается.Отсюда и возникает остановка.”Правильное исполнение штриха, - пишет А.В.Броун, - возможно при предельно свободном состоянии плечевого
сустава. Нажим должен исходить только от пронирующего предплечья” . Во время паузы подготавливается следующий звук падением пальца на струну и установкой смычка в нужном месте. Изучение штриха martelle начинается на открытых струнах ,затем подключются упражнения на одной струне, а после уже с перходами на другие струны.
В зависимости от художественной задачи martelle может по характеру звучания приближаться к маркированному detashe, spiccato и portato.
Темп целесообразо использовать сначала медленный. По мере овладения штрихом темп может быть увеличен при внимательном контроле за сохранением рельефных качеств, без которых martele теряет свои выразительные особенности. Первоначальное martele целесообразно изучать в верхней половине смычка.
Spiccato - наиболее распостранённый прыгающий штрих. Spuccato возможно исполнять, начиная от самого медленного т емпа и до определённого предела.
Добиваясь чистого , без призвуков звука в штрихе spiccato нужно найти подходящий для данного материала и ньюанса угол прикрсновения смычка к струне и размер отрезка смычка проводимого по струне.
Наиболее удобно место для исполнения штриха - зона центра тяжести смычка . Здесь прекрасно п олучается spiccato средней длины в ньюансе mf. При игре на f используется нижняя часть смычка, а для мелкого в p - его середину. Недостаточно активный бросок приводит к рыхлому " мазаному " штриху , не имеющего должного рельефно - звонкого звучания. При исполнении spiccato огромное значение имеет свобода кисти. Её скованное состояние здесь ещё в большей степени, чем в
других штрихах, отрицательно сказывается на результате. При достижении хороших результатов при игре по отдельности в каждую сторону , можно перейти к изучению последовательности spiccato вверх и вниз, но в начале с большими паузами.
SAUTILLE - представляет собой мелкое spiccato в быстром темпе, но не следует его считать просто быстрым вариантом spiccato , так как способы исполнения различны.
В sautille исходным положением смычка является его опора на струну , от которой происходит его отскок , а в spiccato смычок удерживается над cтруной. Sautille исполняется в быстром темпе в середине смычка или немного выше,а в более спокойном - ближе к центру тяжести.
Так же часто наблюдается неровность и ритмическая неустойчивость штриха из - за разницы в атаке звука вниз и вверх смычком , рекомендуется тренироваться на триольном рисунке , где сильные доли чередуются вниз и вверх.
Наиболее целесообразно добиться соединения в штрихе движения предплечья ( мелкого detashtе) c добавлением небольшого , но сознательного движения кисти , следует научиться переходить с detashe на sautille как постепенно , так и контрастно.
Останавливаясь на выразительной роли штрихов, можно рассматривать их как средство расчленённого и слитного произнесения звуков. Значение этого приёма для музыкального воплощения того или иного характера можно использовать на примере превращения одного и того же музыкального материала на основе изменения штриха.
Список литературы:
1. Кюхлер Ф. "Техника правой руки скрипача".К.,1974г.
2. Ширинский А. А. "Штриховая техника скрипача".М.,1983г.
3. Юрьев А. Ю. "Виражальнi можливостi скрипкових штрихiв”.Л.,1973г.
4. Полянский Ю. А.,Меламед П.Р.,Мурзина Е.И. " Воспитание и
обучение в ДМШ,скрипка виолончель".К.,"Музична Украiна",1988г.
5. Шульпяков О.Ф. "Техническое развитие музыканта
исполнителя".Л.,1973г.