Беседа - концерт "Симфоническая музыка"

Новосёлова Лилия Васильевна

Учебно-позновательное мероприятие для учащихся средних классов. Целью которого является знакомство детей с симфонической музыкой и симфоническим оркестром, привлечение учащихся к исполнению классической музыки сложных форм в обработке для фортепиано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda-kontsert_simfonicheskaya_muzyka.docx248.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Беседа – концерт «Симфоническая музыка»

Цель:

  1. Познакомить с особенностями симфонической музыки.
  2. Рассказать об особенностях симфонического оркестра.
  3. Роль дирижера в оркестре.
  4. Группы инструментов симфонического оркестра.

        

Слово «симфония» с греческого языка переводится как «созвучие». И действительно, звучание множества инструментов в оркестре только тогда можно назвать музыкой, когда они созвучны, а не издают звуки каждый сам по себе.

Слушание.

        Муз. исполнение.

В Древней Греции так называли приятное сочетание звуков, совместное пение в унисон. В Древнем Риме так стал называться уже ансамбль, оркестр. В средние века симфонией называли светскую музыку вообще и некоторые музыкальные инструменты.

У слова есть и другие значения, но все они несут в себе смысл соединения, сопричастности, гармоничного сочетания; например, симфонией называют также сформированный в Византийской империи принцип взаимоотношения церкви и светской власти.

Но сегодня мы будем говорить только о музыкальной симфонии.

Итак, классическая симфония – это музыкальное произведение в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром.

В симфонию (помимо симфонического оркестра) может быть включён хор и вокал. Существуют симфонии-сюиты, симфонии-рапсодии, симфонии-фантазии, симфонии-баллады, симфонии-легенды, симфонии-поэмы, симфонии-реквиемы, симфонии-балеты, симфонии-драмы и театральные симфонии как разновидность оперы.

Муз. исполнение.

В классической симфонии обычно 4 части:

первая часть - в быстром темпе (аллегро), в сонатной форме;

вторая часть - в медленном темпе, обычно в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты, сложной трёхчастной, реже в форме сонаты;

третья часть - скерцо или менуэт — в трёхчастной форме da capo с трио (то есть по схеме A-trio-A);

четвёртая часть - в быстром темпе, в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.

       Муз. исполнение.

Но уже во второй половине XIX в. строгие формы симфонии начали изменяться. Необязательной стала четырёхчастность: появилась одночастная симфония (Мясковский, Борис Чайковский), симфония из 11 частей(Шостакович) и даже из 24 частей (Хованесс). Классический финал в быстром темпе был потеснён медленным финалом (Шестая симфония П.И. Чайковского, Третья и Девятая симфонии Малера).

Муз. исполнение.

 Программная симфония – это симфония с определенным содержанием, которое изложено в программе или выражено в названии. «Медведь», «Школьный учитель», «Детская» - Й.Гайдна, «Юпитер» В.Моцарта. Если в симфонии присутствует название, тогда данное название и является минимальной программой.

Слушание.

Из истории симфонии

Создателем классической формы симфонии и оркестровки считается Й. Гайдн. Его справедливо называют «отцом симфонии», великим основателем классической инструментальной музыки и родоначальником современного оркестра. Создавая такие жанры, как симфонии он проявил себя смелым и решительным новатором. Его симфонии получили наиболее совершенную, классическую форму и окончательно сформировались в четырехчастный цикл с определенной последовательностью частей. 

Й. Гайдн

Й. Гайдн

Значительный вклад в развитие симфонии внесли В.Моцарт и Л.Бетховен. Этих композиторов называют «венскими классиками».

Моцарт писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, особое значение придавал опере, но большое внимание уделял и симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Моцарт создал более 50 симфоний. Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»).

Муз. исполнение.

В. Моцарт

В.А. Моцарт

Бетховен создал 9 симфоний, но в смысле развития симфонической формы и оркестровки он может быть назван крупнейшим композитором-симфонистом классического периода. В его Девятой симфонии, самой известной, слиты сквозной темой в одно целое все её части. В этой симфонии Бетховен ввёл вокальные партии, после чего это стали делать и другие композиторы. В форме симфонии сказал новое слово Р. Шуман.

Муз. исполнение.

К. Шлоссер

К. Шлоссер "Бетховен за работой"

Симфонический оркестр

Его состав, как мы уже сказали, сложился в эпоху венских классиков.

Иногда в состав оркестра включаются и другие инструменты: арфа, фортепиано, орган (клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый крупногабаритный вид музыкальных инструментов), челеста (небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент, внешне похожий на пианино, звучащий наподобие колокольчиков), клавесин.

Большой симфонический оркестр может включать в себя до 110 музыкантов, малый – не более 50.

Решение о том, как рассадить оркестр, принимает дирижёр. Расположение исполнителей современного симфонического оркестра направлено к достижению слитной звучности. В 50-70 гг. XX в. получила распространение «американская рассадка»: слева от дирижёра помещаются первые и вторые скрипки; справа – альты и виолончели; в глубине – деревянные и медные духовые, контрабасы; слева – ударные.

Расположение симфонического оркестра

Рассадка симфонического оркестра

        Муз. исполнение (симфоническая музыка в обработке для фортепиано).