Сценарий театрализовано-интерактивного действа «Масленица»

В основе действа -  интерактивная  игра, в которой раскрывается содержание одного из самых любимых народных праздников – Масленицы. Игра строится как последовательное, логически выстроенное действо, в котором  рассказывается  о каждом  из 7 дней Масленицы. Сначала предлагается  краткое содержание дня,  этот материал   поддерживается, иллюстрируется музыкальными номерами или играми. Игры направлены  прежде всего на активизацию зала – и детей, и взрослых. Музыкальные номера, исполняющиеся на сцене,      подготовлены заранее исполнителями, другие являются импровизационными – в них могут участвовать и дети, и взрослые   зрители. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maslenitsa.doc41.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Театрализовано-интерактивное действо

«Масленица»

(краткое структурно- логическое содержание)

Место проведения: ГБУ ДОД Центр творческого развития и гуманитраного образования «На Васильевском» (театрально-конецертный комплекс)

Дата: 15 марта 2013 г.

Длительная досуговая программа: «Русь праздничная»

Детский оркестр «Млада»

В основе действа -  интерактивная  игра, в которой раскрывается содержание одного из самых любимых народных праздников – Масленицы. Игра строится как последовательное, логически выстроенное действо, в котором  рассказывается  о каждом  из 7 дней Масленицы. Сначала предлагается  краткое содержание дня,  этот материал   поддерживается, иллюстрируется музыкальными номерами или играми. Игры направлены  прежде всего на активизацию зала – и детей, и взрослых. Музыкальные номера, исполняющиеся на сцене,      подготовлены заранее исполнителями, другие являются импровизационными – в них могут участвовать и дети, и взрослые   зрители.

Цель мероприятия 

• вовлечение учащихся, в творческий процесс, основой которого является формирование бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, через участие в народном праздничном  цикле Масленица.  

Задачи:

Обучающие:

• формирование целостного представления у детей о русском праздничном обряде Масленица и обычаях этого цикла (недели);

• использование детьми навыков игры на музыкальном инструменте в театрализованном действе, повышение уровня исполнительского мастерства;

• подготовка детей к выступлению на сцене как одной из форм их творческого самовыражения и самореализации.

Воспитательные:

• сохранение, развитие и популяризация  традиционной культуры Руси, приобщение подрастающего поколения к самобытной национальной культуре;

• воспитание исполнителя, обладающего высоким художественно-эстетическим вкусом, интересующегося русскими народными традициями и обрядами;

• формирование нравственной позиции ребенка, толерантности.

Развивающие:

• создание условий для  развития интереса к русской культуре у детей и родителей, в условиях совместной творческой работы (ребенок –родитель – педагог);

• создание условий для выявления и реализации индивидуальности воспитанника, его музыкальных и культурно-эстетических ценностей.

Содержание

Сценарный ход построен на толковании значения каждого дня праздничной недели: «встреча Масленицы», «Заигрыши», «Лакомка», «Широкий разгул», «Тещины вечерки», «Золовкины посиделки», «Прощеное воскресенье», «Проводы Масленицы».

Экспозиция:

Встреча гостей (зрителей): Ведущие 2 скомороха-потешника в народных костюмах, в виде юмористического диалога представляют понятие «масленица», значение этого праздника как провода зимы и встречи весны. Сюда включен веселый танец с коровой студии «Апельсин», исполняется музыкальный номер ансамбля народных инструментов с р.н.п. «Коробейники».

Завязка:

Первый день - встреча Масленицы обыгрывается ведущими в интерактивном общении со зрительным залом при помощи отгадывания окончания пословиц и поговорок по данной теме, наряжается кукла-чучело Масленицы.

Переходом к музыкальному номеру гостей (русская былина в сопровождении гуслей) служит рассказ о традиции русского народа в этот день начинать ходить в гости к друзьям и родственникам на блины.

Второй день – Заигрыши, в этот день начинались безудержные игры и забавы. Конкурс загадок, в ходе которого выясняются какие именно виды игр входили в традиционные развлечения русского народа.

Исполняется музыкальный номер аккордеонистов с обработкой народной плясовой мелодии.

Третий день – Лакомка  – угощение блинами, сопровождается показом видеоряда по теме под музыкальные обработки народных песен в исполнении современных народно-инструментальных ансамблей и оркестров.

Четвертый день – Широкий разгул - представляют дети традиционной народной аутентичной сценкой «Петрушка и Цыганка», затем следует рассказ скоморохов о ярмарках и кулачных боях; шуточный музыкальный номер в исполнении дуэта домристов.

Пятый день – Тёщины вечерки и шестой – Золовкины посиделки обыгрываются в конкурсе для взрослых на знание слов – категорий семейного родства. Переходом к кульминации служит музыкальный номер «Россияночка» в исполнении ансамбля баянистов и аккордеонистов.

Кульминация:

Седьмой день – Прощеное воскресение, Проводы Масленицы – в былинном торжественном стиле скоморохи рассказывают о последнем дне праздника, на сцену приглашается хор мальчиков, исполняется «Звон» Гречанинова.

Проводится интерактивный опрос по теме следующего их музыкального номера – «Тили-бом» Стравинского – на знание сказки. Затем приглашаются гости – фольклорный ансамбль «Роднички», который представляет традиционные аутентичные фольклорные песни, исполняющиеся на Масленицу.

Действие заканчивается большой праздничной кадрилью с участием зрителей, сжиганием на улице чучела Масленицы.

Технологии (методы и приемы активизации):

Демонстрация видеоматериалов, подготовленных детьми по теме, исполнение музыкальных номеров воспитанниками, интерактив – технология игрового обучения с участниками и зрителями (загадки, конкурсы, танцы).

Ресурсное обеспечение:

Сопровождение показом видео ряда со слайдами на масленичную тематику и народной русской музыкой.

Декорации: оформления стенда – национальный костюм  - сарафан, кокошник. Стол с самоваром, бубликами, национальной посудой. Стилизованные куклы.

Наличие проектора, экрана, компьютера, микрофонов, свето-техники.

Звукорежиссер.

Ожидаемые результаты:

В результате участия в таком мероприятии ребенок:

       -  повысит   интерес  и практически приобщится  к русской народной культуре, узнает много интересного и содержательного о традиционном масленичном обряде;

       - приобретет опыт заботливого отношения к  сохранению, развитию и популяризации  традиционной культуры Руси;

       -   примет активное участие в подготовке и проведении русского народного праздника;

       -    овладеет  навыками организации и проведения досуга в коллективе;

       -  разовьет   позитивные личностные качества, способствующие росту нравственности,  проявлению толерантности, самосознания.