Сценарий театрализовано-интерактивного действа «Масленица»
В основе действа - интерактивная игра, в которой раскрывается содержание одного из самых любимых народных праздников – Масленицы. Игра строится как последовательное, логически выстроенное действо, в котором рассказывается о каждом из 7 дней Масленицы. Сначала предлагается краткое содержание дня, этот материал поддерживается, иллюстрируется музыкальными номерами или играми. Игры направлены прежде всего на активизацию зала – и детей, и взрослых. Музыкальные номера, исполняющиеся на сцене, подготовлены заранее исполнителями, другие являются импровизационными – в них могут участвовать и дети, и взрослые зрители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.doc | 41.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Театрализовано-интерактивное действо
«Масленица»
(краткое структурно- логическое содержание)
Место проведения: ГБУ ДОД Центр творческого развития и гуманитраного образования «На Васильевском» (театрально-конецертный комплекс)
Дата: 15 марта 2013 г.
Длительная досуговая программа: «Русь праздничная»
Детский оркестр «Млада»
В основе действа - интерактивная игра, в которой раскрывается содержание одного из самых любимых народных праздников – Масленицы. Игра строится как последовательное, логически выстроенное действо, в котором рассказывается о каждом из 7 дней Масленицы. Сначала предлагается краткое содержание дня, этот материал поддерживается, иллюстрируется музыкальными номерами или играми. Игры направлены прежде всего на активизацию зала – и детей, и взрослых. Музыкальные номера, исполняющиеся на сцене, подготовлены заранее исполнителями, другие являются импровизационными – в них могут участвовать и дети, и взрослые зрители.
Цель мероприятия
• вовлечение учащихся, в творческий процесс, основой которого является формирование бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, через участие в народном праздничном цикле Масленица.
Задачи:
Обучающие:
• формирование целостного представления у детей о русском праздничном обряде Масленица и обычаях этого цикла (недели);
• использование детьми навыков игры на музыкальном инструменте в театрализованном действе, повышение уровня исполнительского мастерства;
• подготовка детей к выступлению на сцене как одной из форм их творческого самовыражения и самореализации.
Воспитательные:
• сохранение, развитие и популяризация традиционной культуры Руси, приобщение подрастающего поколения к самобытной национальной культуре;
• воспитание исполнителя, обладающего высоким художественно-эстетическим вкусом, интересующегося русскими народными традициями и обрядами;
• формирование нравственной позиции ребенка, толерантности.
Развивающие:
• создание условий для развития интереса к русской культуре у детей и родителей, в условиях совместной творческой работы (ребенок –родитель – педагог);
• создание условий для выявления и реализации индивидуальности воспитанника, его музыкальных и культурно-эстетических ценностей.
Содержание
Сценарный ход построен на толковании значения каждого дня праздничной недели: «встреча Масленицы», «Заигрыши», «Лакомка», «Широкий разгул», «Тещины вечерки», «Золовкины посиделки», «Прощеное воскресенье», «Проводы Масленицы».
Экспозиция:
Встреча гостей (зрителей): Ведущие 2 скомороха-потешника в народных костюмах, в виде юмористического диалога представляют понятие «масленица», значение этого праздника как провода зимы и встречи весны. Сюда включен веселый танец с коровой студии «Апельсин», исполняется музыкальный номер ансамбля народных инструментов с р.н.п. «Коробейники».
Завязка:
Первый день - встреча Масленицы обыгрывается ведущими в интерактивном общении со зрительным залом при помощи отгадывания окончания пословиц и поговорок по данной теме, наряжается кукла-чучело Масленицы.
Переходом к музыкальному номеру гостей (русская былина в сопровождении гуслей) служит рассказ о традиции русского народа в этот день начинать ходить в гости к друзьям и родственникам на блины.
Второй день – Заигрыши, в этот день начинались безудержные игры и забавы. Конкурс загадок, в ходе которого выясняются какие именно виды игр входили в традиционные развлечения русского народа.
Исполняется музыкальный номер аккордеонистов с обработкой народной плясовой мелодии.
Третий день – Лакомка – угощение блинами, сопровождается показом видеоряда по теме под музыкальные обработки народных песен в исполнении современных народно-инструментальных ансамблей и оркестров.
Четвертый день – Широкий разгул - представляют дети традиционной народной аутентичной сценкой «Петрушка и Цыганка», затем следует рассказ скоморохов о ярмарках и кулачных боях; шуточный музыкальный номер в исполнении дуэта домристов.
Пятый день – Тёщины вечерки и шестой – Золовкины посиделки обыгрываются в конкурсе для взрослых на знание слов – категорий семейного родства. Переходом к кульминации служит музыкальный номер «Россияночка» в исполнении ансамбля баянистов и аккордеонистов.
Кульминация:
Седьмой день – Прощеное воскресение, Проводы Масленицы – в былинном торжественном стиле скоморохи рассказывают о последнем дне праздника, на сцену приглашается хор мальчиков, исполняется «Звон» Гречанинова.
Проводится интерактивный опрос по теме следующего их музыкального номера – «Тили-бом» Стравинского – на знание сказки. Затем приглашаются гости – фольклорный ансамбль «Роднички», который представляет традиционные аутентичные фольклорные песни, исполняющиеся на Масленицу.
Действие заканчивается большой праздничной кадрилью с участием зрителей, сжиганием на улице чучела Масленицы.
Технологии (методы и приемы активизации):
Демонстрация видеоматериалов, подготовленных детьми по теме, исполнение музыкальных номеров воспитанниками, интерактив – технология игрового обучения с участниками и зрителями (загадки, конкурсы, танцы).
Ресурсное обеспечение:
Сопровождение показом видео ряда со слайдами на масленичную тематику и народной русской музыкой.
Декорации: оформления стенда – национальный костюм - сарафан, кокошник. Стол с самоваром, бубликами, национальной посудой. Стилизованные куклы.
Наличие проектора, экрана, компьютера, микрофонов, свето-техники.
Звукорежиссер.
Ожидаемые результаты:
В результате участия в таком мероприятии ребенок:
- повысит интерес и практически приобщится к русской народной культуре, узнает много интересного и содержательного о традиционном масленичном обряде;
- приобретет опыт заботливого отношения к сохранению, развитию и популяризации традиционной культуры Руси;
- примет активное участие в подготовке и проведении русского народного праздника;
- овладеет навыками организации и проведения досуга в коллективе;
- разовьет позитивные личностные качества, способствующие росту нравственности, проявлению толерантности, самосознания.