«Анализ педагогических технологий новатора фортепианного искусства Л.Баренбойма (учебное пособие «Путь к музыке»)
«Путь к музыке»- книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано, где используя опыт предыдущих методик, авторы пособия разработали свою комплексную систему музыкального воспитания. Одна из ее особенностей заключается в том, что она состоит не только из нотного материала, но и из бесед с ребенком о музыке, ее языке, фортепианной игре, аккомпанементе, чтении нот и о многом другом, что должно быть разъяснено начинающему. Книга доктора искусствоведения Л. Баренбойма посвящена проблеме начального обучения на игре на фортепиано.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
c. инновационный подход к развитию чувства ритма у обучающихся. | 46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени С.В. Рахманинова»
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
«Анализ педагогических технологий новатора фортепианного искусства Л.Баренбойма
(учебное пособие «Путь к музыке»)
Провела: Игнатьева Е.Б.,
преподаватель по классу фортепиано
«10»декабря 2014г.
Содержание.
1. Введение. 2стр.
2. Основная часть: 3стр.
- Л.Баренбойм-педагог-новатор.
- «сверхзадача» и музыкально-выразительные средства пособия.
- инновационный подход к развитию чувства ритма у обучающихся.
3. Заключение. 7 стр.
4.Список используемой литературы. 8 стр.
Введение.
«Путь к музыке»- книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано, где используя опыт предыдущих методик, авторы пособия разработали свою комплексную систему музыкального воспитания. Одна из ее особенностей заключается в том, что она состоит не только из нотного материала, но и из бесед с ребенком о музыке, ее языке, фортепианной игре, аккомпанементе, чтении нот и о многом другом, что должно быть разъяснено начинающему. Книга доктора искусствоведения Л. Баренбойма посвящена проблеме начального обучения на игре на фортепиано.
a. Л.Баренбойм-педагог-новатор.
В 1970 г. на Московской конференции Международного общества обучения музыки Л.Баренбойм сделал доклад на тему «Основные тенденции современной музыкальной педагогики».Основное место в своей работе автор отвел разделу «Фортепиано и начальное музыкальное обучение».Вот несколько выдержек из параграфа: «Полюбить музыку и музицирование»:
-Как сложатся «музыкальные судьбы» несметного числа детишек? Здесь скажутся, конечно, многие факторы - социальные, семейные, личные, музыкально - педагогические. Но общую картину будущего предвидеть не так уж трудно: в конце концов в разных вариантах и с теми или иными поправками она повторяется из поколения в поколение.
-Часть начавших обучаться, самая небольшая, станет музыкантами, и, конечно, не только пианистами.
-Другая часть начавших обучаться, не сделавшихся профессионалами, так сроднится с музыкой и с фортепиано, что станет «просвещенными любителями».
-Некоторые дети - будут ли они заниматься недолго и бросят обучение или пройдут длинный путь музыкальной муштры - в результате уроков фортепианной игры разлюбят, а то и возненавидят музыку, которая их поначалу к себе привлекла.
-Кое-кто из начавших обучаться ограничиться лишь тем, что в будущем станет бренчать на фортепиано и в подходящем случае протренькает какой-либо танец или легонький аккомпанемент…
-Так или иначе, но в сфере педагогического воздействия на начальном этапе фортепианного обучения находятся дети, которые должны разделиться на две группы: на меньшую - это те, кому суждено стать профессионалами( но не только пианистами или пианистами-виртуозами), и большую-те, кто станет «просвященными любителями или просто хорошо разбирающимися в музыке слушателями. Да ведь все это азбучные истины, хорошо известные всякрму и каждому! Зачем вести разговор од этом? С одной только целью-попытаться ответить на вопрос, возникающий не так уж редко: вести ли обе категории ребятишек одинаково или по-разному.
-Но, как показывает опыт, дифференциация на будущих профессионалов и будущих любителей на начальном этапе работы с ними невозможен.
-Во-первых, все должны пройти быстрее или медленнее один и тот же путь. –Во-вторых, допустим, что педагог как-то сумел рассортировать своих начинающих питомцев. Но и в этом случае с ними должна бы была вестись работа одинаковая в смысле общих принципов. То есть всех, всех без исключения надо обучать так, чтобы они могли и хотели стать музицирующими любителями, ибо и будущий профессионал, чтобы быть подлинным профессионалом должен любить МУЗЫКУ и МУЗИЦИРОВАНИЕ.
-К сожалению, уже на самых первых ступенях обучения педагоги забывают об этом важнейшем положении и, работая с детьми, проявившими какие-то музыкальные способности, сразу же обращаются к «специализации».
Никто другой, как сам автор данных пособий не смог бы так полно и точно определить назначение своих трудов.
Л. Баренбойм своими высказываниями подчеркивает, что цель начального обучения - воспитание любви к музыке, а не только обучение ремеслу, к тому же в чуждых для ребенка формах.
Л. Баренбойм окончил Московскую консерваторию по классу профессора Блумфельда и занимался композицией у В.А. Золотарева. В 1961 г. возглавил в Ленинградской консерватории кафедру истории и теории фортепианного исполнительства и педагогики, воспитал блестящую плеяду докторов и кандидатов наук, профессоров консерватории. Л. Баренбойм был, прежде всего, критиком-интерпретатотом музыкального исполнительского искусства. Объектом его изучения всегда была художественная мысль исполнителя, его образная система.
b. «сверхзадача» и музыкально-выразительные средства пособия: Музыка-искусство интонационно-ритмическое, пониманию ее содержания и умению его воспроизводить следует обучать на любом этапе музыкальных занятий. «Сверхзадача» любого педагога- это научить ребенка относиться к музыке как к выразительному искусству; научить выразительно интонировать музыку, а на начальном уровне- прежде всего мелодию, научить передавать характер интерпретируемой музыки. Автор пособия решает «сверхзадачу» через воспитание у ребенка психологической установки: хочу и стремлюсь сыграть ласково, хочу и стремлюсь сыграть шутливо… С освоением ритмоинтонационной сущности музыки ребенок должен быть нужен следить за композиционными особенностями, за «событиями», в ней происходящими, за ходом ее развития, понимание всего этого - предпосылка выразительно-осмысленного исполнения. Пособие помогает ученикам и педагогам в освоении элементарных структурных средств. Составители учебника используют для этого разные формы: разчленение музыкальной речи цезурами; сопоставление разного материала, отличающегося по степени контрастности; несложное развитие , чаще всего вариационное; простейшие музыкальные структуры-двухчастные, трехчастные, ропдальные, вариационные… Помогает решать «сверхзадачу» широкий подбор репертуара пособия: от фольклорных произведений до классики и современной музыки. В книжке представлены в изобилии: мелодии, исполняемые одной рукой или распределенные между двумя руками…
c. инновационный подход к развитию чувства ритма обучающихся.
Автор пособия не фиксирует внимания ученика на чередование разных (сильных и слабых) долей, он заставляет ребенка не вышагивать и прохлопывать доли, а только прислушиваться к ним, обозначая доли палочками. Восьмые и четверти- вот исходное соотношение длительностей в пособии, их сочетание в двухдольном размере( две восьмые и четверть, четверть и две восьмые, две пары восьмых, ряд четвертей) должны быть в первую очередь освоены учеником, прочувствованы как временные протяженности, как формулы стереотипы, которые легко прочесть, а не как арифметически «высчитываемые» категории. При освоении ритма автор пособия пользуется широко распространенной системой ритмослогов. Каждая длительность получает свое слоговое обозначение. Таким образом создаются ритмические стереотипы, значительно облегчающие прочтение ритмической записи, и притом без всякого счета. Пауза рассматривается как вид музыкальной выразительности, тишина, в которую надо сосредоточенно вслушиваться.
Заключение.
Я считаю,что книгу Л.Баренбойма «Путь к музыке» можно весьма продуктивно использовать в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками. В ней помещен музыкальный материал и даются советы для развития музыкального слуха и чувства ритма; умения читать нотную запись; элементарной фортепианной техники; умения разбираться в построении простейших музыкальных пьес; навыков музыкального сочинительства. Это все весьма актуально в работе с начинающими.Особенно ценными на мой взгляд являются методические указания для педагогов, которые даны автором в заключительном разделе пособия.
Список используемой литературы:
1.Баренбойм Л.А.Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства Л. 1974 г., с.56 -116
2.Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.,1961 г., с. 70 – 130.
3. Баренбойм Л.А. Пособие «Путь к музыке». М. 1988 г.
4.Интернет ресурс: compresium.ru