«Анализ педагогических технологий новатора фортепианного искусства Л.Баренбойма (учебное пособие «Путь к музыке»)

Игнатьева Елена Борисовна

     «Путь к музыке»- книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано, где используя опыт предыдущих методик, авторы пособия разработали свою комплексную систему музыкального воспитания. Одна из ее особенностей заключается в том, что она состоит не только из нотного материала, но и из бесед с ребенком о музыке, ее языке, фортепианной игре, аккомпанементе, чтении нот и о многом другом, что должно быть разъяснено начинающему. Книга доктора искусствоведения Л. Баренбойма посвящена проблеме начального обучения на игре на фортепиано.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования       «Детская школа искусств имени С.В. Рахманинова»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

«Анализ педагогических  технологий новатора фортепианного искусства Л.Баренбойма

(учебное пособие «Путь к музыке»)

               

Провела: Игнатьева Е.Б.,

преподаватель по классу фортепиано

«10»декабря 2014г.  

                                                                                                                                                                                                                                                                         

Содержание.

1. Введение.                                                                                             2стр.

2. Основная часть:                                                                                   3стр.

  1. Л.Баренбойм-педагог-новатор.
  2. «сверхзадача» и музыкально-выразительные средства пособия.
  3. инновационный подход к развитию чувства ритма у обучающихся.

 3. Заключение.                                                                                          7 стр.

4.Список используемой литературы.                                                      8 стр.

Введение.

     «Путь к музыке»- книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано, где используя опыт предыдущих методик, авторы пособия разработали свою комплексную систему музыкального воспитания. Одна из ее особенностей заключается в том, что она состоит не только из нотного материала, но и из бесед с ребенком о музыке, ее языке, фортепианной игре, аккомпанементе, чтении нот и о многом другом, что должно быть разъяснено начинающему. Книга доктора искусствоведения Л. Баренбойма посвящена проблеме начального обучения на игре на фортепиано.

a. Л.Баренбойм-педагог-новатор.

В 1970 г. на Московской конференции Международного общества обучения музыки Л.Баренбойм сделал доклад на тему «Основные тенденции современной музыкальной педагогики».Основное место в своей работе автор отвел разделу «Фортепиано и начальное музыкальное обучение».Вот несколько выдержек из параграфа: «Полюбить музыку и музицирование»:

-Как сложатся «музыкальные судьбы» несметного числа детишек? Здесь скажутся, конечно, многие факторы - социальные, семейные, личные, музыкально - педагогические. Но общую картину будущего предвидеть не так уж трудно: в конце концов в разных вариантах и с теми или иными поправками она повторяется из поколения в поколение.

-Часть начавших обучаться, самая небольшая, станет музыкантами, и, конечно, не только пианистами.

-Другая часть начавших обучаться, не сделавшихся профессионалами, так сроднится с музыкой и с фортепиано, что станет «просвещенными любителями».

-Некоторые дети - будут ли они заниматься недолго и бросят обучение или пройдут длинный путь музыкальной муштры - в результате уроков фортепианной игры разлюбят, а то и возненавидят музыку, которая их поначалу к себе привлекла.

-Кое-кто из начавших обучаться ограничиться лишь тем, что в будущем станет бренчать на фортепиано и в подходящем случае протренькает какой-либо танец или легонький аккомпанемент…

-Так или иначе, но в сфере педагогического воздействия на начальном этапе фортепианного обучения находятся дети, которые должны разделиться на две группы: на меньшую - это те, кому суждено стать профессионалами( но не только пианистами или пианистами-виртуозами), и большую-те, кто станет «просвященными любителями или просто хорошо разбирающимися в музыке слушателями. Да ведь все это азбучные истины, хорошо известные всякрму и каждому! Зачем вести разговор од этом? С одной только целью-попытаться ответить на вопрос, возникающий не так уж редко: вести ли обе категории ребятишек одинаково или по-разному.

-Но, как показывает опыт, дифференциация на будущих профессионалов и будущих любителей на начальном этапе работы с ними невозможен.

 -Во-первых, все должны пройти быстрее или медленнее один и тот же путь.                                             –Во-вторых, допустим, что педагог как-то сумел рассортировать своих начинающих питомцев. Но и в этом случае с ними  должна бы была вестись работа одинаковая в смысле общих принципов. То есть всех, всех без исключения надо обучать так, чтобы они могли и хотели стать музицирующими любителями, ибо и будущий профессионал, чтобы быть подлинным профессионалом должен любить МУЗЫКУ и  МУЗИЦИРОВАНИЕ.

-К сожалению, уже на самых первых ступенях обучения педагоги забывают об этом важнейшем положении и, работая с детьми, проявившими какие-то музыкальные способности, сразу же обращаются к «специализации».

Никто другой, как сам автор данных пособий не смог бы так полно и точно определить назначение своих трудов.

Л. Баренбойм своими высказываниями подчеркивает, что цель начального обучения - воспитание любви к музыке, а не только обучение ремеслу, к тому же в чуждых для ребенка формах.

Л. Баренбойм окончил Московскую консерваторию по классу профессора Блумфельда и занимался композицией у В.А. Золотарева. В 1961 г. возглавил в Ленинградской консерватории кафедру истории и теории фортепианного исполнительства и педагогики, воспитал блестящую плеяду докторов и кандидатов наук, профессоров консерватории. Л. Баренбойм был, прежде всего, критиком-интерпретатотом музыкального исполнительского искусства. Объектом его изучения всегда была художественная мысль исполнителя, его образная система.

b. «сверхзадача» и музыкально-выразительные средства пособия:             Музыка-искусство интонационно-ритмическое, пониманию ее содержания и умению его воспроизводить следует обучать на любом этапе музыкальных занятий.                                                                                              «Сверхзадача» любого педагога- это научить ребенка относиться к музыке как к выразительному искусству; научить выразительно интонировать музыку, а на начальном уровне- прежде всего мелодию, научить передавать характер интерпретируемой музыки. Автор пособия решает «сверхзадачу» через воспитание у ребенка психологической установки: хочу и стремлюсь сыграть ласково, хочу и стремлюсь сыграть шутливо… С освоением ритмоинтонационной сущности музыки ребенок должен быть нужен следить за композиционными особенностями, за «событиями», в ней происходящими, за ходом ее развития, понимание всего этого - предпосылка выразительно-осмысленного исполнения. Пособие помогает ученикам и педагогам в освоении элементарных структурных средств. Составители учебника используют для этого разные формы: разчленение музыкальной речи цезурами; сопоставление разного материала, отличающегося по степени контрастности; несложное развитие , чаще всего вариационное; простейшие музыкальные структуры-двухчастные, трехчастные, ропдальные, вариационные… Помогает решать «сверхзадачу» широкий подбор репертуара пособия: от фольклорных произведений до классики и современной музыки. В книжке представлены в изобилии: мелодии, исполняемые одной рукой или распределенные между двумя руками…

 c. инновационный подход к развитию чувства ритма обучающихся.

Автор пособия не фиксирует внимания ученика на чередование разных (сильных и слабых) долей, он заставляет ребенка не вышагивать и прохлопывать доли, а только прислушиваться к ним, обозначая доли палочками. Восьмые и четверти- вот исходное соотношение длительностей в пособии, их сочетание в двухдольном размере( две восьмые и четверть, четверть и две восьмые, две пары восьмых, ряд четвертей) должны быть в первую очередь освоены учеником, прочувствованы как временные протяженности, как формулы стереотипы, которые легко прочесть, а не как арифметически «высчитываемые» категории. При освоении ритма автор пособия пользуется широко распространенной системой ритмослогов. Каждая длительность получает свое слоговое обозначение. Таким образом создаются ритмические стереотипы, значительно облегчающие прочтение ритмической записи, и притом без всякого счета. Пауза рассматривается как вид музыкальной выразительности, тишина, в которую надо сосредоточенно вслушиваться.

Заключение.

Я считаю,что книгу Л.Баренбойма «Путь к музыке» можно весьма продуктивно использовать в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками. В ней помещен музыкальный материал и даются советы для развития музыкального слуха и чувства ритма; умения читать нотную запись; элементарной фортепианной техники; умения разбираться в построении простейших музыкальных пьес; навыков музыкального сочинительства. Это все весьма актуально в работе с начинающими.Особенно ценными на мой взгляд являются методические указания для педагогов, которые даны автором в заключительном разделе пособия.

Список используемой литературы:

1.Баренбойм Л.А.Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства Л. 1974 г., с.56 -116

2.Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.,1961 г., с. 70 – 130.

3. Баренбойм Л.А. Пособие «Путь к музыке». М. 1988 г.

4.Интернет ресурс: compresium.ru