Шедевры мировой культуры. Скульптура.

Ветрова Ольга Владимировна

Краткая информация о шедеврах мировой культуры, которые можно использовать на уроках истории и обществознания- Аполлон, Лаокоон, Венера, Ника, Дискобол,шедевры русской скульптуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ

Леохар

ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА

Аполлон Бельведерский

Краткие сведения о произведении

Название Аполлон Бельведерский

Автор Леохар

Дата создания около 330 до н.э.

Вид искусства Скульптура

Направление в искусстве Поздняя классика

Сюжет

 Статуя изображает Аполлона, древнегреческого бога солнца и света, сына Зевса и Лето (Латоны), брата-близнеца Артемиды, в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука.

Материал Мрамор

Сведения об авторе

Дата и место рождения 372 – 328 до н.э.

Годы творческой деятельности 342 – 328 до н.э.

Особенности творчества

Главным образом создавал изваяния богов и воспроизводил мифологические сюжеты

Дата и место смерти        328 до н.э.;         Афины

Основные произведения

  • Артемида Версальская (Лувр, Париж)
  • Аполлон Бельведерский (Музей Пио-Клементино, Ватикан)
  • Ганимед (Музей Пио-Клементино, Ватикан)
  • Александр на львиной охоте

Судьба произведения

Мраморная статуя была найдена между 1484 и 1492 годами на вилле Нерона в Антии близ Рима (современный Анцио, Италия). В правление Папы Римского Юлия II, в 1506 году, статуя Аполлона была установлена в антикварии, построенном архитектором Д. Браманте в саду Бельведер в Ватикане. Отсюда её название.



Предварительный просмотр:

ВЕНЕРА (АФРОДИТА) МИЛОССКАЯ

АГЕСАНДР (АЛЕКСАНДР)

ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА

Венера (Афродита) Милосская

Краткие сведения о произведении

Название Венера (Афродита) Милосская

Автор Агесандр (Александр)

Дата создания  около 130–120 до н.э.

Вид искусства скульптура

Сюжет статуя римской  богини любви и красоты Венеры (гр. Афродиты)

Материал мрамор

Формат высота 165 см

Сведения об авторе

Дата и место рождения не известны

Образование не известно

Годы творческой деятельности конец III или начало II в. до н. э

Дата и место смерти не известны

Основные произведения:

  • Лаокоон

Судьба произведения

Место, где впервые экспонировалось Лувр. Париж.

Место, где произведение хранится сегодня Лувр. Париж.

Восприятие современным зрителем считается одним из самых больших сокровищ Лувра



Предварительный просмотр:

ДИСКОБОЛ

МИРОН

ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА

Дискобол

(Метатель диска)

Краткие сведения о произведении

Название Дискобол

Автор Мирон

Дата создания Vв. до н. э.

Вид искусства Скульптура

Направление в искусстве

Жанр Спортивный        

Сюжет в «Дискоболе» взят момент наибольшего усилия при метании диска, но несмотря на это, фигура уравновешена. Взят момент между двумя противоположными действиями, составляющими вместе законченное единое действие. Это и определяет устойчивость статуи, ее внутреннюю законченность и то чувство большого усилия, которое поражает в данном образе, утверждающем красоту сильного человека.

Композиция Статуя изображает атлета в самый критический момент действия. Наметив приблизительно направление, держа диск перед собою, атлет, напрягая все силы и нагнувшись, далеко откинул назад правую руку с диском, повернув голову в сторону диска [ведь, метали диск не в цель, а на расстояние]; диск подобно маятнику дошел до мертвой точки, следующее мгновение дает движение в обратную сторону, вся скрытая энергия превратится в живую, вся фигура выпрямится, чтобы придать наисильнейшее движение диску. Изображенный момент изображает подготовительную к действию стадию и указывает одновременно на характер движения, в которое выльется напряженная энергия. Такое богатство в смысле разнообразия действующих сил нашло себе выражение в самых простых формах, возможных при данном мотиве. Если фигура натуралистична по выбору изображенного момента, дальнейшая разработка мотива придает ей некоторый отвлеченный характер. Тяжесть всего тела опирается на правую ногу, левая отставлена, но так, что пальцы касаются земли своими верхними плоскостями. Левая нога, следовательно, не играет роли подпоры, фигура напротив волочит ее за собою. Напряжение всех сил в правой ноге выражено выступающими сухожилиями и постановкой пальцев, которые, как когти, вцепляются в землю. Нога согнута в колене, образуя тупой угол; благодаря такому рисунку сгиба получается впечатление движения вверх, т.е. эластичности фигуры. Если бы угол, образуемый сгибом колена, был прямым, статуя получила бы приплюснутый сверху характер и была бы лишена упругости, необходимой для передачи мотива. Треугольник, образуемый при главном виде фигуры ногами ниже колен, является таким образом лишь эластичной подпорой для верхней части фигуры, в которой силы развиваются уже в другом, крайне энергичном темпе.

Статуя изображает атлета в самый критический момент действия. Наметив приблизительно направление, держа диск перед собою, атлет, напрягая все силы и нагнувшись, далеко откинул назад правую руку с диском, повернув голову в сторону диска [ведь, метали диск не в цель, а на расстояние]; диск подобно маятнику дошел до мертвой точки, следующее мгновение дает движение в обратную сторону, вся скрытая энергия превратится в живую, вся фигура выпрямится, чтобы придать наисильнейшее движение диску. Изображенный момент изображает подготовительную к действию стадию и указывает одновременно на характер движения, в которое выльется напряженная энергия. Такое богатство в смысле разнообразия действующих сил нашло себе выражение в самых простых формах, возможных при данном мотиве. Если фигура натуралистична по выбору изображенного момента, дальнейшая разработка мотива придает ей некоторый отвлеченный характер. Тяжесть всего тела опирается на правую ногу, левая отставлена, но так, что пальцы касаются земли своими верхними плоскостями. Левая нога, следовательно, не играет роли подпоры, фигура напротив волочит ее за собою. Напряжение всех сил в правой ноге выражено выступающими сухожилиями и постановкой пальцев, которые, как когти, вцепляются в землю. Нога согнута в колене, образуя тупой угол; благодаря такому рисунку сгиба получается впечатление движения вверх, т.е. эластичности фигуры. Если бы угол, образуемый сгибом колена, был прямым, статуя получила бы приплюснутый сверху характер и была бы лишена упругости, необходимой для передачи мотива. Треугольник, образуемый при главном виде фигуры ногами ниже колен, является таким образом лишь эластичной подпорой для верхней части фигуры, в которой силы развиваются уже в другом, крайне энергичном темпе.

Такая же схематизация наблюдается и в трактовке туловища, как такового. Крутой поворот мало отражается на поверхности тела: главнейшие линии проведены прямо, резко обрываясь и образуя правильный геометрический рисунок.

Если смотреть на Дискобола, как на опыт формальной конструкции, покажется совершенно естественным, что в лице нет выражения, соответствующего изображенному действию. Весьма показательно, что гипсовый слепок с головы Lancelotti до его отожествления с этим типом, принимался за голову спокойно стоящей фигуры. Мы можем утверждать, что отвлеченный характер головы выдержан художником преднамеренно, ибо в эпоху Мирона, и Мирон сам, были в состоянии передать в чертах лица душевное волнение. В данном случае, однако, индивидуализация выражения головы не соответствовала бы общему тону отвлеченности композиции и лишила бы ее характера отвлеченной идеи «человека в движении».

Голова промоделирована с большим пониманием ее конструкции. Основные формы черепа весьма определенно вырисовываются, даже скрытое в натуре под мышцами нижнее ограничение черепа на затылке указано посредством глубокого вреза. Волосы не играют самостоятельной роли, как элемент характеристики. Они плотно прилегают к очертаниям головы, образуя плоские короткие завитки. Художник стремился к наибольшей гармоничности и определенности частей. Голова имеет длинную форму с выступающей задней частью ее, но, избегая одностороннего движения вглубь, художник придал некоторую выпуклость и верхней ее части, которая постепенно понижается по направлению ко лбу. Линия профиля круто обрывает плавность верхнего контура головы, ухо занимает точно середину расстояния от линии профиля к краю заднего выступа головы. Выдвинутые вперед скулы, плоская форма лба и выступающий подбородок образуют плоскость, стоящую под прямым углом к плоскости профиля; переход от профиля к фасу крутой, более мягкая моделировка при этом допущена лишь около рта; особенно характерно, как плоскости висков резко отделены от лба. Наметив, таким образом, главнейшие, с точки зрения конструкции лица, части остова, художник связал все формы вместе в почти правильный овал, сохраняя при этом среднюю вертикаль лица, как главную линию. Выступающий подбородок внизу закруглен и не выдается из общей формы овала, точно также и скулы. Выпуклость скул находит себе прямое продолжение в выступающих мышцах около носа, связывающих их со средней линией лица. Весьма характерно, что надбровные дуги слегка врезываются в переносицу, а полные формы губ обрываются в углах  рта. Таким образом, формы и линии не расплываются, а сохраняют удивительную сплоченность.

Материал Бронза

Формат

Сведения об авторе

Дата и место рождения греческий скульптор 5 в. до н.э. Родился в Беотии.

Образование мы в праве причислить Мирона к аттическим художникам, так как его мастерская, по-видимому, находилась в Афинах, и художественный облик его близко связан с аттическим искусством.

Годы творческой деятельности Главный расцвет его деятельности падает на вторую четверть V века, т.е. на эпоху непосредственно после Персидских войн и период величайшего блеска афинского могущества.

Особенности творчества в трактовке отдельных частей он обнаруживал еще архаическую манеру; он не мог совершенно отделаться от приемов той эпохи, в которой он родился и в среде которой он начал работать; он не дошел еще до полной характеристики выражения лица, как носителя душевной жизни человека, но наблюдательность его стояла очень высоко и привела к обогащению искусства этого периода рядом новых мотивов. Если, следовательно, указывается на тщательность работы в этом отношении у Мирона, то следует понимать эту похвалу в том смысле, что пропорции статуй Мирона уже приближались к системе более поздних времен, т.е., что голова была меньше по своему объему, а руки и ноги длиннее по сравнению с туловищем, чем на произведениях многих других художников V в. Но, разумеется, никакие слова не могут дать живого представления о пластической фигуре, и худшая копия с оригинала художника даст нам более реальную базу для суждения о нем, чем самые красноречивые описания.

Дата и место смерти

Основные произведения

  • Статуя Аполлона в Эфесе
  • Пьяная старуха
  • Дионис
  • статуя Гермеса в Ватикане

История создания произведения

Рождение замысла уже в VI в. победители на национальных играх имели право увековечить свои победы статуями, которые находили себе место по большей части там, где победы были одержаны.

Процесс воплощения замысла

Судьба произведения

Место, где произведение хранится сегодня до нашего времени дошло несколько мраморных римских копий, но сохранность этих повторений – различна. Известна копия Дискобола из Палаццо Ланчеллотти-Массими в Риме, найденная на Эсквилинском холме в 1781, сейчас хранится в Национальном музее в Риме. Копия торса Дискобола, найденная в Кастель Порциано в 1906, находится в Национальном музее Терм в Риме. Другие копии хранятся в Ватиканском, Британском музеях, в Каза Буонарроти во Флоренции (рука с диском), в музеях Берлина и Базеля (головы атлета).



Предварительный просмотр:

ЛАОКООН

                       АГЕСАНДР, АТЕНОДОР И ПОЛИДОРА

ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА

        

Лаокоон

Краткие сведения о произведении

Название Лаокоон

Авторы Родосские мастера Агесандра , Атенодора и Полидора

Дата создания  ок. 50 до н.э., в музее Пио-Клементино,Ватикан. 

Вид искусства скульптура

Направление в искусстве поздний эллинизм

Жанр

Сюжет существует две легенды о том, какой сюжет изображен в скульптурной группе «Лаокоон».

Легенда первая. Во второй песне "Энеиды" Вергилия говорилось о том, что когда троянцы в недоумении рассматривали оставленного ахейцами деревянного коня, предлагая ввести его в город, Лаокоон предостерегал их и пытался остановить, веря в коварство греков. Троянцы же, выслушав рассказ грека Синона о том, что конь был оставлен греками только для того, чтобы умилостивить Афину-Палладу, разгневанную похищением из Трои палладия, склонялись к принятию городом этого дара. В это время на Лаокоона, приносившего вместе с сыновьями жертву Посейдону, напали две приплывшие по морю змеи, посланные или Аполлоном или Афиной, покровительствовавшими грекам в Троянской войне. Дети были растерзаны, а сам Лаокоон задушен, змеи же скрылись в храме Афины. Троянцы поняли этот знак, как наказание за непочтение к Афине и принесенному в дар богине коню и поспешили ввести его в город.

Легенда вторая. По другим источникам (трагедия "Лаокоон" Софокла) Аполлон запретил Лаокоону, как его жрецу, вступать в брак и иметь детей. Лаокоон же не просто нарушил запрет, но сошелся со своей женой в самом храме Аполлона, находившемся на троянской равнине, за что и был наказан разгневанным богом. По одному из вариантов в том храме, в котором Лаокоон оскорбил Аполлона, змеями были задушены только дети. Сам он был оставлен в живых, чтобы вечно оплакивать свою судьбу.

Композиция скульптура выполнена так, что отец находится в центре, а его сыновья расположены по бокам от него. Скульпторы изобразили их хоть и достаточно взрослыми, но по отношению к Лаокоону они маленького роста. Кроме того, все герои обвиты змеёй, которая

Материал мрамор

Формат

Сведения об авторе

Дата и место рождения

Образование

Годы творческой деятельности

Особенности творчества

Дата и место смерти

Основные произведения ____________________х.масло, 000x000, 1904, Москва, МИИИП

История создания произведения

Рождение замысла

Процесс воплощения замысла

Судьба произведения (копия)

Найдено  

Восприятие современниками автора Плиний говорил: «Отличнейшие Родосские художники: Агесандр, Полидор и Афинодор сделали соединенными силами из одной глыбы мрамора Лаокоона с его детьми и изумительные кольца змей». Плиний назвал скульптуру «произведением, превосходнейшим между всеми произведениями живописи и ваяния».

Место, где произведение хранится сегодня   музей  Пио-Клементино, Ватикан.

Восприятие современным зрителем



Предварительный просмотр:

НИКА САМОФРАКИЙСКАЯ

ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА

Ника Самофракийская

Краткие сведения о произведении

Название Ника Самофракийская

Автор неизвестно

Дата создания240—190 гг. до н. э. (III в. до н. э)

Вид искусства Скульптура

Направление в искусстве эпоха эллинизма

Жанр

Сюжет Ника стоит, держа в одной руке крестообразное украшение неприятельского корабля. Богиня была обращена к гребцам, но при виде берега она оборачивается к нему и трубит радостный сигнал, чтобы возвестить о морской победе Деметрия Полиоркета.  

Композиция складки её одежды тяжёлыми массами обвиваются вокруг ног, обтекают вокруг бёдер и тем самым зрительно передают сопротивление, которое преодолевает распростёршая свои крылья богиня. Благодаря устремлённому в перёд телу, бурному движению её мощные пропорции теряют свою грузность, приобретая чарующую стройность.

Крылатая Ника как будто только что опустилась на нос корабля и ещё полна порывистого движения. Это особенно ощущается, если смотреть на статую  права. Легкая ткань приподнимается на высокой груди богини, чуть ниже она почти вплотную облегает её тело, подчёркивая его упругую стойкость. Вокруг бёдер складки начинают набегать друг на друга и наконец неистово устремляются вдоль отставленной назад ноги. Им вторят крылья и развивающиеся плащ Ники, кажется, что ещё мгновение – и боги взлетит…

Если встать прямо перед Никой, то впечатление от статуи изменится. В богине появляется больше покоя, уравновешенности, но движение полностью не исчезает: свежий ветер также отбрасывает не покорные складки одежды, колышет их… И Ника в любую минуту готова взмахнуть своими могучими крыльями… Доныне трубит она в свой победный рог, и никакие бури столетий не могут заглушить беззвучного шума её крыльев.

Материал Мрамор

Формат Высота: 3,28 м.

История создания произведения

Рождение замысла крылатая богиня победы Ника, дочь океонаниды Стикс и Палланта (сына титана Крия), была постоянной путницей Зевса, который всегда изображался фигурой Ники в руках.

Процесс воплощения замысла один век

Судьба произведения

Место, где произведение хранится сегодня Лувр. Париж. Франция

Сегодняшний облик статуя сделана из парийского мрамора, корабль — из серого лартийского мрамора (Родос), правое крыло — гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи отсутствуют.


Предварительный просмотр: