Занятие по внеурочной деятельности "Музейный предмет"

Сущенко Лидия Николаевна

Занятие для 5-х классов в рамках внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Музей это интересно"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeyno-pedagogicheskoe_zanyatie_muzeynyy_predmet.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 школа-интернат№49 Петродворцового района

Санкт-Петербурга "Школа здоровья"

Методическая разработка музейно-педагогического занятия

в рамках внеурочной деятельности в 5-х классах

по программе "Музей это интересно"

Тема: Вещь музейного значения - музейный предмет

Автор: Сущенко Лидия Николаевна

заведующая музеем "Молодая гвардия"

e-mail^ bibint49@gmail.com

тел. +7 911-216-91-81


Занятие в рамках неурочной деятельности в 5 классе

по программе «Музей – это интересно»

Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в духовно-нравственном воспитании личности. Осваивая теоретические знания и практические умения в области музееведения, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Школьный музей не только институт исторической памяти, он является частью развивающей среды для учащихся. На занятии, ребенок, вовлеченный в процесс, раскрывает свои способности, самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Данное занятие является вторым в ходе изучения раздела «Фондовая работа». На первом занятии даются знания о фондах музея, комплектовании фондов, поступлении предметов в фонды музея. Учащиеся уже знают основные музейные термины такие как: музей, фонды музея, экспозиция, выставка.

Количество учащихся в группе - 8 человек

Тема: Вещь музейного значения - музейный предмет. Инвентарная карточка экспоната.

Цель: дать знания учащимся о музейном предмете, научить заполнять инвентарную карточку экспоната

Задачи:

Личностные:

- формировать чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;

- интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности;

Регулятивные:

- заниматься самостоятельным исследовательским поиском;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Познавательные:

- ориентироваться в музейной терминологии;

- находить и обрабатывать информацию;

- анализировать объекты, выделять главное;

- заполнять бланки музейной документации по работе с фондами;

Коммуникативные:

- описывать конкретные экспонаты;

- договариваться, приходить к общему решению;

- работать в группе;

- высказывать суждения, аргументировать.

Методы:

  • Словесный: объяснение нового материала; беседы с учащимися в процессе изучения темы;
  • Наглядный: применение наглядных пособий, предметов и документов музейного значения, технических средств;
  • Практический: работа с бланками и вещественными источниками из музейного фонда;
  • Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.

Музейные предметы:

  • Метроном 1939 года
  • Керосиновая лампа
  • Радиоприемник
  • Книга, выпущена 1943 году в Ленинграде
  • Книги о блокаде Ленинграда (вспомогательный фонд)

Оборудование:

  • Несколько предметов для группы «Предмет в музее»: ручка, указка, тетрадка, книга и т.п.
  • Магнитная доска или интерактивная доска для отображения определений и плана написания карточки экспоната
  • Смайлы настроения (хорошее, неопределенное или равнодушное, недовольное)

Раздаточный материал:

  • Карточки для деления на группы
  • Памятки о материалах и правилах измерения предмета

Литература для подготовки:

  1. Смирнов Д.В.  «Юные музееведы», «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» // Под редакцией В.А.Горского. Стандарты второго поколения». 2-е издание. – М.: Просвещение. 2011 год.
  2. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. — М., 2001.
  3. Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников: В 3 т. — М., 1998. Т. 1, 2. 1991-1996; М., 2001. Т. 3. 1997-2000.
  4. Сотникова С.И. Музеология. — М., 2004.
  5. Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2003.



Технологическая карта занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование ууд

Организационный этап

Повторяем основные правила работы в музейном пространстве.

Учащиеся занимают места в музее перед рабочими столами. Повторяем основные правила работы в музейном пространстве.

Личностные УУД

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Владеют своей речью, проявляют эмоциональную отзывчивость

Актуализация пройденного материала

Что такое музей?

А без чего музей никак не может существовать?

Дают ответы.

-Это учреждение, где хранятся (сохраняются), изучаются и выставляются для показа ценные произведения искусства, предметы и документы, имеющие культурное и историческое значение, а также само здание, в котором находится данное учреждение.

- Без предметов (вещей для показа), произведений искусства.

Регулятивные УУД

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Предметные УУД

воспроизводить знания

Познавательные УУД

Учатся  анализировать информацию

Открытие нового знания

Подготовка проблемной ситуации

Осознание проблемы

Посмотрите на наш стол, какие разные предметы на нем я сегодня поставила. Назовите, что вы видите? Если затрудняются назвать предмет, помогает учитель

Как вам кажется, какие предметы являются экспонатами нашего музея, а какие просто заблудились и попали на стол случайно?

Что вам поможет ответить на вопрос? (уточняющие вопросы вспомните чему посвящен наш музей, какие мероприятия вы в нем посещали?)

Помогает ли данная вещь (предмет) рассказать о теме войны, связана ли она с темой музея?

Перечисляют предметы.

Тематика музея – вещи, относящиеся к ВОВ, «Молодой гвардии», блокаде

Регулятивные УУД

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Предметные УУД

воспроизводить знания

Познавательные УУД

Учатся  анализировать информацию

Целеполагание

Группируем предметы «Музейный предмет» «Предмет в музее».

На столе остаются только «Музейные предметы»

Определяют к какой группе относится предмет

Открытие нового знания

У нас группа названа «Музейные предметы», кто сможет обобщить, по какому признаку мы отобрали данные предметы? Выводим определение

Высказывают предположения.

«Музейный предмет» - предмет, принятый на хранение в музей; культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление.

Познавательные УУД

Учатся использовать специальную терминологию

Когда предмет поступает на хранение в музей, его заносят в специальную книгу «инвентарную книгу».

Для записи предмет изучают и записывают его историю, а также, создают специальную карточку на каждый музейный предмет.

А знаете ли вы, что предметы умеют рассказывать о себе, каждый предмет может поведать нам историю, нужно только научиться спрашивать и слушать. Конечно же вещи не могут разговаривать человеческим языком, но рассказать о жизни предмета нам может материал из которого создана вещь, техника исполнения, надписи которые мог оставить автор. Давайте сегодня научимся вести диалог с вещами.

Физкультминутка – соблюдение ортопедического режима и предписания врачей, разгрузка позвоночника.

Тик-так, тик-так —

Все часы идут вот так:

Тик-так.

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так.

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так.

Налево — раз, направо — раз,

Мы тоже можем так

Тик-так, тик-так.

Чтоб совсем проснуться

Чтоб совсем проснуться,

Нужно потянуться!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Спину тоже разминаем,

Взад-вперёд её сгибаем

Поворот за поворотом,

То к окну, а то к стене.

Выполняем упражненье,

Чтобы отдых дать спине

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место

Наклоните голов то к одному, то к другому плечу

Раскачивайтесь в такт маятника.

Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.

Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить

Наклоны вперёд и назад

Наклоны вперёд-назад

Повороты корпуса вправо и влево

Дети садятся

Открытие нового знания

А чтобы вести диалог с вещами нам надо разделиться на пары.

Повторим правила работы с предметами в музее.

вытягивают из мешочка разных цветов. Посмотрите внимательно с одинаковыми цветами – садитесь рядом парами за столы

Главное правило – быть аккуратными

Регулятивные УУД

Учатся действовать в соответствии с поставленной задачей, отслеживать понимание нового материала, осуществлять контроль.

Какой первый вопрос вы задаете новому другу?

Действительно, имя для нас очень важно, вот и предметы перед вами все имеют названия. Какие из предметов вы можете назвать по «именам»?

- Мы узнали, как зовут наши предметы. Встречая нового ученика или знакомого на что вы сразу обращаете внимание? Вот и предмет имеет внешний вид. Посмотрите внимательно на его форму, цвет, какие он имеет особенные черты, обратите внимание на детали, надписи, подписи, печати. Постарайтесь подробно описать ваш предмет.

- Посмотрите внимательно, из чего этот предмет сделан? Какие материалы использованы при создании? используйте памятку для определения материала, которая лежит у каждой пары на столе. (см приложение). Обсудите в парах, запишите материалы. На данном этапе предмет можно аккуратно брать в руки, рассматривать.

- Скажите, а на рост вашего нового знакомого вы обращаете внимание? Вот и размер предмета тоже очень важен. Возьмите линейки и измерьте ваш предмет. посмотрите, в памятке показано, как измерять предметы разной формы. (см. приложение) Посоветуйтесь, запишите размер предмета.

- Посмотрите, а предметы перед вами новые? Они имеют свою историю, ими пользовались, они жили. Конечно со временем на предметах появляются царапинки, трещинки, потертости. Все это говорит о сохранности, как сохранился предмет. Постарайтесь оценить сохранность предмета, опишите, если он имеет потертости или царапинки, сколы (отколотые части), в какой части предмета.

- Как тебя зовут?

Записывают те пары, которые могут назвать или которым помогли назвать предмет. Учитель объясняет незнакомые.

На внешний вид, одежду.

Обсуждают в парах, изучают предмет, используя памятку записывают

Ответы учащихся. Измеряют, используя памятку. Записывают

Учащиеся аргументируют ответы.

Записывают сохранность, используя памятку.

Регулятивные УУД

Учатся действовать в соответствии с поставленной задачей, отслеживать понимание нового материала, осуществлять контроль.

Коммуникативные УУД

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД

Развитие умения осмысливать полученную  информацию.

Познавательные УУД

Формирование умения излагать свою точку зрения.

Познавательные УУД

Формирование умения излагать свою точку зрения

-Какое ощущение вызывает у вас ваш предмет? Приятно ли его держать в руках? Какой он на ощупь?  Запишите, пожалуйста каждый свои ощущения.

Записывают ощущения

Личностные УУД

Обеспечение высокой творческой активности при выполнении коллективного задания

Обобщение урока

Каждая пара представит нам рассказ о своем музейном предмете от имени самого предмета используя план-запись.

Зачитывают карточки, рассматривают предметы всех групп, поправляют неточности описания.

Промежуточная рефлексия

Какие чувства вы испытали при изучении предмета? Напишите и выберите смайлик вашего настроения (смайлы на доске)

Записывают в тетрадях чувства, рисуют смайлик настроения

Личностные УУД

Дают оценку своего

эмоционального состояния

- Можно ли из этих предметов сделать выставку, объединенную одной темой?

Учитель направляет ответы детей, выводя к теме жизни  в блокадном Ленинграде, путем обращения внимания детей на даты, дарственные надписи.

Какими предметами можно дополнить нашу выставку?

Ответы детей с аргументацией

Высказывания детей, поиск экспонатов в разделе музея "Блокада Ленинграда"

Личностные УУД

Обеспечение высокой творческой активности при выполнении коллективного задания

Давайте создадим нашу выставку. Она должна быть красивой, эстетичной, удобной для осмотра.

Место для выставки подготовлено учителем

Создают на столе мини-выставку, дополняя предметами из вспомогательного фонда (книги, рисунки детей)

Какие чувства у вас от создания выставки? Выберите смайлик вашего настроения.

Записывают в тетрадях чувства, рисуют смайлик настроения

Личностные УУД

Дают оценку своего

эмоционального состояния

- Представьте себя посетителем выставки, напишите в 1 предложении отзыв о нашей выставке. Отзывы зачитываем.

Записывают в тетрадях, читают по желанию.

Личностные УУД

Дают оценку своего

эмоционального состояния


Приложение.

Памятка "Материалы"

Предмет может быть сделан из нескольких материалов одновременно.

Описывая материал не забывай указать и его цвет.

  • Дерево (окрашено оно в какой-либо цвет или нет? Покрыто ли оно лаком? )
  • Металл (желтого, серебристого цвета, окрашено в другой какой-либо цвет)
  • Бумага ( Бумага или картон)
  • Стекло ( оно может быть прозрачным или иметь цвет)
  • Ткань (плотная или нет, какого она цвета, имеет ли рисунок)

Памятка "Как измерять размер предмета"

Размер указывается в сантиметрах следующим образом:

  • для прямоугольных предметов - высота и ширина;
  • для круглых и эллипсообразных - наибольший диаметр;
  • для объемных предметов три измерения - высота, ширина и глубина.

Измерения производим по самым широким частям объекта.

Памятка "Сохранность"

Сохранность бывает полная или частичная. Если на предмете есть царапины, ржавчина, сколы, утрата части предмета, то сохранность частичная.