Лингвист

Углубленное изучение литературы и русского языка, развитие творческих способностей, актерского мастерства.

 РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

 

Целью работы по данной программе является организация индивидуальных траекторий развития познавательных способностей одаренных детей для использования знаний по обществознанию  при поступлении в высшие учебные заведения,  участии в  олимпиадах  различного уровня.

Задачи:

изучение углубленного курса   обществознания; проведение   конкурсов, викторин; проведение школьного этапа олимпиады по   обществознанию ; участие в   областном туре олимпиады; участие в работе над учебными проектами по    обществознанию .

Программа имеет ряд отличительных особенностей:

-Широкая практическая направленность.

Разработаны практические работы, способствующие развитию познавательных, аналитических способностей учащихся . Возможность проведения качественного и количественного анализа фактов и событий.

-Использование инновационных образовательных технологий.

Программой предусмотрены занятия с использованием информационных технологий (электронные учебники, информационные ресурсы сети Internet), модульной технологии (индивидуальная работа с учебным модулем, предложенным учителем, учеником), проблемной технологии,   проектной  деятельности.

-Развитие коммуникативных способностей.

Работа над проектом в паре или индивидуально предусматривает итоговое обсуждение результатов деятельности, обмен опытом, что способствует становлению детского разновозрастного коллектива (а занятия для одаренных детей посещают ребята разных классов  ) на основе взаимоуважения и взаимовыручки.

-Межпредметная направленность.

В программе предусмотрено изучение ряда тем русской, советской  литературы, МХК, экономики, права, без понимания которых невозможно освоение программного  и проблемного материала по  обществознанию.

-Проектная деятельность.

Программой предусмотрена проектная деятельность учащихся для развития исследовательских навыков. Ребята должны научиться организовывать свою поисковую деятельность, ставить вопросы, обобщать полученные данные, делать выводы. Каждый ученик, выбирая тему проекта, составляет совместно с учителем индивидуальную программу работы, способствующую максимальному развитию его способностей и дарований.

-Портфолио детских достижений.

В результате работы по данной программе дети создают отчеты по проектам, принимают участие в олимпиаде по     обществознанию различного уровня, принимают участие в конкурсах   по предмету. Программой предусмотрена работа с Портфолио, как банком детских достижений.

Проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одним из основных направлений общего образования в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», введение ФГОСов является, развитие системы поддержки талантливых детей. «Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения».

Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому у этой категории детей возникает ряд проблем:

 1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.

 2. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

 3. Они, отвергая стандартные требования, несклонны  к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

 4. Их волнуют вопросы философского характера.

 5. Они предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

 Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:

 1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.

 2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

 3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

 4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

 5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

 6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

 При работе я стараюсь учитывать все эти особенности.

 В условиях стандартизации образования, ориентация на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей. И так как, не существует точной диагностики одаренности ребенка, свою работу я начинаю со всем классом. Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:

 I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему предмету.

 II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.

 III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность в моем предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня.

 Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов  должна складываться на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке:

 -Уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения;

 -Урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий;

 -Урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями);

 -Урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими героями  );

 -Урок освоения новых знаний в форме путешествия ;

 -Урок- конференция.

 Огромный интерес  у учащихся, как показывает практика, представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины.

 На занятиях дополнительного образования целесообразно использовать такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения. Где учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.

         Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются:   игры «Колесо истории», «Звездный час», Кто лучше знает историю.

         Наиболее ярко исследовательская и проектная деятельность  должна проявиться  во внеурочной сфере.

 Под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательского компонента у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы.

         В рамках поддержки одаренных детей  необходимо, чтобы   ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и конечно в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи:

 • стимулирование интереса детей к обществу, экономическим  процессам, правовому полю;

 • создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;

 • расширение информационного пространства в области обществознания.

         Внимательно изучив различные инновационные подходы в работе с одаренными учащимися, я для себя отметила, что для отечественной системы школьного образования перспективными являются комплексное использование методов диагностики одаренности, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, а также использование специализированных программ педагогического наставничества. Только постоянное решение таких задач преодолевает инертность   мышления, которое формируется школьными стандартами в общеобразовательных школах.

 Список использованной литературы и источников.

 1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2007.

 2. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006.

 3. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.

 4. Баранов П.А., Воронцов А.В. Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по обществознанию: из опыта петербургской школы// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. №1. С.40.                                          

Программа  «Совместное проектирование самостоятельной работы по

 обществознанию и реализация   проектов»

 на два года обучения

(обществоведческий  компонент)

           для дополнительного образования одаренных школьников  

 

Оглавление

Пояснительная записка.                                                        

Формы и методы работ.                                                    

Содержание программы .                                                  

Учебно-тематический план  .                                                                                      

Обязательные результаты обучения и диагностики  .  

     Список литературы  .                                                      

 

1.Пояснительная записка.

Значение обществознания в школьном образовании определяется  ролью обществоведческой  науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития экономики, правовых аспектов, развития цивилизационных процессов, научно- технического прогресса. За последние десятилетия темпы развития обществознания и смежных ей наук непрерывно возрастают. Не- смотря на такой прогресс, недостаточное внимание уделяется  пересмотру методов преподавания  проектирования, содержащего изложение основных понятий в свете современных представлений. Вместе с тем, обучение школьников с незаурядными способностями требует разработки программ по обществознанию, содержащих междисциплинарный подход и аффективную компоненту, которые включают направления:

  1. расширение кругозора, знаний об окружающем мире и самопознании,
  2. углубление этих знаний
  3. развития инструментария получения этих знаний.

 Вопросом обучения одаренных детей в отечественной образовательной политике уделяется значительное внимание. Возникшая как альтернатива ускорения, стратегия обогащения в обучении способных детей, дает ребенку возможность созревать эмоционально среди сверстников, одновременно развивая свои интеллектуальные способности на соответствующем уровне.

В связи с этим была разработана настоящая программа курса   «Совместное проектирование самостоятельной работы по обществознанию и реализация совместных проектов»  для одаренных детей города Зверево.

Курс носит мировоззренческий, методологический и рефлективный характер. Учащиеся обращаются к собственному познавательному опыту, усвоенным ранее знаниям, подлинный смысл которых осознают лишь тогда, когда их рассматривают как продукт человеческого творчества.

Я пытаюсь решить задачу развития одаренных школьников, представляя курс в виде общественной картины   – моделирующей интеллектуальную деятельность человека со всеми ее ошибками и целеустремленностью.

 Структурой основой для планирования программы является  

Программа курса «Совместное проектирование самостоятельной работы по обществознанию и реализация совместных проектов» ориентирована на дополнительный материал и более сложное содержание учебного материала, направлена на увеличение знаний в области обществознания, а также на развитие умственных операций одаренных учащихся  в системе дополнительного образования одаренных школьников.  

  При разработке программы учитывалось, что для полноценной реализации возможностей одаренных детей необходимо помочь каждому учащемуся ставить перед собой посильные задачи и овладеть методами, исследовательскими навыками для решения этих задач. Таким образом, одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционному курсу обществознания, большие возможности для развития мышления, креативного умения работать самостоятельно. Такой подход к обучению одаренных школьников будет способствовать развитию у них ценностно-смысловых и учебно-познавательных ключевых компетенций, поскольку содержательный и методологический аспекты  программы обуславливают развитие знаний и умений, связанных со способностью ребенка видеть и понимать окружающий мир, выбирать целевые и смысловые установки, а также развитие умений в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

        Цель программы – удовлетворение потребностей одаренных школьников в новой информации, создание условий для их самовыражения и самораскрытия, прежде всего их творческой направленности.        

Задачи программы:

  1. Организовать процесс детального, углубленного изучения учащимися наиболее важных проблем, идей и тем в области экономики, права, логики, философии и т.д.
  2. Закрепить навыки практического применения продуктивного мышления.
  3. Обучить одаренных школьников методам научно-исследовательского труда в теоретической и практической деятельности.
  4. Развивать познавательные и творческие способности и навыки.
  1. Способствовать развитию сознания и самосознания детей, пониманию связей с другими людьми, культурой природой и т.д.

Данная программа рассчитана на учащихся 5-9 классов, имеющих уровень освоения школьного курса обществознания  не ниже среднего, проявляющихся интерес к изучению обществознания  и прошедших ряд диагностических процедур.

         Срок освоения программы – два года .

         Курс   «Совместное проектирование самостоятельной работы по обществознанию и реализация совместных проектов»  построен таким образом, чтобы его содержание не просто  копировало учебную работу на уроках, но и позволяло ученикам добывать дополнительные знания.

Структурно программа состоит из: пояснительной записки, форм и методов работы, содержания программы, учебно-тематического плана, требований  к учащимися, диагностического аппарата, списка литературы.

          При  реализации программы, предусматриваются следующие направления деятельности:

Познавательное – расширение кругозора школьников в области обществознания;

        Образовательное – развитие представление     как науке и ее связи с другими   науками и техникой, фундаментальных понятиях и методах изучения общественных процессов   в мировом масштабе;

        Исследовательское – предполагает проведение самостоятельных исследований, подготовку индивидуальных творческих работ исследовательского характера;

Практическое -  предоставляет возможность реализовать навыки  и умения, полученные в процессе обучения, провести наблюдения, измерения ,анкетирование и т.д. .

2. Формы и методы работы.

        Программный материал позволяет применить следующий механизм обществоведческого образования. Задается такая образовательная ситуация, когда вокруг ученика «выстраивается окружение»   явлений и процессов, при этом обращается внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в его повседневной жизни. Таким образом, для обучения одаренных школьников   используются естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта.

Подача программного материала осуществляется в ходе лекций,   бесед. Причем, лекционный метод не является основным в реализации программы.

 Данная программа  обеспечивает возможность самостоятельной работы учащихся с литературой, поскольку такая форма работы является мощным средством самообразования, а также дает возможность для подготовки докладов, рефератов, изучения инструкций и наблюдений. Отдельного времени для ознакомления учащихся с методами реферирования, а также методами проведения научного исследования в программе не отводится, но предусмотрено в практической части занятий.

Реферирование и подготовка тематических докладов – эффективное средство теоретической подготовки учащимся. Тематика докладов более узкая, чем тематика лекций и предполагает углубленное рассмотрение проблем.

Семинар наряду с лекциями, являются основной формой теоретических занятий. От бесед они отличаются большей предварительной подготовленностью и самостоятельностью учащихся. Итогом семинарских занятий является конференция, на которой могут быть заслушаны рефераты и доклады учащихся.

Занятия проводятся с детьми группе постоянного состава 2 раза в неделю по 2 часа  ( первый год обучения), 3 раза в неделю по 2 часа  (второй год обучения)на базе СОШ№1.

Главнейшая задача программы – развития познавательной активности  учащихся. Осуществлению этого процесса, прежде всего, способствует ведущий метод - исследовательский. Необходимо стремиться, чтобы усвоенные детьми сведения о важнейших проблемах, идеях и темах  общественного развития,  служили основой для самостоятельных размышлений и пробуждали любознательность, желание самостоятельно накапливать эти знания. Учащиеся знакомятся с практическими методиками  исследования выбранного явления, учатся сбору собственного экспериментального материала, анализу собственных данных и вытекающих из него выводов. Освоению детьми практических умений и навыков способствует использование в процессе обучения лабораторно – практического метода. Реализуются экспериментальные исследования.

Познавательное воспитание и профессиональное значение имеют экскурсии и встречи со специалистами.

3. Содержание программы.

1-год обучения  (144ч.)

     Тема 1.  «Знакомство».

  1. 1.1.Формирование группы.
  2. 1.2. Определение целей и задач  программы.
  3. 1.3.Место обществознания в развитии человечества .

Тема 2. «С чего начать?».

2.1. Мы исходим из ощущений.

2.2. Гуманизация – как материал для размышлений.

2.3. Эмоционально-ценностный компонент.

2.4. Критический компонент.

2.5.  Творческий компонент.

2.6.  Оценочный компонент.

Практические работы  - ориентиры для проектирования самостоятельной работы учащимися:

  1. Обозначение проблемы.
  2. Выявление скрытых и явных противоречий.
  3.  Нестандартные  способы решения проблем.
  4. Поиск дополнительной информации.
  5. Аргументация.
  6. Критичность.

Тема 3. « Самое главное».

3.1.  Создание условий для становления сознания, способного самостоятельно конструировать пространство своих  действий.

3.2. Формирование личностного отношения к добываемым знаниям.

3.3. Создание условий для проявления проблемизации .

     3.4.  Достоверность.

     3.5.  Новый взгляд на  общество.

      3.6. Уяснение готового материала.        

Практикум:

  1.  тестирование,
  2. Персонификация ,
  1.  Формирование субъекта культуры,
  2.  Взаимообучение

 Тема 4. «  Выбор темы проектов».

4.1  Определение выбора .

4.2. Разработка плана.

4.3. Основных позиций.

4.4.  Логика изложения материала.

4.5. Достоверность.

4.6. Опора на факты, мнения.

Тема 5. « Изучаем логику».

5.1 Понятие .

5.2. Суждение.

5.3. Умозаключение как форма мышления.

5.4. Доказательство, опровержения.

5.5. Законы логики.

Тема6. «Практикум. Головоломки и «дурацкие»  логические  шутки».

                                2- год обучения    (216ч.)

Тема 7. « Общение и отношения».

7.1Что такое общение?

7.2.Структура общения.

 Практикум:

  1. Общение в малых группах.
  2. Общение с большой аудиторией.        

Тема 8. «Социологическое исследование».

8.1. Понятие исследователя.

8.2. Двойственность  позиции исследователя.

8.3.  Содержание процедуры опроса.

Тема 9. «Респондент».

9.1. Составление теста.

9.2. Психологические  особенности.

9.3. Общая мотивация.

9.4.Восприятие целей.

9.5. Инструкция по заполнению анкет.

9.6. Проблема доверия.  

Практикум:

  1. Тестирование.
  2.  Обработка теста.        
  3.  Объективность.

 

4.Обязательные результаты обучения и диагностика.

После изучения курса «Совместное проектирование самостоятельной работы по обществознанию и реализация совместных проектов»  учащиеся должны знать:

  1. - значимые черты современной   картины мира;
  2. - методы познания общества (наблюдения, измерения, эксперимент);
  3. - идеи измерения времени и его взаимосвязь с  общественными явлениями;
  4. - тенденции развития общества;
  5. -роль человека в системе общественных  отношений;
  6. -особенности социально-гуманитарного познания;
  7. -содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
  8. -сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  9. - основные разделы обществоведческого курса .

Учащиеся должны уметь:

- практически пользоваться категориями научной информации (экспериментальный факт, эмпирический закон, гипотеза, моделирования, теоретический вывод, экспериментальная проверка теории, практическое применение:

  1. - исследовать общественные явления и устанавливать закономерности;
  2. - пользоваться  дополнительным материалом;
  1. - делать выводы из результатов экспериментов, оформлять результаты эксперимента в виде таблиц, графиков, схем  и т.п.; -
  2. - анализировать причинно- следственные связи ;
  3. - объяснять, определять влияние тех или иных событий, происходящих в стране и мире ;
  4. -использовать данные СМИ для своих проектов  ;
  1. -извлекать информацию из различных источников, подготовить рефераты или доклады;
  2. -объяснять взаимосвязи изученных  социальных объектов  ( включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства) ;
  3. -использовать приобретенные умения  в практической деятельности и повседневной жизни;
  4. - сознательно владеть теорией .

Диагностика результатов обучения проводится в форме тестирования. К результатам обучения относится так же показатели участия школьников, занимающихся в творческой мастерской, в городских и областных, научно – практических конференциях учащихся различных уровней.