Гиперактивные дети

Мальцева Ольга Дмитриевна

Дети на уроках очень подвижны, всегда создают шум. Не могут отвечать по одному, перебивают друг друга. А на переменах, это вообще! Крик, визг. По медицинским картам у половины классса - повышенная гиперактивность. Какие приемы воспитания можно использовать?

 

Комментарии

Если гиперактивна половина класса, наверное, учителю остается только гипноз! Ведь нельзя же всех пичкать кортексином или энцефаболом. Против тика дают пантогам, при депрессиях и энурезе - атомоксетин. Разумеется, все комплексно с групповой психотерапией и мультимодальным подходом. Непонятно только, при чем тут учитель. Где все это взять и как научиться. А если поставить вопрос о спецгруппе или хотя бы сокращении контингента?

Быстрицкий Олег Александрович

Надеюсь, что у этой половины не СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, этот диагноз ставят только врачи). В этом случае психологическая и педагогическая коррекция проводятся на фоне выполнения медицинских рекомендаций. Если рассматривать повышенную гиперактивность как одно из проявлений акцентуации, то тогда это другое. Это уже психологическое заключение. Можно разработать комплексную систему корректирующих мероприятий и осуществлять ее вкупе с родителями (без них никак нельзя!). Рекомендации по работе с акцентуантами-гипертимиками есть.

Это хорошо ещё если в мед карте отражено, что ребёнок гиперактивен, имеет психологические проблемы. А если нет. то как доказать родителям, сразу " в штыки"

Бордунова Вера Николаевна

Даже если отражено в мед карте, сказать ничего нельзя. Можем ущемить права ребёнка. Учителю, да и воспитателю в таком случае только терпение.

Быстрицкий Олег Александрович

И все равно говорить/сказать необходимо! Потому что, если это истинный СДВГ, то его нужно медицински коррегировать. И чем раньше ребенок попадет к хорошему врачу, тем лучше для его личностного развития. А на фоне медицинской коррекции начать совместную работу психолога, воспитателя/учителя и родителей. И с ребенком будет полегче и в детком саду, и в школе, и дома родителям.

Недошивкина Ольга Юрьевна

Терпение - это само собой. Обидно другое, что требования к этому ребенку в обычной школе одинаковы. С одной стороны, мы говорим о том, что таким детям просто необходимо общение с обычными детьми. С другой стороны, показатели уровня обученности на нуле. Вот и попытайся найти волшебную середину?!

Писарева Татьяна Максимовна

Я думаю, необходимо тесное сотрудничество со школьным психологом и медицинским работником (если таковые есть). Попробовать вовлечь этих детей в кружки - пусть расходуют свою энергию.

Юмашева Антонина Михайловна

Помощь психолога необходима, спорт для таких детей лучшая альтернатива.

Мальцева Ольга Дмитриевна

Спасибо, всем за комментарии!. Почти все дети посещают кружки, дополнительные занятия. Но энергии у них хоть отбавляй!!!

Юмашева Антонина Михайловна

Гиперактивные дети, есть в каждом детском коллективе, попробуйте сделать их "своими помощниками", назначьте их старшими, ответственными за что то в классе. Я например, прошу их приходить и помогать мне в студии до занятия и оставаться после на немного, помочь мне и они перестают выделяться во время занятия, что мне и нужно, они очень любят рассказывать о себе. Я прошу их на занятии "взглядом" спрашивать меня, и я подхожу и шепчу - спрашиваю, что нужно и шума нет. Конечно это не всегда срабатывает, бывают дни, когда они не признают ни каких рамок для себя. Это мой опыт работы с ними, в школе немного другой распорядок, но может я помогла вам на них посмотреть с другой стороны, а родители, они не понимают почему "их любознательный ребёнок кому то доставляет неприятности", вот это уже отдельный вопрос и ответить на него очень трудно, у родителей своё представление.

Писарева Татьяна Максимовна

Да, для родителей свой ребёнок самый-самый. Они зачастую не замечают разницы, говорят, что он такой, как все. Или делают вид, что не замечают. Я согласна с Вами - надо искать подходы. Ребёнок всегда чувствует, когда его искренне любят. Я обучаю мальчика на дому - психопатоподобное поведение. С мамой, сестрой у него отношения не из лучших, а ко мне тянется всей душой. Я жалею его как могу. У нас с ним секрет - 6 конфет за три урока. Действует! Он не видит этого дома, а мне не в тягость. Играю с ним, если необходимо.

Юмашева Антонина Михайловна

Татьяна Максимовна, удачи вам! Сколько детей, которым в нашей стране, нужно много индивидуального внимания.

Писарева Татьяна Максимовна

Спасибо большое! Мой педагогический стаж - 37 лет. И все эти годы - сплошная "борьба" за ребёнка! Много лет состояла в районной инспекции по делам несовершеннолетних, была общественным инспектором по охране прав детства, более десяти лет являюсь председателем женсовета при администрации с/Совета.Всё было - многочисленные рейды, беседы, комиссии, цель которых - образумить родителей, в последнее время, к сожалению, это
чаще всего, мамки. Тысячу раз уставала, плакала, несла гостинцы, отправляла за свои кровные детей на лечение... И часто думала: "Зачем мне это?!" Но голос разума: "А если ни мне, никому другому - а дети?!" И снова в бой! Результат? Более десяти лет на селе не было случая лишения материнских прав.

Юмашева Антонина Михайловна

Татьяна Максимовна, вы молодец, доброта в каком то качестве обязательно вернётся к вам Удачи вам и здоровья!!!

Писарева Татьяна Максимовна

Спасибо Вам большое, Антонина Михайловна, за тёплые слова.

Агапова Лидия Федоровна

Очень часто в последнее время невоспитанность ребенка прикрывают модным словом "гиперактивность". Если дети не усвоили правила поведения на уроке и перемене, то это не гиперактивность, а невоспитанность. В первую очередь нужно работать с родителями, чтобы они это поняли и не валили все на физиологию детей.

Чупикова Раиса Ивановна

Чаще всего так оно и есть. Да только не каждый родитель согласится скорее с учителем, чем с модной формулировкой...

Орлова Елена Алексеевна

Вы совершенно правы,Лидия Фёдоровна!"Гиперактивность"-это прежде всего невоспитанность и вседозволенность ,которая поощряется в детях с детства,и видимо,не только в России ,но и во всём мире.Наверное в современном мире так принято :хамству - зелёный свет!Но на это хочется сказать словами детского стишка :"Если очень петушиться можно пёрышек лишиться!" Ужасно ,когда такое поведение перерастает в норму жизни и переносится затем в профессию,на улицу и в семью!

Шутемова Валентина Владимировна

Перед нами выступал психолог, она очень интересную для меня мысль сказала, чтобы как умерить эту гиперактивность, можно использовать цвета. Ну допустим голубой цвет, успокаивать. А оттенки желтого напротив. У меня класс гиперактивен, но чтобы в классе всегда было солнечно я всё равно использовала в покраске панелей жёлтый. А так детей нужно "заваливать работой"

Юмашева Антонина Михайловна

Говорить можно о многом, а на практике действительно таких детей нужно загружать ответственной работой, они не могут быть без дела.

Ребенок садится за парту. Какие установки в школе? Не вертись. Не разговаривай. На перемене — не бегать, дружно играйте в ручеек... А что делать, если нашему ребенку все вышесказанное "категорически противопоказано"? Ему природой предначертано много и часто двигаться. Не просто потому что сидеть в одной позе скучно, а потому что движение ему просто необходимо, чтобы он мог сконцентрировать свое внимание и запомнить то, что говорит учитель... Как ни парадоксально это звучит.

Орлова Елена Алексеевна

А что же делать другим детям,которых на переменах лупят гиперактивные ,не дают им на уроке правильно воспринимать материал и т. д.Почему только о себе "гиперактивном" заботимся ,а все остальные ,которых всё-таки больше пока пусть берут с них пример!? А ведь сейчас так и происходит: воспитанные дети говорят ,раз им можно почему мы должны соблюдать правила нормального поведения!? Если в классе все 25 будут "гиперактивными" -кого из школ будем выпускать!?

Павлова Таисия Евгеньевна

Для таких детей существует огромное количество различных тренингов и это работа психолога

Орлова Елена Алексеевна

Добрый вечер! Уважаемые коллеги,всё о чём здесь Вы пишите совершенно верно,но хочу добавить,что главная причина "гиперактивности" многих детей это недостатки воспитания!Очень часто наблюдаю такие картины:малыш лет двух бъет лопаткой маленького бродячего щенка,реакция мамы -никакой реакции и таких примеров очень много.Нужно вовремя делать детям замечания и попросту воспитывать их,они просто не видят внимания к своей персоне,а отсюда и гиперактивность-хоть как-то обратить его на себя!

Березина Дина Викторовна

Правы и те, кто говорит про гиперактивность как про медицинский диагноз, и те , кто говорит про недостатки воспитания. Но всё же хочу заметить, что просто невоспитанные дети привыкают к школе быстрее, когда понимают, какое поведение им выгодно, а какое - нет. А вот с родителями правда трудно. Они, бывает, уже привыкли к своему ребёнку, и очень удивляются, когда у других с ним возникают проблемы.Родители гиперактивных детей нередко впадают в крайности - либо вседозволенность, либо строгие наказания. Вот и "отрывается" ребёнок в школе. С родителями работать трудно, но необходимо. К тому же часть гиперактивных детей становятся таковыми только в коллективе.
Что касается детей, им полезны будут чёткие правила поведения в школе, которые им придётся много раз повторить. На уроках проводить динамические паузы, включать в них элементы игр на внимание. А на переменах пусть двигаются. Если боитесь травматизма, проводите подвижные игры.

Не только в нашей стране, но и во всем мире количество таких детей неуклонно возрастает. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывают не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя... такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность: известно, что среди малолетних правонарушителей значительный процент составляют гиперактивные дети.

Орлова Елена Алексеевна

Интересно,почему же таких гиперактивных детей с каждым годом становится больше и у нас в стране и во всём мире!? В чём кроется причина сего явления!?

Гилёва Татьяна Александровна

В экологии, питании, в нарушении природных ритмов, в современном образе жизни и т.п.

К сожалению родители моего гиперактивного ученика нашли удобный для себя выход - все его "шалости" они списывают на диагноз, и не хотят принимать никаких мер воздействия в семье, а ребёнок уже в 9 классе, сами представляете к чему это приводит...

Юмашева Антонина Михайловна

Работая не первый год, знаю (знакома со многими лично), что многим детям ставили "гиперактивность" во время пребывания в ДОУ, в школе были проблемы с поведением в начале - шла адаптация - это нормально, а далее они стали успешными по каким либо предметам и поведение нормализовалось. Наверно играет роль и воспитание? Очень уж многолико это слово "гиперактивность"

Гилёва Татьяна Александровна

Сколько же у Вас все-таки гиперактивных? Половина класса - это даже по современным меркам нонсес! Действительно ли это гиперактивность или просто повышенная возбудимость, неуравновешенность? И какого возраста дети? Гиперактивного ребенка сразу видно, хотя бы потому, что он физически не может справиться со своими руками, ногами, глазами, ушами и т.д. Он дисгармоничен и в поведении, и в речи, и в деятельности. Чем сильнее он устает, тем сильнее проявления гиперактивности, причем все проявления ПОМИМО воли такого ребенка. Симптомы гиперактивности в большинстве случаев сглаживаются к 10-12 годам. Они могут дать окраску (акценты) характеру подростка. Возбудимым же ребенок становится (при условии отсутствия гиперактивности) в определенных условиях, измените условия, и возбудимость может смениться другим проявлением: активностью, либо сосредоточенностью. Другое дело, что порог возбудимости у каждого ребенка свой, так же как и возбуждающие стимулы. И в этом Вам нужно разобраться самой путем наблюдения, анализа того, что происходит на уроке, кто из детей "заводит" остальных, что служит пусковым механизмом такого поведения, что "подогревает" возбуждение у каждого ученика и у всех их вместе. Возможно надо будет поменять какие-то приемы организации учебного процесса. Желаю удачи и терпения)) Главное, не отчаиваться, кто хочет, тот добьется!

Антонова Светлана Константиновна

Не всегда СДВГ, наблюдаемый у детей педагогами и родителями, присутствует на самом деле.
В случае если диагноз все же поставлен, необходимы следующие действия:
1.Беседа родителей со специалистом (психолог, невропатолог) с целью выработки общей стратегии помощи ребенку, а также получения рекомендаций (желательно в письменном виде) для себя и педагогов, работающих с ребенком.
2.Четкое выполнение полученных рекомендаций родителями.
3.Постоянный контакт родителей с классным руководителем или воспитателем детского сада с целью контроля динамики и возможных улучшений поведения ребенка.
4.Наблюдение у невропатолога.
5.Индивидуальная и групповая коррекционная работа с психологом.

О системной работе с детьми можно также почерпнуть информацию в психологических трудах А. Л. Сиротюк, которая предлагает комплекс методик направленных на коррекцию проявлений СДВГ.

Все упражнения и игры по целям их воздействия разделены автором на:
- растяжки, которые нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
-дыхательные упражнения, улучшающие ритмировние организма, развивают самоконтроль и произвольность;
-глазодвигательные упражнения, расширяющие поле восприятия;
-пальчиковые игры, развивающие межполушарное взаимодействие;
-функциональные упражнения, имеющие своей целью развитие или коррекцию какого-либо качества, свойства или эмоционального состояния (снятие агрессии, развитие внимания и др.);
-коммуникативные упражнения: индивидуальные направлены на углубление контакта со своим телом; парные развивают эмпатию, учат взаимодействовать с партнером, групповые социализируют;
-визуализация, которая проводится для интеграции работы головного мозга;
-релаксация, которая проводится с целью настройки на занятие (в начале), с целью интеграции полученного опыта во время занятия (в конце).

От себя добавлю: не представляю коррекции СДВГ без фармакотерапии, хотя многие родители всеми путями стараются этого избежать.