Как "читать" ребёнка?

Ширыбырова Любовь Николаевна

      Интерпретация детских жестов не такое уж простое занятие, как может показаться на первый взгляд. Большинство детей обладают очень живой мимикой и много двигаются , но при этом не все их жесты могут иметь объяснение. Молчаливые сигналы детей не всегда однозначны.

      Педагог постоянно общается с детьми, с их родителями, с коллегами. И ему важно уметь "читать" своих собеседников или слушателей, чтобы понять, о чём они думают, чего хотят, чего опасаются или что скрывают. Давайте поговорим о том, как читать жесты, мимику и позы ребёнка. Это сложнее, чем анализ языка тела взрослого, но, тем не менее, полезно и интересно.

       * Ребёнок сжимает кулаки так сильно, что даже костяшки его пальцев побелели. При этом внешне малыш может казаться вполне весёлым и жизнерадостным.

Что это значит? Что делать?

 

 

Комментарии

Мелешко Олеся Геннадьевна

Я думаю, что данным жестом ребёнок показывает, что ему плохо, но по какой то причине нельзя показывать эмоции. Наверное, есть какие то проблемы в семье. Следует приглядеться к родителям или ближайшим родственникам ребенка.

Поддубная Надежда Ивановна

Мне кажется, что это жест протеста взрослому или ребенку - лидеру, которому ему прходиться подчиняться. Именно поэтому жест и мимика контрасты.

Гилёва Татьяна Александровна

Считаю, что "чтение жестов" в отрыве от ситуации, личности человека и присутствующих в этой ситуации людей - пустая трата времени. Именно все в комплексе + еще и Ваше отношение и дает то видение, о котором Экзюпери сказал: "Самое главное глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце".

Овечко Галина Николаевна

Думаю, что Вы во многом правы. В одной из ситуаций этот жест может обозначать сильную концентрацию.

Скорее всего это злоба и бессилие, подкреплённые трусостью (потому что не хватает сил противостоять или отстоять свою правоту). Как известно, внешность обманчива. Дети по-разному могут проявлять свои чувства. Например, некоторые ребята смеются, когда их ругают, но это не значит, что ребёнок не переживает.
Однозначно, что на ребёнка, о котором идёт речь, нужно обратить особое внимание, попытаться "разговорить" его и узнать причину такого поведения.

Филиппова Мария Владимировна

Вам нужно быть внимательнее к этому ребенку,видимо, данным способом он показывает свое недовольство против того, что видит, что слышит, но открыто высказать свои чувства боится. Наблюдение за родителями и беседа тоже могут помочь в ответе на вопрос. Попробуйте порисовать вместе, во время процесса ненавязчиво, осторожно натолкните его на рассуждения, что он пытается нарисовать, что это обозначает, возможно, это поможет вам найти ответ в причине напряжения малыша.Удачи!

Нагорянская Вера Петровна

важно учитывать потребности ребенка, его задатки, потребности и характерные черты.
улыбка не должна исчезать с вашего лица

Маратканова Светлана Николаевна

Улыбка должна быть в нужное время.

Латыпова Роза Саитгараевна

Любые прикосновения связаны с проникновением в чужое жизненное пространство, поэтому большинство людей относятся к ним настороженно. Прикосновение возможно лишь в нужный момент и в нужном контексте. Если молодой человек дотронется до незнакомой или малознакомой девушки, то вызовет с ее стороны крайне негативную реакцию. Есть люди, которые в процессе общения не могут не трогать других людей. При этом они совершенно не замечают, нравится это тем, кого они трогают, или не нравится, хотя в ответ на свои прикосновения и получают беспрерывный поток призывов на языке тела: «Оставь меня в покое!»

Когда родственники или приятели похлопывают друг друга по спине или по плечу, треплют по щеке, трогают за руку и т. п.-- это выражение симпатии, когда это же происходит в общении людей малознакомых, различных по возрасту и по социальному статусу -- это проявление высокомерной фамильярности, бестактности или прямое оскорбление. Особенно выразительны легкие подталкивания в бок или спину, которыми один человек как бы подвигает другого в нужную ему сторону -- жест контроля ситуации и управления, подтекст которого очевиден: «Я вправе указать, куда тебе идти и чем заниматься». А вот если собеседник берет вас за руку (или под руку), за пуговицу или рукав, то он не уверен в убедительности слов, боится, что вы в буквальном смысле уйдете от разговора (нельзя путать с хватанием противника «за грудки» -- жест угрозы).

Латыпова Роза Саитгараевна

Любые прикосновения связаны с проникновением в чужое жизненное пространство, поэтому большинство людей относятся к ним настороженно. Прикосновение возможно лишь в нужный момент и в нужном контексте. Если молодой человек дотронется до незнакомой или малознакомой девушки, то вызовет с ее стороны крайне негативную реакцию. Есть люди, которые в процессе общения не могут не трогать других людей. При этом они совершенно не замечают, нравится это тем, кого они трогают, или не нравится, хотя в ответ на свои прикосновения и получают беспрерывный поток призывов на языке тела: «Оставь меня в покое!»

Когда родственники или приятели похлопывают друг друга по спине или по плечу, треплют по щеке, трогают за руку и т. п.-- это выражение симпатии, когда это же происходит в общении людей малознакомых, различных по возрасту и по социальному статусу -- это проявление высокомерной фамильярности, бестактности или прямое оскорбление. Особенно выразительны легкие подталкивания в бок или спину, которыми один человек как бы подвигает другого в нужную ему сторону -- жест контроля ситуации и управления, подтекст которого очевиден: «Я вправе указать, куда тебе идти и чем заниматься». А вот если собеседник берет вас за руку (или под руку), за пуговицу или рукав, то он не уверен в убедительности слов, боится, что вы в буквальном смысле уйдете от разговора (нельзя путать с хватанием противника «за грудки» -- жест угрозы).

МиШаНоВа АЛеНА ВиКТоРоВНА

смотря какая ситуация:либо злоба проявляется и по ситуации понятно, либо волнение, которое он не может скрыть.....

Тукаева Хеда Саид-Магомедовна

Скорее всего ребенок пытается скрыть свою враждебность и неудовлетворенность положением в классе. Возможно начало проблемы заложено в семье. Ребенку что-то недодали: эмоциональное тепло или внимание. Отсюда и проблемы с контактированием в среде сверстников, неуверенность и чувство ущемленности. Но!!!Только по одному жесту уверенно судить об этом нельзя. Важна сама ситуация, люди, которые в ней находятся, а также сопутствующие другие жесты. Интерпретацию проводим только в совокупности жестов. Удачи вам!

Ширыбырова Любовь Николаевна

Уважаемые коллеги! Спасибо за комментарии. Я во многом убедилась, что была права, наблюдая за детьми и родителями, давая им советы. Очень трудно убедить родителя и дать разумные советы по поводу того, что проблемы есть и в семье , а не только в школе.Действительно ребёнку плохо, трусость сказать ему об этом честно не позволяет, потому что он уже научился говорить неправду, протестовать открыто не хочет в силу своего характера.Вот и приходится улыбаться, беседовать и ЖДАТЬ.

Почебутова Олеся Станиславовна

Действительно некоторых детей очень трудно понять, но если очень постараться "можно в космос полететь"