Педагогическая ситуация
Педагогическая ситуация
Однажды из всех желающих пойти ответить по карте географ Сергей Иванович выбрал Диму Аверина. Ученик был мальчиком старательным, но не всегда успевал хорошо приготовиться к уроку. К тому же был неповоротлив, неуклюж и мешковат…
Вопрос ему учитель задал нетрудный: найти на карте Австралию.
Услышав, что его вызывают, Дима так растерялся, что еле-еле встал из-за стола. Робко подойдя к столу учителя, он виновато поглядел на него и повернулся к карте.
Учитель, видя его состояние, подошел к нему, положил руку на плечо и ласково произнес:
— Не волнуйся все будет хорошо. Вот указка, начинай смелее! Ты же знаешь… --- Сергей Иванович старался внушить подростку уверенность.
Аверин…медленно направился к карте. Но вместо Восточного полушария…он оказался у Западного. В классе нарастал шум.
— Минуточку, друзья, не будем мешать человеку,–– сказал учитель. –– Дима сейчас сам разберется. Только, пожалуйста, спокойнее…
Но Аверин стоял на прежнем месте. С ним явно происходило что-то неладное.
Потом мальчик будет клясться и божиться, что он видел на карте не два, а одно полушарие…
Между тем Сергей Иванович вел себя выдержанно. Другой бы на его месте сделал бы за время этой нелепой сцены не одно замечание, кое на кого прикрикнул бы и посадил Диму на место. Но лицо у учителя было по-прежнему спокойным, взгляд внимательным, но не строгим.
Успокоив класс жестом, он подозвал к себе Диму и сказал:
— Такие случаи бывают, Дима. Человек хочет рассказать очень важное и хорошо подготовлен, но ему что-то мешает, скорее всего, волнение. Такое случалось даже со знаменитыми артистами: зная наизусть роль, они, едва выйдя на сцену, почему-то ее забывали, и положение спасал только суфлер… Пойдем к карте и хорошо подумаем…
Взяв мальчика за руку, Сергей Иванович подвел его к карте полушарий и сказал:
— Ответь-ка сначала, сколько полушарий? Ты же это наверняка знаешь...
— Два — Западное и Восточное, — ответил Аверин.
— Вот видишь, хорошо! Я не сомневался, что ты ответишь. А теперь вспомни, в каком полушарии больше частей света?
— В Восточном полушарии, — сказал Дима.
— Правильно. Подумай теперь, где нам искать Австралию? К какому из полушарий нужно подойти?
Как впоследствии признавался Дима, только после этих слов перед глазами у него появились два круга, раскрашенных разными цветами, выплыла зеленая Австралия, которую он безуспешно искал в Западном полушарии.
И тут Аверин заговорил, заговорил как никогда бойко и уверенно...
Сергей Иванович, не двигаясь с места до конца ответа, чтобы не отвлечь его и не помешать, слушал Диму с большим вниманием. Он не скрывал своей радости за успех Димы. Когда ученик закончил свой рассказ, Сергей Иванович громко сказал:
— Молодец! Вот умница! Ты же все отлично знаешь, дальше больше, чем написано в учебнике. Спасибо за ответ!
Дима, раскрасневшийся, счастливый, смущенно глядел на носки своих ботинок. На перемене он ходил по коридору настоящим героем.
В о п р ос ы и з а д а н и я
1. Опишите состояние школьника в данной ситуации.
2. Дайте мотивированную оценку характера взаимодействия педагога со школьником.
3. Зависит ли манера поведения и стиль отношений педагога от его возраста и стажа работы? Дайте аргументированный ответ.
4. Какое влияние на учеников класса может оказать такой стиль деятельности педагога?
Комментарии
Умиляет
Милая фантастическая история по педагогике, оторванная от реальной географии, где в 6 классе за 35 часов в году необходимо сделать с детьми 30 практических работ.
!!!!!
На самом деле фантастика, в реальной жизни совсем другое!
Уважаемые коллеги,
Уважаемые коллеги, фантастичной история выглядит только в наших сегодняшних условиях... Много лет назад в 5-ом классе, наша семья переехала и я поменяла школу. и вот в этой небольшой сельской школе я стала свидетелем очень похожей ситуации(кстати на уроке географии). я и запомнила ее только потому, что на подобное бережное отношение к ученику было мне в диковинку, в прежней городской школе,где нас было 41 человек, у учителя просто не хватало времени так сказать на сантименты.
Количество учеников в классе
Светлана Анатольевна, я тоже помню то "прекрасное" время, когда нас было 42 человека в классе. Школы были переполнены. Наша школа училась в три смены. В параллелях последняя буква была порой "М" - и все классы заполнены по максимуму.
Какие уж тут сантименты. В 5 классе учитель просто поднимал одного за другим учеников, и если тот не знал материал, следовала фраза: "Ну вот, еще одна матрешка вышла к доске - придешь после уроков учить". И приходили, и учили.
Сейчас учеников стало чуть поменьше (30-33 вместо 42), а количество часов сократилось вдвое (35 вместо 68) при тех же требованиях по программе. И необходимо все практические работы провести в классе, потому что дома будут делать единицы.
А от сельских учителей действительно часто приходилось слышать, что подход там индивидуальный к детям. Хотя в последнее время все чаше слышишь фразу: "В классе пять человек, а работать не с кем"((((
Елена Юрьевна, вы правы во
Елена Юрьевна, вы правы во всем. в наше с Вами время оценка за четверть выводилась за три текущие оценки,(при двух часах в неделю) больше просто не успевали заработать. Но как правило, оценки были объективны. Индивидуальный подход в сельской школе и сейчас ВОЗМОЖЕН, сама работаю в сельской школе, но все чаще работает формула "РАБОТАТЬ НЕ С КЕМ". Такова реальность. УВЫ!
Согласна с вами.
Согласна с вами.