Педагогическая ситуация

Арзыева Венера Васильевна

Педагогическая  ситуация

  Однажды из всех желающих пойти ответить по карте географ Сергей Иванович выбрал Диму Аверина. Ученик был мальчиком старательным, но не всегда успевал хорошо приготовиться к уроку. К тому же был неповоротлив, неуклюж и мешковат…

   Вопрос ему учитель задал нетрудный: найти на карте Австралию.

    Услышав, что его вызывают, Дима так растерялся, что еле-еле встал из-за стола. Робко подойдя к столу учителя, он виновато поглядел на него и повернулся к карте.

   Учитель, видя его состояние, подошел к нему, положил руку на плечо и ласково произнес:

—   Не волнуйся все будет хорошо. Вот указка, начинай смелее! Ты же знаешь…­ --- Сергей Иванович старался внушить подростку уверенность.

       Аверин…медленно направился к карте. Но вместо Восточного полушария…он оказался у Западного. В классе нарастал шум.

—   Минуточку, друзья, не будем мешать человеку,–– сказал учитель. –– Дима сейчас сам разберется. Только, пожалуйста, спокойнее…

      Но Аверин стоял на прежнем месте. С ним явно происходило  что-то неладное.

Потом мальчик будет клясться и божиться, что он видел на карте не два, а одно полушарие…

    Между тем Сергей  Иванович  вел себя выдержанно. Другой бы на его месте сделал бы за время этой нелепой сцены не одно замечание, кое на кого прикрикнул бы и посадил Диму на место. Но лицо у учителя было по-прежнему спокойным, взгляд внимательным, но не строгим.

   Успокоив класс жестом, он подозвал к себе Диму и сказал:

—   Такие случаи бывают, Дима. Человек хочет рассказать очень важное и хорошо подготовлен, но ему что-то мешает, скорее всего, волнение. Такое случалось даже со знаменитыми артистами: зная наизусть роль, они, едва выйдя на сцену, почему-то ее забывали, и положение спасал только суфлер… Пойдем к карте и хорошо подумаем…

    Взяв мальчика за руку, Сергей Иванович подвел его к карте полушарий и сказал:

— Ответь-ка сначала, сколько полушарий? Ты же это наверняка знаешь...

— Два — Западное и Восточное, — ответил Аверин.

— Вот видишь, хорошо! Я не сомневался, что ты ответишь. А теперь вспомни, в каком полушарии больше частей света?

— В Восточном полушарии, — сказал Дима.

— Правильно. Подумай теперь, где нам искать Австралию? К какому из полу­шарий нужно подойти?

Как впоследствии признавался Дима, только после этих слов перед глазами у него появились два круга, раскрашенных разными цветами, выплыла зеленая Ав­стралия, которую он безуспешно искал в Западном полушарии.

И тут Аверин  заговорил, заговорил как никогда бойко и уверенно...

Сергей Иванович, не двигаясь с места до конца ответа, чтобы не отвлечь его и не помешать, слушал Диму с большим вниманием. Он не скрывал своей радости за успех Димы. Когда ученик закончил свой рассказ,  Сергей Иванович громко сказал:

— Молодец! Вот умница! Ты же все отлично знаешь, дальше больше, чем на­писано в учебнике. Спасибо за ответ!

Дима, раскрасневшийся, счастливый, смущенно глядел на носки своих боти­нок. На перемене он ходил по коридору настоящим героем.

 

 В о п р ос ы    и   з а д а н и я

 

1. Опишите состояние школьника в данной ситуации.

2. Дайте мотивированную оценку характера взаимодействия педагога со школь­ником.

3. Зависит ли манера поведения и стиль отношений педагога от его возраста и стажа работы? Дайте аргументированный ответ.

4. Какое влияние на учеников класса может оказать такой стиль деятельности педагога?

 

 

Комментарии

Горбунова Елена Юрьевна

Милая фантастическая история по педагогике, оторванная от реальной географии, где в 6 классе за 35 часов в году необходимо сделать с детьми 30 практических работ.

Орлова Елена Алексеевна

На самом деле фантастика, в реальной жизни совсем другое!

Уважаемые коллеги, фантастичной история выглядит только в наших сегодняшних условиях... Много лет назад в 5-ом классе, наша семья переехала и я поменяла школу. и вот в этой небольшой сельской школе я стала свидетелем очень похожей ситуации(кстати на уроке географии). я и запомнила ее только потому, что на подобное бережное отношение к ученику было мне в диковинку, в прежней городской школе,где нас было 41 человек, у учителя просто не хватало времени так сказать на сантименты.

Горбунова Елена Юрьевна

Светлана Анатольевна, я тоже помню то "прекрасное" время, когда нас было 42 человека в классе. Школы были переполнены. Наша школа училась в три смены. В параллелях последняя буква была порой "М" - и все классы заполнены по максимуму.
Какие уж тут сантименты. В 5 классе учитель просто поднимал одного за другим учеников, и если тот не знал материал, следовала фраза: "Ну вот, еще одна матрешка вышла к доске - придешь после уроков учить". И приходили, и учили.
Сейчас учеников стало чуть поменьше (30-33 вместо 42), а количество часов сократилось вдвое (35 вместо 68) при тех же требованиях по программе. И необходимо все практические работы провести в классе, потому что дома будут делать единицы.
А от сельских учителей действительно часто приходилось слышать, что подход там индивидуальный к детям. Хотя в последнее время все чаше слышишь фразу: "В классе пять человек, а работать не с кем"((((

Елена Юрьевна, вы правы во всем. в наше с Вами время оценка за четверть выводилась за три текущие оценки,(при двух часах в неделю) больше просто не успевали заработать. Но как правило, оценки были объективны. Индивидуальный подход в сельской школе и сейчас ВОЗМОЖЕН, сама работаю в сельской школе, но все чаще работает формула "РАБОТАТЬ НЕ С КЕМ". Такова реальность. УВЫ!

Абрамова Ольга Анатольевна

Согласна с вами.