Неуверенность в себе

Гроссу Валентина Викторовна

В классе встречаются такие дети. которым очень трудно отвечать у доски, перед всем классом. Моя ученица хорошо рассказывает стихотворение дома и после уроков мне, но спотыкается на каждом слове при рассказе перед детьми. А уже четвертый класс. В старшем звене трудно будет учитывать её индивидуальные особенности. Как ей помочь?

 

Комментарии

Свинина Любовь Геннадьевна

Уважаемая Валентина Викторовна, я тоже в начальной школе была стеснительным ребёнком, хотя училась хорошо. Помог театральный кружок и участие в литературных конкурсах. Поддержка, вера в ребёнка, уважение его чувств, терпение!

В таких случаях не надо рассчитывать на "само пройдет",это только "верхушка айсберга," педагогу необходимо направить семью с ребенком на консультацию к психологу,который диагностирует у ребенка причины такой тревожности и даст ПИСЬМЕННЫЕ рекомендации родителям и педагогам,тк в дальнейшем,ребенок поймет удобство этой ситуации и смоделирует себе такое поведение или есть вариант,что эта тревожности перерастет в фобию,тогда ребенку будет тяжело не только в старшей школе,но и в жизни вообще,в любом случае рекомендовать что то должен именно специалист в этой области,а Вы не берите на себя такую ответственность.

Гроссу Валентина Викторовна

Спасибо Екатерина Вячеславовна. Но почему-то мне кажется. что я общаясь с ребенком тоже могу как-то помочь. Вернее, я делаю,что могу, но пока прогресс невелик. А родители совсем не хотят помочь. Конечно, в другой семье и проблем-то таких наверное не было бы.

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Действительно, нужна индивидуальная работа и с ребенком и с родителями. Это не пройдет само, это надо преодолевать. И для преодоления этих трудностей нужны усилия самого ребенка прежде всего, а в беседе с ним надо обсудить модель поведения.

Зименс Мария Фёдоровна

Валентина Викторовна, добрый день! Это из моего детства, я была такой девочкой. Моя любимая учительница однажды, оставшись со мной наедине сказала, что она даёт мне важное поручение остаться за неё на некоторое время, сославшись, что её вызывает директор, а я должна буду проверять выполнение домашнего задание по математике и быть как она: спрашивать, вызывать к доске и др. Ребят предупредила, сказав, что Маша - учитель в классе и вы всё делаете как она скажет. Тогда это был переломный момент в моей жизни: ответственность перед учителем - не подвести, быть как она - голос, манера поведения, строгость. Она не ходила к директору, я это узнала гораздо позже уже будучи в восьмом классе, да и отсутствовала он минут 10-15, но я благодарна ей и люблю её до сих пор. Так она, подняв меня до своего уровня, посадила росток уверенности в себя!

Гроссу Валентина Викторовна

Спасибо большое за идею Мария Федоровна, обязательно попытаюсь что-то подобное сделать.

Першина Юлия Петровна

У меня в классе, который я выпустила 6 лет назад была девочка, которая не просто стеснялась выступать перед всем классом,а даже дрожала при этом. Мы начали с того, что стихи у доски с ней рассказывали "вместе". Я брала её за руку и держала, пока она рассказывала. Она знала, что я ей помогу, если что-то забудется. Не сразу, постепенно, ей стало легче справится с этим. Потом, когда она стала справляться сама, я садилась за последнюю парту и она смотрела на меня, видела, что я её поддерживаю. К 4 классу проблема почти пропала. Кроме этого, очень важна поддержка одноклассников. Всегда, когда ребёнок делает хоть маленький шажок вперёд, радуюсь этому вслух, призываю других ребят обратить на это внимание. Дети видят мою радость, поддержку, постепенно сами учатся хвалить друг друга за успехи, даже аплодируют ,если достижения особенно заметны. Вообще для таких детей чрезвычайно важна доброжелательная атмосфера в классе.

Дёмина Дина Константиновна

У одного моего ребёнка похожая проблема. В классе вроде даже немного шумный, а отвечать стесняется, запинается, повторяет некоторые слова по несколько раз... Не оратор, в общем. Стараемся решать разными способами: мальчик ходит в музыкальную хоровую школу, участвует в разных конкурсах, в том числе и в НПК "Я - исследователь" для младших школьников. Тяжело ему даётся, но всё же маленькие успехи есть.

Полчанинова Светлана Леонидовна

А мы с ребятами ставим сказки для родителей. И вот тогда-то, дети и забывают о стеснительности. Они увлекаются процессом творчества, игры. Во время выступления все переживают друг за друга, поддерживают друг друга и стараются выступить как можно лучше. Тут уж приходится волноваться самой учительнице!

Никитина Елена Анатольевна

Посоветуйте ребёнку устные домашние задания (пересказ параграфа, стихотворение наизусть и т.д.) проговаривать перед зеркалом, обязательно стоя. Можно также все рассказывать куклам, мишкам. Обратите внимание ребенка на осанку: спина должна быть прямая. Кроме того, часть задания можно громко пропеть. Конечно, рядом должен быть взрослый. Тут союз с родителями должен быть.

Зарипова Гузалия Габдулнуровна

Если не получится исправить в начальных классах, нужно объяснить ситуацию классному руководителю в 5-м классе.Такие дети материал урока рассказывают мне во время перемены, даже в старших классах.

Толстикова Светлана Борисовна

Направьте родителей к психологу!
В моей школе учился ребенок до 8 класса вообще не отвечал у доски, потому что учителя считая такое поведение капризами не обращали внимания, просто не спрашивали у доски, только с места... В 9 том с помощью психолога и родителей + рекомендаций всем педагогам, смогли преодолеть... сам просился, когда был уверен в ответе.

Любимцева Светлана Владимировна

Проблема в том, что дети совсем перестают отвечать на уроках. Даже на предметах, где ребята всегда отвечали устно, сейчас используются тесты. Поэтому каждый вызов к доске на устный ответ стресс для ребенка.

Коваленко Елена Германовна

Исправлять ситуацию надо до перехода в пятый класс. Я классный руководитель 6 класса, и в пятом получила несколько таких деток. Спрашивать на перемене или после уроков - это не выход, корень проблемы в неуверенности ребёнка перед одноклассниками, ведь учителю она отвечает. Допустим, в школе пойдут навстречу индивидуальным особенностям ребёнка, но после школы проблема продолжит приносить ей массу неудобств. Надо работать с классом, поднять авторитет девочки в коллективе (или же её самооценку). Отмечать каждую победу её при ответе у доски. Сама в школе "теряла сознание" у доски, потому что была не уверена, что класс адекватно оценит мой ответ (хотя всегда готовилась к урокам, училась хорошо): посчитает слишком умной или наоборот, я сглуплю при ответе (причём подруги-одноклассницы говорили, что отвечала я при этом хорошо). Сейчас понимаю, у меня была занижена самооценка, но только не по отношению к своим знаниям, а месту в классном коллективе. Избавилась только при приходе работать в школу,тогда, когда поняла, что меня слушают (ведь теперь меня слушали учащиеся).

Мунгалова Наталья Владимировна

я считаю, что нужно пробовать маленькие первые шаги (ответы у доски/с места)начиная с 1 класса. Если педагог видит, что у ребенка проблема - занижена самооценка, необходимо как можно чаще заниматься во время внеучебной деятельности.

Тимченко Лариса Николаевна

У меня девочке в похожей ситуации помогло видео с телефона.Я снимала ее репетицию стихотворения,а она потом смотрела это видео.Во время просмотра я очень ее хвалила,мол,глянь,как ты эффектно смотришься

"Ловите" каждый позыв ребёнка к ответу. Пусть она почувствует свои силы постепенно. И, конечно, к каждой попытке поднять руку, ответу - позитивное и доброе слово.