Отклонения в поведении дошкольников

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

Ув. педагоги - психологи подскажите методы и приемы в решении ситуации: ребенок старший дошкольный возраст, мышление сохранно, навязчив, любит целовать руки, неусидчив, импульсивен,  с детьми взаимодействовать не умеет или навязывается к ним в игру, дети не играют с ним после чего реакция: крики, кривляния, удары кулаком по детям, кидание игрушек и даже иногда стульев, днем практически не спит.  С родителями многократно велась беседа и консультирование. Ваше мнение и совет по коррекции.

 

Комментарии

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Татьяна Викторовна, ваша ситуация очень непростая. К сожалению, нет опыта решения таких проблем. Могу лишь высказать свое мнение и думаю, что это избалованность и вседозволенность дома. Отсутствие дисциплины. Отсутствие опыта общения с людьми разного возраста. Однако может быть и какие -то неблагополучные причины. К сожалению, это теперь не такая уж и редкость.

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

"Я сказал...я буду делать так..." на занятии сидит 5 минут, а потом под столом или уходит и начинает играть или бегать по кругу. Дети отвлекаются, очень тяжело с такими детками и их родителями.

Кудинова Галина Владимировна

У нас тоже есть такой ребенок, и ситуация аналогичная вашей. Но в процессе работы мы заметили, что мальчик с удовольствием занимается с разными специалистами индивидуально: логопедом тифлопедагогом, психологом, медсестрой-ортоптисткой. Это очень помогло ребенку и он в этом году идет в 1 класс.

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

Галина Владимировна, во время индивидуальной работы ребенок ведет себя адекватно, но приходя в группу поведение меняется буквально через 15 минут. Подозреваю, что педагогам группы надо менять методы и приемы воспитания ребенка.

Сторожева Галина Меркурьевна

У меня один в один такой ребенок есть в группе. Это гиперактивный ребенок. Объясняется тем, что у таких детей наблюдается импульсивность, очень быстро переключается внимание. Создается впечатление, что в голове у такого ребенка сто разных мыслей одновременно, которые хочет воспроизвести одновременно, сию минуту. Такие дети хорошо адаптируются в маленьком коллективе (3-5 человек), а в полной группе детей для него очень много "раздражителей). Я когда ,например, читаем сказки, сажаю его рядом с собой: так он быстрее и дольше концентрирует внимание на иллюстрациях; держится за мою ладонь и лучше воспринимает мой спокойный тон речи, сопереживает героям сказок. Но, конечно, здесь присутствует и "пробел" в воспитании ребенка в семье. Ребенок привык получать все любой ценой и в любую секунду, чувствуется разногласия в стиле воспитания взрослыми членами семьи (мамы, папы и бабушек). Нужно тактично поговорить с родителями воспитанника. При сотрудничестве детского сада и семьи можно немного подкорректировать поведение ребенка. Это, конечно, долгий процесс, но результат будет положительный.

Абрамова Ольга Анатольевна

У нас в группе таких детей 4-о. Но у них диагнозы: двое на учёте у психиатра, двое-у невропотолога + пед.запущенность со стороны семьи. Терпения, сил всем-педагогам в работе нашей.

Авдеева Ксения Васильевна

Уважаемая Татьяна Викторовна!С такими детьми нужно постоянно разговаривать, объяснять как нужно было поступить и почему, почему нельзя было "распускать кулаки", к чему это приведёт, предлагать вместе с ним попробовать другой вариант поведения и увидеть результат. Да, это явная педагогическая запущенность. Мы делаем всё, что можем и успеваем. Основной труд должен вестись родителями. С ними тоже постоянно разговаривать. Хоть иногда и кажется, что это бесполезно, но польза всё равно есть. Главное, это делать с желанием помочь и без раздражения. Стоит родителям заметить у вас раздражение - считайте, что контакт потерян. Нужны индивидуальные беседы (наедине). Разговаривать как со взрослым: "Ты должен показать, что ты умеешь дружить, значит можешь быть другом. А друг никогда не будет бросаться с кулаками. Друг должен заметить какое настроение у товарища. Если настроение плохое, спросить как можно исправить, согласиться ли он поиграть или товарищ хочет побыть какое - то время наедине. Он наедине с собой побудет, успокоится и будет с тобой играть. А это время нужно потерпеть, если ты настоящий друг. Давай попробуем вот так поступить." Нужно проконтролировать эту ситуацию, чтобы направить и ребят, ведь они уже не имеют желания с ним общаться за такое поведение. Понадобится время и терпение, но результат будет. Удачи Вам!

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

Ксения Васильевна спасибо за совет, но этот прием не дает нужного эффекта. Решили попробовать наоборот: родителям и педагогам говорить ребенку утвердительно "Нельзя" или "Нет"и выражать свое недовольство жестом, мимикой, эмоцией для развития эмоциональной сферы. Индивидуальная работа сохранна, а вот в коллективе ребенок-творю что хочу. С родителями у меня тесный контакт (беседы, консультации, тесты, рекомендации), Но результат на "3", трудно им меняться, да и в семье второй ребенок, папа очень редко дома-работа. Вы как психолог понимаете к чему это все привело, вот и "бьемся". Все в руках родителей, а мы педагоги делаем все возможное. Хочу сказать, что результат маленький, но есть.

Гордеева Елена Олеговна

такой беседы хватает буквально на 5 минут... у него своя линия поведения, и он пытается достичь своего любым способом. у меня в группе есть такой ребенок. общение с ним только через ласку. иначе - эмоциональный протест!!! Но!!! Страдают дети!!! они не получают всего того, что хочет дать им воспитатель, все внимание на этого ребенка - чтобы он что-то усвоил, что-то понял, чему-то научился и самое главное - сам не покалечился и не покалечил других... ведь поведение его НЕПРЕДСКАЗУЕМО!!!

Куликова Наталья Эриковна

Ребёнок всеми доступными для себя способами пытается привлечь внимание.

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

Внимания к этому ребенку хоть отбавляй и со стороны педагогов и со стороны родителей (через чур много) о чем была проведена консультация и даны рекомендации.

Гурьева Наталья Александровна

Татьяна! Терпения Вам! У нас в группе подобная ситуация продолжалась четыре года, но ребенок стал бесценным помощником в трудовых поручениях - в группе и на участке без него, как без рук, но стоило ему переступить порог группы... Утешало одно, что ребенок не озлоблен, а только избалован. На индивидуальные занятия не усадишь, на мероприятиях - сам по себе... Беседовали с родителями, приглашали на консультацию с психологом - ни на одной консультации родители не были, а проблема оставалась. Влияние на ребенка оказывал лишь папа, а мама не могла справиться иногда с ситуацией. Помогли немного исправить ситуацию секции борьбы и плавания, которые ребенок посещал вместе с папой, и труд дома и в детском саду. Сейчас ребенка не узнать! Повзрослел! Изменилось к лучшему и поведение! 1 сентября ребенок-первоклассник переступил порог школы. Надеюсь все у него будет хорошо!

Ахмедова Гузяль Аглямовна

Уважаемая, Татьяна Викторовна! То, что ребенок практически не спит, вероятнее всего есть невроз (и невролог - хороший, отреагирует на это заявление и отправит ребенка на соответствующее обследование и по результатам назначит лечение, либо другое обследование), но это определит невролог. То что невролог пишет - здоров и и развитие по возрасту, у меня возникает вопрос к родителям: как предъявляли жалобы врачу? Если жалобы неправильные, то и вывод врача будет неверный. В случае, если жалобы предъявлялись правильно: днем не спит, воспитатели жалуются, что реакция на непринятие в игру - крики, кривляния, удары кулаком по детям, кидание игрушек и даже иногда стульев, другое перечислить…ну, тогда надо искать хорошего невролога. Это один из первых шагов к решению такой ситуации. УДАЧИ!

Абрамова Ольга Анатольевна

Согласна с вами

Федорцова Наталья Аркадьевна

Такие дети встречаются почти у всех. Терпения Вам!

Бордунова Вера Николаевна

Действительно, в настоящее время гиперактивность у дошкольников проявляется все чаще. У меня в группе 4 таких ребенка, ходят постоянно, вот и приходится их в разные стороны разводить, да только за ними следить. Трудно.

Алексеева Галина Васильевна

Да, почему-то все больше детей стало неуравновешенных и прямо скажем истеричных, которые закатывают истерики( настоящие истерики) по любому поводу. Это вседозволенность и распущенность! В этом виноваты родители и решать эти проблемы надо с родителями.

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

Благодарна всем за обсуждение данной психолого - педагогической ситуации.

У нас есть очень похожий по поведению ребенок. Наш случай - избалованность, залюбленный бабушкой и папой ребенок, а мама пытается вести себя с ним строго. Ребенок чувствует разногласия в семье по поводу его воспитания, вертит всеми, как хочет, ту же модель поведения применяет и в группе с детьми и педагогами. Очень активен, тоже кричит, топает ногами, может швырнуть тарелку с едой и т.д. Есть ощущение, что ребенок привлекает к себе внимание. Когда с ним общаешься, он успокаивается немного. Может быть, попытаться сделать такого ребенка ответственным за что-то, у него появится дело, почувствует себя нужным, важным для других.

Гиперактивные дети есть везде. К ним нужен особый подход, увы не у всех педагогов он есть. У меня в группе есть такой ребенок, я уделяю ему много внимания, а играет он у меня за отдельным столом я прошу детей в корректной форме по возможности не навязывать ему свою игру. Ну как-то так, но есть много методов работы с такими детьми. Желаю удачи!!!

Шуткова Татьяна Михайловна

У меня в группе (средний возраст) тоже есть несколько таких ребят. Сказать, что тяжело, это значит ничего не сказать. Очень тяжело! Как только они появляются в группе- всё: шум, крики, плач, разборки- кого-то стукнул, просто так, походя; у кого-то сломал постройку, отнял игрушку и и пр. Эти детки у нас второй год, мы их уже узнали, познакомились с семьями; к некоторым нашли "ключик", к другим -в стадии поиска. Так, например,Матвей любит и умеет собирать пазлы, и мы ему периодически предлагаем новые, когда требуется отвлечь его ; Алеше нравятся конструкторы, но он предпочитает, чтобы взрослый был рядом, помогал ему, если потребуется. Таким детям нужен индивидуальный подход, терпение. Изучайте, наблюдайте, помогите им, малышам тоже тяжело. Детки очень активны, подвижны, непоседливы: если им что-то неинтересно- толку не будет. Мы вместе с родителями, психологом работаем над этой проблемой. Удачи всем нам!

Сухорукова Галина Павловна

Терпение и любовь, понимание через все трудности- и будет результат , хоть крохотный, но будет! У меня в группе таких -7! И вот на днях ( хочется поделиться), во время дневного сна, один из них спросил меня, я сидела рядом, читала сказку перед сном: " А вы мне руку дадите? А вы мне руку дадите?" Я не сразу поняла его, протянула руку к нему, а мальчик прижал к себе мою руку и сказал:" Мне мама всегда дает руку, когда спать я хочу"...

Зарьянова Марина Кирилловна

Обязательно должен работать психолог

Черных Екатерина Сергеевна

Здравствуйте, прочтя все выше сказанное, тоже решила написать. Для того чтобы советовать методы и формы надо хорошо знать ситуацию в конкретном месте, все нюансы не возможно описать. Разбирать индивидуальные случаи можно на супервизиях у коллег вне учреждения. Можно ввести в практику учреждения первичную (обязательную) консультацию психолога для вновь поступающих, на консультацию можно попросить родителей принести сразу медкарту и если есть протокол МППК. В первичной консультации вы можете сразу выяснять из раннего анамнеза развития и записей в карте что было у ребенка, мамы и записи посещения невролога, если таковые имеются, задать вопросы по ходу (понимают ли что значат имеющиеся диагнозы), обговорить что необходимо делать родителю, какие трудности для ребенка вызывает посещение сада. Есть ли вопросы у родителя к психологу и обсудить их по возможности. Проблемы с нервной системой (органического характера - это ПЭЦНС, РЭ и т. д.) отражаются по разному, у одних это расторможенность, у других заторможенность. Даже если у ребенка сохранен интеллект, эмоционально-волевая сторона развития страдает, то есть задерживается в развитии, он ведет себя как ребенок более младшего возраста или такой дисбаланс между нормой и нет. Родителям такого ребенка тоже очень сложно, если это истинное СДВГ, или слабость процесса торможения нервной системы в результате каких-то факторов, или ЗПР, УО, то без лечения невролога никак! И даже с лечением не легко и лечение длительное и продолжительное (курсами-индивидуально)! Согласна с коллегой, есть опыт, когда родители приходят к врачу и у них жалоб нет, их все устраивает, они не видят, не хотят видеть особенности своего ребенка и как итог-диагноз норма. И если ребенок мало спит - это для родителей тоже повод насторожиться, т. к. во сне нервная система отдыхает и каждому возрасту нужно своё количество сна. Особенно важно дома в выходные тоже соблюдать режим дня как в детском саду (это тоже можно проговорить на первой встрече). И прежде чем что-то применять надо пронаблюдать хорошо за ребенком, его реакциями, причинами и действиями коллег. Опять же из прошлого опыта. Просят помощи с ребенком, начинаешь наблюдать и видишь, что не только в некоторых моментах или большинстве провокаторами являются взрослые, которые что-то не увидели, во что-то не поверили или вообще не захотели что-либо делать, при этом желают исправления ребенка (ситуации с ним). Был случай, когда я попросила педагога написать мне что происходило и какие методы использовал, что делал. Получила ответ, читаю и до боли знакомый текст и потом я понимаю, но не верю глазам своим, заглядываю в учебник педагогики, а мне просто оттуда все переписали под копирку (методы и приемы). Но если в семье не порядок, то тут вообще сложно, т. к. в первую очередь родители должны захотеть и пойти на контакт, и мало того еще начать что-то делать. Что бывает очень сложно или не возможно. Во многих случаях полезно использовать поручения, даже мелкие, быть полезным (нужным) и словесная похвала (надо суметь найти за что похвалить), психологическая поддержка ребенка (на моей странице она описана и есть таблица для помощи и понимания). И еще сейчас появилось такое понятие как РРП - реактивное расстройство привязанности, данное явление ранее было присуще детям из детских домов, но сейчас нарушение привязанности встречается и у домашних детей в силу определенных обстоятельств. Рекомендую ознакомиться с данной темой, надеюсь в интернете вы найдете информацию об этом.Как проводить наблюдения по разным направлениям и с какой целью могу порекомендовать "Практикум по детской психологии" Г. А. Урунтаева и Ю. А. Афонькина. Вот только по времени это всегда затратно. А в условиях большого количества времени не хватает. Также при запрете чего-то должен быть выбор. Нельзя это, но ты можешь это и это. Можно учить ребенка говорить конкретные фразы другому ребенку: "Вова ты мне мешаешь, мне не нравится что ты меня трогаешь (щипаешь, стоишь рядом например), отойди пожалуйста, возьми себе другую игрушку, если не сделаешь (не отойдешь, не перестанешь) я могу разозлиться и ударить тебя. Или я могу обидеться и сломать тебе игрушку, в общем конкретику, а не долгие нотации или любимые слова "хорошо-плохо". Что бы было осознание чего-то (чувств, мыслей, желаний, причинно-следственных связей) их необходимо проговаривать и не один раз в слух. Посмотрите для занятий с подгруппами детей тренинг Н. П. Слободяник "Я учусь владеть собой" его можно преобразовать или взять часть, вам виднее, т. к. только вы владеете ситуацией в целом. И конечно полезны игры и упражнения направленные на объединение детей, группы, бережном отношении друг к другу. Надеюсь что все написанное мною будет воспринято адекватно, просто поделилась мыслями и опытом.

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

спасибо Екатерина Сергеевна, за дополнительную информацию. Приму к сведению ваши рекомендации. Кстати, проблема была решена совместными усилиями психолога, родителей и воспитателей группы.

Черных Екатерина Сергеевна

Рада за вашу "команду", может сами поделитесь как вам это удалось?

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

Главное найти с родителями тесный контакт (беседы, консультации, тесты, рекомендации, проигрывание ситуаций). Время прошло и наш мальчик сейчас главный помощник. Положительная динамика как говорят "на лицо". Сколько усилий педагогов и родителей было приложено. Здесь главное хотение родителей измениться!