Миссия учителя изобразительного искусства.

Сивакова Светлана Васильевна

Миссия – это ответственное задание, роль, поручение. Из трех вариантов мне ближе всего слово «роль». Ведь учитель – немного актер. Ему определенна роль  наставника, воспитателя, руководителя проводника знаний. Это  привело меня к размышлениям о том, какую задачу решает учитель, выбирая для себя эту роль - играя, живя и дыша ею.       

        Однажды я задала себе вопрос: «Можно ли воспитать у ребенка способность творчески мыслить? Или она – счастливый лотерейный билет, который природа вручает избранным?». Ответ на этот вопрос из моей педагогической деятельности является истиной девизом и руководством к действию - творческую личность может воспитать только творческая личность.

     Развитие и формирование творческих способностей, а в конечном итоге творчества детей в наше время является актуальным. Выполняя заказ государства по формированию интеллектуальной элиты учащихся, моё направление – массовая работа с детьми. Поэтому моя миссия учителя-художника в современной школе особая. Я должна быть не просто грамотным специалистом, а человеком, несущим детям красоту. Полученные знания на курсах педагогического мастерства, как учителя ИЗО  я применяю в своей работе с детьми, прослушав курс лекций «Изучение натуры и развитие фантазии ребенка»  при повышении своей  квалификации как учителя изобразительного искусства, полученные  знания  я применила в работе с детьми над  созданием художественной галереи, где надо было научить детей с помощью линий разного характера выполнить работу в графике.   Делюсь с детьми   достижениями в профессиональном конкурсе «Русь мастеровая». Мои ученики активные участники, победители, призёры конкурсов детского творчества разного уровня.  Моя деятельность как учителя ИЗО и руководителя  творческого объединения  школьников направлена на реализацию проектов  «Каждый человек ищет свой путь,… а я ищу тропинки» (Ника Турбина).  Вся моя жизнь подчинена профессии. Это делает меня поистине счастливой. И, несмотря на все трудности, меня совсем не пугает то, что приходится все время «искать тропинки».

Учитель как факел должен «гореть» своей профессией. Иногда стараюсь  ощутить, осмыслить для себя истину: «Кто же ты, педагог? В чем смысл твоего труда?» Пекарь через несколько часов радуется испеченному хлебу, парикмахер уже через час видит результат своей работы и только нам, учителям надо  трудиться, ждать годы, чтобы увидеть результат своего творения и почувствовать себя счастливым. В этом году я счастливая!! Мои ученики  Зубченко Яна стала студентка  Суриковского художественного училища, отделения «Живопись», а Кабанец Анастасия студентка первого курса педагогического университете им. Астафьева, факультета «ИЗО в начальной школе» Духовная семинария, Тобольск. Иконопись: Морозов Евгений выпускник духовной семинарии. Мои ученики – студенты педагогических вузов. Они незаменимые редакторы студенческих газет, плакатов, уголков. Полученные знания по моему предмету дети  творчески применяют при оформлении своих курсовых, дипломных работ по разным специальностям.

Концепция – это способ понимания, соображения и выводы. Педагогическая концепция  учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых растет и получает образование ребенок.

Все свои занятия я  строю по схеме «от простого к сложному». Это дает детям  возможность овладения навыками изобразительного языка. Использую  нетрадиционные уроки, такие как уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-викторины, уроки-праздники.
Современные технологии на уроках искусства, открывают новые возможности учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Развитие и формирование творческих способностей, а в конечном итоге творчества детей - актуально.  Важно  создать условия для развития творческой личности.  В связи с этим приходится постоянно  работать над адаптацией рабочей программы, используя новые технологии, инновационный опыт моих коллег   интернет – сообщества

Целью своей работы считаю: создание образовательной среды, направленной на развитие  творческой деятельности.  Достижение поставленной цели возможно через реализацию проблемы, над которой я работаю в последние годы «Формирование активной творческой деятельности в процессе личностно – ориентированного обучения». Ситуация нового времени, требует  гибкости, позволяющей адаптироваться в разных обстоятельствах, оставаясь при этом самим собой, сохраняя свою индивидуальность. Поддержка творческих, талантливых детей – важнейшая задача современной школы – является одним из пунктов президентской инициативы «Наша новая школа». Поэтому развитие и формирование творческих способностей сегодня приобретает особенную актуальность. Эту способность призвано формировать искусство, как основной инструмент в руках учителя – мастера.

Пробуждение творчества детей к       изобразительной деятельности.  Основа творческой деятельности учеников – развитие воображения, познавательного интереса с помощью заранее подготовленного моего или детей  сообщения способствует более прочному усвоению знаний.  Предлагаю участие в оформлении школьного интерьера, творческих  выставках. Все занятия построены по схеме «от простого к сложному». Это дает детям возможность овладения навыками изобразительного искусства. А проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроках искусства, открывает новые возможности художественной деятельности.

Методы, применяемые на уроках, продиктованы спецификой искусства.

Метод диалога. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим.

Метод проектов. Этот метод я   применяю к организации творческой среды «ученик – равноправный участник совместной деятельности с учителем».

Если учебная деятельность развивает ребенка – она развивает и педагога. Проблема ГМО  учителей ИЗО и музыки - формирования творческой и познавательной активности обучающихся, работая над этой проблемой, я ощущаю себя школьницей, ищущей открытий, увлекательных идей и их воплощений в творческих работах.

Правила создания  комфорта на уроке. Начинать урок с улыбки, добрых пожеланий в адрес учеников. Это залог радостного дня и хорошего урока.

Интересоваться,  с каким настроением ученики пришли в школу.

Вместо вопроса “Вам понравилось?” задать  вопросы о чувствах и ощущениях школьника: за кого ты порадовался, что тебя огорчило, что доставило удовольствие, радость на уроке?

 Стараться, чтобы каждый новый материал на уроке увеличивал эмоциональный опыт ребенка.

Заповеди учителя изобразительного искусства Как узнать выполняет ли учитель свою миссию? Если учитель владеет «секретом чувства детского счастья», умеет дарить его детям, то можно утверждать, что миссия учителя выполняется.  Ощущение комфорта и высокий уровень интереса к организуемой педагогом деятельности – вот основные показатели мастерства учителя. В заслуженных победах своих учеников я вижу перспективу своей творческой деятельности и чувствую удовлетворение в работе, а оценкой  моей работы служат их победы.

 

Комментарии

Бадрутдинова Миляуша Гумеровна

Добрый день. Прочитала вашу статью "Миссия учителя", честно, просто в восхищении от вашей работы. Перед глазами пролетела вся школьная жизнь, и наш учитель рисования, благодаря которому и я стала выпускницей школы искусств. спасибо вам учителям, которые открываете путь в наше будущее. Желаю вам примерных учеников, карьерного роста и процветания!!! Работаю с малышами в детском саду, и тоже преподаю ИЗО.