Грамотность речи педагога

Лариса Станиславовна Фурман

Я живу и работаю в Санкт-Петербурге. Приятно отметить, что и сейчас в педагогику приходят и успешно работают творческие, ответственные люди. У нас есть и девушки и юноши. Они стараются, учатся, приносят с собой в профессию новые находки. В общем, всё оптимистично. Но как всегда, по закону жанра, есть одно "но"... Это грамотность речи. И становится немного грустно. Неправильно используемые формы слов, речевые обороты, ударения, падежи и т.д. И ещё довавляются разные южные и прочие говоры, много приезжих. Но моя мама тоже приехала в Ленинград, в своё время, из западной Белоруссии и, сколько я помню, говорила очень грамотно. Увы, времена фильма "Доживём до понедельника", когда в школу не берут учительницу, т. к. она говорит "транвай", прошли. По-моему, на грамотность речи, теперь вообще не обращают внимание. Грустно, ведь педагоги формируют речь будущих поколений. И с чем более младшим возрастом они соприкасаются, тем это воздействие сильнее. 

По-моему, педагог должен говорить грамотно. И наравне с различными профессиональными, компьютерными и проч. курсами пора вводить курсы грамотной устной речи. А вы как думаете, коллеги?

 

Комментарии

Широкова Ирина Борисовна

Лариса Станиславовна, абсолютно с Вами согласна! Своим ученикам всегда говорю, что первое впечатление, которое они произведут, определит их внешний вид. А второе - более значимое - впечатление складывается, когда человек начинает говорить. Что говорить, как говорить, когда говорить... Конечно же, сама стараюсь быть для своих учеников примером. Я учитель физики, но когда публично выступаю, многие коллеги ошибочно думают, что я учитель литературы. На своих уроках всегда предоставляю возможность ученикам высказываться, аргументировать своё мнение, конструктивно выстраивать диалог...Повторюсь(об этом писала уже не в одном комментарии): всё зависит от учителя!

Сироткина Татьяна Сергеевна

Да, к сожалению, и письменная, и устная речь порой оставляют желать лучшего. Даже здесь, на педагогическом сайте, очень часто допускаются грамматические ошибки. Да, и печатная продукция, и СМИ, и телевидение...порой просто плачевно.
Тоже живу в Санкт-Петербурге, и меня в последнее время радуют плакаты от ректора СПБГУ Вербицкой с правильным написанием и произношением некоторых сложных слов. Было бы таких проектов побольше!

Лариса Станиславовна Фурман

Совершенно с Вами согласна, плакаты Вербицкой мне тоже очень нравятся. В метро, на остановках, когда люди стоят в бездействии, они знакомятся через них с русским языком. Мне самой нравится играть с ними - я проверяю себя, правильно ли употребляю слово или ставлю ударение.

Жилякова Татьяна Николаевна

Возможно, занятия по развитию устной речи и нужны, хотя бы в рамках курсовой переподготовки учителей.

Лариса Станиславовна Фурман

Ещё когда я училась в институте, задавала себе вопрос: почему нам не преподают сценическую речь как в театральном и культуру речи? Ведь для педагога голос и слово - основные инструменты.

Головач Наталия Леонидовна

А у нас был в институте предмет, который назывался "выразительность речи"... правда всего один семестр раз в неделю...Учили правильно произносить слова, ставить ударения, выделять голосом ключевые слова в стихах и текстах. Очень нужный предмет.

Дягилева Наталья Ивановна

Очень радуюсь, когда ко мне подходят преподаватели и спрашивают, как правильно ставится ударение в слове или пишется.

Очень важная тема. Согласна с Вами.

Алексеевцева Елена Владимировна

Очень важную тему Вы затронули, ведь нам иногда приходится (конечно же в корректной форме) исправлять речь родителей наших воспитанников.

Лариса Станиславовна Фурман

И это действительно сложно. Ну как сказать маме, предъявляющей регулярные претензии к устной и письменной речи ребёнка, что в значительной степени ответственность лежит на ней самой, что её собственная устная речь полна ошибок? Я,иногда, общаясь со взрослыми членами семьи даже удивляюсь, как при таком количестве речевых дефектов и ошибок в их речи, дети разговаривают более грамотно.

Антонова Ольга Тарасовна

Могу предположить, что многие молодые педагоги хотят быть принятыми школьниками (старшеклассниками особенно!) Поэтому допускают в речи не литературный язык, а молодежный, усеченный. Педагогическая грамотность действительно уже не определяет профпригодность, а жаль. Я тоже посетила бы с удовольствием курсы культуры речи!А так у меня среди рабочих настольных книг имеется Стилистика. Иногда обращаюсь за помощью. Очень важную тему Вы затронули, Лариса Станиславовна!

Лариса Станиславовна Фурман

Да, копирование не только речи, но и стиля поведения подростков - ещё одна сторона медали нашей профессии. Может быть не всегда педагоги делают это намеренно, но, очевидно, в какой-то момент перестают осознавать, что их реакция и манеры поведения больше соответствуют подростковой субкультуре.

Я с Вами согласна, Лариса Станиславовна.

Коннова Наталья Борисовна

Я с детьми изучаю уроки этической грамматики. Мне и ребятам они очень нравятся. А нам педагогам, думаю, нужен такой предмет или курсы грамотной устной речи. Например, "Речевая грамматика" или что-то в этом роде, чтобы грамотно и правильно говорить, не делать ошибок. Учитель должен быть образцом во всем, в том числе и в речи, манере, поведении, одежде...

Тетюхина Татьяна Николаевна

Педагог обязан говорить и писать правильно. На то он и учитель! К сожалению, в школах работают педагоги, прекрасно знающие свой предмет, но в то же время допускающие ошибки в устной и письменной речи, порой очень грубые. Грустно видеть, например, объявление для детей и учителей, в котором допущено множество ошибок.

Шайдулина Минзифа Закировна

Татьяна Николаевна! Абсолютно с Вами согласна! К сожалению, сегодня это актуально.

Мягкова Алла Владимировна

"И наравне с различными профессиональными, компьютерными и проч. курсами пора вводить курсы грамотной устной речи"- золотые слова,Лариса Станиславовна!Очень часто сейчас и на центральных каналах телевидения России дикторы говорят очень безграмотно. Ладно еще, когда дело касается постановки ударения в словах,но фразы нашей молодежи,типа: " Я вчера приехал из Сочей"( вместо Сочи), лично меня - просто убивают.Работаю в плане коррекции речевых ошибок не только с детками, но и с их родителями. Но делаю эту работу ооооочень деликатно и не навязываю ничего и никому.

Шайдулина Минзифа Закировна

Думаю, никакие курсы не помогут.тТАбурет будет тУбаретом, траМвай - транваем, средства - средствАми и т.д. Особенно печально, когда такое произношение у первых лиц образовательной организации. А ведь подобное задание есть в КИМах по русскому языку, предмету, обязательному на ГИА.

Лариса Станиславовна Фурман

И что же дальше? Да, так бывает, и что делать?
Мне очень понравилась идея тотального диктанта. Да, это только крупица на пути повышения интереса к грамотности. Но это путь в хорошем направлении.
Может быть и для устной речи можно что-то подобное придумать? У кого есть идеи?)))

Саткеева Жанара Жаслановна

я тоже считаю, что грамотная речь очень важна для педагога и хочется надеяться, что такие курсы скоро появятся

Горбунова Елизавета Вадимовна

У меня все переворачивается внутри, когда я слышу от коллег неправильно произносенные слова, они все время что-то ЛОЖАТ и куда-то звОнят. Курсы были бы неплохим вариантом борьбы с этой проблемой.

Шуткова Татьяна Михайловна

Согласна с Елизаветой Вадимовной. Замечания делать своему коллеге неудобно, но и постоянно слышать от воспитателя слова типа "помидора сегодня вкусная", тоже неправильно (мы учим детей говорить правильно да и режет слух). Я - за курсы грамотности!

Шуткова Татьяна Михайловна

Наталья Викторовна, Вы сами себе противоречите: "неправильная речь их не коробит, они её и не замечают". Так о каком самообразовании может идти речь? Курсы грамотности в обязательном порядке- людей надо научить грамотно изъясняться, слышать свои ошибки. Ну а если упорствуют в своем заблуждении и не хотят на курсы, то руководитель проведет с таким работником беседу и напомнит педагогу его обязанности по воспитанию детей.

Бардина Наталья Викторовна

Ну, в принципе, я согласна с вами Татьяна Михайловна...
Если в "обязательном порядке" и бесплатно - результаты будут положительные. Педагог должен сам захотеть быть грамотным, чтобы быть на высоте! А если желание есть, можно и путём самообразования достичь замечательных результатов... Хотя тех, кого "не коробит их речь" трудно будет заставить любыми путями повысить свой уровень в данном вопросе.

Стебенева Татьяна Николаевна

А меня удивляет вот что: от учеников требуют правильной речи, но дети с экрана телевизора (Первый канал!) слышат каждодневно: бАловать, обеспечЕние, пятиСТА... Если вокруг взрослые говорят неправильно, то как дети научатся говорить "баловАть", "обеспЕчение", "пятиСОТ"?

Ситуация из "Доживем ло понедельника" не устарела. Учительница начальных всеми поддерживается, все её утешают. А герою стыдно не столько за учительницу, сколько за свою принципиальность. Пережитки всех революций, когда интеллигентным быть - неприлично.

Чернышев Александр Юрьевич

«Сегодняшняя ошибка может стать завтрашней нормой»
Лингвист Владимир Плунгян — о том, действительно ли русский язык стал хуже
http://mel.fm/2016/10/13/plungyan

Антонова Светлана Константиновна

...С Днем русского языка, коллеги!))

Балданова Аюна Будажаповна

Конечно, учитель должен следить за своей речью! Нужно вводить эти курсы. Мы должны бороться за свою речь, тренировать навыки грамотного владения словом.

Соколенко Жанна Викторовна

Коменский Ян Амос считал, что настоящий педагог должен владеть словом в такой степени, которая обеспечивает полное понимание со стороны учеников, язык преподавателя должен быть точным и ясным, а так же выразительным и привлекательным для обучаемых.

Эта тема интересна , очень важна в современном мире.Согласна с Вами, что пора вводить курсы грамотной устной речи.