Будешь стесняться, никто не увидит и не оценит. (с) И. Н. Мелькин

Игнатьева Ксения Дмитриевна

Толковый словарь С.А. Кузнецова определяет термин СТЕСНЕНИЕ как ощущение неловкости, смущения, отсутствие непринуждённости в поведении. Каждый человек так или иначе хоть раз сталкивался с подобным явлением. Вызывать его может что угодно - знакомство с новыми людьми, смена привычной обстановки, публичные выступления и т.д. Я бы хотела поговорить о стеснении, которое ощущает ученик при ответе домашнего задания или же просто при ответе у доски или с места. Одной из особенностью изучения иностранных языков является практика говорения. Говорить надо много, часто, так сказать "шлефуя" свои умения и навыки. Учиться мыслить и моментально строить свою речь на иностранном языке - не задумываясь и заранее не подготавливая нужного ответа. Но тут барьером может стать страх, смущение, стеснение говорить на не родном языке при всем классе. Боясь допустить ошибку фонетического или грамматического плана, многие ученики могут и вовсе отказываться отвечать задания, данные им учителем. Однако нам всем известно, чем больше практики-тем лучше результат. Хотелось бы мне, уважаемые коллеги, обсудить с вами эту тему и узнать, каким образом можно достучаться до ученика и объяснить ему, что только методом проб и ошибок можно добиться желаемых результатов?

 

Комментарии

Липагина Наталья Викторовна

Здравствуйте! Я так понимаю, что говорение в Вашем случае является одним из важнейших методов дидактики при обучении - метод упражнения. В детском саду своим ребятам, которые стеснялись говорить на публику или на занятиях говорили - я не умею (маленькие дети более непосредственны) я старалась объяснять, что когда-то они не умели ходить, кушать сами и говорить вообще, но сейчас умеют всё это потому, что они этому учились и научились. Надо просто пробовать и делать. Получается, что после разъяснений, дети включаются в практические методы упражнения и учатся тому, чего не умели. И каждый ребёнок, как только почувствует свою успешность - легко делает то , чего раньше боялся с таким удовольствием! Становятся уверенными в себе, отсюда и самооценка повышается и статус ребёнка в группе. Но наша педагогическая поддержка и вера в успех ребёнка (у тебя всё получится!) очень важны и значимы! И очень важно сравнивать ребёнка с его собственными достижениями, так как есть дети способные, но от лени и самоуверенности перестающие развивать определённые навыки, а трудолюбивые их обгоняют и уверенно перегоняют. Метод упражнений никто не отменял!

Шайдулина Минзифа Закировна

А есть люди стеснительные от природы. И тут ничего не поделать, Наталья Викторовна. Я знаю прекрасного специалиста, добивавшегося серьёзных успехов, отработавшего почти 40 лет, но так и не избавившегося от своей стеснительности. Но пробовать помочь, несомненно, нужно.

Липагина Наталья Викторовна

Минзифа Закировна! Я , конечно, соглашусь с Вами, что люди вообще все разные. Но, современное общество всё-таки требует людей, которые умеют говорить, договариваться и чувствовать себя при этом как рыба в воде. Поэтому, чем раньше мы начнём упражнять ребёнка в игровой деятельности в детском саду выступать с концертами, стихами, отвечать на занятиях, тем легче потом на уроке ребёнок ответит нужный выученный материал не стесняясь других. Здесь уже пойдёт упражнение в учебной деятельности. Просто очень жаль бывает, когда стеснительный человек со всеми своими достоинствами не может себя преподнести и плодами его идей, труда, интеллекта пользуются другие. Наша задача - помочь детям. И детский сад - отличная школа для этого!

Русинова Надежда Владимировна

Люди действительно все разные. Дети со слабым типом нервной системы (по Павлову) более стеснительные. Они стесняются, потому что выступление перед классом - это стресс, при котором они (так скажем) "тормозят". Попробуйте почаще для таких детей устраивать диалоги в парах или что-нибудь подобное.

Галямова Ирина Александровна

Несомненно, групповые и парные работы принесут большую пользу. Дети часто не могут правильно формулировать мысли, бояться осуждения и насмешек окружающих, потому только упражнения помогут в преодолении зажатости.

Петрова Надежда Владимировна

Да я с вами согласна,работая в паре дети преодолевают стеснительность.Начинать нужно с малого...

Петрова Надежда Владимировна

Работая в детском саду мне тоже приходилось сталкиваться с такими детьми.У меня в группе есть мальчик,который хорошо поёт,но поначалу он очень стеснялся.Я его сначала ставила петь втроём,затем вдвоём и вот сейчас я его готовлю выступать с сольным номером на концерте.К каждому ребёнку нужен индивидуальный подход.Я думаю главное хвалить ребёнка и показать значимость его результата перед кем-то(родителями,детьми и др.)

Игнатьева Ксения Дмитриевна

По поводу индивидуального подхода к каждому ребенку я полностью согласна. Ну вот, например, в одном из моих классов возникла такая проблема. Ребенок кое как осмелился отвечать, но его взаимоотношения внутри коллектива не особо дружелюбные. И не важно как хорошо или плохо ребенок отвечает. Одноклассники в любом случае его "подтрунивают", тем самым занижая его самооценку. И даже не смотря на замечания учителя - эти издевательства не прекращаются. И ребенок все больше и больше замыкается в себе.

Черных Екатерина Сергеевна

Можно попробовать использовать какой-то дополнительный факультатив, кружок, объединение для такого ребенка, где все участники приходят для занятий иностранным языком и специального "подтрунивания" не будет. Таким образом и упражняться будет и самооценку будет легче сохранять. Одними замечаниями не исправить ситуацию, т. к. если это начинается, как правило это делается на всех уроках и переменах. Тут надо со всем классом работать. Еще как вариант, если ребенок стесняется, можно просить писать ответ на доске или листе бумаги. И не только по иностранному языку. Я была знакома с девушкой, она в институте так отвечала, все преподаватели знали что она публично не могла отвечать. Ещё вариант, на классный час предлагать готовить презентации о том что интересно ребенку, тему которой он интересуется (кино, танки, цветы, др.) и выступать перед классом, это помогает начать выступать перед публикой и порою и повышать свой статус (самооценку) в собственных глазах и глазах детей, учителей.

А еще несомненно давать побольше поручений. Первое время поручения типа "помоги мне..." и похвалить, и помочь сделать, и отметить, что он и сам мог бы, без помощи кого-то. А потом уже просто молчаливо рядом присутствовать, ободрять издали. И, наконец, давать поручения для самостоятельного выполнения и рефлексии.