Не хотим с тобой дружить

Постнова Ирина Сергеевна

Воспитанники группы избегают общения с одним из детей. Как Вы отреагируете (поступите, что сделаете, что скажите и пр.) в данной ситуации и почему?

 

Комментарии

Слуцкая Валентина Алексеевна

Сложность решения этой задачи заключается в том, что традиционные педагогические методы: объяснение, демонстрация положительных примеров, интерпретация художественных произведений а тем более поощрение и наказания здесь бессильны. Такая проблема может решаться в реальной практике детских взаимоотношений, в общении с конкретными детьми. Для решения этой задачи была разработана специальная программа коррекционных игр и занятий, включающая ряд этапов.
Задачей первого этапа является преодоление отчуждённой позиции по отношению к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребёнка от других. Страх, что тебя недооценивают, отвергают, порождает стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и полное игнорирование окружающих. Подчёркнутое внимание и доброжелательность сверстников могут победить этот страх. Для этого устраивают игры, в которых дети должны говорить друг другу что-либо положительное, давать ласковые имена, подчёркивать в другом только хорошие качества, стараться сделать что-нибудь приятное для друзей. Например, глядя в глаза соседу нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-нибудь хорошее, выбрать подарок и вручить его.. Можно предложить ребенку, одев "розовые очки" постараться увидеть в сверстнике как можно больше достоинств. Особенно приятно будет, когда эти совершенства потом кто-то увидит и в нем. Главная задача подобных игр - показать "трудным" детям, что все остальные к ним хорошо относятся и готовы сказать и сделать для них что-то приятное. Однако, далеко не все агрессивные или замкнутые малыши готовы хвалить других, говорить им приятные слова или делать подарки. Ни в коем случае нельзя заставлять их делать это или ругать за несоблюдение правил! Пускай они сначала наблюдают со стороны, шутят или просто молчат. Опыт показывает, что когда непопулярные дети слышат хвалебные слова в свой адрес, получают подарки, они перестают баловаться и игнорировать окружающих и получают нескрываемое удовольствие от подобных проявлений дружелюбия. Такое внимание и признание ровесников рано или поздно вызывает ответную реакцию.
Следующий этап работы направлен на то, чтобы научить детей правильно воспринимать сверстников - их движения, действия, высказывания. Как ни странно, дошкольники их часто не замечают. Если ребёнок сосредоточен на себе, он обращает внимание на других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему, или когда в их руках он видит интересные игрушки. Задача взрослого в этих случаях состоит в том, чтобы привлечь внимание ребёнка к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наилучшим способом для этого - воспроизведение чужих слов или действий. Способность к такому "уподоблению" - важный шаг к становлению чувства общности и причастности к другому. На формирование этой способности направлены многие детские игры. Например "Испорченный телефон", "Эхо", "Зеркало", "Где мы были мы не скажем, а что делали покажем" и др.
Далее коррекционная работа заключается в том, чтобы дать непопулярному, обособленному ребёнку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах. Такая поддержка и помощь ровесникам, даже если она стимулируется всего лишь правилами игры, позволяет малышу получить удовлетворение от собственного доброго поступка. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнёров объединяет детей и создаёт чувство причастности друг другу. Эта поддержка не требует от ребёнка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от "салочки", помочь в игре беспомощной "кукле", или "старенькой бабушке", уступить кому-то дорогу на узком мостике. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого.

Совместная деятельность детей

На последнем этапе коррекционной работы можно организовать совместную деятельность детей, когда им нужно согласовывать свои действия и договариваться с друг с другом. Нередко формирование межличностных отношений ребят предлагается начинать с их совместной деятельности. Однако, при враждебном, отчуждённом отношении к другому, когда ребёнок "не видит сверстника", пытается продемонстрировать свои преимущества, не хочет учитывать его интересы, деятельность малышей не станет по-настоящему совместной и не сможет объединить их. Как показывает опыт, общие занятия возможны только при сложившихся межличностных отношениях. Дети с трудностями в общении, сосредоточенные на себе (как агрессивные, так и замкнутые) не готовы к объединению. Приведённые ниже игры способствуют налаживанию нормальных отношений со сверстниками и готовят "трудных" детей к сотрудничеству, в котором решаются общие задачи. Совместную деятельность сначала лучше организовывать в парах, где двое ребят создают своё произведение самостоятельно, "по секрету" от остальных. Это способствует объединению, побуждает малышей договариваться и согласовывать свои усилия. Причём такие задания должны быть не соревновательного, а продуктивного характера. Приведём несколько примеров возможных занятий.

"Мозаика"

Пара детей получает мозаику, детали которой делятся между ними поровну. Чтобы сложить общую картину нужно задумать сюжет, распределить усилия, учитывать и продолжать действия партнёра. По завершении работы "произведение" показывают всем остальным, и малыши пытаются догадаться, что изобразили авторы.

"Рукавички"

Для этого занятия потребуются вырезанные из бумаги рукавички с незакрашенным узором. Двое ребят должны как можно быстрее и (главное!) одинаково раскрасить рукавички. Каждой паре выдаётся только 3 карандаша разного цвета.

"Рисуем домики"

Двое детей должны нарисовать на одном листе бумаги общий домик, и рассказать, кто в нём живет. Это лишь некоторые сюжеты детских игр, стимулирующих взаимопомощь и заботу о другом. Их могут использовать не только воспитатели и психологи, но и родители. Везде, где ваш ребёнок встречается со сверстниками - в гостях, на детской площадке, за домашним столом - можно попробовать направить его внимание на другого. Эти занятия не требуют специальных условий или оборудования. Естественно, каждая игра может быть дополнена или изменена в зависимости от вашей фантазии и конкретных условий. Важно только сохранить главную цель - побуждать к заботливому и внимательному отношению к сверстникам. Стимулировать не призывами и нотациями, а примером конкретных житейских или игровых ситуации, в которых внимание к партнеру является необходимым и естественным условием совместной игры. Также очень важно, чтобы данные игры исключали любое сравнение детей, их конкуренцию. Пусть каждый делает по-своему, как считает нужным. Эту стратегию можно применять не только в специальных играх, но и в повседневной семейной жизни. Нельзя слишком хвалить одного и ставить его в пример другим. Такая оценка, и сравнение с положительным ребенком, разделение на "хороших" и "плохих" могут только разъединить детей и вызвать отчуждение. Нельзя фиксировать внимание ребёнка на самом себе - на его недостатках или достоинствах. Гораздо важнее, чтобы он задумывался о результате своей деятельности (будь то игра, рисунок или постройка из кубиков). Тогда малыш гораздо легче будет делать что-то вместе с ровесниками и завоюет их симпатию. Главный способ воспитания нравственных качеств и преодоления трудностей в общении заключается не в поощрении и порицании взрослого, а в формировании чувства общности с другими, внутренней причастности к ним.

Сложность решения этой задачи заключается в том, что традиционные педагогические методы: объяснение, демонстрация положительных примеров, интерпретация художественных произведений а тем более поощрение и наказания здесь бессильны. Такая проблема может решаться в реальной практике детских взаимоотношений, в общении с конкретными детьми. Для решения этой задачи была разработана специальная программа коррекционных игр и занятий, включающая ряд этапов. Коротко остановимся на её описании. Задачей первого этапа является преодоление отчуждённой позиции по отношению к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребёнка от других. Страх, что тебя недооценивают, отвергают, порождает стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и полное игнорирование окружающих. Подчёркнутое внимание и доброжелательность сверстников могут победить этот страх. Для этого устраивают игры, в которых дети должны говорить друг другу что-либо положительное, давать ласковые имена, подчёркивать в другом только хорошие качества, стараться сделать что-нибудь приятное для друзей. Например, глядя в глаза соседу нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-нибудь хорошее, выбрать подарок и вручить его.. Можно предложить ребенку, одев "розовые очки" постараться увидеть в сверстнике как можно больше достоинств. Особенно приятно будет, когда эти совершенства потом кто-то увидит и в нем. Главная задача подобных игр - показать "трудным" детям, что все остальные к ним хорошо относятся и готовы сказать и сделать для них что-то приятное. Однако, далеко не все агрессивные или замкнутые малыши готовы хвалить других, говорить им приятные слова или делать подарки. Ни в коем случае нельзя заставлять их делать это или ругать за несоблюдение правил! Пускай они сначала наблюдают со стороны, шутят или просто молчат. Опыт показывает, что когда непопулярные дети слышат хвалебные слова в свой адрес, получают подарки, они перестают баловаться и игнорировать окружающих и получают нескрываемое удовольствие от подобных проявлений дружелюбия. Такое внимание и признание ровесников рано или поздно вызывает ответную реакцию. Следующий этап работы направлен на то, чтобы научить детей правильно воспринимать сверстников - их движения, действия, высказывания. Как ни странно, дошкольники их часто не замечают. Если ребёнок сосредоточен на себе, он обращает внимание на других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему, или когда в их руках он видит интересные игрушки. Задача взрослого в этих случаях состоит в том, чтобы привлечь внимание ребёнка к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наилучшим способом для этого - воспроизведение чужих слов или действий. Способность к такому "уподоблению" - важный шаг к становлению чувства общности и причастности к другому. На формирование этой способности направлены многие детские игры. Например "Испорченный телефон", "Эхо", "Зеркало", "Где мы были мы не скажем, а что делали покажем" и др. Далее коррекционная работа заключается в том, чтобы дать непопулярному, обособленному ребёнку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах. Такая поддержка и помощь ровесникам, даже если она стимулируется всего лишь правилами игры, позволяет малышу получить удовлетворение от собственного доброго поступка. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнёров объединяет детей и создаёт чувство причастности друг другу. Эта поддержка не требует от ребёнка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от "салочки", помочь в игре беспомощной "кукле", или "старенькой бабушке", уступить кому-то дорогу на узком мостике. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого.

Совместная деятельность детей

На последнем этапе коррекционной работы можно организовать совместную деятельность детей, когда им нужно согласовывать свои действия и договариваться с друг с другом. Нередко формирование межличностных отношений ребят предлагается начинать с их совместной деятельности. Однако, при враждебном, отчуждённом отношении к другому, когда ребёнок "не видит сверстника", пытается продемонстрировать свои преимущества, не хочет учитывать его интересы, деятельность малышей не станет по-настоящему совместной и не сможет объединить их. Как показывает опыт, общие занятия возможны только при сложившихся межличностных отношениях. Дети с трудностями в общении, сосредоточенные на себе (как агрессивные, так и замкнутые) не готовы к объединению. Приведённые ниже игры способствуют налаживанию нормальных отношений со сверстниками и готовят "трудных" детей к сотрудничеству, в котором решаются общие задачи. Совместную деятельность сначала лучше организовывать в парах, где двое ребят создают своё произведение самостоятельно, "по секрету" от остальных. Это способствует объединению, побуждает малышей договариваться и согласовывать свои усилия. Причём такие задания должны быть не соревновательного, а продуктивного характера. Приведём несколько примеров возможных занятий.

"Мозаика"

Пара детей получает мозаику, детали которой делятся между ними поровну. Чтобы сложить общую картину нужно задумать сюжет, распределить усилия, учитывать и продолжать действия партнёра. По завершении работы "произведение" показывают всем остальным, и малыши пытаются догадаться, что изобразили авторы.

"Рукавички"

Для этого занятия потребуются вырезанные из бумаги рукавички с незакрашенным узором. Двое ребят должны как можно быстрее и (главное!) одинаково раскрасить рукавички. Каждой паре выдаётся только 3 карандаша разного цвета.

"Рисуем домики"

Двое детей должны нарисовать на одном листе бумаги общий домик, и рассказать, кто в нём живет. Это лишь некоторые сюжеты детских игр, стимулирующих взаимопомощь и заботу о другом. Их могут использовать не только воспитатели и психологи, но и родители. Везде, где ваш ребёнок встречается со сверстниками - в гостях, на детской площадке, за домашним столом - можно попробовать направить его внимание на другого. Эти занятия не требуют специальных условий или оборудования. Естественно, каждая игра может быть дополнена или изменена в зависимости от вашей фантазии и конкретных условий. Важно только сохранить главную цель - побуждать к заботливому и внимательному отношению к сверстникам. Стимулировать не призывами и нотациями, а примером конкретных житейских или игровых ситуации, в которых внимание к партнеру является необходимым и естественным условием совместной игры. Также очень важно, чтобы данные игры исключали любое сравнение детей, их конкуренцию. Пусть каждый делает по-своему, как считает нужным. Эту стратегию можно применять не только в специальных играх, но и в повседневной семейной жизни. Нельзя слишком хвалить одного и ставить его в пример другим. Такая оценка, и сравнение с положительным ребенком, разделение на "хороших" и "плохих" могут только разъединить детей и вызвать отчуждение. Нельзя фиксировать внимание ребёнка на самом себе - на его недостатках или достоинствах. Гораздо важнее, чтобы он задумывался о результате своей деятельности (будь то игра, рисунок или постройка из кубиков). Тогда малыш гораздо легче будет делать что-то вместе с ровесниками и завоюет их симпатию. Главный способ воспитания нравственных качеств и преодоления трудностей в общении заключается не в поощрении и порицании взрослого, а в формировании чувства общности с другими, внутренней причастности к ним.

Постнова Ирина Сергеевна

Спасибо

Лобанова Ирина Константиновна

Классные советы дала коллега!!!! Могу порекомендовать еще войти воспитателю с этим ребенком на второстепенных ролях (одинаковых и для педагога, и для ребенка)с сюжетно-ролевую игру. Как показывает практика, за 5-6 игр, дети привыкают к участию данного ребенка в игре и даже если вы выйдете из нее (придумав в рамках сюжета этот вариант), сверстники оставят его в игре. затем можно через динамику сюжета и предварительную положительную оценку действий ребенка попробовать усложнит его роль

Степанова Дарья Николаевна

Хорошие советы у коллег я с ними полностью согласна. Предложу свой вариант, который я применяю, если возникает такая ситуация. Например: ребенку, которого избегают, нужно доверить изготовить настольную игру или пусть он с мамой изготовит лэпбук. Когда он принесет эту игру или лэпбук в группу дети будут проявлять к нему интерес. Так дети постепенно привыкнут играть с этим ребенком.

Антонова Светлана Константиновна

Касаемо первого комментария...Извиняюсь, конечно, но неплохо бы ссылку на первоисточник прикладывать

Елена Смирнова, зав. лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО, профессор, д. психол. н.
Источник: журнал "Мама и малыш", №11, 2004